Информационный поток – это совокупность передаваемых сообщений, необходимых для управления материальным потоком.
Информационный поток соответствует материальному. В реальных логистических системах материальный и информационный потоки могут опережать друг друга. Информационный поток может иметь одинаковое направление с материальным (прямое) и противоположное ему (встречное). Опережающий информационный поток в прямом направлении содержит предварительные сообщения о предстоящем прибытии грузов, а во встречном направлении – сведения о заказе. Одновременно с материальным потоком параллельно ему идет информация о количественных и качественных параметрах перемещаемых грузов. Вслед за материальным потоком во встречном направлении может приходить информация о результатах приемки грузов, а также претензии и подтверждения. Информационный поток характеризуется источником возникновения, объемом информации, скоростью передачи и т. д.
Логистическая операция – это действие, направленное на материальные ценности или информацию и порождающее материальный или информационный поток. К логистическим операциям с материальными ценностями можно отнести погрузку, разгрузку, транспортировку, упаковку и др. Логистические операции с информацией включают сбор, обработку и передачу соответствующей информации.
К логистическим функциям относят конкретные задачи:планирование материального обеспечения производства, управление запасами, управление распределением продукции и др.
Логистическая цепь – это упорядоченное множество физических или юридических лиц, осуществляющих логистические операции в процессе движения материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя. Основными звеньями логистической цепи являются:
- поставщики материалов; - склады; - транспорт; - производители товаров; - распределительные центры; - потребители продукции.
Логистическая система представляет собой систему управления, выполняющую те или иные логистические функции. Она, как правило, состоит из нескольких подсистем и имеет связи с внешней средой. Различают макро- и микрологистические системы. Микрологистическая система представляет собой логистическую систему промышленных, торговых, сервисных и других предприятий. Макрологистическая система – это система управления материальными потоками, охватывающая предприятия и организации отрасли, региона, страны и т. д.
Методология и научная база логистики
Современная теория логистики базируется на методологиях целого ряда научных дисциплин: - математики (теория вероятностей, математическая статистика, теория случайных процессов, математические методы оптимизации, функциональный анализ и др.); - исследования операций и теории принятия решений: математическое программирование (линейное, нелинейное, динамическое, целочисленное, стохастическое), теория игр, теория массового обслуживания, теория управления запасами, метод сетевого планирования и др.; - системного анализа и технической кибернетики (теория сложных систем, теория автоматического регулирования, теория информации, теория расписаний и др.; - математического моделирования (метод имитационного моделирования, математические модели прогнозирования и др.). Это перечисление показывает, какой огромный багаж научных знаний, накопленных человечеством за предыдущие десятилетия в различных научных направлениях, используется в настоящее время в логистических исследованиях и разработках. При анализе и проектировании логистических систем были разработаны и апробированы многие методологические принципы, основными из которых являются:
- Системный подход, который проявляется в рассмотрении всех элементов логистической системы как взаимосвязанных и взаимодействующих для достижения единой цели управления.
- Принцип тотальных затрат, т. е. учет всей совокупности издержек управления материальными и связанными с ними информационными и финансовыми потоками по всей логистической цепи. Как правило, критерий мимимума общих затрат является одним из основных при оптимизации логистических систем.
- Принцип глобальной оптимизации. При оптимизации структуры или управления в логистической системе необходимо согласование локальных целей функционирования элементов системы. Отличительной особенностью системного подхода является оптимизация функционирования не отдельных элементов, а всей логистической системы в целом.
- Принцип устойчивости и адаптивности. Логистическая система должна устойчиво работать при допустимых отклонениях факторов внешней среды (например, при колебаниях рыночного спроса на конечную продукцию, изменениях условий поставок или закупок материальных ресурсов, изменениях транспортных тарифов и т. п.). При значительных колебаниях факторов внешней среды логистическая система должна приспосабливаться к новым условиям, меняя свою структуру, параметры и критерии оптимизации, т. е. обладать адаптивностью.
