Рекомендации по конструированию стержневых элементов
Стр 1 из 7Следующая ⇒ Общие сведения
В большой по объему и многообразной по содержанию работе по проектированию летательного аппарата конструктивная проработка деталей и сборочных единиц, выпуск соответствующей конструкторской документации являются одним из основных видов деятельности конструктора. Жесткие, часто противоречивые требования к авиационным конструкциям, разнообразие решаемых задач, быстрое внедрение новейших материалов и технологий делают труд конструктора творческим, приводят к появлению принципиально новых решений. Существенно расширяются возможности конструктора в поиске оптимальных решений при использовании современных систем автоматизации проектирования (САПР). Но формализовать творческую конструкторскую работу очень сложно. Большое значение имеет практический опыт. Конструктор приобретает его не только в своей практической деятельности, но и получает в обобщенном виде в стандартах, инструкциях, рекомендациях и других регламентирующих документах, соблюдение которых является необходимым условием создания конструкции нужного качества и в заданные сроки. Разумеется, в любой сложной задаче можно выделить ряд «элементарных» подзадач, методика решения которых остается неизменной. Именно эти «кирпичики» держат в основе конструирования. Следует заметить, что даже эти задачи допускают различные технические решения, с чем встретятся студенты при выполнении предлагаемых лабораторных работ. Отметим, что перечень лабораторных работ целиком определяется программой курса «Основы устройства самолетов». Этот перечень, безусловно, не охватывает всего множества простейших конструкторских задач.
Представляемый цикл работ преследует следующие цели: 1) закрепление, дополнение и развитие лекционного материала; 2) приобретение навыков конструирования простейших элементов конструкций и их соединений с учетом всех требований, предъявляемых к авиационным конструкциям; 3) ознакомление с основной справочно-нормативной литературой и документацией; 4) приобретение навыков оформления конструкторской документации; 5) подготовка к выполнению курсовых проектов по курсам «Конструкции и проектирование самолетов», «Технология производства самолетов». Для удобства пользования каждая лабораторная работа изложена в отдельном, вполне самостоятельном разделе, содержащем кроме информации о порядке выполнения задания соответствующую теоретическую часть*. Поэтому данные методические указания могут быть использованы для контролируемой самостоятельной работы студентов, при выполнении курсовых проектов. Каждую работу можно разделить на три части: 1) самостоятельное изучение соответствующего теме работы теоретического раздела; 2) выполнение расчетно-конструкторской работы в соответствии с заданием; 3) оформление отчета и его прием преподавателем. Для успешного выполнения задания необходимо первую часть работы сделать до начала занятия. Расчетно-конструкторская работа выполняется во время занятий под руководством преподавателя. Отчет по работе оформляется во внеаудиторное время в соответствии с требованиями к оформлению учебных текстовых документов, принятыми в вузе.
* В методических указаниях к лабораторно-практическим работам приведена нормативно-техническая документация по состоянию на 01.01.92. Лабораторная работа №1 КОНСТРУИРОВАНИЕ СТЕРЖНЕЙ, НАГРУЖЕННЫХ ОСЕВОЙ СИЛОЙ Задачи работы
1. Формирование у студентов навыков конструирования стержневых элементов конструкций.
2. Ознакомление с нормативно-технической документацией: номенклатурой прессованных профилей и листов, справочной литературой по материалам, покрытиям, термообработке, стандартами по теме работы.
