Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Обоснование необходимой величины товарных запасов торгового предприятия




Каждое предприятие при обосновании необходимой величины товарных запасов использует следующую информацию:

1) об обороте розничной торговли и продаже по группам товаров в отчетном и прогнозируемом периоде;

2) о товарных запасах по объему и структуре, об оборачиваемости товаров;

3) из бухгалтерской отчетности о совокупных расходах, расходах по оплате кредитов, транспортировке и хранении товаров;

4) о размерах торговых наценок;

5) о наличии собственных оборотных средств.

Методы расчета необходимой величины товарных запасов:

1) опытно-статистический – установление рекомендуемой величины запасов (в днях к объему продаж и в сумме) исходя из сложившихся тенденций изменения товарооборачиваемости и факторов, влияющих на нее с учетом ожидаемых изменений в планируемом периоде. Этот метод является основным при определении необходимой величины по группам товаров, доля которых в объеме продаж менее 5 % и по небольшим предприятиям (мелкой рознице);

2) технико-экономический – используется для тех групп товаров, которые занимают в объеме продаж 5 % и более. Суть этого метода состоит в расчете по товарной группе общей величины необходимых запасов (М) по ее составляющим: запасы, связанные с затратами времени по комплектованию, приемке и подготовке товаров к продаже (К); рабочий запас, т. е. товары, которые должны быть реализованы в период между завозами партий товара (Р); запас текущего пополнения (П/2) – по товарам простого ассортимента он равен половине частоты завоза; страховой запас (С) устанавливается предприятием эмпирически.

М = К + Р + П/2 + С

Рассмотрим методику расчета каждого из слагаемых:

К – определяется исходя из затрат времени на период подготовки товаров и комплектования торгового ассортимента. Он составляет в реальной действительности 1–3 дня;

Р – рабочий запас, определяется затратами времени на формирование заказа и организацию его поставки. По товарам местного производства он обычно составляет 4–6 дней;

П/2 – запас текущего пополнения предназначен для бесперебойной торговли между очередными пополнениями запасов и при расчете норматива, принимается в среднем размере (П/2) исходя из того, что в момент поступления товаров создается максимальный запас, а перед очередным завозом их общая величина будет минимальной. Общая величина запаса пополнения (П) определяется умножением нормированного текущего срока завоза в днях на коэффициент обновления всего ассортимента (она в свою очередь определяется делением количества разновидностей по ассортиментному перечню на количество разновидностей в одной партии). Расчеты величины этого запаса могут быть рассчитаны в нескольких вариантах. Увеличение частоты завоза товаров и количества разновидностей, завозимых в среднем в одной партии, влияет на уменьшение запаса текущего пополнения и наоборот. Предприятия, принимая решение об изменении норматива запасов, должны предусматривать изменение соответствующих условий поставки: частоты и комплектности завоза;

С – страховой запас создается на случай резкого увеличения спроса населения. Он составляет 30–50 % от величины запаса пополнения.

 

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ СНАБЖЕНИЯ

Снабжение – это деятельность, включающая в себя процедуры закупки, доставки, приемки, хранения и предпродажной подготовки продукции.

Управление снабжением – это деятельность по координации взаимодействия участников цепи поставок в целях обеспечения добавленной ценности для потребителей.

Политика снабжения – это общие рекомендации, на основе которых определяются назначение, цель и аспекты деятельности подразделения снабжения предприятия.

Содержание политики снабжения:

1) описание организационной структуры подразделения снабжения;

2) положение о ценных закупках;

3) положение об этике снабженческой деятельности.

Функции снабжения:

– выявление и изучение источников ресурсов и поставщиков продукции;

– определение потребности и расчет количества заказываемой продукции;

– решение о заказе;

– установление количества и сроков поставок и наблюдение за ними;

– управление запасами;

– учет и контроль хода выполнения договорных обязательств.

