Анализ современного опыта работы по обозначенной проблеме
Стр 1 из 5Следующая ⇒ РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ МУЗЫКАЛЬНО - ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР Погудина Анна Эдуардовна Специальность 44.01.02.- Дошкольная образование Курс ВЗ - 44 Форма обучения: заочная Руководитель: Кострикова Ольга Алексеевна
Допущен к защите в ГЭК Председатель ПЦК: Зам. директора по учебной работе:
Слободской
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение……………………………………………………………………….. 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКИ У ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ МУЗЫКАЛЬНО – ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР…………………………………………………… 7 1.1.Психолого – педагогические основы развития восприятия музыки в системе музыкального воспитания детей………………………………………………………………………………7 1.2.Развитие музыкально - сенсорных способностей детей 4-5 лет посредством музыкально – дидактических игр………………………………………………………………………………..11 1.3.Анализ современного опыта работы по обозначенной проблеме…………………………………………………………………………19 Выводы по главе 1……………………………………………………………... 25 ГЛАВА 2. ОПЫТНО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКИ ПОСРЕДСТВОМ МУЗЫКАЛЬНО – ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР....................................................................................27 2.1. Выявление уровня развития восприятия музыки у детей 4-5 лет……………………………………………………………………………….. 29 2.2. Развитие музыкального восприятия у детей средней группы………36 2.3 Динамика уровня развития восприятия музыки у детей четырех - пяти лет.…………………………………………………………………………. 43 Выводы по главе 2……………………………………………………………….49 Заключение……………………………………………………………………….48
Список литературы………………………………………………………………54 Приложения...……………………………………………………………………57 ВВЕДЕНИЕ Музыка как тип искусства раскрывает человеку возможность постигать мир и в процессе познания развиваться. Воспитательная эффективность музыкального воздействия прячется в самой специфике понимания музыки на уровне музыкального восприятия как художественного общения, когда в музыкальном звучании воспринимаются не просто звуки или структурные элементы, а чувства человека, и чувственное переживание заключается в сопереживании, в сострадании выраженной радости или горю, дружбе или вражде. У ребенка в процессе восприятия музыкальных образов возникает чувство сопереживания. Эта особенность музыки дает возможность ребенку духовно возмещать то, что недостает ему, компенсировать посредствам воображения и удовлетворения массы потребностей. Современное социально-экономическое и духовное состояние нашего общества уделяет особое внимание к вопросам совершенствования дошкольной системы образования и воспитания, призванной развивать индивидуальность каждого ребенка. Необходимым условием преодоления наблюдающегося духовного кризиса выступает полноценное музыкально - эстетическое воспитание подрастающего поколения, развития основ восприятия музыки. Слушание музыки, ее восприятие – это тот вид музыкальной деятельности, который воспитывается и прививается человеку с детства. Проблемы, связанные, с процессом развития музыкального восприятия и музыкального слуха у детей, были исследованы в трудах таких известных советских музыковедов и психологов, как Т.С. Бабаджан, Т.А. Вилькорейской,Н.А. Ветлугиной, Д. Б Кабалевским, Е. В. Назайкинским, Б. М. Тепловым, А. Катинене, Л.Н. Комиссаровой, А.В. Кенеман, М.А. Румер и др. В современных условиях конкурентоспособным ресурсом деятельности музыкального руководителя становится владение информацией, освоение современных технологий воспитания, обучения и развития дошкольников.
