Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ современного опыта работы по обозначенной проблеме




РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ МУЗЫКАЛЬНО - ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

Погудина

Анна Эдуардовна

Специальность 44.01.02.-

Дошкольная образование

Курс ВЗ - 44

Форма обучения:

заочная

Руководитель:

Кострикова

Ольга Алексеевна

 

 

Допущен к защите в ГЭК

Председатель ПЦК:

Зам. директора по учебной работе:

 

Слободской

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение……………………………………………………………………….. 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКИ У ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ МУЗЫКАЛЬНО – ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР…………………………………………………… 7

1.1.Психолого – педагогические основы развития восприятия музыки в системе музыкального воспитания детей………………………………………………………………………………7

1.2.Развитие музыкально - сенсорных способностей детей 4-5 лет посредством музыкально – дидактических игр………………………………………………………………………………..11

1.3.Анализ современного опыта работы по обозначенной проблеме…………………………………………………………………………19

Выводы по главе 1……………………………………………………………... 25

ГЛАВА 2. ОПЫТНО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКИ ПОСРЕДСТВОМ МУЗЫКАЛЬНО – ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР....................................................................................27

2.1. Выявление уровня развития восприятия музыки у детей 4-5 лет……………………………………………………………………………….. 29

2.2. Развитие музыкального восприятия у детей средней группы………36

2.3 Динамика уровня развития восприятия музыки у детей четырех - пяти лет.…………………………………………………………………………. 43

Выводы по главе 2……………………………………………………………….49

Заключение……………………………………………………………………….48

Список литературы………………………………………………………………54

Приложения...……………………………………………………………………57

ВВЕДЕНИЕ

Музыка как тип искусства раскрывает человеку возможность постигать мир и в процессе познания развиваться. Воспитательная эффективность музыкального воздействия прячется в самой специфике понимания музыки на уровне музыкального восприятия как художественного общения, когда в музыкальном звучании воспринимаются не просто звуки или структурные элементы, а чувства человека, и чувственное переживание заключается в сопереживании, в сострадании выраженной радости или горю, дружбе или вражде. У ребенка в процессе восприятия музыкальных образов возникает чувство сопереживания. Эта особенность музыки дает возможность ребенку духовно возмещать то, что недостает ему, компенсировать посредствам воображения и удовлетворения массы потребностей.

Современное социально-экономическое и духовное состояние нашего общества уделяет особое внимание к вопросам совершенствования дошкольной системы образования и воспитания, призванной развивать индивидуальность каждого ребенка. Необходимым условием преодоления наблюдающегося духовного кризиса выступает полноценное музыкально - эстетическое воспитание подрастающего поколения, развития основ восприятия музыки.

Слушание музыки, ее восприятие – это тот вид музыкальной деятельности, который воспитывается и прививается человеку с детства.

Проблемы, связанные, с процессом развития музыкального восприятия и музыкального слуха у детей, были исследованы в трудах таких известных советских музыковедов и психологов, как Т.С. Бабаджан, Т.А. Вилькорейской,Н.А. Ветлугиной, Д. Б Кабалевским, Е. В. Назайкинским, Б. М. Тепловым, А. Катинене, Л.Н. Комиссаровой, А.В. Кенеман, М.А. Румер и др.

В современных условиях конкурентоспособным ресурсом деятельности музыкального руководителя становится владение информацией, освоение современных технологий воспитания, обучения и развития дошкольников.

Согласно Федеральным государственным требованиям к структуре основой общеобразовательной программы дошкольного образования, утверждённой приказом Министерства образования и науки РФ, особое место в образовательной работе современного ДОУ отводится развитию способностей, в чем немаловажную роль играет использование музыкально – дидактических игр, которые должны ввести ребенка в понимание свойств и качеств чувственно воспринимаемых явлений, а именно музыкальных образов.

В практической работе воспитателей при интегрировании разных образовательных областей, музыкальное содержание носит «развлекательный» характер, а именно: пение знакомых песен, прослушивание музыкальных отрывков и организацию подвижных игр с музыкальным сопровождением, что не несет развивающего характера. Работа по музыкально - сенсорному воспитанию организуется не всегда на должном уровне, что объясняется недостатком материальной базы, отсутствием готовых музыкально-дидактических пособий.

Актуальность применения музыкально-дидактических игр и пособий заключается в формировании у детей музыкально – сенсорных способностей: развитие звуковысотного, ритмического, тембрового и динамического слуха, с учётом возрастного аспекта и последовательном приобщении их к целостному и дифференцированному восприятию музыки.