Принципы снабжения:

1) планомерность – завоз продукции на основе плановых графиков завоза;

2) ритмичность – завоз продукции через относительно одинаковые промежутки времени, что создает оптимальные условия для работы оптовых и розничных торговых предприятий, складов, транспорта и других звеньев цепи поставок;

3) оперативность – осуществление процесса снабжения продукцией в зависимости от изменения спроса на нее;

4) экономичность – минимальные затраты рабочего времени, материальных и денежных ресурсов на доставку продукции. Достигается путем эффективного использования транспортных средств, механизации погрузочно-разгрузочных работ, установления оптимальной звенности цепи поставок;

5) централизация – снабжение потребителей продукцией силами и средствами поставщиков;

6) технологичность – использование современных технологий закупок и поставок.

Разработка программы снабжения – определение вида и количества продукции, закупаемой на различных рынках, а также времени закупки того или иного вида продукции.

Задача системы снабжения – обеспечение запланированного уровня обслуживания потребителей с минимальными общими затратами.

Требования к системе снабжения:

1) обеспечение непрерывного потока продукции: обеспечение непрерывного потока сырья, комплектующих и предоставления услуг, необходимых для жизнедеятельности предприятия;

2) управление запасами: сведение уровня инвестиций, связанных с запасами продукции, и затрат на их поддержание; со

3) поддержание уровня качества обслуживания потре– 2 бителей;

4) работа с поставщиками: поиск компетентных поставщиков;

5) стандартизация: покупка стандартной продукции там, где это возможно;

6) достижение минимальной общей стоимости обслуживания, процесс закупки требует наличия продукции и обслуживания по наименьшей стоимости;

7) обеспечение конкурентного преимущества предприятия;

8) развитие отношений и достижение гармоничных, продуктивных и рабочих отношений с сотрудниками других функциональных подразделений предприятия;

9) обеспечение снабжения при снижении уровня накладных расходов. Надежность снабжения – гаран-тированность обеспечения потребителя необходимой ему продукцией в течение запланированного промежутка времени.

 

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ЗАКУПОК

Этапы процесса закупок на предприятии:

1) определение масштаба проекта (определение объема производства и продаж, оценка величины затрат, параметров бюджета);

2) формирование плана закупок, предварительная оценка поставщиков. Составляется список всех будущих закупок для проекта, а также график закупок каждого вида продукции;

3) размещение объявлений о подаче предложений;

4) оценка предложения;

5) окончательные переговоры;

6) составление документации;

7) поставка и контроль качества;

8) обсуждение спорных вопросов и гарантийных обязательств.

Операции, осуществляемые в рамках функции закупок:

1) анализ рынка;

2) изучение тенденций цен и анализ стоимости производства поставщика. Позволяет сделать вывод о том, что покупка совершается при наиболее благоприятных условиях и в самое лучшее время;

3) получение и оценка предложения поставщика;

4) выбор поставщика;

5) согласование стоимости обслуживания и заключение договора;

6) проверка соответствия закупаемой продукции определенным требованиям или спецификации покупателя;

7) проведение предварительных переговоров между поставщиком и покупателем;

8) размещение заказа;

9) делегирование полномочий и оценка последствий закупочной политики;

10) установление единой политики в отношениях с поставщиками;

11) выработка методов учета продукции;

12) сокращение времени проверки и одобрения спецификации продукции;

13) ускорение оплаты продукции;

14) экономия ресурсов предприятия, например, путем консолидации заказов и установления стандартов запаса;

15) поиск более дешевых заменителей продукции без ущерба для ее потребительских свойств;

16) отбор, классификация и анализ данных, необходимых для поиска альтернативного вида продукции;

17) прогноз снабжения, спроса и цен на основные виды закупаемой продукции;

18) анализ ценности и возможностей поставщика;

19) разработка новых методов для обработки необходимых данных в целях эффективного функционирования системы закупок.

Факторы, влияющие на уровень качества обслуживания в системе закупок предприятия:

1) скорость выполнения заказа (время от момента отправки заказа до получения продукции);

2) возможность срочной доставки продукции по специальному заказу;

3) готовность поставщика принять обратно поставленную продукцию, если в ней обнаружен дефект, и заменить в кратчайший срок качественной продукцией;

4) обеспечение различных объемов партий отгрузок продукции;

5) умение выбрать наиболее подходящий вид транспортировки;

6) наличие эффективно функционирующей службы обслуживания потребителей;

7) наличие надежно функционирующей распределительно-складской сети;

8) достаточный уровень запасов продукции;

9) уровень цен, по которым предоставляется обслуживание потребителям.