Согласно Федеральным государственным требованиям к структуре основой общеобразовательной программы дошкольного образования, утверждённой приказом Министерства образования и науки РФ, особое место в образовательной работе современного ДОУ отводится развитию способностей, в чем немаловажную роль играет использование музыкально – дидактических игр, которые должны ввести ребенка в понимание свойств и качеств чувственно воспринимаемых явлений, а именно музыкальных образов. В практической работе воспитателей при интегрировании разных образовательных областей, музыкальное содержание носит «развлекательный» характер, а именно: пение знакомых песен, прослушивание музыкальных отрывков и организацию подвижных игр с музыкальным сопровождением, что не несет развивающего характера. Работа по музыкально - сенсорному воспитанию организуется не всегда на должном уровне, что объясняется недостатком материальной базы, отсутствием готовых музыкально-дидактических пособий. Актуальность применения музыкально-дидактических игр и пособий заключается в формировании у детей музыкально – сенсорных способностей: развитие звуковысотного, ритмического, тембрового и динамического слуха, с учётом возрастного аспекта и последовательном приобщении их к целостному и дифференцированному восприятию музыки. Следовательно, проблема исследования заключается в изучении влияния музыкально – дидактических игр на развитие музыкально – сенсорных способностей, как фундаментальной основы музыкального восприятия детей дошкольного возраста. Решение данной проблемы определило цель исследования. Цель: доказать эффективность влияния музыкально – дидактических игр на развитие восприятие музыки у детей дошкольного возраста. Объектом исследования является развитие восприятия музыки у детей 4- 5 лет. Предметом данного исследования – музыкально – дидактическая игра как условие развития восприятия музыки у детей 4-5 лет. Задачи: 1. Изучить теоретические основы развития восприятие музыки детей 4-5 лет посредством музыкально – дидактических игр.
2. выявить возможности музыкально – дидактических игр в развитии у детей восприятие музыки в опытно – экспериментальной работе. Гипотеза исследования: мы предполагаем, что использование музыкально – дидактических игр при системном подходе, с учетом возрастных возможностей детей, разнообразия методических приемов, видов игр и пособий будет способствовать развитию восприятия музыки у детей пятилетнего дошкольного возраста. Теоретическими основами исследования психолого – педагогических механизмов развития музыкальных способностей и восприятия музыки у детей дошкольного возраста занимались: Н.А. Ветлугина, Д. Б Кабалевский., А.И. Катинене, А.В. Кенеман, Ж. Пиаже, О. П. Радынова, Б. М. Теплов и др. Многие из них разработали свои программы по музыкальному воспитанию дошкольников. Проблеме изучения влияния музыкально – дидактических игр на развитие музыкального восприятия посвящены исследования: Н.А. Ветлугиной, А.И. Катинене, Н.Г Кононовой, М.Л. Палавандишвили и др. Методы исследования: изучение психолого – педагогической и методической литературы, анализ опыта работы по обозначенной проблеме, эксперимент, обработка экспериментальных данных. Теоретическая значимость работы заключается в исследовании психолого – педагогических основ развития восприятие музыки у детей дошкольного возраста посредством музыкально – дидактических игр, изучении имеющегося опыта работы по проблеме. Практическая значимость работы заключается в разработке и апробации системы занятий с использованием музыкально – дидактических игр на музыкально – сенсорное развитие в условиях самостоятельной деятельности детей. Опытно – экспериментальная база: МКДОУ детский сад «Ромашка» с. Полом, Кирово – Чепецкий район.
Автор книги «Музыкально – дидактические игры для дошкольников» Кононова Н.Г на занятиях рассматривает следующие типы дидактических игр:
· сюжетно-ролевые; · подвижные; · настольные.[12,c.34] Э.П. Костина разработала систему использования настольных музыкально-дидактических игр, используемых для развития музыкально-сенсорных способностей. Она разделяет их на 4 вида: 1. Игры, с помощью которых развивается звуковысотный слух дошкольников («Скворцы и вороны», «Ученый кузнечик», «Лесенки», «Угадай колокольчик» и т.д.) 2. Игры, позволяющие развивать ритмическое чувство детей, например: «Веселая кухня», игра с бубном «Скажи свое имя», «Эхо» и т.д. 3. Игры для развития тембрового слуха: «Музыкальные инструменты», «Угадай, на чём играю» и т.д. 4. Игры, развивающие динамический слух: «Громко-тихо», «Кто самый внимательный», «Узнай звучание своего аккордеона» и т.