Следовательно, проблема исследования заключается в изучении влияния музыкально – дидактических игр на развитие музыкально – сенсорных способностей, как фундаментальной основы музыкального восприятия детей дошкольного возраста.

Решение данной проблемы определило цель исследования.

Цель: доказать эффективность влияния музыкально – дидактических игр на развитие восприятие музыки у детей дошкольного возраста.

Объектом исследования является развитие восприятия музыки у детей 4- 5 лет.

Предметом данного исследования – музыкально – дидактическая игра как условие развития восприятия музыки у детей 4-5 лет.

Задачи:

1. Изучить теоретические основы развития восприятие музыки детей 4-5 лет посредством музыкально – дидактических игр.

2. выявить возможности музыкально – дидактических игр в развитии у детей восприятие музыки в опытно – экспериментальной работе.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что использование музыкально – дидактических игр при системном подходе, с учетом возрастных возможностей детей, разнообразия методических приемов, видов игр и пособий будет способствовать развитию восприятия музыки у детей пятилетнего дошкольного возраста.

Теоретическими основами исследования психолого – педагогических механизмов развития музыкальных способностей и восприятия музыки у детей дошкольного возраста занимались: Н.А. Ветлугина, Д. Б Кабалевский., А.И. Катинене, А.В. Кенеман, Ж. Пиаже, О. П. Радынова, Б. М. Теплов и др. Многие из них разработали свои программы по музыкальному воспитанию дошкольников. Проблеме изучения влияния музыкально – дидактических игр на развитие музыкального восприятия посвящены исследования: Н.А. Ветлугиной, А.И. Катинене, Н.Г Кононовой, М.Л. Палавандишвили и др.

Методы исследования: изучение психолого – педагогической и методической литературы, анализ опыта работы по обозначенной проблеме, эксперимент, обработка экспериментальных данных.

Теоретическая значимость работы заключается в исследовании психолого – педагогических основ развития восприятие музыки у детей дошкольного возраста посредством музыкально – дидактических игр, изучении имеющегося опыта работы по проблеме.

Практическая значимость работы заключается в разработке и апробации системы занятий с использованием музыкально – дидактических игр на музыкально – сенсорное развитие в условиях самостоятельной деятельности детей.

Опытно – экспериментальная база: МКДОУ детский сад «Ромашка» с. Полом, Кирово – Чепецкий район.