Цели системы управления закупками на предприятии: расширение номенклатуры продукции, снижение общих затрат ресурсов и исключение убытков, избавление от устаревших и медленно реализуемых запасов продукции, контроль над специальными заказами, контроль над упущенными продажами, увеличение доли закупок, осуществляемых по процедуре стандартного заказа.

 

ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ЗАКУПОК

Методы закупок:

1) прямые закупки – закупки продукции непосредственно у производителей;

2) встречные закупки – закупки у поставщиков, одновременно являющихся и потребителями;

3) лизинг – аренда, например, складского оборудования;

4) новая закупка – ситуация осуществления закупки предприятием, при которой покупатель совершает покупку данной продукции впервые, может потребовать проведения серьезных исследований;

5) обычная повторная закупка;

6) измененная повторная закупка – ситуация осуществления закупки, при которой предприятие-покупатель изменяет спецификацию заказа, цену, условия поставки или поставщика продукции, требует проведения небольших исследований;

7) комплексная закупка – осуществляется на основе комплексного решения и не требует принятия каких-либо отдельных решений.

Методы управления закупками:

1) метод увеличения объемов закупок;

2) метод уменьшения объемов закупок;

3) метод прямого расчета объемов закупок.

Метод увеличения объемов закупок:

1) учитывается спрос на конкретные виды продукции для принятия решения об их закупках;

2) анализируется спрос в течение по меньшей мере 12 месяцев для учета всех возможных видов сезонных колебаний;

3) определяется достаточный объем спроса на протяжении 12 месяцев для создания запасов конкретного вида продукции;

4) решения о создании запасов принимаются в завиС симости от количества заказов на конкретные виды продукции, а не от количества проданных видов продукции.

Метод уменьшения объемов закупок:

1) ежемесячно анализируется статистика сбыта продукции, не пользующейся спросом;

2) на основании статистики сбыта определяются те виды продукции, объем запасов которых следует сократить;

3) вырабатываются критерии, на основании которых определяется необходимость уменьшения или ликвидации конкретных видов запасов продукции;

4) сводится к минимуму доля медленно реализуемых видов продукции на основе учета показателей объема запасов продукции.

Метод прямого расчета объемов закупок (вычисление средних величин без учета динамики и цикличности спроса):

1) определяется период времени, для которого осуществляется расчет;

2) на основании статистики продаж за выбранный период времени определяется общее количество проданной продукции;

3) определяется средняя величина запасов (в неделях) путем деления общего количества проданной продукции на количество недель в выбранном периоде;

4) для определения запаса данного вида продукции величина оптимального уровня запаса умножается на среднюю величину запасов в неделю;

5) по мере продаж новой продукции расчетная величина, а вместе с ней и цифры в стандартном заказе меняются;

6) полученная в результате расчетов величина изменяется еженедельно, отражая актуальные статистические данные, поэтому средняя величина запасов и оптимальный уровень запасов постоянно пересчитываются.

Политика закупок продукции, основанная на АВС-анализе:

1) закупки ресурсов группы «А» осуществляются у более надежных поставщиков, чем по группе «С»;

2) наименования группы «А» подвергаются более тщательному физическому контролю над хранением;

3) прогнозирование потребности в продукции группы «А» осуществляется более тщательно.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ПОСТАВОК

Существует две основные формы снабжения сырьем и материалами:

1) складская – поставка продукции осуществляется через промежуточные и распределительные складские комплексы и терминалы;

2) транзитная – поставка продукции непосредственно потребителю с предприятий-изготовителей; поступление закупленной продукции в розничные торговые предприятия непосредственно от поставщиков.

Транзитная форма снабжения будет рентабельной для поставщика и потребителя при следующих условиях:

1) количество реализуемой продукции достаточно велико, чтобы окупить затраты на прямой сбыт;

2) потребителей немного, и они расположены на относительно небольшой территории;

3) продукция требует высокоспециализированного обслуживания.