д. Настольные музыкально-дидактические игры представлены в определённой последовательности с постепенным усложнением музыкально-сенсорных задач для каждой возрастной группы. Так, например, в средней группе дети учатся различать выразительные возможности двух динамических оттенков (громко-тихо), в старшей группе – трёх (громко, умеренно громко, тихо), а в подготовительной группе уже различаются четыре динамических оттенка (громко, умеренно громко, умеренно тихо, тихо). Н.А.Ветлугина разделяет все музыкально-дидактические игры на три вида: настольные, подвижные и хороводные. Эта классификация основана на различии игровых действий детей.[6,c.23] В играх первой группы предусматривается статичное поведение детей, разделённых на подгруппы. Соревновательный элемент заключён в умении быстрее и точнее определить на слух музыкальное произведение, музыкальный звук и т.д. Вторую группу игр характеризует динамика действий. Они похожи на подвижные игры. Дети, разделённые на подгруппы, вслушиваются в звучание музыкального произведения, реагируют на него соответствующими движениями. Например, под бодрый марш движется одна группа детей, маршируя, а под задорную плясовую – другая группа выполняет знакомые танцевальные движения. В третьей группе дидактических игр двигательная активность детей ограничена. Обычно соревнуются между собой два или три круга детей, или круг (группа детей) и солист. Например, на звучание среднего регистра выполняют движение дети первого круга, на звучание высокого регистра – второго, на звучание низкого – третьего круга. Побеждает тот круг, чьи участники правильнее среагировали на смену звучания. Благодаря своему разнообразию, музыкально-дидактические игры и пособия имеют большое значение в воспитании дошкольников. Проведение дидактических игр предполагает свой алгоритм педагогического руководства: · знакомство детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который используется в игре (показ все возможных предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания); · объяснение игры и ее правил. · показ игровых действий, в процессе которого педагог учит детей правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра не приведёт к нужному результату. · определение роли педагога в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра. · подведение итогов игры - это ответственный момент, т.к. по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об её эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности детей. Требования к музыкально – дидактическим играм: · простота, удобство, стимуляция интереса к пению, танцам, слушанию музыки; · содержание определенных правил, игровых действий или сюжетов; · использование во всех видах музыкальной деятельности. Характерным для каждой дидактической игры является наличие в ней обучающей задачи, содержания, правил, игровых действий. В практике дошкольного образовательного учреждения, музыкально – дидактические игры используются на музыкальных занятиях, в повседневной жизни, на праздниках и в индивидуализации детей. Ожидаемые результаты использования игровых технологий в работе: · дошкольники легче усваивают и запоминают материал; · Получают удовольствие от игры, проявляют желание повторить ее в самостоятельной деятельности; · В процессе игр дети приобретают специальные знания, умения навыки. · Повышается уровень развития у дошкольников познавательной активности, творческих способностей[9,с.27]. Таким образом, музыкально-сенсорные способности индивидуальны, но в соответствии с возрастными возможностями и программными задачами музыкального воспитания дошкольника, в их развитии большую роль играет использование музыкально – дидактических игр, направленных на развитие чувства ритма, тембрового и звуковысотного слуха, проводимых в условиях музыкальных занятий, развлечений, самостоятельной и в повседневной жизни детей. Поиск и внедрение новых подходов к активному применению музыкально – дидактических игр в практику работы по обозначенной проблеме, позволяет эффективно решать поставленные задачи в области развития восприятия музыки у детей пятого года жизни. Анализ современного опыта работы по обозначенной проблеме