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ МУЗЫКАЛЬНО – ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР 1.1. Психолого – педагогические основы развития восприятия музыки в системе музыкального воспитания детей. Процесс восприятия музыки составляет одну из основ развития музыкальной культуры, ибо он подчинен общим тенденциям совершенствования нашего общества и включен в них, как фактор нашего духовного обогащения, идейного, эстетического, этнического воспитания. Сегодня многие музыканты и психологи проявляют интерес к созданию условий для их результативности процесса восприятия музыки, в частности тенденции углубления в музыку воспринимающего субъекта и приобщение к ней. Музыка - язык чувств. Ознакомление ребенка с произведениями яркой эмоциональной окраски побуждают к сопереживанию, к размышлению об услышанном. В представлении детей музыка всегда о чем-то повествует, поэтому они ждут рассказа о содержании музыки, проявляют живой интерес к программным пьесам, поэтическим текстам песен [1,с.105]. Венгерский композитор З. Кондай на вопрос своих учеников, почему он занимается вопросами музыкального восприятия детей, ответил, что надо подготовить слушательскую аудиторию, которая понимала бы и активно воспринимала музыку. Культура восприятия музыки – не врожденное качество, его надо развивать с детства. Вот почему решению данной проблемы посвящены исследования таких ученых, педагогов, как: Н.А. Ветлугиной, Д.Б Кабалевским, О.П. Радыновой и др. Восприятие – это психологический процесс, рассматриваемый как отражение в коре головного мозга предметов и явлений, воздействующих на анализаторы человека. Восприятие всегда активный процесс, активная деятельность. Оно является первым этапом мыслительного процесса, следовательно, предшествует и сопутствует всем видам музыкальной деятельности [8]. В Толковом словаре под редакцией Ефремовой Т.Ф. восприятие рассматривается как осмысленный (включающий принятие решений) и означенный (связанный с речью) синтез разнообразных ощущений, получаемый от целостных предметов и явлений, который выступает в виде образа данного предмета или явления и складывается в ходе активного их отражения [7]. Таким образом, восприятие представляет собой систему сложных психологических цепочек, развитие которых требует системности и последовательности, практики. Музыкальное восприятие — сложный, чувственный, поэтический процесс, наполненный глубокими внутренними переживаниями. В нем переплетаются сенсорные ощущения музыкальных звуков и красота созвучий, предыдущий опыт и живые ассоциации с происходящим в данный момент, следование за развитием музыкальных образов и яркие ответные решения на них. Известный музыкант-психолог Е.В. Назайкинский предлагает различать в системе восприятия два термина: восприятие музыки и музыкальное восприятие – в зависимости от того, состоялось ли оно. Музыкальность – своеобразная форма ориентировки в музыкальных явлениях. Музыкальным восприятием он называет состоявшееся восприятие - прочувствованное и осмысленное. Музыкальное восприятие есть восприятие, направленное на постижение и осмысление тех значений, которыми обладает музыка как искусство, как особая форма отражения действительности, как эстетическое художественное чудо[3,с.33]. В противоположном случае музыка воспринимается как звуковые сигналы, как нечто слышимое и действующее на орган слуха. Важно формировать именно музыкальное восприятие, как понимание воспринимаемой музыки через «язык музыки». Воспринимать музыку – это значит различать ее характер, следить за развитием образа: сменой интонации, настроений. Музыкальное восприятие - это сложный аналитико - синтетический процесс становления в сознании музыкального образа. В процессе восприятия происходит непрерывное сравнивание предыдущего звучания с последующим, узнавание знакомых интонаций, сравнение их с новыми, выделение повторов, контрастов, измененных повторов и т.д. В развитии всех видов музыкальной деятельности детей дошкольного возраста особенно осуществлено формирование музыкально – сенсорных способностей. В основу этого формирования составляет вслушивание ребенком, различие и воспроизведение им четырех свойств музыкального звука (высоты, длительности, тембра и силы). Дети сравнивают музыкальные звуки по сходству и контрасту, воспроизводят их в певческих интонациях, ритмических движениях, в игре на некоторых музыкальных инструментах[22,с.65]. Программой «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы предусматривается для детей 5 лет продолжение работы по сенсорному развитию в разных видах деятельности. Определены задачи: 1.Обогащать сенсорный опыт, знакомя детей с широким кругом предметов и объектов, новыми способами их обследования; 2. Закреплять полученные ранее навыки их обследования; 3.Совершенствовать восприятие детей путем активного использования всех органов чувств (осязание, зрение, слух, вкус, обоняние). 4.Развивать чувственный опыт и умение фиксировать полученные впечатления в речи. 5.Поддерживать попытки самостоятельно обследовать предметы, используя знакомые новые способы; сравнивать, группировать и классифицировать предметы. 6.