Активная политика предприятия в области условий поставки заключается в том, что при продаже продукция должна быть доставлена как можно ближе к складу покупателя. При покупке продукция должна быть получена в собственность как можно с более близкого расстояния от склада продавца. Это способствует лучшему планированию бизнеса и контролю цепи поставки.

Преимущества активной политики условий поставки:

1) лучший контроль цепи поставки;

2) планирование бизнеса с точки зрения обслуживания потребителей в соответствии с поставками. При выборе условий поставки, в частности способа транспортировки, учитывается, какой из сторон в сделке более выгодно организовать доставку продукции.

Меры, принимаемые отправителем для обеспечения сохранности количества и качества отгружаемой продукции:

1) соблюдение установленных правил упаковки и затаривания продукции, маркировки и опломбирования отдельных товарных мест;

2) точное определение количества отгруженной продукции (веса и количества мест, ящиков, мешков, связок, кип, пачек);

3) при отгрузке продукции в упаковке – оформление для каждого тарного места документа (упаковочного ярлыка, упаковочного листа), свидетельствующего о наименовании, количестве и качестве продукции, находящейся в данном тарном месте;

4) четкое и правильное оформление отгрузочных и расчетных документов, соответствие указанных в них данных о количестве продукции фактически отгружаемому количеству;

5) осуществление контроля над работой лиц, занятых определением количества отгружаемой продукции и оформлением на нее отгрузочных и расчетных документов;

6) отгрузка (сдача) продукции, соответствующей по качеству и комплектности требованиям, установленным стандартами, техническими условиями, чертежами, рецептурами, образцами, эталонами;

7) четкое и правильное оформление документов, удостоверяющих качество и комплектность поставляемой продукции (технический паспорт, сертификат, удостоверение о качестве), отгрузочных и расчетных документов, соответствие указанных в них данных о качестве и комплектности продукции фактическому качеству и комплектности;

8) своевременная отсылка документов, удостоверяющих количество, качество и комплектность продукции, получателю; документы высылаются вместе с продукцией;

9) соблюдение действующих на транспорте правил сдачи грузов к перевозке, их погрузки и крепления, а также специальных правил погрузки, установленных стандартами и техническими условиями.

 

ПОКАЗАТЕЛИ ПОСТАВОК

Организация учета и контроля за поставками – важная часть логистической работы.

Цель учета и контроля поставок – осуществление повседневного наблюдения за ходом выполнения поставщиками своих договоров поставки для обеспечения своевременного и бесперебойного поступления товаров в согласованном ассортименте, надлежащего качества и количества. Учет ведется в специальных карточках или журналах, где фиксируются сведения о фактической отгрузке и поступлении товаров и выявляются случаи нарушения поставщиками договоров. Карточная или журнальная форма учета выполнения договоров весьма трудоемка, осуществляется, как правило, вручную и не позволяет иметь повседневных данных о поступлении товаров по развернутому ассортименту.

Поэтому актуальной задачей логистической деятельности является механизация и автоматизация учета поставок с помощью современной компьютерной техники. Успешному проведению закупочной работы способствует разработка логистическим аппаратом оперативных планов закупок, предусматривающих суммы и ассортимент товаров, подлежащих закупке, сроки и периодичность поставки. По каждому поставщику рассматриваются фактические показатели поставок и рассчитывается отклонение от запланированных. Показатели поставок характеризуют объем, структуру и ритмичность (равномерность) поставок.

Время поставки – период времени между поступлением в логистическую систему заказа на поставку и получением потребителем заказанной продукции.

Интервал поставки – время между двумя следующими друг за другом поставками.

Частота поставок представляет собой число воз. можных поставок в течение определенного периода ^времени (например, число поставок в отчетном периоде). Через частоту поставок может быть выражен средний интервал поставки.

Безотказность поставок – доля заказов, выполненных с требуемыми временными показателями за определенный период времени, в общем объеме заказов на тот же период времени, определяется как в разрезе каждой номенклатуры продукции, так и в целом по предприятию.