В последнее время российская система образования динамично развивается. Усовершенствование процесса обучения неизменно приводит каждого педагога к пониманию того, что просто необходимо искать пути реализации образовательных задач, которые бы смогли вызвать интерес у обучающихся и мотивировать их на изучение предмета. Как сделать так чтобы наши дети играя, хотели и могли открывать новые знания, оценивали свой труд и, в итоге, показывали высокие результаты? Как сделать, чтобы каждому ребенку было комфортно, интересно и вместе с тем понятно на занятии или на любом другом мероприятии? Как гармонично использовать игровые моменты в занятиях? Как подобрать тот или иной метод к любому этапу занятия, чтобы добиться предельного результата? С целью погружения в проблему развития музыкального восприятия детей посредствам музыкально – дидактических игр, мы обратились к изучению опыта работы по заявленной проблеме. Кириллова Людмила Васильевна, музыкальный руководитель детского сада города Чебоксары, и музыкальный руководитель Тычкова Е. Ю. с воспитателями МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №180» активно используют электронные технологии в развитии детей на музыкальных занятиях, что дает возможность дошкольникам познакомиться с разнообразными явлениями в природе, прочувствовать эмоциональную окрашенность в симбиозе с музыкой. Использование информационных технологий в детском саду решает ряд дидактических задач: · совершенствуется организация обучения, повышается индивидуализация обучения; · повышается продуктивность самоподготовки воспитанников; · индивидуализация работы самого воспитателя; · ускоряется тиражирование и доступ к достижениям педагогической практики; · усиливается мотивация к обучению; · активизируется процесса обучения, возможность привлечения воспитанников к исследовательской деятельности; · обеспечивается гибкость процесса обучения. Следовательно, разработка презентации с картинами явлений природы позволяют активизировать детей в диалоге по определению характера звучащей музыки, обогащают их словарный запас, ИКТ увеличивает возможности музыкального руководителя в преподнесении музыкального и дидактического материала, предусмотренного образовательной программой ДОУ. Музыкальный руководитель, используя ИКТ, имеет дополнительную возможность передачи дошкольникам зрительной информации. Музыкальные занятия с использованием ИКТ увеличивают познавательный интерес детей к музыке, оживляют детское внимание, так как появляются новые мотивы к усвоению предложенного материала. На таких занятиях дошкольники обычно бывают более активными в совместном обсуждении музыкального произведения. Музыкальное занятие становится более содержательным, результативным и гармоничным. Музыкальным руководителем поддерживается тесная связь с родителями детей, проводятся занятия практикумы по музыкальному воспитанию детей. Для развития чувства ритма у ребенка в семье, родителям была составлена памятка «Развиваем чувство ритма» и описание игр с палочками «Веселые палочки» по пособию И.Новоскольцевой, И.Каплуновой «Этот удивительный ритм» и помещена на сайт ДОУ в раздел «Родителям»[19]. Соколова Людмила Владимировна МДОУ центр развития ребенка – детский сад №122 г.Липецка свыше 20 лет посвятила знакомству детей с музыкой. Проявила себя как знающий, творческий, влюбленный в музыку педагог. В работе использует разнообразные приемы обучения детей двухголосному пению, включает в работу развитие звуковысотных представлений мелодического слуха. Широко применяет музыкально – дидактические игры и пособия в работе с детьми по развитию восприятия музыки.На протяжении всего периода углубленно работает по приобщению детей к русской народной песне. Она щедро делиться опытом работы с коллегами. Передовой опыт Соколовой Л.В. работы трактуется как новаторство с его творческими находками, апробирован в практике и характеризуется высокой результативностью, устойчивостью хороших результатов учебно-воспитательной работы [22]. Шваб Екатерина Валерьева музыкальный руководитель МБДОУ Лоухского детского сада выделяет довольно сложный раздел в музыкальном воспитании детей - «Восприятие (слушание) музыки». В разделе «Восприятие музыки» с первой младшей группы она считает, что на каждом занятии необходимо проводить образное слушание, в котором ребёнок находит образные, зрительные ассоциации к музыке. Если мелодия сыграна в высоком регистре, значит, музыка своей волшебной кисточкой нарисовала нам птичку, бабочку, цветок, дождик, зайчика и т.д., при этом необходимо делать акцент на то, что только высокая музыка позовёт к нам этих персонажей, а на звучание средней или низкой музыки к нам в гости придут медвежонок, тигрёнок, машина и т.д Музыкальный руководитель Хомякова Галина Аркадьевна МАДОУ детского сада комбинированного вида №14 «Теремок» использовала в своей работе музыкально – дидактические игры в самостоятельной деятельности детей. Музыкально-дидактические игры и пособия ускоряют музыкально- сенсорное развитие ребёнка. Особенностью музыкально-дидактических игр является и то, что они могут использоваться детьми в самостоятельной деятельности, в то время как музыкально-дидактические пособия в качестве учебных применяются в организованной музыкальной деятельности. В основу классификации музыкально-дидактических игр Галина Аркадьевна положила задачи формирования восприятия четырёх важных свойств музыкальных звуков (высота, ритмические отношения, тембровая окраска и динамические оттенки). 