Протокол занятия с детьми. Примеры последовательности составления метафор детьми. Игры и творческие задания для развития выразительности речи
Протокол занятия с детьми Детям предлагается взглянуть на картину зимнего пейзажа, где на заснеженных елях сидят снегири. Задача: составить метафору относительно этих птиц. Работу с детьми следует организовывать в форме обсуждения. В качестве пособия может быть использован лист бумаги, на котором воспитатель обозначает последовательность мыслительных операций. - Что за птицы изображены на заснеженных елях? - Снегири (воспитатель на листе бумаги пишет букву " С" и ставит стрелку вправо). - А какие они? - Круглые, пушистые, красные (воспитатель уточняет - " красногрудые", и ставит букву " К" на листе бумаги). - А что еще бывает с такими красными бочками или красной грудкой? - Вишня, яблоки… (воспитатель ставит стрелку вправо от буквы " К" и рисует яблоко). - Снегири красногрудые, как яблоки. - А где снегири находятся? - На заснеженных елках (воспитатель ставит стрелочку вниз от буквы " С" и рисует схематично ель). - Давайте теперь объединим эти два слова (воспитатель обводит круговым движением руки изображения яблока и ели). - Произнесите эти два слова подряд! - Яблоки заснеженных елей. - Кто составит мне предложение с этими словами? - В зимнем лесу появились яблоки на заснеженных елях. Яблоки зимнего леса радовали глаз лыжников. Примеры последовательности составления метафор детьми Метафора про дождь. Дождь капает, как слезы (сравнение с объектом). Дождь идет из туч (находится место расположения объекта). Слова для метафорической фразы: " слезы туч". Метафорические фразы: " Осенью тучи часто льют свои слезы", " Слезы туч были очень грустными и холодными".
Метафора про закат. Закат пылает как костер (сравнение с объектом). Закат находится на вечернем небе (место расположения объекта). Словосочетание: " костер вечернего неба". Метафорическая фраза: " За лесом пылал костер вечернего неба". Процесс обучения будет успешным, если воспитатель после составления фраз возвращается к модели и просит детей проговорить правила их составления. Не обязательно называть детям термин " метафора". Скорее всего, для детей это будут загадочные фразы или посланцы Королевы Красивой Речи. Для успешного развития у детей выразительности речи педагогам рекомендуется проводить с ними игры и творческие задания.
Игры и творческие задания для развития выразительности речи Название игры, цель Методические рекомендации «Цепочка». Учить детей выделять признаки объектов. Ведущий показывает ребенку картинку с изображением объекта, он называет его. Затем картинка передается другому ребенку. Он должен назвать один из признаков объекта и передать картинку следующему. Нужно назвать как можно больше признаков и не повториться. Рекомендуется с младшего возраста. «Угадай по описанию». Учить детей по описанию определять объект. Ведущий показывает картинку с изображенным объектом только одному из детей. Ребенок описывает объект (не называя его) так, чтобы остальные играющие догадались, о чем идет речь. Правило: ведущий описывает объект, следуя от общего к частному. «Выбери признак, который есть у других объектов» Учить детей выделять характерные и специфичные значения признаков объекта. Ведущий называет объект. Играющие называют значения признаков этого объекта. Из перечисленного ряда выбирают одно характерное и одно специфичное значение (очки круглые, солнечные). Рекомендуется со среднего возраста. «Я назову признак, а вы перечислите его значения». Учить детей подбирать разные значения одному признаку.
Ведущий называет какой-либо признак (цвет). Дети должны назвать как можно больше значений этого признака (цвет бывает черный, радужный и т. д. ). В старшем дошкольном возрасте воспитатель называет какое-либо значение признака, а дети угадывают признак (светящийся - светящимся бывает цвет; холодным бывает температура вещества). Проводится со среднего возраста с последующим усложнением. «Что (кто) делает так же? » Учить детей выявлять признаки объекта (функция, части). Учить составлять загадки по моделям «Как…, но не…», «Какой… - что та кое же у другого объекта», «Что делает так же? » Ведущий называет объект. Дети выделяют его действия. Предлагается перечислить объекты, у которых названное действие ярко выражено. ПР: - Воробей что делает? - Прыгает, как кузнечик, суетится, как мышь. Из предложенных вариантов составляется текст загадки: «Прыгает, но не кузнечик, суетится, но не мышка». Проводится со среднего возраста.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|