Оптимальная партия поставки – объем партии поставки продукции, отгружаемой поставщиком по заказу потребителя. Оптимальная партия поставки обеспечивает для потребителя минимальное значение суммы двух составляющих: транспортных расходов и затрат на формирование, хранение и поддержание требуемого уровня запасов.

Ритмичность поставок – поставки в сроки, установленные договором поставок.

Равномерность поставок – поставки продукции равными партиями за равные отрезки времени.

Среднее время задержки поставок – показатель, характеризующий превышение времени поставок продукции (в днях) по сравнению с нормативным временем поставок.

Коэффициент связи «поставщик – потребитель» – величина, отражающая тесноту связи данного потребителя с тем или иным поставщиком. Рассчитывается как отношение количества продукции, поступившей за отчетный период от данного поставщика, к общему количеству продукции, поступившей к потребителю за тот же период времени.

Степень готовности к немедленной поставке характеризует долю общей потребности в продукции, удовлетворение которой за счет поставки может быть осуществлено немедленно.

 

ДОГОВОР ПОСТАВКИ

Предмет договора поставки – продавец должен передать товар, а покупатель должен уплатить за товар определенную сумму.

Поставщик – продавец, обязующийся передать в обусловленный срок (сроки) производимую или закупаемую им продукцию покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях.

Основные реквизиты договора поставки:

1) наименование продукции;

2) количество поставляемой продукции;

3) цены;

4) сроки поставки;

5) порядок финансовых расчетов;

6) способ транспортировки;

7) санкции за несоблюдение условий договора;

8) порядок приемки продукции по качеству и количеству. Многие предприятия используют различные формы договоров, образцы которых предлагаются в различных сборниках и рекомендациях. Наряду с очень краткими договорами, содержащими минимум условий, нередко заключаются многостраничные, очень подробные договоры, предусматривающие значительное число дополнительных условий.

Универсальной формы договора не существует.

Договор – документ строго индивидуальный, и составлять его надлежит в каждом конкретном случае отдельно.

Рекомендации по составлению договора поставки:

1) при намерении заключить договор поставки следует четко знать, какие цели достигаются при его реализации, и уточнить наиболее важные моменты, связанные с его оформлением, подписанием и исполнением;

2) желательно, чтобы проект был разработан заинте-^ ресованной стороной, а не получен от партнеров, так как в нем могут быть не учтены должным образом все интересы предприятия и придется подгонять их под «чужой» договор;

3) при подписании договора следует убедиться, что представитель контрагента имеет юридическое право и полномочия на подписание документа;

4) договор не должен содержать двусмысленности и нечеткости формулировок, так как в случае спора контрагент попытается любую неточную формулировку интерпретировать в свою пользу, а суд при трактовке условий договора согласно требованиям Гражданского кодекса всегда исходит из буквального смысла изложенных в нем формулировок;

5) согласно Указу Президента РФ от 20 декабря 1994 г. 2204 «Об обеспечении правопорядка при осуществлении платежей по обязательствам за поставку товаров (выполнение работ или оказание услуг)» обязательным условием договоров поставки товаров (выполнение работ или оказание услуг) является определение срока исполнения обязательств по расчетам за поставленные по договору товары (выполненные работы, оказанные услуги). Предельный срок исполнения обязательств по расчетам равен трем месяцам с момента фактического получения товаров (выполнения работ и оказания услуг);

6) следует хорошо продумать формулировки условий об обстоятельствах, освобождающих от ответственности (так называемых форс-мажорных оговорок). Та или иная формулировка определяет имущественную ответственность сторон договора (повышает или снижает ее). Если договор содержит конкретный перечень обстоятельств, наступление которых освобождает от ответственности при нарушении обязательства, арбитражные суды, как правило, принимают решения о взыскании с виновной стороны убытков, явившихся следствием обстоятельств, находившихся вне контроля, если эти обстоятельства не предусмотрены договором.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА

Процесс производства – это соединение ресурсов и факторов производства в определенной комбинации в целях создания продукции и ее последующего сбыта.

Типы производственных процессов:

1) штучное производство;

2) серийное производство;

3) производство товарными партиями.