Рекомендации по конструированию стержневых элементов
Детали, выполненные из стержней с различной формой поперечного сечения – профилей, относятся к числу наиболее распространенных в конструкции самолета. Они технологичны, как правило, имеют высокий коэффициент использования материала, низкую трудоемкость, их производство легко поддается автоматизации. По способу изготовления различают прессованные и гнутые из листа профили. В настоящее время отечественной металлургической промышленностью освоено массовое производство прессованных профилей самых разнообразных форм постоянного и переменного по длине сечения как стальных, так и из цветных сплавов, Конфигурация прессованных профилей предусмотрена государственными и отраслевыми стандартами и справочным каталогом ВИЛС [1]. В исключительных случаях выпускаются спецпрофили по чертежам, согласованным между предприятием-изготовителем и потребителем. Материал профилей из алюминиевых сплавов должен соответствовать ОСТ 1.90113-74 и ОСТ 1.90262-77, материал профилей из магниевых сплавов – ГОСТ 19657-84. Максимальная длина профилей из алюминиевых и магниевых сплавов 12000 мм, из титановых сплавов и сталей 6000 мм. В конструкторской документации информация о профиле содержится в условном обозначении. Пример условного обозначения профиля «Равнополочный уголок» по ГОСТ 13737-90 размером 12х12х1 (шифр 410003) из сплава Д16ч, в заклепочном и естественно состаренном состоянии (Т), нормальной прочности:
Пример обозначения профиля вида «Зет» из справочника-каталога ВИЛС размером 20х18х1,5 (шифр 450008) из сплава В95пч, в закаленном и искусственно состаренном состоянии (Т1), повышенной прочности:
Зет. 450008. В95пч. Т1. ПП. ОСТ 1.90113-74
Наряду с прессованными в ряде случаев, особенно при небольших нагрузках, экономически выгоднее и конструктивно проще применять гнутые профили. Профили изготавливаются из стандартных листов и лент (см. таблицу).
В соответствии с указанными стандартами габариты листов из алюминия и алюминиевых сплавов составляют, мм: ширина - от 1000 до 2000; длина - от 2000 до 7000; толщина - 0,3; 0,4; 0,5; 0,6; 0,7; 0,8; 0,9; 1,0; 1,2; 1,5; 1,6; 1,8; 1,9; 2,0; 2,5; 3,0; 3,5; 4,0; 4,5; 5,0; 5,5; 6,0; 6,5; 7,0; 7,5; 8,0; 8,5; 9,0; 9,5; 10,0. Примеры обозначения в конструкторских документах листов толщиной 1,2 мм из разных материалов:
Лист Д16АМО-1,2 ОСТ 1.90070-72
Основной вид нагружения деталей из профилей – растяжение-сжатие. При сжатии наиболее вероятна местная потеря устойчивости полкой профиля, поскольку обычно профиль подкреплен другими элементами конструкции (обшивкой, стенками и пр.). Основные расчетные соотношения: при растяжении:
где Р, F, [σ] - соответственно действующая сила, площадь поперечного сечения профиля, допускаемое напряжение;
при сжатии:
где σкр.м - критическое напряжение местной потери устойчивости; Е - модуль упругости при растяжении; в, δ – соответственно ширина и толщина проверяемой полки профиля. Коэффициент к можно определить по графикам или таблицам, приведенным в справочной литературе, например [13. С. 288]. Значение [σ] в данной работе определяется в зависимости от температуры по [14] (для сплава Д16, в частности, см. т. 4, ч. 1, кн. 1). На устойчивость проверяются все полки профиля. Определяющим является наименьшее из полученных значений критических напряжений. При нарушении условия (3) нужно увеличить толщину δ полки профиля или ввести отбортовки полок со свободными кромками (см. рис. 1.1) с сохранением потребной площади поперечного сечения F профиля. Ширина c отбортовки гнутого профиля зависит от его толщины и не превышает (4-5) δ.
Рисунок 1.1
Конкретные размеры полок гнутого профиля назначаются конструктором после определения из (2) потребной ширины заготовки для выбранной толщины δ листа. Минимальное значение радиуса сгиба R определяется по [15], [16]. Выбор прессованного и конструирование гнутого профилей заканчиваются определением коэффициента избытка прочности:
Как правило, детали подаются на сборку после соответствующей термообработки и нанесения защитного покрытия. Рекомендации по их выбору и порядок обозначения на чертеже приводятся, например, в [17], [18].
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|