Информационный поток – это совокупность передаваемых сообщений, необходимых для управления материальным потоком.
Информационный поток соответствует материальному. В реальных логистических системах материальный и информационный потоки могут опережать друг друга. Информационный поток может иметь одинаковое направление с материальным (прямое) и противоположное ему (встречное). Опережающий информационный поток в прямом направлении содержит предварительные сообщения о предстоящем прибытии грузов, а во встречном направлении – сведения о заказе. Одновременно с материальным потоком параллельно ему идет информация о количественных и качественных параметрах перемещаемых грузов. Вслед за материальным потоком во встречном направлении может приходить информация о результатах приемки грузов, а также претензии и подтверждения. Информационный поток характеризуется источником возникновения, объемом информации, скоростью передачи и т. д.
Логистическая операция – это действие, направленное на материальные ценности или информацию и порождающее материальный или информационный поток. К логистическим операциям с материальными ценностями можно отнести погрузку, разгрузку, транспортировку, упаковку и др. Логистические операции с информацией включают сбор, обработку и передачу соответствующей информации.
К логистическим функциям относят конкретные задачи:планирование материального обеспечения производства, управление запасами, управление распределением продукции и др.
Логистическая цепь – это упорядоченное множество физических или юридических лиц, осуществляющих логистические операции в процессе движения материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя. Основными звеньями логистической цепи являются:
- поставщики материалов; - склады; - транспорт; - производители товаров; - распределительные центры; - потребители продукции.
Логистическая система представляет собой систему управления, выполняющую те или иные логистические функции. Она, как правило, состоит из нескольких подсистем и имеет связи с внешней средой. Различают макро- и микрологистические системы. Микрологистическая система представляет собой логистическую систему промышленных, торговых, сервисных и других предприятий. Макрологистическая система – это система управления материальными потоками, охватывающая предприятия и организации отрасли, региона, страны и т. д.
Методология и научная база логистики
Современная теория логистики базируется на методологиях целого ряда научных дисциплин: - математики (теория вероятностей, математическая статистика, теория случайных процессов, математические методы оптимизации, функциональный анализ и др.); - исследования операций и теории принятия решений: математическое программирование (линейное, нелинейное, динамическое, целочисленное, стохастическое), теория игр, теория массового обслуживания, теория управления запасами, метод сетевого планирования и др.; - системного анализа и технической кибернетики (теория сложных систем, теория автоматического регулирования, теория информации, теория расписаний и др.; - математического моделирования (метод имитационного моделирования, математические модели прогнозирования и др.). Это перечисление показывает, какой огромный багаж научных знаний, накопленных человечеством за предыдущие десятилетия в различных научных направлениях, используется в настоящее время в логистических исследованиях и разработках. При анализе и проектировании логистических систем были разработаны и апробированы многие методологические принципы, основными из которых являются:
- Системный подход, который проявляется в рассмотрении всех элементов логистической системы как взаимосвязанных и взаимодействующих для достижения единой цели управления.
- Принцип тотальных затрат, т. е. учет всей совокупности издержек управления материальными и связанными с ними информационными и финансовыми потоками по всей логистической цепи. Как правило, критерий мимимума общих затрат является одним из основных при оптимизации логистических систем.
- Принцип глобальной оптимизации. При оптимизации структуры или управления в логистической системе необходимо согласование локальных целей функционирования элементов системы. Отличительной особенностью системного подхода является оптимизация функционирования не отдельных элементов, а всей логистической системы в целом.
- Принцип устойчивости и адаптивности. Логистическая система должна устойчиво работать при допустимых отклонениях факторов внешней среды (например, при колебаниях рыночного спроса на конечную продукцию, изменениях условий поставок или закупок материальных ресурсов, изменениях транспортных тарифов и т. п.). При значительных колебаниях факторов внешней среды логистическая система должна приспосабливаться к новым условиям, меняя свою структуру, параметры и критерии оптимизации, т. е. обладать адаптивностью.
К специфическим методам логистики относятся рассматриваемые в следующих параграфах анализ АВС и анализ XYZ.
Анализ АВС
Управление в логистике характеризуется, как правило, большой номенклатурой управляемых объектов: широкий ассортимент товаров, большое число покупателей или поставщиков, разнообразные грузы и т. п. В процессе работы с каждым отдельным объектом, например, позицией ассортимента, предприниматель получает какую-то часть общего результата. При этом с точки зрения вклада в общий результат управляемые объекты далеко не равноценны. Идея метода АВС состоит в том, чтобы из всего множества объектов выделить наиболее значимые. Таких объектов, как правило, немного, и именно на них необходимо сосредоточить основное внимание. В экономике широко известно так называемое правило Парето (20/80), согласно которому лишь пятая часть (20 %) от всего количества объектов, с которыми обычно приходится иметь дело, дает примерно 80 % общего результата. Вклад остальных 80 % объектов составляет только 20 % общего результата.