При организации производства рассчитываются следующие показатели:

1) норма времени – научно обоснованные затраты необходимого рабочего времени на выполнение работ в определенных производственных условиях;

2) партия деталей – количество одинаковых деталей, обрабатываемых на взаимосвязанных рабочих местах с однократной затратой подготовительно-заключительного времени;

3) оптимальная партия изделий – партия, при которой затраты в расчете на одно изделие минимальны;

4) потребность в материальных ресурсах: материалах, сырье, полуфабрикатах и готовых изделиях, используемых на дальнейших стадиях производственного процесса, вспомогательных материалах, производственных материалах, а также комплектующих.

Материалы – это ресурсы, потребляемые в процессе производственных операций, например детали для ремонта оборудования.

Сырье – первичные материалы, не прошедшие переработки вообще или прошедшие ее в незначительной степени.

Полуфабрикаты – исходные продукты более высокой степени переработки (предварительно смонтированные детали).

Вспомогательные материалы – материалы, занимающие незначительную часть в составе конечного продукта (швейные нитки при пошиве одежды).

Производственные материалы – материалы, не входящие в состав конечного продукта, но необходимые для нормального функционирования производственного процесса. Они обеспечивают ввод в действие и эксплуатацию оборудования (смазочные материалы, чистящие и моющие средства).

Комплектующие – продукты, не требующие обработки вообще или требующие ее в незначительной степени (пересортировка, изменение размера партии, маркировка).

Показатели использования материальных ресурсов:

1) выход продукта – оценивает эффективность использования материальных ресурсов в производстве;

2) коэффициент использования – характеризует степень полезного использования материальных ресурсов;

3) коэффициент извлечения – характеризует степень извлечения полезного продукта из исходного сырья;

4) коэффициент раскроя – характеризует степень использования материалов (листовых, полосовых, 2 рулонных) в заготовительном производстве;

5) лимит – строго установленное количество материальных ресурсов. Такое количество ресурсов отпускается со складов производственным подразделениям предприятия для выполнения запланированной производственной программы;

6) удельный расход сырья и материалов – показатель фактического использования сырья и материалов, представляющий собой количество фактически израсходованного материала на единицу продукции (работы). Определяется делением количества израсходованного материала на объем произведенной из него продукции.

Пути снижения логистических затрат на основе диверсификации производства:

1) унификация деталей и сборочных единиц;

2) стандартизация;

3) осуществление предварительной сборки узлов;

4) использование деталей, имеющих высокий удельный вес в готовой продукции.

 

СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ И ВИДЫ РИСКОВ

Риск – возможная опасность потерь, вытекающая из специфики тех или иных явлений природы и видов деятельности человека. Как экономическая категория, риск представляет собой событие, которое может произойти или не произойти. В случае совершения события возможны три экономических результата: отрицательный (проигрыш, ущерб, убыток), нулевой, положительный (выигрыш, выгода, прибыль). Риском можно управлять, но эффективность организации управления во многом определяется классификацией риска.

Выделяют следующие виды рисков:

1) по причине возникновения:

– объективные (принципиальные) – риски, причины которых неподконтрольны человеку и обезличены. Последствия данных рисков могут быть значительными. К объективным рискам относят стихийные бедствия (землетрясения, наводнения, цунами, ураганы, извержения вулканов и другие проявления стихийных сил природы). Войны, социальные потрясения и политическое вмешательство также входят в этот тип рисков;

– субъективные (конкретные) – риски, причины которых могут быть персонифицированы, т. е. могут быть привязаны к конкретной личности. К данным рискам относят кражи, пожары, дорожно-транспортные происшествия и другие проявления, основанные на отрицании или игнорировании объективного подхода к действительности;

2) по воздействию на объект страхования:

– внутренние риски, связанные непосредственно с транспортировкой груза на конкретном транспортном средстве (пожары, взрывы, повреждение груза при погрузке, укладке, выгрузке, заправке топливом, халатность персонала, в частности водителя);

– риски, воздействующие на груз извне (угроза распространения пожара, стихийного бедствия, угроза столкновения с другим транспортным средством, различные криминальные действия, а также запрещающие распоряжения властных структур);