Продолжать формировать образные представления на основе развития образного восприятия в процессе различных видов деятельности[23,с.96]. Психолог Теплов Б. М. определяет музыкальность дошкольников, как комплекс способностей, содержащий интерес к музыке, ее переживания и достаточно развитый слух. Музыкальность по Теплову – тот компонент музыкальной одаренности, который необходим для занятий именно музыкальной деятельностью, в отличии от всякой другой и при этом необходим для любого вида музыкальной деятельности [3,с.36]. Теплов выделяет основные три музыкальные способности: · Ладовое чувство как эмоциональное переживание и различие ладовых функций. · Произвольное пользование слуховыми представлениями, отражающими движение мелодий · Ритмическое чувство[4,с.35]. Именно развитие этих трех основ является необходимым условием формирования интереса у детей к восприятию музыки, эмоционального отклика на нее. Важную роль для развития восприятия играет музыкально – сенсорное воспитание дошкольника. Оно предполагает развитие у дошкольников ощущений, восприятия звуков различной окраски и высоты. В дошкольном детстве это развитие в процессе усвоения различных дидактических игр. В ходе их усваиваются звуковые сочетания, выражающие эмоционально – смысловое содержание произведения, или разбираются основные свойства музыкального звука. Высотные, ритмические, тембровые и динамические свойства звуков складываются в средства музыкальной выразительности[1,с.105]. Постижение этих средств является фундаментом развития восприятия музыки у детей, как посредника в развитии музыкального восприятия. Таким образом, музыкальное восприятие – сложный процесс приема, осмысления, синтеза и преобразования музыкальной информации, представляющий собой систему действий, овладение которыми требует специального обучения и практики. Музыкальное восприятие невозможно без системного подхода к обучению детей восприятию музыки, развитию музыкально – сенсорных способностей. Эффективным инструментарием в решении этой проблемы является использование музыкально – дидактических игр как в процессе непосредственно образовательной деятельности, так и вне ее. 1.2 Развитие музыкально - сенсорных способностей детей пяти лет посредством музыкально – дидактических игр Одной из главных задач музыкального воспитания детей является развитие музыкальных способностей детей. Возможность и необходимость формирования у ребенка музыкальных способностей, так же как и памяти, мышления, воображения. Охарактеризуем основные виды музыкальных способностей детей, которые определил Б..М.Теплов, а именно: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и музыкально-ритмическое чувство. Ладовое чувство – одна из основ эмоциональной отзывчивости на музыку, умение детей воспринимать эмоциональную выразительность звуковысотного движения в ладу. Ладовое чувство у детей дошкольного возраста в силу возрастных особенностей проявляется не в одинаковой степени. У младших дошкольников - это лишь эмоциональный отклик на слушание музыки. А у детей постарше - умение различать мажорную и минорную окраску музыки. Эмоциональная отзывчивость на музыку может быть развита во всех видах музыкальной деятельности - восприятии, исполнительстве, творчестве, так как она необходима для прочувствования и осмысления музыкального содержания и его выражения. [4,c.29] Музыкально - слуховые представления - способность в воспроизведении мелодии по слуху в пении и подборе мелодии по слуху на музыкальном инструменте. Она называется слуховым, или репродуктивным компонентом музыкального слуха. Чтобы воспроизвести мелодию голосом или на музыкальном инструменте, необходимо иметь слуховые представления того, как движутся звуки мелодии - вверх, вниз, плавно, скачками, то есть иметь музыкально-слуховые представления звуковысотного движения. Эти музыкально-слуховые представления включают в себя память и воображение. Произвольные музыкально-слуховые представления связаны с развитием внутреннего слуха. Внутренний слух - это не просто способность мысленно представлять себе музыкальные звуки, а произвольно оперировать музыкальными слуховыми представлениями. Слуховые представления высоты успешно формируются, если детей упражнять в условиях ладовой настройки. Музыкально - ритмическое чувство - восприятие и воспроизведение временных отношений в музыке. Это способность переживать музыку и чувствовать эмоциональную выразительность и точно воспроизводить музыкальный ритм. Ритм - одно из выразительных средств музыки, с помощью которого передается содержание. Чувство ритма развивается в музыкально-ритмических движениях, обучению игре на детских музыкальных инструментах, в пении. Для преодоления ритмических неточностей не всегда воспроизведение ритма в хлопках дает положительный результат. И если ритм - неотъемлемая часть выразительности музыки, то поэтому именно его выразительное значение с помощью образных сравнений, музыкально-дидактических игр дает хорошие результаты в обучении дошкольников.[4,c.30] Все три основные музыкальные способности тесно взаимосвязаны. Так, оба компонента музыкального слуха (эмоциональный и слуховой) могут проявляться у детей в различных качествах. У одних наблюдается яркость эмоциональных впечатлений при восприятии музыки и относительная трудность воспроизведения мелодии голосом. Другие, обладая хорошими музыкально-слуховыми представлениями, эмоционально менее отзывчивы на музыку. Но тесная связь эмоций, слуха и чувства ритма обнаруживается при анализе содержания каждой способности: ладовое чувство связано с эмоциональным восприятием звуковысотного и ритмического движения, в основе музыкального ритма лежит восприятие и воспроизведение эмоциональной выразительности музыки и т.