Составление оптимальных маршрутов (транспортная задача)
⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 9
Рассмотрим классическую транспортную задачу – задачу распределения грузов, имеющихся у поставщиков, между потребителями с целью минимизации суммарных транспортных издержек. Пусть имеется m поставщиков и n потребителей некоторой продукции. Известны имеющиеся количества груза у поставщиков ai>0 (i=1,…,m), потребности потребителей bj>0 (j=1,…,n) и стоимости перевозки единицы продукта от каждого поставщика каждому потребителю – cij (i=1,…,m; j=1,…,n). Требуется найти план перевозок, т. е. указать сколько единиц продукции каждый поставщик должен доставить каждому потребителю, чтобы суммарная стоимость перевозок была минимальной. Если суммарное количество груза у поставщиков равно суммарной потребности потребителей, т. е. , то транспортная задача называется закрытой, в противном случае – открытой. Условия транспортной задачи можно представить в виде таблицы
Пусть xij – количество единиц продукции, перевозимое от i- го поставщика j - му потребителю. План перевозок можно представить в виде матрицы
x11 x12 …… x1n x21 x22 …… x2n X = ……………………………. xm1 xm2 …… xmn
Условия задачи имеют вид (i=1,…,m) (17.1)
(j=1,…,n)
(i=1,…,m; j=1,..,n) (17.2)
(17.3) Задача (17.1 – 17.3) называется транспортной задачей. Для ее решения используется метод потенциалов. Критерий оптимальности плана перевозок заключается в следующем: для того, чтобы план перевозок Х* был оптимальным, необходимо и достаточно, чтобы существовали числа: u1, u2, …,um – потенциалы поставщиков, v1, v2, ….,vn – потенциалы потребителей, удовлетворяющие двум условиям: 1) (i=1,…,m; j=1,…,n)
2) если xij >0, то Алгоритм метода потенциалов заключается в следующем: - построение исходного плана перевозок методом «северо-западного» угла; - проверка построенного плана на оптимальность при помощи критерия; - улучшение плана, т. е. построение нового плана с меньшей стоимостью перевозок. Алгоритм метода потенциалов применяется к закрытой транспортной задаче. Любую открытую задачу можно преобразовать в закрытую путем введения фиктивного поставщика или фиктивного потребителя. Рассмотрим следующий пример. Пусть имеется 3 поставщика и 3 потребителя некоторой продукции. Мощности поставщиков, потребности потребителей и стоимости перевозки единицы продукции от каждого поставщика каждому потребителю заданы в таблице
Требуется найти такой план перевозок, при котором суммарная стоимость будет минимальной. Прежде всего, подсчитаем суммарную мощность поставщиков и суммарную потребность потребителей Так как , то задача является открытой и для сведения ее к закрытой введем фиктивного потребителя с потребностью Стоимости перевозки единицы продукции от каждого поставщика фиктивному потребителю положим равными нулю. В результате получим закрытую транспортную задачу, условия которой содержатся в таблице
Решим полученную закрытую транспортную задачу методом потенциалов. Составим исходный план перевозок Х1 методом «северо-западного угла», распределяя мощности поставщиков по порядку между потребителями так, чтобы каждая перевозка была максимально возможной. У 1-го поставщика имеется 25 единиц продукции, а первому потребителю нужно 20 единиц, следовательно, ему нужно направить 20 единиц, т. е. х11 =20. Оставшиеся у первого поставщика 5 единиц направим второму потребителю, т. е. положим х12 =5. Недостающие второму потребителю 5 единиц продукции направим ему от второго поставщика, т. е. х22 =5. Аналогично положим х23 =10, х33 =20, х34 =15. Остальные перевозки равны нулю.