Суть принципа Парето состоит в том, что в процессе управления нерационально уделять объектам, образующим малую часть вклада, такое же внимание, как и объектам первостепенной важности. Согласно методу Парето множество управляемых объектов делится на две неодинаковые части. Широко применяемый в логистике метод АВС предлагает разделение на три части (группа А, группа В, группа С). При этом предварительно все управляемые объекты необходимо оценить по степени вклада в результат деятельности. Рассмотрим следующий пример. В табл. 1 перечислены 20 объектов, вклад каждого из которых в общий результат оценен в условных единицах и приведен в графе 2. В итоговой строке графы 2 приведен общий результат деятельности. В графе 3 указана доля каждого из объектов в общем результате, выраженная в процентах. Расположим в табл. 2 объекты в порядке убывания доли вклада. Как видим, первые 2 позиции (10 % объектов) списка, упорядоченного подобным образом, дали 75 % результата. Следующие 5 позиций (25 % объектов) – дали 20 % общего результата, и, наконец, оставшиеся 13 позиций (65 % объектов) дали всего лишь 5 % общего результата. Предположим, что первоначально расходы на управление распределялись между всеми объектами равномерно вне зависимости от вклада объекта в конечный результат, при этом стоимость управления одним объектом составляла 5 условных единиц. Общая стоимость управления составляла 100 условных единиц (20 * 5). Увеличим в 2 раза стоимость управления объектами группы А и снизим в 2 раза стоимость управления объектами группы С. Стоимость управления объектами группы В оставим без изменения. Тогда общая стоимость управления составит 2 * 10 + 5 * 5 + 13 * 2,5 = 77,5, т. е. сократится на 22,5 условных единиц. Ухудшение управления группой С скорее всего не окажет значимого влияния на общий результат в связи с незначительной ролью этой группы. В то же время улучшение управления группой А может этот результат существенно улучшить.
Таким образом, перераспределение средств на управление, выполненное в соответствии с результатами анализа АВС, даст снижение затрат на управление и одновременно повысит его эффективность.
Т а б л и ц а 1. Оценка вклада объектов в общий результат
Т а б л и ц а 2. Разделение объектов на группы А, В и С
Графически метод АВС представлен на рис. 2. При построении кривой по оси ОХ откладывают объекты управления в порядке убывания значимости их вклада в конечный результат. По оси OY откладывают вклад каждого объекта в конечный результат нарастающим итогом, выраженный в процентах.
Недостатком метода АВС является отсутствие четкого критерия разделения на группы. Поэтому важнейшей задачей совершенствования метода АВС является систематизация различных подходов, проведение сравнительных расчетов и сопоставление их результатов с целью выбора наилучшего варианта. Анализ литературных источников показал, что существующие методы проведения анализа АВС могут быть разделены на три группы: эмпирический, дифференциальный и аналитический. Эмпирический метод базируется на гипотезе, что деление на группы можно выполнять по аналогии, и поэтому границы групп выбираются по результатам проведенных ранее исследований. Использование эмпирического метода предусматривает выполнение следующих операций: Полученные значения показателей Cj ранжируются – располагаются в убывающей последовательности
Затем производится присвоение новых индексов , где - общее количество наименований деталей номенклатуры, т. е.
Для удобства расчетов вводятся относительные величины рассматриваемых показателей qj (в процентах)
Величины суммируются нарастающим итогом
Интегральная (кумулятивная) зависимость представляется в табличной форме в виде пар значений и затем может быть использована для подбора аналитической зависимости или представлена в виде графика (ось ординат Y – значение , ось абсцисс X – значение ). По существу, эмпирический метод предусматривает выбор координат YA и YA+B, например, YA =75 %, YA+B =95 %. Затем с помощью интегральной зависимости находятся значения XA и XA+B, позволяющие разделить позиции номенклатуры на группы А, В и С.
Дифференциальный метод может быть использован как для ранжированных показателей Cj , так и для исходных. В основу метода положены соотношения, опирающиеся на среднее значение показателя
В общем случае граничные значения для выделения групп рассчитываются с помощью коэффициентов, величины которых задаются. Например, к группе А должны быть отнесены позиции номенклатуры, показатели которых
, а к группе В соответственно
Аналогично к группе С относим позиции номенклатуры, для которых
Несомненное достоинство дифференциального метода – простота. Нет необходимости ранжировать показатели и строить интегральную зависимость. Недостаток дифференциального метода – неопределенность выбора коэффициентов и .