д. Музыкальные способности у всех детей проявляются по-разному. У кого-то уже на первом году жизни все три основные способности проявляются достаточно ярко, развиваются быстро и легко. Это свидетельствует о музыкальности детей. У других способности обнаруживаются позже, развиваются труднее. Наиболее сложно развиваются у детей музыкально-слуховые представления - способность воспроизводить мелодию голосом, точно интонируя, или подбирать ее по слуху на музыкальном инструменте. У большинства дошкольников эта способность развивается лишь к пяти годам. Но это не является, по мнению Б.М. Теплова, показателем слабости или отсутствия способностей. Поэтому, признавая динамичность и развиваемость музыкальных способностей бессмысленно проводить какие-либо разовые испытания и на основании их результатов предсказывать музыкальное будущее ребенка. В Программе «От рождения до школы» охарактеризованы следующие особенности восприятия музыки детьми на пятом году жизни: расширение представления детей о музыке как искусстве, накопление музыкально-слушательского опыта. Дети начинают понимать, что музыка может о чем-то рассказывать, различают контрастные изменения средств музыкальной выразительности на протяжении всего музыкального произведения (изменения темпа, динамики, регистров). У детей начинает формироваться более устойчивый интерес к восприятию музыки, появляются собственные предпочтения, любимые произведения, развивается музыкальная память. Дети начинают запоминать и узнавать знакомые музыкальные произведения.[8,c.23] Словарный запас у детей пока невелик, вместе с тем они способны не только внешне эмоционально реагировать на музыку, но и вербально давать оценку ее звучанию, используя такие определения, как, например, музыка «веселая», «грустная», «нежная», «смешная», «тихая» и др. Продолжается развитие музыкально-сенсорных способностей. В этом процессе особенно помогает применение разнообразных музыкально-дидактических игр и пособий. Развиваются основные музыкальные способности (ладовое чувство, чувство ритма), которые проявляются в более активной и разнообразной музыкальной деятельности детей. Так, дети пятого года жизни проявляют интерес к пению, расширяются их певческие возможности, совершенствуются умения в музыкально-ритмической деятельности. Двигаясь под музыку, они начинают более осознанно различать отдельные элементы музыкальной выразительности (изменения темпа, ритма, динамики), различать простейшую двух- и трехчастную форму, танцевальные жанры (плясовая, полька), начинать чувствовать развитие музыкального образа, характерными движениями передают некоторые особенности звучания. Вместе с тем точность, ритмичность, выразительность движений под музыку ограничены. Растет интерес детей к такому виду деятельности, как игра на детских музыкальных инструментах. Дети уже знакомы со многими ударными инструментами и владеют простейшими способами игры на них. На пятом году жизни начинается систематическое обучение игре на мелодическом ударном инструменте — металлофоне. Кроме того, дети продолжают осваивать игру на таких инструментах, как кастаньеты, треугольники, а также на инструментах народного оркестра (ложки, трещотки, бубенцы). Восприятие музыки – сложный процесс, требующий от человека внимания, памяти, развитого мышления, разнообразных знаний. Всего этого у детей пока нет. Поэтому необходимо научить дошкольников разбираться в особенностях музыки как вида искусства, сознательно акцентировать его внимание на средствах музыкальной выразительности (темпа, динамики), различать музыкальные произведения по жанру, характеру [17]. Именно с такой целью применяют музыкально-дидактические игры и пособия, которые влияют на дошкольников комплексно, вызывают у них зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым расширяя музыкальное восприятие в целом. Значимость применения музыкально-дидактических игр и упражнений заключается в музыкально-сенсорном развитии и воспитании детей в определенной системе, с учетом возрастных аспектов и последовательности приобщения дошкольников к целостному и дифференцированному восприятию музыки[4,с.45]. Педагогическое значение музыкально – дидактических игр: · обогащение музыкальные впечатления детей; · развитие личностные качества (товарищество, ответственность, самостоятельность и т.д.); · открытие перед дошкольником путей применения полученных знаний на практике; Музыкально-дидактические игры – одно из средств обучения на музыкальных занятиях и в режимных моментах. Они являются хорошей основой к созданию условий самостоятельной деятельности детей[13,c.86]. Музыкально-дидактические игры отличаются от пособий тем, что они предполагают наличие определенных правил, игровых действий или сюжета, пособия же включают зрительную наглядность (карточки, картинки с передвижными деталями). Различение свойств музыкальных звуков (высота, динамика, тембр) лежит в основе музыкально-сенсорных способностей. Развитие музыкально-сенсорных способностей является средством активизации слухового внимания детей, накопления первичных ориентировок в языке музыки.    
   

