Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методика работы с детьми. Советы педагогам. Алгоритм мыслительных действий. 4 этап "Составление загадок и метафор по картине"




Методика работы с детьми

Для обучения детей описывать объекты, изображенные на картине с помощью органов чувств, педагог может использовать прием " вхождения в картину". Воспитатель побуждает детей к описанию возможных ощущений и предлагает прислушаться внимательнее, вдохнуть запахи, попробовать на вкус, притронуться рукой и т. д. Даются творческие задания:

Пришел волшебник " Я слушаю" (и другие). Назови объекты, которые могут издавать звук. Я ощущаю лицом и руками…

Советы педагогам

Предварительно уточните знания детей о возможных ощущениях каждого анализатора. Работая с картиной, начинайте речевую зарисовку с фразы: " Я слышу, как…", " Я чувствую запах…", " Когда я трогаю руками …". Добивайтесь передачи отношения ребенка к воспринимаемому на картине. Побуждайте детей описывать не единичные ощущения, а их комплекс. Передача ощущений может идти как от лица постороннего наблюдателя, так и одного из персонажей картины. Активизируйте в речи ребенка слова, характеризующие вкусы, звуки, запахи, тактильные ощущения. Можно предложить детям передать диалоги персонажей картины (мини-театр).

Алгоритм мыслительных действий

" Вхождение в картину". Выбор органа чувств, который помогает " путешествовать" по картине. Речевая зарисовка ощущений.

 

4 этап " Составление загадок и метафор по картине"

Цели:

познакомить детей с моделями составления загадок и метафор; сформировать мыслительные действия ребенка, необходимые для составления загадок и метафор.

Базовая информация

Чтобы составить загадку по картине, необходимо выбрать объект и перечислить его признаки (действия, цвет, форма, размер, специфические характеристики, части и т. д. ).

Следует знать основные модели составления загадок:

1. У объекта выделяется признак, отвечающий на вопрос " Какой? " и делается подборка объектов, у которых данный признак ярко выражен.

Например: " Репейник, какой? Колючий как еж, кактус, елочка. Лохматый как собака, шуба, медведь. Приставучий как липучка, жвачка, смола".

Из предложенных объектов выбирается наиболее удачный вариант сравнения. Строится содержание загадки: не называя загаданный объект, перечисляются признаки, которые через связки " как" или " но не" сравниваются с другими объектами.

Итог: " Колючий, как еж, лохматый, как собака, приставучий, но не смола".

2. Выделяются действия объекта и перечисляются другие объекты, у которых данные действия ярко выражены.

Например: " Лягушка что делает? Прыгает как заяц, мяч. Ныряет как водолаз, утка. Плавает как лодочка, рыба".

Из предложенных вариантов сравнений выбираются наиболее удачные. Строится содержание загадки: не называя загаданный объект, перечисляются действия, которые через связки " как" или " но не" сравниваются с другими объектами.

Итог: " Прыгает, но не мяч, ныряет, но не утка, плавает как лодочка".

3. В объекте выделяются части, делается подборка объектов с такими же частями.

Например: " Часы: стрелки как у компаса, цифры как в математике, круг как полная луна".

Выбирается лучший вариант.

Строится содержание загадки аналогично предыдущим моделям.

Итог: " Стрелки, но не как у компаса, цифры, но не из учебника математики, на круге, но не полная луна".

4. У объекта выделяются части, обозначается их количество, ищутся объекты с такими же характеристиками. Строится содержание загадки.

Итог: " Шестьдесят точек как звезды, с двумя стрелками как указки, на одном круге, но не на полной луне".

На основе данных моделей можно составить смешанный тип загадки. В ней построчно могут собираться различные типы сравнений.

Модели метафор

1. Выделить объект на картине и сравнить его по какому-либо характерному признаку с другим объектом.

Например: " Снежинки кружатся как балерины". Далее обозначить место, где находится объект.

Например: " Снежинки падают с неба". Не называя выделенный объект, надо соединить сравнение и место нахождения этого объекта в речевой фразе. Например: " Балерины неба".

Вставить в смысловой контекст картины.

Например: " Над деревьями кружились балерины неба".

2. Выделить объект на картине и взять его какое-либо свойство.

Например: " Занавеска кружевная".

Сравнение переделать из прилагательного в существительное - " кружево".

Данное слово должно отражать признак другого объекта.

Например: " Кружево зимы".

Метафора вставляется в контекст: " Мама повесила на окно кружево зимы".

Методика работы с детьми

Обучение детей составлению загадок идет от полуактивного этапа (воспитатель с детьми составляет общую загадку) к активному (ребенок сам выбирает объект и модель загадки). При этом ребенок может пользоваться смешанной моделью.

Для обучения детей составлению загадок необходимо освоить модели в следующей последовательности.

1. Совместно с детьми выбирается объект, изображенный на картине. По ходу ответов детей выбираются лучшие сравнения и заносятся в таблицу " Свойства и качества" (графически или текстом):

Какой?

Что такое же?

 

2. Совместно с детьми выбирается объект. Обозначаются его действия. Работа идет по таблице " Действия":

Что делает?

Кто или что делает так же?

 

3. Выбирается объект и заполняется таблица " Части":

Какая часть?

У какого объекта есть такая часть?

 

 

4. В объекте выбирается часть. Определяется количество таких частей с помощью таблицы: " Части и их количество":

Часть

Сколько?

У кого или чего столько же этих частей?

 

Метафоры составляет сам воспитатель и предлагает их отгадать. Задается вопрос к детям: " Про кого или про что на картине я говорю? " После отгадывания детьми объекта воспитатель повторяет метафору и просит детей объяснить ее смысл. Особое значение при обсуждении уделяется образной характеристике объекта.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...