– риски, воздействующие на другие объекты из-за происшествий с грузом (распространение пожара, взрывы, повреждение другого груза, нанесение вреда людям);

3) по виду:

– природно-естественные – связаны с проявлениями стихийных сил природы: землетрясение, наводнение, пожар, буря и т. п.;

– экологические риски – риски, связанные с загрязнениями окружающей среды;

– политические риски – риски, связанные с политической ситуацией в стране и деятельностью государства: невозможность осуществления хозяйственной деятельности вследствие военных действий, революций, введение моратория на внешние платежи, изменение налогового законодательства и т. п.;

– транспортные риски – риски, связанные с перевозкой грузов транспортом: автомобильным, морским, железнодорожным и т. п.;

– имущественные риски – риски, связанные с вероятностью потерь имущества предпринимателя по причине кражи, диверсии, халатности и т. п.;

– производственные риски – риски, связанные с убытком остановки производства, связанной с повреждением основных средств, а также связанные с внедрением достижений НТП;

– торговые риски – риски, связанные с убытком по причине задержки платежей, недоставки товара;

– финансовые риски – вероятность потерь денежных средств. Они делятся на риски, связанные с покупательной способностью денег, и риски, связанные с вложением капитала.

 

УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ

Мероприятия, проводимые страховыми компаниями в области управления рисками:

1) проведение организационно-технических мероприятий по предупреждению наступления грозящих опасностей;

2) поощрение клиентов к принятию адекватных мер предосторожности путем установления более низких страховых премий;

3) инициирование введения в практику бизнеса эффективных мер безопасности для повышения уровня собственной прибыльности.

Способы управления рисками:

1) избежание риска;

2) передача риска;

3) ограничение риска;

4) сокращение риска.

Методика обеспечения безопасности:

1) идентифицируются и устанавливаются ресурсы и виды логистической деятельности, которые приносят добавленную ценность потребителю и потенциально подвержены риску;

2) оценивается вероятность появления этих рисков;

3) разрабатывается и внедряется система, позволяющая управлять выявленными рисками.

Эффективное управление рисками возможно лишь при наличии надежной и достаточной в данных условиях информации, так как это позволяет принять конкретное решение по действиям в условиях риска. Эта информация включает осведомленность о вероятности того или иного страхового случая, наличии и величине спроса на товары, на капитал, финансовой устойчивости и платежеспособности своих клиентов, партнеров, конкурентов, ценах, курсах и тарифах, в том числе на услуги страховщиков, об условиях страхова-^ния и т. п.

В управлении рисками нет готовых решений, поэтому в случаях, когда рассчитать риск невозможно, принятие рисковых решений происходит с помощью эвристики.

Эвристика – совокупность логических приемов и методических правил теоретического исследования и отыскания истины. Конечно, эвристика менее надежна и менее определенна, чем математические расчеты. Однако она дает возможность получить определенное решение. Основные эвристические правила управления рисками:

1) нельзя рисковать больше, чем это может позволить собственный капитал. Это означает, что прежде, чем принять решение о рисковом вложении капитала, следует определить максимально возможный объем убытка по данному риску, сопоставить его с объемом вкладываемого капитала, сопоставить его с собственными финансовыми ресурсами;

2) надо думать о последствиях риска. Это означает, что менеджер, зная максимально возможную величину убытка, должен определить, к чему это может привести, и принять решение об отказе от риска или передаче риска другому ответственному лицу;

3) нельзя рисковать многим ради малого. Особенно ярко это проявляется при передаче риска, т. е. страховании. В этом случае необходимо четко определить и выбрать приемлемое соотношение между страховым взносом и страховой суммой. Страховой взнос – это плата страхователя страховщику за страховой риск.

Страховая сумма – это денежная сумма, на которую застрахованы материальные ценности. Предприятие не должно принимать на себя риск, если размер убытка относительно велик по сравнению с экономией на страховом взносе;

4) положительное решение принимается лишь при отсутствии сомнений;

5) при наличии сомнений принимаются отрицательные решения;

6) нельзя думать, что всегда существует только одно решение, возможно, существуют и другие.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...