Автор книги «Музыкально – дидактические игры для дошкольников» Кононова Н.Г на занятиях рассматривает следующие типы дидактических игр:

· сюжетно-ролевые;

· подвижные;

· настольные.[12,c.34]

Э.П. Костина разработала систему использования настольных музыкально-дидактических игр, используемых для развития музыкально-сенсорных способностей. Она разделяет их на 4 вида:

1. Игры, с помощью которых развивается звуковысотный слух дошкольников («Скворцы и вороны», «Ученый кузнечик», «Лесенки», «Угадай колокольчик» и т.д.)

2. Игры, позволяющие развивать ритмическое чувство детей, например: «Веселая кухня», игра с бубном «Скажи свое имя», «Эхо» и т.д.

3. Игры для развития тембрового слуха: «Музыкальные инструменты», «Угадай, на чём играю» и т.д.

4. Игры, развивающие динамический слух: «Громко-тихо», «Кто самый внимательный», «Узнай звучание своего аккордеона» и т.д.

Настольные музыкально-дидактические игры представлены в определённой последовательности с постепенным усложнением музыкально-сенсорных задач для каждой возрастной группы. Так, например, в средней группе дети учатся различать выразительные возможности двух динамических оттенков (громко-тихо), в старшей группе – трёх (громко, умеренно громко, тихо), а в подготовительной группе уже различаются четыре динамических оттенка (громко, умеренно громко, умеренно тихо, тихо).

Н.А.Ветлугина разделяет все музыкально-дидактические игры на три вида: настольные, подвижные и хороводные. Эта классификация основана на различии игровых действий детей.[6,c.23]

В играх первой группы предусматривается статичное поведение детей, разделённых на подгруппы. Соревновательный элемент заключён в умении быстрее и точнее определить на слух музыкальное произведение, музыкальный звук и т.д.

Вторую группу игр характеризует динамика действий. Они похожи на подвижные игры. Дети, разделённые на подгруппы, вслушиваются в звучание музыкального произведения, реагируют на него соответствующими движениями. Например, под бодрый марш движется одна группа детей, маршируя, а под задорную плясовую – другая группа выполняет знакомые танцевальные движения.

В третьей группе дидактических игр двигательная активность детей ограничена. Обычно соревнуются между собой два или три круга детей, или круг (группа детей) и солист. Например, на звучание среднего регистра выполняют движение дети первого круга, на звучание высокого регистра – второго, на звучание низкого – третьего круга. Побеждает тот круг, чьи участники правильнее среагировали на смену звучания.

Благодаря своему разнообразию, музыкально-дидактические игры и пособия имеют большое значение в воспитании дошкольников.

Проведение дидактических игр предполагает свой алгоритм педагогического руководства:

· знакомство детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который используется в игре (показ все возможных предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания);

· объяснение игры и ее правил.

· показ игровых действий, в процессе которого педагог учит детей правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра не приведёт к нужному результату.

· определение роли педагога в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра.

· подведение итогов игры - это ответственный момент, т.к. по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об её эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности детей.

Требования к музыкально – дидактическим играм:

· простота, удобство, стимуляция интереса к пению, танцам, слушанию музыки;

· содержание определенных правил, игровых действий или сюжетов;

· использование во всех видах музыкальной деятельности.

Характерным для каждой дидактической игры является наличие в ней обучающей задачи, содержания, правил, игровых действий.

В практике дошкольного образовательного учреждения, музыкально – дидактические игры используются на музыкальных занятиях, в повседневной жизни, на праздниках и в индивидуализации детей.

Ожидаемые результаты использования игровых технологий в работе:

· дошкольники легче усваивают и запоминают материал;

· Получают удовольствие от игры, проявляют желание повторить ее в самостоятельной деятельности;

· В процессе игр дети приобретают специальные знания, умения навыки.

· Повышается уровень развития у дошкольников познавательной активности, творческих способностей[9,с.27].

Таким образом, музыкально-сенсорные способности индивидуальны, но в соответствии с возрастными возможностями и программными задачами музыкального воспитания дошкольника, в их развитии большую роль играет использование музыкально – дидактических игр, направленных на развитие чувства ритма, тембрового и звуковысотного слуха, проводимых в условиях музыкальных занятий, развлечений, самостоятельной и в повседневной жизни детей. Поиск и внедрение новых подходов к активному применению музыкально – дидактических игр в практику работы по обозначенной проблеме, позволяет эффективно решать поставленные задачи в области развития восприятия музыки у детей пятого года жизни.

Анализ современного опыта работы по обозначенной проблеме

 

В последнее время российская система образования динамично развивается. Усовершенствование процесса обучения неизменно приводит каждого педагога к пониманию того, что просто необходимо искать пути реализации образовательных задач, которые бы смогли вызвать интерес у обучающихся и мотивировать их на изучение предмета. Как сделать так чтобы наши дети играя, хотели и могли открывать новые знания, оценивали свой труд и, в итоге, показывали высокие результаты? Как сделать, чтобы каждому ребенку было комфортно, интересно и вместе с тем понятно на занятии или на любом другом мероприятии? Как гармонично использовать игровые моменты в занятиях? Как подобрать тот или иной метод к любому этапу занятия, чтобы добиться предельного результата?

С целью погружения в проблему развития музыкального восприятия детей посредствам музыкально – дидактических игр, мы обратились к изучению опыта работы по заявленной проблеме.

Кириллова Людмила Васильевна, музыкальный руководитель детского сада города Чебоксары, и музыкальный руководитель Тычкова Е. Ю. с воспитателями МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №180» активно используют электронные технологии в развитии детей на музыкальных занятиях, что дает возможность дошкольникам познакомиться с разнообразными явлениями в природе, прочувствовать эмоциональную окрашенность в симбиозе с музыкой. Использование информационных технологий в детском саду решает ряд дидактических задач:

· совершенствуется организация обучения, повышается индивидуализация обучения;

· повышается продуктивность самоподготовки воспитанников;

· индивидуализация работы самого воспитателя;

· ускоряется тиражирование и доступ к достижениям педагогической практики;

· усиливается мотивация к обучению;

· активизируется процесса обучения, возможность привлечения воспитанников к исследовательской деятельности;

· обеспечивается гибкость процесса обучения.

Следовательно, разработка презентации с картинами явлений природы позволяют активизировать детей в диалоге по определению характера звучащей музыки, обогащают их словарный запас, ИКТ увеличивает возможности музыкального руководителя в преподнесении музыкального и дидактического материала, предусмотренного образовательной программой ДОУ. Музыкальный руководитель, используя ИКТ, имеет дополнительную возможность передачи дошкольникам зрительной информации.

Музыкальные занятия с использованием ИКТ увеличивают познавательный интерес детей к музыке, оживляют детское внимание, так как появляются новые мотивы к усвоению предложенного материала. На таких занятиях дошкольники обычно бывают более активными в совместном обсуждении музыкального произведения. Музыкальное занятие становится более содержательным, результативным и гармоничным. Музыкальным руководителем поддерживается тесная связь с родителями детей, проводятся занятия практикумы по музыкальному воспитанию детей. Для развития чувства ритма у ребенка в семье, родителям была составлена памятка «Развиваем чувство ритма» и описание игр с палочками «Веселые палочки» по пособию И.Новоскольцевой, И.Каплуновой «Этот удивительный ритм» и помещена на сайт ДОУ в раздел «Родителям»[19].

Соколова Людмила Владимировна МДОУ центр развития ребенка – детский сад №122 г.Липецка свыше 20 лет посвятила знакомству детей с музыкой. Проявила себя как знающий, творческий, влюбленный в музыку педагог. В работе использует разнообразные приемы обучения детей двухголосному пению, включает в работу развитие звуковысотных представлений мелодического слуха. Широко применяет музыкально – дидактические игры и пособия в работе с детьми по развитию восприятия музыки.На протяжении всего периода углубленно работает по приобщению детей к русской народной песне. Она щедро делиться опытом работы с коллегами. Передовой опыт Соколовой Л.В. работы трактуется как новаторство с его творческими находками, апробирован в практике и характеризуется высокой результативностью, устойчивостью хороших результатов учебно-воспитательной работы [22].

Шваб Екатерина Валерьева музыкальный руководитель МБДОУ Лоухского детского сада выделяет довольно сложный раздел в музыкальном воспитании детей - «Восприятие (слушание) музыки». В разделе «Восприятие музыки» с первой младшей группы она считает, что на каждом занятии необходимо проводить образное слушание, в котором ребёнок находит образные, зрительные ассоциации к музыке. Если мелодия сыграна в высоком регистре, значит, музыка своей волшебной кисточкой нарисовала нам птичку, бабочку, цветок, дождик, зайчика и т.д., при этом необходимо делать акцент на то, что только высокая музыка позовёт к нам этих персонажей, а на звучание средней или низкой музыки к нам в гости придут медвежонок, тигрёнок, машина и т.д
Именно зрительная наглядность помогает ей быстро и доступно донести содержание произведения, запомнить его составные части, и т. д.
В младших группах в качестве наглядности чаще использует мягкие игрушки, иллюстрации, кукольный и настольный театр, маски, шапочки, ширмы разных видов. Например, используя музыкально - дидактическую игру «Кто в домике живёт?» можно давать задание на угадывание мелодии или в качестве закрепления дети узнают на слух звучание музыкального инструмента[25].
Музыкальный руководитель п. Веселовка Парфенова Ирина Викторовна в своем опыте работы применяет индивидуальную работу по использованию музыкально – дидактических игр на развитие песенных навыков, музыкально-игрового творчества, развитие музыкально-сенсорных способностей. В первую очередь она определяет уровень развития каждой из музыкальных способностей ребенка. Все это помогает детям в формировании музыкально-сенсорных способностей, слухового внимания, учит их вслушиваться и различать звуки по высоте, силе, длительности, упражняться в воспроизведении ритмического рисунка хлопками [26].