Аналитический метод. Особенность данного метода состоит в том, что деление на группы А, В и С производится на основе интегральной кривой . Можно выделить два основных варианта этого метода – графический и аналитический. При графическом способе (рис. 2а) по оси ординат откладываются значения , по оси абсцисс – индексы 1,2,…, , соответствующие присвоенным номерам позиции номенклатуры. Точки с координатами на графике соединяются плавной кривой , которая всегда является выпуклой вверх. Затем проводится касательная LM к интегральной кривой параллельно прямой OD. Прямая OD соответствует равномерному распределению показателя для всей номенклатуры
Абсцисса точки касания (NA) отделяет от всей номенклатуры первую группу (группу А), в которую входят позиции номенклатуры с показателями . Таким образом, к группе А относятся все позиции номенклатуры, у которых значения показателей больше или равны среднему значению показателя для всей номенклатуры. Соответственно ордината точки (QA) указывает долю деталей группы А в процентах. Продолжим деление на группы оставшейся номенклатуры, воспользовавшись вышеописанным приемом. Соединим точку с точкой D и проведем касательную к кривой , параллельную прямой . Абсцисса точки касания делит оставшуюся номенклатуру на группу В и группу С. Для оставшейся номенклатуры величина среднего показателя составит где - число позиций, вошедших в группу А. Таким образом, в группу В попадают позиции номенклатуры с показателями , удовлетворяющими неравенству При аналитическом способе последовательность этапов определения номенклатурных групп следующая. 1. Позиции номенклатуры нормируются в интервале (0;1) и вводится аргумент х. 2. Выбирается аналитическая зависимость для аппроксимации интегральной кривой . 3. Определяются коэффициенты с использованием метода наименьших квадратов. 4. В качестве критерия деления на группы выберем условие, что в группу А попадут все позиции номенклатуры, показатели которых больше или равны среднему значению показателя для всей номенклатуры . Согласно теореме Лагранжа, на выпуклой кривой существует одна точка А, касательная в которой параллельна линии, соединяющей начало координат (0;0) и точку (1;1). Для определения абсциссы точки А воспользуемся формулой
где - производная функции в точке касания А; - искомая абсцисса точки касания; - значения функции в начальной и конечной точках. С учетом начальных условий уравнение запишется в виде
Решая это уравнение, находим , затем ординату и количество позиций номенклатуры, относящихся к группе А
5. Для определения точки В введем новую систему координат, принимая за начало отсчета абсциссу и ординату . С учетом, что конечная точка имеет координаты , , уравнение запишется в виде Дальнейшие вычисления аналогичны п. 4: находим , затем и
Анализ XYZ
Анализ АВС позволяет дифференцировать ассортимент по степени вклада в конечный результат. Принцип дифференциации ассортимента в процессе анализа XYZ иной – здесь весь ассортимент делят на три группы в зависимости от степени равномерности спроса. В группу Х включают товары, спрос на которые равномерен, либо подвержен незначительным колебаниям. Объем реализации по товарам, включенным в данную группу, хорошо предсказуем. В группу Y включают товары, которые потребляются в колеблющихся объемах. В частности, в эту группу могут быть включены товары с сезонным характером спроса. Возможности прогнозирования спроса по товарам группы Y – средние. В группу Z включают товары, спрос на которые возникает лишь эпизодически от случая к случаю. Прогнозировать объемы реализации товаров группы Z сложно. Признаком, на основе которого конкретную позицию ассортимента относят к группе X, Y или Z, является коэффициент вариации спроса по этой позиции (cv):
, (5.1)
где xi – значение спроса по оцениваемой позиции в i-ом периоде; - среднее значение спроса по оцениваемой позиции: n – количество рассматриваемых периодов. Величина коэффициента вариации изменяется в пределах от нуля до бесконечности. Разделение на группы X, Y и Z может быть осуществлено, например, на основе правила, представленного в табл. 3. . Т а б л и ц а 3. Возможное правило дифференцирования ассортимента
Задание 1. Задача 1. В таблице приведены данные о прибыли (в тыс. р), которую приносят предприятию различные позиции номенклатуры.
Провести анализ АВС 1. Эмпирическим методом при YA =75 %, YA+B =95 %. 2. Дифференциальным методом при , 3. Аналитическим методом (графически)
Задача 2. Исходные данные для проведения анализа XYZ приведены в таблице
1. Рассчитать коэффициенты вариации спроса по отдельным позициям ассортимента (cv). 2. Разделить анализируемый ассортимент на группы X, Y и Z.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|