План перевозок оформим в виде таблицы, разделенной на клетки. В каждой клетке поместим перевозки хij. В клетки, соответствующие нулевым перевозкам, нули не вписываем, оставляя их пустыми. В таком случае план перевозок Х1 будет иметь вид Х1 =
При описанном выше способе распределения продукции план Х1 будет содержать не более, чем m+n-1 положительных перевозок или занятых клеток, где m - число поставщиков, n - число потребителей продукции. Остальные компоненты плана Х1, соответствующие нулевым перевозкам, будем называть свободными клетками. Если число занятых клеток k=m+n-1, то план перевозок называется невырожденным, если k<m+n-1, то вырожденным. Для плана Х1 имеем k=6, m+n-1=6, следовательно план Х1 является невырожденным. Заметим, что если план перевозок является вырожденным, то следует часть свободных клеток считать занятыми, записав в них нули, так, чтобы общее число занятых клеток было равно m+n-1. В дальнейшем с этими нулями следует обращаться как с положительными перевозками. Подсчитаем суммарную стоимость перевозок по плану Х1: . Проверим план Х1 на оптимальность Найдем потенциалы u1, u2, …,um поставщиков и потенциалы v1, v2, ….,vn потребителей. По условию 2 для занятых клеток , , , , , . (17.4) Один из потенциалов всегда задается произвольно, например, зададим . Тогда из системы (17.4) получим , , , , , . По условию 1 для свободных клеток , , , , , . (17.5) Подставив потенциалы, найденные из уравнений (17.4) в неравенства (17.5), получим , , , , , . Мы видим, что не выполняются два неравенства , . Следовательно, план Х1 можно улучшить, введя в план перевозку , для которой разность оказалась меньше разности . С этой целью составим так называемый цикл, имеющий начало в свободной клетке (3,1), а остальные вершины – в занятых клетках, последовательно увеличивая и уменьшая перевозки, попавшие в цикл, на величину . В результате получим план
=
Важно отметить, что при составлении цикла следует двигаться только по горизонтали или вертикали, так, чтобы в каждую строку и каждый столбец плана перевозок, охваченных циклом, попали только две перевозки. Выберем , то есть в качестве выбирается наименьшая из перевозок, из которых вычитается. При включении в план Х1 перевозки =5, суммарная стоимость перевозок изменится на , то есть уменьшится на 20 единиц и для нового плана Х2 составит . Пересчитав перевозки, вошедшие в цикл плана при =5, получим новый план перевозок Х2. Х2 = План Х2 лучше плана Х1 , так как стоимость перевозки по плану Х2 оказалась меньше стоимости перевозок по плану Х1. Проверим на оптимальность план Х2. Для этого составим систему уравнений для занятых клеток плана Х2 , , , , , . Из этой системы при получим: , , , , , . Проверим выполнение неравенств для свободных клеток плана Х2. , , , , , . Не выполняются два неравенства, причем , . Следовательно, план Х2 можно улучшить, введя в план перевозку . Составив цикл для свободной клетки (1,3), получим план . Выбрав , получим , и стоимость перевозок для нового плана Х3 составит . =
При план преобразуется в новый план Х3. Так как совпадает с двумя перевозками, а только одна из занятых клеток должна перейти в число свободных, то в клетку (3,3) записываем 0 и считаем ее занятой. Х3 =
Для занятых клеток плана Х3: , , , , , . Из этой системы при получим: , , , , , . Для свободных клеток плана Х3: , , , , , . Таким образом, выполняются оба условия (1 и 2) оптимальности плана перевозок. Следовательно, план перевозок Х3 является оптимальным планом закрытой задачи, а представляет собой наименьшую стоимость перевозок. Отбросив последний столбец плана Х3, получим оптимальный план Х* исходной открытой задачи. Отброшенный столбец означает, что первые два поставщика вывезут всю имеющуюся у них продукцию, а у третьего поставщика останутся не вывезенными 15 единиц продукции.
Задание 9. Решить транспортную задачу. Заданы мощности поставщиков ai (i=1,…,m), потребности потребителей bj (j=1,…,n) и стоимости перевозки единицы продукта от каждого поставщика каждому потребителю – cij (i=1,…,m; j=1,…,n). Требуется найти план перевозок, при котором суммарные транспортные затраты будут наименьшими по вариантам:
1 вариант.
2 вариант.
3 вариант.
4 вариант.
5 вариант.
6 вариант.
7 вариант.
8 вариант.
9 вариант.
10 вариант.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Чеботаев А.А. Логистика и маркетинг: Маркетологистика. – М.: Экономика, 2005. – 246 с. 2. Модели и методы теории логистики: Учебное пособие / Под ред. В.С. Лукинского, 2-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 448 с. 3. Слюсарева Е. В. Логистика: учебное пособие.- Омск: изд-во ОмГТУ, 2007.- 27 с. 4. Тяпухин А. П. Логистика: учебное пособие для студентов вузов.- Оренбург: ГОУВПО «ОГИМ», 2005.- 109 с. 5. Иванов М. Ю. Логистика: учебное пособие.- М.: РИОР, 2006.- 89 с. 6. Леонтьев В. Б. Основы логистики: учебное пособие по курсу.- М.: МИЭТ, 2007.- 71 с.
Содержание
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|