1. Игры, развивающие звуковысотный слух – развитие способности воспринимать и воспроизводить высоту музыкального звука. 2. Игры, развивающие ритмическое чувство – развитие способности воспринимать взаимосвязь между разными по длительности звуками и воспроизводить их. 3. Игры, развивающие тембровый слух – дают детям представление о тембровом разнообразии и его значении в музыке. 4. Игры, развивающие динамический слух – развитие способности различать силу звучания, связывать динамику с настроением и характером музыкальных образов. Музыкально-дидактические игры проводятся регулярно во время занятий, а в свободное от занятий время с учётом индивидуальных особенностей детей под руководством воспитателя. Музыкальный руководитель использует в свой работе этапы освоении музыкально – дидактических игр, где конечным является переход в самостоятельную деятельность. Первый этап: знакомство с музыкальным произведением, составляющим основу игры, со зрительными образами игры. Второй этап: знакомство, с содержанием, правилами, игровыми задачами и действиями. Параллельно идёт усвоение музыкально-сенсорных навыков и умений, необходимых для игры Третий этап: перенос полученных музыкально-сенсорных умений и навыков и игровых действий в самостоятельную деятельность детей, совершенствование навыков под косвенным руководством воспитателя. Четвёртый этап: дети самостоятельно используют музыкально-дидактические игры. Таким образом, анализ опыта работы позволил нам сделать вывод, что в современных условиях развития методики музыкального воспитания дошкольников, на практике осуществляется поиск новых подходов использования музыкально – дидактических игр на закрепление звуковысотного, динамического и ритмического слуха в развитии музыкального восприятия у детей, а именно: использование возможностей ИКТ, использование музыкально - дидактических игры и пособий в самостоятельной деятельности детей под руководством воспитателя, тесного взаимодействия педагогического коллектива и семьи в решении проблемы музыкального развития детей. ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ Из всех видов искусства музыка обладает наибольшей силой воздействия на человека, непосредственно обращаясь к его душе, миру его переживаний, настроений. Ее называют языком чувств, моделью человеческих эмоций. Исследуя теоретические основы проблемы развития музыкального восприятия у детей дошкольного возраста посредством музыкально – дидактических игр мы выявили, что: - Музыкальное восприятие – сложный процесс эмоционального отклика на музыку, понимания богатства ее «языка», умение проникнуться музыкальным образом и увидеть его в развитии. Восприятие музыки неотъемлемый элемент во всех видах музыкальной деятельности: доминирующее в слушании музыки, и как сопровождающее - в пении, музыкально – ритмической деятельности. Чтобы принять и понять музыкальное произведение с детства необходимо развивать у детей такие музыкальные способности, как звуковысотный, динамический, ритмический и тембровый слух. Поэтому очевидна необходимость создания привлекательных, интересных для детей условий, которые бы способствовали развитию музыкальных способностей. Музыкально – дидактические игры, как одно из приоритетных средств развития восприятия воздействуя на ребенка комплексно, вызывают у него зрительную, слуховую и двигательную активность, расширяют музыкальные представления детей, способствуют развитию музыкального слуха, совершенствованию чувства ритма, общему музыкальному развитию, воспитанию чувства коллективизма, дружбы, товарищества, развитию творческих способностей. Анализ опыта работы воспитателей ДОУ позволил нам сделать вывод, что в современных условиях развития педагогической науки в области дошкольного воспитания, в частности методики музыкального развития детей дошкольного возраста, осуществляется поиск новых технологий использования музыкально – дидактических игр в развитии музыкального восприятия у детей, а именно: внедрение ИКТ, использование музыкально - дидактические игры и пособия. Тесное взаимодействие педагогического коллектива и семьи в решении проблемы музыкального развития детей с использованием возможностей оформления информации в уголках для родителей и сайтов ДОУ.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|