1-ый тип: "Текст реалистического характера"
1-ый тип: " Текст реалистического характера" Цель: обучение составлению описательных рассказов по картине. Виды получаемых текстов (выделены условно): рассказ как фиксация изображенных объектов и их смысловых взаимосвязей; описание картины как раскрытие темы; развернутое описание конкретного объекта; словесно-выразительное описание изображенного на картине с использованием аналогий: поэтических образов, метафор, сравнений и т. д.; создание рифмованных текстов по содержанию картины. 2-ой тип: " Текст фантастического характера" Цель: составление рассказов фантастического плана по мотивам изображенного на картине. Виды получаемых текстов (выделены условно): рассказ как фантастическое преобразование содержания; фантастический рассказ об отдельно взятом объекте и его изменениях во времени; рассказ от имени изображенного (представляемого) объекта с заданной или самостоятельно выбранной характеристикой; сказки по мотивам содержания картины; рифмованные тексты фантастического плана. Оба типа рассказов можно отнести к творческой речевой деятельности разного уровня. Творческая речевая деятельность находится в прямой зависимости от уровня развития мышления ребенка. Основополагающим моментом в предлагаемой технологии является то, что обучение детей составлению рассказов по картине основывается на алгоритмах мышления. В работе с детьми можно выделить несколько этапов, на каждом из них представлена какая-либо мыслительная операция, в результате освоения которой у ребенка развивается способность самостоятельно делать речевые зарисовки по картине. Обучение ребенка осуществляется в процессе его совместной деятельности с педагогом посредством системы игровых упражнений.
1 этап " Определение состава картины" Цель: обучить мыслительным действиям, ведущим к перечислению изображений на картине (дробление, моделирование, группировка). Базовая информация Для составления рассказа по картине необходимо подготовить запас слов. С этой целью выделяются объекты, изображенные на картине. Степень подробности может быть разной: максимальной (с выделением всех объектов и их деталей), средней (выделение основных и второстепенных объектов без деталей) и низкой (выделение только главных объектов). При наличии однородных объектов на картине производится группировка по какому-либо признаку: по принадлежности к природному или рукотворному миру, по функциям, форме, цвету и т. д. Моделирование выявленных на картине объектов производится с помощью схем, цветовых обозначений, букв, картинок и т. д. Методика работы с детьми Для побуждения детей к выделению и называнию объектов на картине используется прием " подзорная труба". Правило: навести глазок подзорной трубы на один объект и назвать его. Для определения деталей одного объекта используется приемы " Аукцион", " Охота за подробностями", " Кто самый внимательный" и др. Игры эти направлены на активизацию внимания детей. При обучении классификационным умениям используется прием группировки по заданному признаку: рукотворности, природности, функциональности, присутствия определенного цвета, формы и т. д. Классификационная группа обозначается обобщающим словом. Моделирование детьми выявленных объектов производится схемами, буквами, картинками, цветом и другими средствами обозначения. Для этого используется доска или лист бумаги, на котором модели располагаются аналогично композиции картины.
Советы педагогу Воспитатель должен проявлять живой интерес и эмоционально реагировать на ответы детей. Темп работы должен быть достаточно быстрым, воспитатель должен энергично и оперативно производить моделирование названных детьми объектов. Предварительно должен быть составлен тематический словарь. Последовательность называния объектов может быть любая. Обязательным условием является обозначение " земля-небо", " пол - потолок". Данные ориентировки впоследствии помогут детям найти связи между объектами: " Такой - то объект лежит на полу, а этот - летает в небе. По окончанию определения состава картины необходимо подвести итог (быстро перечислить все названное, начиная с главного). Обращение идет не только к памяти ребенка, но и к считыванию модельных обозначений. Окончательным итогом данной игры считается рефлексия: осознание детьми производимой мыслительной операции и вывод правила - " когда смотришь на картину, надо сначала обозначить объекты, на ней изображенные". Алгоритм мыслительных действий при определении состава картины Перечисление объектов на картине (в том числе и частей). Моделирование объектов. Группировка по заданному признаку. Обобщение перечисленных объектов. Рефлексия.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|