Задачи транспортной логистики
Управление материальным потоком в процессе транспортировки и организация транспортирования грузов являются сферой транспортной логистики. Транспортная логистика решает следующие задачи: - создание транспортных систем; - обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса; - выбор способа транспортировки и транспортного средства; - определение оптимальных маршрутов доставки.
Выбор транспортного средства
Основой выбора вида транспорта, оптимального для конкретной перевозки, служит информация о характерных особенностях различных видов транспорта. Существуют следующие виды транспорта: - железнодорожный; - морской; - внутренний водный (речной); - автомобильный; - воздушный; - трубопроводный. Выделяют 6 факторов, влияющих на выбор вида транспорта: время доставки, частота отправлений груза, надежность соблюдения графика доставки, способность перевозить разные грузы, способность доставить груз в любую точку территории, стоимость перевозки. Экспертная оценка значимости этих факторов показывает, что при выборе транспортного средства в первую очередь принимают во внимание: - надежность соблюдения графика доставки; - время доставки; - стоимость перевозки. Ранговая оценка различных видов транспорта по этим критериям приведена в табл. 6.
Т а б л и ц а 6. Ранговые оценки видов транспорта
Составление оптимальных маятниковых маршрутов
Схема маятникового маршрута с указанием расстояний (в км) приведена на рис.8.
6 13 7,5
8 15
Рис. 8. Схема маятникового маршрута
Здесь Г – автохозяйство; А – склад продукции; Б1, Б2 – потребители продукции. Предположим, что в каждый из пунктов Б1 и Б2 необходимо совершить 2 поездки, чтобы доставить грузы со склада А. При выполнении маятниковых маршрутов с обратным пробегом без груза возникает несколько вариантов движения автомобилей: 1) Продукция поставляется в Б2, а затем в Б1 и из Б1 автомобиль возвращается в автохозяйство Г. 2) Продукция поставляется в Б1, а затем в Б2 и из Б2 автомобиль возвращается в автохозяйство Г. В любом варианте автомобилю придется совершить по 2 поездки с грузом как в пункт Б1, так и в пункт Б2, т. е. проехать с грузом км. Также в любом варианте автомобилю придется ехать из Г в А (13 км). Поэтому необходимо разработать такой маршрут, при котором порожний пробег был бы минимальным. В варианте 1 нам придется проехать из Б1 в пункт Г (расстояние l(Б1;Г)), однако не надо 2-ой раз возвращаться в А (расстояние l(А;Б1)). В варианте 2 нам придется проехать из Б2 в пункт Г (расстояние l(Б2;Г)), однако не надо 2-ой раз возвращаться в А (расстояние l(А;Б2)). В общем случае при нескольких пунктах Бj (j=1,…,n), заканчивая работу в пункте Бj мы вынуждены дополнительно проехать расстояние l(Бj;Г), но сокращаем расстояние l(А;Бj). Поэтому наилучшее решение получается при такой системе маршрутов, когда автомобиль заканчивает работу в пункте Бj, для которого величина l(Бj;Г) - l(А;Бj) минимальна. Для решения задачи удобно исходные данные записать в таблицу
Рассмотрим применение предложенного алгоритма на конкретном примере, приведенном на рис. 8.
Минимальное значение l(Бj;Г) - l(А;Бj) имеет место для пункта Б2 (-7,5), который принимается конечным пунктом составляемых маршрутов. Задание 8. Составить оптимальный маятниковый маршрут (найти конечный пункт) по данным таблицы по вариантам
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|