Методика работы с детьми. Советы педагогам. Алгоритм мыслительных действий. 4 этап "Составление загадок и метафор по картине"
Методика работы с детьми Для обучения детей описывать объекты, изображенные на картине с помощью органов чувств, педагог может использовать прием " вхождения в картину". Воспитатель побуждает детей к описанию возможных ощущений и предлагает прислушаться внимательнее, вдохнуть запахи, попробовать на вкус, притронуться рукой и т. д. Даются творческие задания: Пришел волшебник " Я слушаю" (и другие). Назови объекты, которые могут издавать звук. Я ощущаю лицом и руками… Советы педагогам Предварительно уточните знания детей о возможных ощущениях каждого анализатора. Работая с картиной, начинайте речевую зарисовку с фразы: " Я слышу, как…", " Я чувствую запах…", " Когда я трогаю руками …". Добивайтесь передачи отношения ребенка к воспринимаемому на картине. Побуждайте детей описывать не единичные ощущения, а их комплекс. Передача ощущений может идти как от лица постороннего наблюдателя, так и одного из персонажей картины. Активизируйте в речи ребенка слова, характеризующие вкусы, звуки, запахи, тактильные ощущения. Можно предложить детям передать диалоги персонажей картины (мини-театр). Алгоритм мыслительных действий " Вхождение в картину". Выбор органа чувств, который помогает " путешествовать" по картине. Речевая зарисовка ощущений.
4 этап " Составление загадок и метафор по картине" Цели: познакомить детей с моделями составления загадок и метафор; сформировать мыслительные действия ребенка, необходимые для составления загадок и метафор. Базовая информация Чтобы составить загадку по картине, необходимо выбрать объект и перечислить его признаки (действия, цвет, форма, размер, специфические характеристики, части и т. д. ).
Следует знать основные модели составления загадок: 1. У объекта выделяется признак, отвечающий на вопрос " Какой? " и делается подборка объектов, у которых данный признак ярко выражен. Например: " Репейник, какой? Колючий как еж, кактус, елочка. Лохматый как собака, шуба, медведь. Приставучий как липучка, жвачка, смола". Из предложенных объектов выбирается наиболее удачный вариант сравнения. Строится содержание загадки: не называя загаданный объект, перечисляются признаки, которые через связки " как" или " но не" сравниваются с другими объектами. Итог: " Колючий, как еж, лохматый, как собака, приставучий, но не смола". 2. Выделяются действия объекта и перечисляются другие объекты, у которых данные действия ярко выражены. Например: " Лягушка что делает? Прыгает как заяц, мяч. Ныряет как водолаз, утка. Плавает как лодочка, рыба". Из предложенных вариантов сравнений выбираются наиболее удачные. Строится содержание загадки: не называя загаданный объект, перечисляются действия, которые через связки " как" или " но не" сравниваются с другими объектами. Итог: " Прыгает, но не мяч, ныряет, но не утка, плавает как лодочка". 3. В объекте выделяются части, делается подборка объектов с такими же частями. Например: " Часы: стрелки как у компаса, цифры как в математике, круг как полная луна". Выбирается лучший вариант. Строится содержание загадки аналогично предыдущим моделям. Итог: " Стрелки, но не как у компаса, цифры, но не из учебника математики, на круге, но не полная луна". 4. У объекта выделяются части, обозначается их количество, ищутся объекты с такими же характеристиками. Строится содержание загадки. Итог: " Шестьдесят точек как звезды, с двумя стрелками как указки, на одном круге, но не на полной луне".
На основе данных моделей можно составить смешанный тип загадки. В ней построчно могут собираться различные типы сравнений. Модели метафор 1. Выделить объект на картине и сравнить его по какому-либо характерному признаку с другим объектом. Например: " Снежинки кружатся как балерины". Далее обозначить место, где находится объект. Например: " Снежинки падают с неба". Не называя выделенный объект, надо соединить сравнение и место нахождения этого объекта в речевой фразе. Например: " Балерины неба". Вставить в смысловой контекст картины. Например: " Над деревьями кружились балерины неба". 2. Выделить объект на картине и взять его какое-либо свойство. Например: " Занавеска кружевная". Сравнение переделать из прилагательного в существительное - " кружево". Данное слово должно отражать признак другого объекта. Например: " Кружево зимы". Метафора вставляется в контекст: " Мама повесила на окно кружево зимы". Методика работы с детьми Обучение детей составлению загадок идет от полуактивного этапа (воспитатель с детьми составляет общую загадку) к активному (ребенок сам выбирает объект и модель загадки). При этом ребенок может пользоваться смешанной моделью. Для обучения детей составлению загадок необходимо освоить модели в следующей последовательности. 1. Совместно с детьми выбирается объект, изображенный на картине. По ходу ответов детей выбираются лучшие сравнения и заносятся в таблицу " Свойства и качества" (графически или текстом): Какой? Что такое же?
2. Совместно с детьми выбирается объект. Обозначаются его действия. Работа идет по таблице " Действия": Что делает? Кто или что делает так же?
3. Выбирается объект и заполняется таблица " Части": Какая часть? У какого объекта есть такая часть?
4. В объекте выбирается часть. Определяется количество таких частей с помощью таблицы: " Части и их количество": Часть Сколько? У кого или чего столько же этих частей?
Метафоры составляет сам воспитатель и предлагает их отгадать. Задается вопрос к детям: " Про кого или про что на картине я говорю? " После отгадывания детьми объекта воспитатель повторяет метафору и просит детей объяснить ее смысл. Особое значение при обсуждении уделяется образной характеристике объекта.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|