Музыкальный руководитель Хомякова Галина Аркадьевна МАДОУ детского сада комбинированного вида №14 «Теремок» использовала в своей работе музыкально – дидактические игры в самостоятельной деятельности детей. Музыкально-дидактические игры и пособия ускоряют музыкально- сенсорное развитие ребёнка. Особенностью музыкально-дидактических игр является и то, что они могут использоваться детьми в самостоятельной деятельности, в то время как музыкально-дидактические пособия в качестве учебных применяются в организованной музыкальной деятельности.

В основу классификации музыкально-дидактических игр Галина Аркадьевна положила задачи формирования восприятия четырёх важных свойств музыкальных звуков (высота, ритмические отношения, тембровая окраска и динамические оттенки).

1. Игры, развивающие звуковысотный слух – развитие способности воспринимать и воспроизводить высоту музыкального звука.

2. Игры, развивающие ритмическое чувство – развитие способности воспринимать взаимосвязь между разными по длительности звуками и воспроизводить их.

3. Игры, развивающие тембровый слух – дают детям представление о тембровом разнообразии и его значении в музыке.

4. Игры, развивающие динамический слух – развитие способности различать силу звучания, связывать динамику с настроением и характером музыкальных образов.

Музыкально-дидактические игры проводятся регулярно во время занятий, а в свободное от занятий время с учётом индивидуальных особенностей детей под руководством воспитателя. Музыкальный руководитель использует в свой работе этапы освоении музыкально – дидактических игр, где конечным является переход в самостоятельную деятельность.

Первый этап: знакомство с музыкальным произведением, составляющим основу игры, со зрительными образами игры.

Второй этап: знакомство, с содержанием, правилами, игровыми задачами и действиями. Параллельно идёт усвоение музыкально-сенсорных навыков и умений, необходимых для игры

Третий этап: перенос полученных музыкально-сенсорных умений и навыков и игровых действий в самостоятельную деятельность детей, совершенствование навыков под косвенным руководством воспитателя.

Четвёртый этап: дети самостоятельно используют музыкально-дидактические игры.

Таким образом, анализ опыта работы позволил нам сделать вывод, что в современных условиях развития методики музыкального воспитания дошкольников, на практике осуществляется поиск новых подходов использования музыкально – дидактических игр на закрепление звуковысотного, динамического и ритмического слуха в развитии музыкального восприятия у детей, а именно: использование возможностей ИКТ, использование музыкально - дидактических игры и пособий в самостоятельной деятельности детей под руководством воспитателя, тесного взаимодействия педагогического коллектива и семьи в решении проблемы музыкального развития детей.

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ

Из всех видов искусства музыка обладает наибольшей силой воздействия на человека, непосредственно обращаясь к его душе, миру его переживаний, настроений. Ее называют языком чувств, моделью человеческих эмоций.

Исследуя теоретические основы проблемы развития музыкального восприятия у детей дошкольного возраста посредством музыкально – дидактических игр мы выявили, что:

- Музыкальное восприятие – сложный процесс эмоционального отклика на музыку, понимания богатства ее «языка», умение проникнуться музыкальным образом и увидеть его в развитии. Восприятие музыки неотъемлемый элемент во всех видах музыкальной деятельности: доминирующее в слушании музыки, и как сопровождающее - в пении, музыкально – ритмической деятельности. Чтобы принять и понять музыкальное произведение с детства необходимо развивать у детей такие музыкальные способности, как звуковысотный, динамический, ритмический и тембровый слух. Поэтому очевидна необходимость создания привлекательных, интересных для детей условий, которые бы способствовали развитию музыкальных способностей.

Музыкально – дидактические игры, как одно из приоритетных средств развития восприятия воздействуя на ребенка комплексно, вызывают у него зрительную, слуховую и двигательную активность, расширяют музыкальные представления детей, способствуют развитию музыкального слуха, совершенствованию чувства ритма, общему музыкальному развитию, воспитанию чувства коллективизма, дружбы, товарищества, развитию творческих способностей.

Анализ опыта работы воспитателей ДОУ позволил нам сделать вывод, что в современных условиях развития педагогической науки в области дошкольного воспитания, в частности методики музыкального развития детей дошкольного возраста, осуществляется поиск новых технологий использования музыкально – дидактических игр в развитии музыкального восприятия у детей, а именно: внедрение ИКТ, использование музыкально - дидактические игры и пособия. Тесное взаимодействие педагогического коллектива и семьи в решении проблемы музыкального развития детей с использованием возможностей оформления информации в уголках для родителей и сайтов ДОУ.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...