Уровни интерактивности электронных учебных изданий и ресурсов
Уровень
| Общая характеристика
| Конкретные проявления
|
Простой (пассивный)
| Минимальные действия пользователя. В основе лежит привычная модель книги, правда хорошо иллюстрированной. Основную смысловую нагрузку несет текст, иллюстрации, как и в книге, его поясняют.
| - управление презентацией – запуск, остановка, возвращение к предыдущему фрагменту;
- реализация классического принципа меню: в качестве ответа на запрос представляется соответствующий элемент содержания - фрагмент текста, фотография, видеосюжет и т.д.;
- аудиовизуальные элементы содержания представляют собой иллюстрации- неинтерактивные, неизменяемые объекты, не обладающие свойствами отклика на действия пользователя;
- навигация по тексту линейная, аналогичная перемещению по разделам книги с использованием оглавления.
|
Ограниченный
| Учащийся реагирует на отдельные учебные запросы программы. Предоставляется возможность составления из простейших элементов типа «запрос-реакция» цепочек, а затем более сложных структур типа «деревьев», в том числе – многомерных. Массив текста трудно представить двумерным, многие фрагменты не вписываются в единую линейку, обращения к ним не детерминированы.
| - нелинейная навигация – траектория передвижения пользователя от фрагмента к фрагменту может быть сколько угодно сложной: в каждой точке ветвления определяется ряд условий, из которых пользователь выбирает нужное и, в результате, получает фрагмент содержания, отвечающий выбранным условиям и параметрам;
- используются все возможности гипертекста - от расшифровки понятий до перехода по ключевым словам и словосочетаниям в тексты, имеющие косвенное отношение к рассматриваемому предмету;
- тестирование: выбор одного или нескольких элементов из предложенного списка.
|
Полный
| Не только пользователь, но и компьютер может анализировать условия перехода от одного фрагмента содержания к другому. Компьютер накладывает собственные «соображения» на траекторию движения по содержанию.
| – выдача подсказок пользователю: простые подсказки по навигации, или более сложные по выбору пути решения конкретной задачи;
- принятие решения компьютером по результатам входного тестирования учащегося: определяется начальный уровень знаний, и соответственно выбираются информационные материалы, уровень сложности предлагаемых для решения задач и т.д.;
- распознавание речи;
- применение имитационного моделирования.
|
«Реальный масштаб времени» или «исследование моделей»
| Переход от изучения символьных описаний предмета (в основе которых лежит текст) к исследованию его модели в виртуальной реальности.
Обращение к образам на экране компьютера представляет собой простейшую имитацию действий в реальной действительности, направленных на познание сущности предметов и явлений. Крайне существенными являются последствия выбора определенного объекта на экране. Пользователю выдается детерминированная информация по выбранному объекту.
| - создание так называемых «активных» графических зон на экране компьютера (объединение потенциала мультимедиа и моделинга);
- замена текста на звукоряд (речь), в том числе - иллюстрированный динамическим визуальным рядом (видеофильм);
- манипулирование на экране объектами, их исследование.
|
Недетерминированное исследование моделей
| Вариативный подход к получению знаний, позволяющий пользователю заняться собственной исследовательской деятельностью. С точки зрения пользователя - это достаточно адекватная модель реальности, глубина изучения которой во многом зависит от собственной активности.
| - визуальные объекты и представляемые процессы активизированы: объекты можно перемещать, декомпозировать или совмещать, составляя новые комбинации;
- в процессы можно вмешиваться, наблюдая ответные реакции.
|
Задание № 5. Реферативный обзор конспектов уроков истории с применением информационных технологий 2-4 балла.
Цель: выявление современного состояния проблемы использования ИКТ на уроках истории, достоинств и недостатков школьных уроков истории с применением информационно-коммуникационных технологий.
Форма представления результатов работы: аналитическая записка (требования к оформлению – стандартные, учитываются при выставлении баллов за выполненное задание) и выступление с электронной презентацией.
Реферативный обзор – это краткое изложение основного содержания нескольких текстовых материалов (монографий, статей, диссертаций, авторефератов и т.п.) по определенной теме. В отличие от обычного реферата основное содержание реферируемой литературы не интегрируется в единый текст, а располагается отдельными блоками. Поэтому реферативный обзор в большей степени ориентирован на изучение авторских подходов, трактовок, интерпретаций заявленной темы, а не на описание определенной темы.
Для составления реферативного обзора необходимо в профессиональных периодических печатных (например, журналы «Преподавание истории в школе», «Преподавание истории и обществознания в школе» и т.п.) или электронных изданиях (например, сайт «Я иду на урок истории и обществознания» //http://his.1september.ru/urok/) отобрать пять методических разработок уроков истории в школе с применением информационных технологий.
Структура реферативного обзора состоит из титульного листа, введения, основной части, заключения и списка литературы. Во введении необходимо кратко охарактеризовать значимость общей темы реферируемых материалов для современного образования, определить основные направления их анализа. В основной части последовательно располагаются блоки, каждый из которых посвящен одному из реферируемых текстов.
Содержательная структура каждого блока предполагает следующие элементы:
- определение класса, в котором предлагается проведение описываемого урока и ответ на вопрос, соответствуют ли предложенные формы использования ИКТ возрастным особенностям учащихся;
- описание конфигурации ИКТ, которая должна быть использована на уроке;
- оценку целесообразности и эффективности применения ИКТ для изучения предложенного содержания;
- выделение достоинств и недостатков организации каждого урока с точки зрения применения информационных и коммуникационных технологий;
Объем каждого из пяти блоков основной части реферативного обзора – примерно 0,5–0,7 стр. (12-м шрифтом с одинарным интервалом).
В заключении дается краткая сравнительная характеристика изученных материалов с точки зрения их проблематики и специфики авторских подходов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: