Сравнительные результаты «Уровня развития музыкальных способностей у детей» (Н.Ветлугина) на этапах констатирующего и контрольного экспериментов.
Сравнительный анализ результатов уровня развития музыкальных способностей у детей на этапах констатирующего и контрольного экспериментов показал: Появился показатель высокого уровня развития музыкальтного восприятия – 1 ребенок (на 6%), - детей со средним уровнем развития уменьшилось на 2 детей (на 6%), - детей с низким уровнем развития музыкальных способностей уменьшилось на 2 человека (на 12%). Таким образом, количество детей уменьшилось, по результатам контрольного эксперимента дети показали более высокие результаты работы. Дети со средним уровнем развития научились использовать музыкально – дидактические игры, выполнять задания самостоятельно, без помощи педагога; закрепили технические умения игры на инструментах. Дети с высоким уровнем музыкального развития научились использовать большее количество музыкально - дидактических игр, выполнять задания точнее и правильнее.
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МКДОУ детский сад «Ромашка» с. Полом в средней группе. На этапе констатирующего эксперимента мы выявили уровни музыкального развития детей 4- 5 лет посредством музыкально - дидактических игр, используя диагностическую методику Н.А.Ветлугиной. На начало эксперимента выявлены дети со средним и низким уровнем музыкального развития. Проведённая работа и анализ полученных результатов позволил спланировать работу формирующего эксперимента. В формирующем эксперименте была спланирована и проведена работа по развитию музыкального восприятия у детей 4-5 лет посредством музыкально - дидактических игр.
Формирующий эксперимент проводился в двух направлениях: организация продуктивной деятельности с детьми, работа с родителями с целью знакомства их с методикой использования музыкально – дидактических игр и игрушек в домашних условиях, оформление стенда пропагандирующего вопросы по музыкально-эстетическому воспитанию дошкольников среди родителей. Контрольный эксперимент был проведен в логике констатирующего эксперимента. Анализ полученных результатов показал, что уровень музыкального развития повысился по сравнению с констатирующим экспериментом. Дети освоили приемы использования музыкально – дидактических игр в самостоятельной деятельности, что позволило повысить показатели звуковысотного, ритмического и тембрового слуха. Выдвигаемая нами гипотеза об эффективности музыкально – дидактических игр в развитии восприятия музыки у детей 4-5 лет нашла свое подтверждение. ЗАКЛЮЧЕНИЕ В ходе исследовательской работы нами были изучены теоретические основы развития восприятия музыки у детей 4-5 лет посредствам музыкально – дидактических игр на основе изучения умозаключений известных педагогов и практиков: Н.А. Ветлугиной, Д. Б Кабалевского, А.И. Катинене, А.В. Кенемана, Ж. Пиаже, О. П. Радыновой, Б. М. Теплова. Воспитательная эффективность музыкального воздействия прячется в самой специфике понимания музыки на уровне музыкального восприятия как художественного общения, когда в музыкальном звучании воспринимаются не просто звуки или структурные элементы, а чувства человека, и чувственное переживание заключается в сопереживании, в сострадании выраженной радости или горю, дружбе или вражде. Поэтому так необходимо научить ребенка вслушиваться в музыку, понимать ее язык.
Актуальность применения музыкально-дидактических игр и пособий заключается в формировании у детей музыкально – сенсорных способностей: развитие звуковысотного, ритмического, тембрового и динамического слуха. Музыкально – дидактическая игра является условием развития восприятия музыки у детей 4 - 5 лет. Музыкальное восприятие – сложный процесс приема, осмысления, синтеза и преобразования музыкальной информации, представляющий собой систему действий, овладение которыми требует специального обучения и практики. Музыкальное восприятие невозможно без системного подхода к обучению детей восприятию музыки, развитию музыкально – сенсорных способностей. В музыкально – сенсорных способностях большую роль играет использование музыкально – дидактических игр, направленных на развитие чувства ритма, тембрового и звуковысотного слуха, проводимых в условиях музыкальных занятий, развлечений, самостоятельной и в повседневной жизни детей. Поиск и внедрение новых подходов к активному применению музыкально – дидактических игр в практику работы по обозначенной проблеме, позволяет эффективно решать поставленные задачи. Целью экспериментальной работы было доказать, что использование МДИ в условиях самостоятельной работы детей под умелым руководством воспитателя при тесном взаимодействии с музыкальным работником будет способствовать развитию музыкальных способностей: тембрового, звуковысотного и чувства ритма. При использовании диагностического инструментария, разработанного Н. А. Ветлугиной, мы выявили наличие проблемы, а именно средне - низкие показатели развития ритмического, звуковысотного и тембрового слуха. В соответствии с выявленными проблемами, нами был составлен план формирующего эксперимента, который реализовывался в условиях самостоятельной деятельности детей, как групповым методом, так и индивидуальным. На контрольном этапе нашего исследования, проведенная диагностика показала положительные результаты проведенной работы, которые позволили утвердиться в правильности выдвигаемой нами гипотезы. Таким образом, мы считаем, что музыку дети примут и полюбят только тогда, если она подойдет к ним просто, не в виде чего-то изобретенного взрослыми с воспитательными целями, для дисциплины или развития их детского ума и чувства, а в виде действительно нужной вещи, чего-то настоящего, что есть во всем мире вокруг, чего нельзя не слышать.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что цель, поставленная в начале исследовательской работы достигнута, а гипотетическое положение о том, что использование музыкально – дидактических игр при системном подходе, с учетом возрастных возможностей детей, разнообразия методических приемов, видов игр и пособий будет способствовать развитию восприятия музыки у детей пятилетнего дошкольного возраста доказано.
ГЛОССАРИЙ 1. Воспитательная эффективность - эффективность воспитательного процесса — это соотнесенность полученных, результатов с целями и прошлыми достижениями в практике. 2. Воображение - способность мыслить образами. 3. Внимание - сосредоточенность мысли или слуха и зрения на чём-либо. 4. Восприятие звуков – слух. 5. Высота звуков - свойство звука, определяемое человеком на слух и зависящее в основном от его частоты, т. е. от числа колебаний среды в секунду, которые воздействуют на барабанную перепонку. 6. Воспитательно образовательная работа - процесс направлен на всестороннее развитие личности ребенка дошкольного возраста, его любознательности, самостоятельности, активности. 7. Возрастные особенности - психофизиологические особенности, определяемые возрастом кого - либо. 8. Дидактические игры - это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения 9. Двигательная активность - совокупность двигательных актов. 10. Дифференцированное восприятие - форма организации учебной деятельности учащихся, основанная на учете их интересов, способностей, мотивации, диспозиции личности и других половозрастных особенностей.
11. Диатонического слуха - семиступенная интервальная система, все звуки которой могут быть расположены по чистым квинтам или квартам 12. Детское творчество - одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создаёт нечто новое для себя и других. 13. Длительность звука - одно из основных свойств музыкального звука, результат продолжительности колебания звучащего тела. Абсолютная длительность звука определяется мерами времени (секундами и т. п.) и связана с показателем BPM 14. Жанр - общее понятие, отражающее наиболее существенные свойства и связи явлений мира искусства, совокупность формальных и содержательных особенностей произведения. 15. Интеграция – (лат. Integratio < integer целый) – объединение в целое каких- либо частей или элементов. (сл.Ожёгова) 16. Ладовое чувство - музыкальные звуки организованы в определенном ладу. Мажорный и минорный лады различаются по эмоциональной окраске. Иногда мажор связывают с эмоционально положительной гаммой настроений — веселым, радостным настроением, а минор — с грустным. 17. Музыкальное восприятие - сложный психический процесс вычленения в произведениях музыкального искусства свойств и качеств, пробуждающих эстетические чувства. 18. Музыкальное звучание - звук определённой высоты, использующийся как материал для создания музыкальных сочинений. 19. Музыкальный образ - это воплощенный в музыке образ (чувства, переживания, мысли, размышления, действие одного или нескольких людей; какое – либо проявление природы, событие из жизни человека, народа, человечества... и т. Д. 20. Музыкально – дидактическая игра - музыкально-сенсорная деятельность ребенка, в процессе которой он учится различать свойства музыкальных звуков, музыкальные средства выразительности, музыкальные жанры. 21. Музыкальность - одарённость в отношении музыки 22. Музыкальные способности - индивидуально-психологические особенности личности, в структуре которых выделяют общие и специальные способности. 23. Музыка - искусство, средством воплощения художественных образов для которого являются звук и тишина, особым образом организованные во времени. 24. Мышление - Способность человека рассуждать, представляющая собою процесс отражения объективной действительности в представлениях, суждениях, понятиях. 25. Мотивация - побуждение к действию; динамический процесс психофизиологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.
26. Музыкально – ритмическая деятельность - это активная деятельность, являющаяся отражением характера музыки в движении. 27. Музыкальная память - способность запоминать и узнавать музыку, исполнять ее без нот. 28. Музыкальный слух - совокупность способностей человека, позволяющих ему полноценно воспринимать музыку и адекватно оценивать те или иные её достоинства и недостатки; 29. Нивелировать – значит сглаживать. 30. Ритмическое чувство - один из центральных, основополагающих элементов музыки, обусловливающий ту или иную закономерность в распределении звуков во времени. 31. Средства музыкальной выразительности - мелодия, ритм, лад и гармония, регистр и тембр, динамика и темп. 32. Слушание - целенаправленное восприятие звуковой информации 33. Сила звука - абсолютная величина слухового ощущения 34. Сюжетно – ролевая игра - форма игры, объединяющая в себе элементы и особенности игры сюжетной и игры ролевой. 35. Тембр – окрас голоса. 36. Целостное восприятие - это процесс отражения в сознании человека предметов и явлений реального мира в их целостности, в совокупности их различных свойств и частей и при их непосредственном воздействии на органы чувств.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Приказ Минобрнауки России № 655 от 23 ноября 2009 г, «Об утверждении и введении в действие Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: // www.edu.ru/db/mo/Data/d_09/prm655-1/htm (дата 19.02.2013). 2. Агисимова, Г.И. Сто музыкальных игр для развития дошкольников / Г.И. Анисимова, - М.:Просвящение,2007. – 96 с. 3. Ветлугина, Н. А. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду / Учеб. пособие для пед. институтов по спец. «Дошкольная педагогика и психология» /Н. А. Ветлугина, А. В. Кенеман, - М.: Просвещение, 1983. – 240 с. 4. Ветлугина, Н. А. Методика музыкального воспитания в детском саду /Н. А. Ветлугина И. Л. Дзержинская, Л. Н. Комисарова. Учеб. для учащихся пед. уч-щ по спец. “Дошкольное воспитание” / Под ред. Ветлугиной Н. А. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1989. – 270с. 5. Ветлугина, Н. А. Система эстетического воспитания в детском саду / Н.А. Ветлугина, - М.: Просвещение, 1977. – 310 с. 6. Ветлугина, Н. А. Развитие музыкальных способностей дошкольников в процессе музыкальных игр / Н. А. Ветлугина, - М.: Просвещение, 1958. – 260 с. 7. Ветлугина, Н. А. Музыкальный букварь / Н. А. Ветлугина.- 5-е изд.- М: Просвещение, 1989 - 160 с. 8. Вераксы, Н. Е. Программа "от рождения до школы /Под ред. Вераксы,. Н. Е, Комаровой, Т. С, Васильевой М. А.. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 456 с. 9. Дзержинская, И. Л. Эстетическое воспитание средствами музыки в детском саду / И. Л. Дзержинская, - М.: Просвещение, 1960. – 210 с. 10. Дзержинская, И. Л. Музыкальное воспитание младших дошкольников / И. Л. Дзержинская, - М.: Просвещение, 1985. – 160 с. 11. Ефремова, Т. Ф. Современный словарь русского языка три в одном: орфографический, словообразовательный, морфемный: около 20 000 слов, около 1200 словообразовательных единиц / Т. Ф. Ефремова — М.: ACT, 2010. — 699 с. 12. Кононова, Н. Г. Музыкально – дидактические игры для дошкольников (из опыта работы) / Н. Г. Кононова, – М.: Просвещение, 1982. – 96 с. 13. Кононова, Н. Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах (из опыта работы) / Н. Г. Кононова, – М.: Просвещение, 1990. – 101 с. 14. Кириллова, Л. В. Использование электронных технологий (из опыта работ) [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://muzruk.wmsite.ru 15. Международный образовательный портал [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.maam.ru/formirovanie-i-razvitie-muzykalno-sensornogo-vosprij. 16. Особенности развития музыкальных способностей [Электронный ресурс].– Режим доступа: http://www.scienceforum.ru/2013/120/1745 17. Огородникова, Н. А. бинарное занятие (из опыта работы) [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://prosnizadetsad.ucoz.ru 18. Прохоров, А. М. Большой энциклопедический словарь / А. М. Прохоров.-2-е изд.-М: Большая Российская энциклопедия, 1997 – 1456 с. Парвенова, И.В. использовала индивидуальную работу (из опыта работ)[Электронный ресурс].- Режим доступа: https://docviewer.yandex.ru/?url=http%3A%2F%2Fdstem32.net%2Frazvitie_muzykalnykh_sposobnostej.doc&name=razvitie_muzykalnykh_sposobnostej.doc&lang=ru&c=564ed845cf49 19. Радынова, О. П. Музыкальное воспитание дошкольников / О. П. Радынова, А.И. Катинене, М.Л Палавандишвили, - М.: Просвещение, 1988. – 220 с. 20. Роот, З.Я. Музыкально дидактические игры для детей дошкольного возраста / З.Я.Роот. – изд. 2-е. – М.: Айрис-пресс,2005. – 64с. 21. Социальная сеть работников образования. [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya roditeley/2012/06/12/razvitiya-emotsionalnoy-otzyvchivosti-detey-0 22. Соколовой, Л. В. Занятия с использованием музыкально – дидактических игр(из опыта работ)[Электронный ресурс].- Режим доступа: http://122.lipetskddo.ru›files/file/ opyt _ raboty …
23. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей / Б. М. Теплов – М.: Просвещение, 1985. – 210 с.
24. Тычкова, Е. Ю. использование ИКТ (из опыта работ)[Электронный ресурс].- Режим доступа: http://dou180.ivedu.ru/files/opis_opyta_raboty.pdf
25. Шваб, Е.В. использование музыкально – дидактических игр (из опыта работ)[Электронный ресурс].- Режим доступа:http://ped-kopilka.ru/blogs/ekaterina-valerevna-shvab/-igrovye-metody-i-pri-my-dlja-razvitija-muzykalnogo-vosprijatija-u-detei-doshkolnogo-vozrasta.html
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 2 Таблица 2 -Показатели уровня развития тембрового слуха
Таблица 3 -Показатели уровня развития звуковысотного слуха
Таблица 4 - Показатели уровня развития чувства ритма
Приложение 3 Таблица 5 - Показатель уровня развития тембрового слуха
Таблица 6 - Показатель уровня развития звуковысотного слуха
Таблица 7 - Показатель уровня развития чувства ритма
Приложение 1 Диагностика уровня развития музыкальных способностей детей по методике Н.А. Ветлугиной 1.На развитие тембрового слуха Детям предлагалось послушать различные музыкальные инструменты и показать карточкой, какой музыкальный инструмент он услышал. Музрук использовал инструменты за ширмой, т.о. у детей не было возможности подсмотреть. Воспитатель оценивала. Критерии и оценки выполнения задания (в баллах): 3 балла - внимательно слушает и правильно определяет инструмент. 2 балла – слушает, но не всегда правильно определяет инструмент. 1 балл – не внимательно слушает и не правильно определяет инструмент. Детям предлагалось встать в круг и выбрать водящего далее воспитатель выбирает ребенка, который позовет водящего. Водящий в это время должен узнать того кто его позвал. 3 балла - правильно определяет. 2 балла – не всегда правильно определяет. 1 балл – не правильно определяет. Детям предлагалось послушать различные музыкальные инструменты в паре и показать карточками, какие музыкальные инструменты он услышал. Музрук использовал инструменты за ширмой, т.о. у детей не было возможности подсмотреть. Воспитатель оценивала. 3 балла - правильно определяет. 2 балла – не всегда правильно определяет. 1 балл – не правильно определяет. (Таблица 2 и Рис. 1.) 2. Звуковысотный слух. Ощущение тоники (закончена ли мелодия). Воспитатель предлагает ребенку послушать знакомую мелодию и определить закончена ли мелодия. 5 мелодий Критерии и оценки выполнения задания (в баллах): 3 балла – ребенок без труда определял, закончена мелодия или нет. 2 балла – ребенок определял, но иногда путался. 1 балл – ни одной правильной мелодии ребенок не определил. Игра «Громкая и тихая музыка» Мы преллагали ребятам различит динамические оттенки музыки: когда музыка играет громко, когда тихо. Детям раздавались карточки различные по насыщенности цвета, например Ярко – голубая и темно – синяя. Цвет карточки условно соответствовал определенному динамическому оттенку: ярко – голубая – тихому звучанию, а темно – синяя - более громкому. Первый раз ребенок просто прослушивает мелодию, на повтор мелодии должен показать соответствующую карточку. Критерии и оценки выполнения задания (в баллах): 3 балла - точное определение звучания карточками. 2 балла - допускает небольшие неточности. 1 балл – поднятие карточек не соответствующих мелодии. Игра «Музыкальная лесенка»
3 балла - точное определение звучания карточками. 2 балла - допускает небольшие неточности. 1 балл – поднятие карточек не соответствующих мелодии.
(Таблица 3 и Рис. 2.) 3. Чувство ритма. 1.Воспроизведение в хлопках простейшего ритмического рисунка, мелодии «Ах вы сени». Воспитатель предлагал ребенку хлопками воспроизвести ритмический рисунок мелодии. Критерии и оценки выполнения задания (в баллах): 3 балла - точное выполнение ритмического рисунка. 2 балла - допускает небольшие неточности. 1 балл - ритмический рисунок не соответствует мелодии 2. Соответствие движений смене характера музыки с контрастными частями. Звучат фрагменты из трех произведений. 1) Т. Ломова «Мелодия», 2) М. Журбин «Марш», 3) А. Гречанинов «Моя лошадка». Детям предлагалось потанцевать под музыку. Критерии и оценки выполнения задания (в баллах): 3 балла - смена движений под музыку, движения головы, рук, чувство пульса. 2 балла - есть желание двигаться под музыку, нет эмоциональных движений, нет смены движений под музыку. 1 балл - мала двигательная реакция на музыку. (Таблица 4 и Рис. 3.) В соответствии с критериями и оценками нами было выделено три уровня музыкальности: высокий, средний и ниже среднего. Высокий (9 баллов) – проявляет интерес к слушанию музыки, отзывчивость на музыкальные произведения, определяет знакомые музыкальные произведения, различает звуки, правильно воспроизводит ритмический рисунок, определяет характер музыкального произведения, подпевает Средний (7-8 баллов) – проявляет незначительный интерес к музыке, эмоциональная реакция на музыкальное произведение выражена не значительно, звуки различает с небольшой помощью взрослого, в основном правильно воспроизводит ритмический рисунок, с помощью педагога определяет характер музыкального произведения. Ниже среднего (6-5 баллов) – интерес к музыке не проявляет, эмоциональная отзывчивость снижена, звуки не различает, не воспроизводит ритмический рисунок, определить характер музыки затрудняется.
Приложении 4 Таблица – 8 система занятий по групповой деятельности
Таблица 9 – Система занятий по индивидуальной работе
Приложение 5 Таблица 10 -Взаимодействие с родителями по проблеме развития восприятия музыки у детей
Приложение 6 Занятие 1
Тема: «Кого мы увидим и узнаем на прогулке» Цель: Уточнить и закреплять правильное произношение звуков. Задачи: Оборудование: Музыкальные молоточки по числу играющих, фланелеграф и карточки, изображающие короткие и долгие звуки.
Ход занятия:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|