К специфическим методам логистики относятся рассматриваемые в следующих параграфах анализ АВС и анализ XYZ.
Анализ АВС
Управление в логистике характеризуется, как правило, большой номенклатурой управляемых объектов: широкий ассортимент товаров, большое число покупателей или поставщиков, разнообразные грузы и т. п. В процессе работы с каждым отдельным объектом, например, позицией ассортимента, предприниматель получает какую-то часть общего результата. При этом с точки зрения вклада в общий результат управляемые объекты далеко не равноценны. Идея метода АВС состоит в том, чтобы из всего множества объектов выделить наиболее значимые. Таких объектов, как правило, немного, и именно на них необходимо сосредоточить основное внимание. В экономике широко известно так называемое правило Парето (20/80), согласно которому лишь пятая часть (20 %) от всего количества объектов, с которыми обычно приходится иметь дело, дает примерно 80 % общего результата. Вклад остальных 80 % объектов составляет только 20 % общего результата.
Суть принципа Парето состоит в том, что в процессе управления нерационально уделять объектам, образующим малую часть вклада, такое же внимание, как и объектам первостепенной важности. Согласно методу Парето множество управляемых объектов делится на две неодинаковые части. Широко применяемый в логистике метод АВС предлагает разделение на три части (группа А, группа В, группа С). При этом предварительно все управляемые объекты необходимо оценить по степени вклада в результат деятельности. Рассмотрим следующий пример. В табл. 1 перечислены 20 объектов, вклад каждого из которых в общий результат оценен в условных единицах и приведен в графе 2. В итоговой строке графы 2 приведен общий результат деятельности. В графе 3 указана доля каждого из объектов в общем результате, выраженная в процентах. Расположим в табл. 2 объекты в порядке убывания доли вклада. Как видим, первые 2 позиции (10 % объектов) списка, упорядоченного подобным образом, дали 75 % результата. Следующие 5 позиций (25 % объектов) – дали 20 % общего результата, и, наконец, оставшиеся 13 позиций (65 % объектов) дали всего лишь 5 % общего результата. Предположим, что первоначально расходы на управление распределялись между всеми объектами равномерно вне зависимости от вклада объекта в конечный результат, при этом стоимость управления одним объектом составляла 5 условных единиц. Общая стоимость управления составляла 100 условных единиц (20 * 5). Увеличим в 2 раза стоимость управления объектами группы А и снизим в 2 раза стоимость управления объектами группы С. Стоимость управления объектами группы В оставим без изменения. Тогда общая стоимость управления составит 2 * 10 + 5 * 5 + 13 * 2,5 = 77,5, т. е. сократится на 22,5 условных единиц. Ухудшение управления группой С скорее всего не окажет значимого влияния на общий результат в связи с незначительной ролью этой группы. В то же время улучшение управления группой А может этот результат существенно улучшить.
Таким образом, перераспределение средств на управление, выполненное в соответствии с результатами анализа АВС, даст снижение затрат на управление и одновременно повысит его эффективность.
Т а б л и ц а 1. Оценка вклада объектов в общий результат
Т а б л и ц а 2. Разделение объектов на группы А, В и С
Графически метод АВС представлен на рис. 2. При построении кривой по оси ОХ откладывают объекты управления в порядке убывания значимости их вклада в конечный результат. По оси OY откладывают вклад каждого объекта в конечный результат нарастающим итогом, выраженный в процентах.
Недостатком метода АВС является отсутствие четкого критерия разделения на группы. Поэтому важнейшей задачей совершенствования метода АВС является систематизация различных подходов, проведение сравнительных расчетов и сопоставление их результатов с целью выбора наилучшего варианта. Анализ литературных источников показал, что существующие методы проведения анализа АВС могут быть разделены на три группы: эмпирический, дифференциальный и аналитический. Эмпирический метод базируется на гипотезе, что деление на группы можно выполнять по аналогии, и поэтому границы групп выбираются по результатам проведенных ранее исследований. Использование эмпирического метода предусматривает выполнение следующих операций: Полученные значения показателей Cj ранжируются – располагаются в убывающей последовательности
Затем производится присвоение новых индексов
Для удобства расчетов вводятся относительные величины рассматриваемых показателей qj (в процентах)
Величины
Интегральная (кумулятивная) зависимость По существу, эмпирический метод предусматривает выбор координат YA и YA+B, например, YA =75 %, YA+B =95 %. Затем с помощью интегральной зависимости
Дифференциальный метод может быть использован как для ранжированных показателей Cj , так и для исходных. В основу метода положены соотношения, опирающиеся на среднее значение показателя
В общем случае граничные значения для выделения групп рассчитываются с помощью коэффициентов, величины которых задаются. Например, к группе А должны быть отнесены позиции номенклатуры, показатели которых
а к группе В соответственно
Аналогично к группе С относим позиции номенклатуры, для которых
Несомненное достоинство дифференциального метода – простота. Нет необходимости ранжировать показатели и строить интегральную зависимость. Недостаток дифференциального метода – неопределенность выбора коэффициентов
Аналитический метод. Особенность данного метода состоит в том, что деление на группы А, В и С производится на основе интегральной кривой При графическом способе (рис. 2а) по оси ординат откладываются значения
Абсцисса точки касания
Соответственно ордината точки Продолжим деление на группы оставшейся номенклатуры, воспользовавшись вышеописанным приемом. Соединим точку Для оставшейся номенклатуры величина среднего показателя составит где Таким образом, в группу В попадают позиции номенклатуры с показателями
При аналитическом способе последовательность этапов определения номенклатурных групп следующая. 1. Позиции номенклатуры нормируются в интервале (0;1) и вводится аргумент х. 2. Выбирается аналитическая зависимость 3. Определяются коэффициенты 4. В качестве критерия деления на группы выберем условие, что в группу А попадут все позиции номенклатуры, показатели которых Для определения абсциссы точки А воспользуемся формулой
где
С учетом начальных условий уравнение запишется в виде
Решая это уравнение, находим
5. Для определения точки В введем новую систему координат, принимая за начало отсчета абсциссу Дальнейшие вычисления аналогичны п. 4: находим
Анализ XYZ
Анализ АВС позволяет дифференцировать ассортимент по степени вклада в конечный результат. Принцип дифференциации ассортимента в процессе анализа XYZ иной – здесь весь ассортимент делят на три группы в зависимости от степени равномерности спроса. В группу Х включают товары, спрос на которые равномерен, либо подвержен незначительным колебаниям. Объем реализации по товарам, включенным в данную группу, хорошо предсказуем. В группу Y включают товары, которые потребляются в колеблющихся объемах. В частности, в эту группу могут быть включены товары с сезонным характером спроса. Возможности прогнозирования спроса по товарам группы Y – средние. В группу Z включают товары, спрос на которые возникает лишь эпизодически от случая к случаю. Прогнозировать объемы реализации товаров группы Z сложно. Признаком, на основе которого конкретную позицию ассортимента относят к группе X, Y или Z, является коэффициент вариации спроса по этой позиции (cv):
где xi – значение спроса по оцениваемой позиции в i-ом периоде;
n – количество рассматриваемых периодов. Величина коэффициента вариации изменяется в пределах от нуля до бесконечности. Разделение на группы X, Y и Z может быть осуществлено, например, на основе правила, представленного в табл. 3. . Т а б л и ц а 3. Возможное правило дифференцирования ассортимента
Задание 1. Задача 1. В таблице приведены данные о прибыли (в тыс. р), которую приносят предприятию различные позиции номенклатуры.
Провести анализ АВС 1. Эмпирическим методом при YA =75 %, YA+B =95 %. 2. Дифференциальным методом при 3. Аналитическим методом (графически)
Задача 2. Исходные данные для проведения анализа XYZ приведены в таблице
1. Рассчитать коэффициенты вариации спроса по отдельным позициям ассортимента (cv). 2. Разделить анализируемый ассортимент на группы X, Y и Z.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|