Выявление уровня развития восприятия музыки у детей 4-5 лет
Цель: Выявить уровень развития музыкального восприятия у детей 4-5 лет на начало эксперимента. Для этого необходимо: 1.Проанализировать условия организации самостоятельной деятельности детей в группе по заявленной проблеме (зоны музыкального развития). 2.Провести диагностику уровня сформированности динамического, звуковысотного, тембрового слуха и чувства ритма по методике Н. А. Ветлугиной «Уровень музыкального развития детей» (Приложение 1) 3.Активное взаимодействие с музыкальным руководителем по заявленной проблеме. Анализ условий для организации самостоятельной деятельности позволил выявить следующее: 1. В группе есть музыкальный уголок, в котором имеются музыкальные инструменты: флейта, металлофон, ложки, бубен, трещотка, а так же музыкальные игрушки, которыми дети могут играть индивидуально, либо совместно с воспитателем. 2. Настольно – печатные и музыкально — дидактические игры на развитие звуковысотного слуха, чувства ритма, тембрового слуха, на закрепление программного материала: · «Ученый кузнечик»,(на развитие звуковысотного слуха) · «Угадай на чем играю?»,(на различение тембра различных музыкальных инструментов) · «Птенчики и птичка» (на развитие звуковысотного слуха) · «Ежик и барабан» (на развитие чувства ритма) · «Где мои детки?» (на развитие звуковысотного слуха) · «Сложи песню по ритмическому рисунку»,(на развитие чувства ритма) · «Веселая кухня» (на развитие тембрового слуха) · «Игра с бубном»(на развитие чувства ритма). · «Ритмическое эхо» (на развитие чувства ритма) Восприятие музыки детьми невозможно без развития тембрового и звуковысотного слуха, чувства ритма. Поэтому, мы использовали методику Н.А.Ветлугиной «Уровень музыкального развития детей» (Приложение 1), в основе, которой лежат следующие критерии оценки основных компонентов восприятия музыки.
Таблица 1 - Критерии оценки развития восприятия музыки по методике Н.А. Ветлугиной
По результатам диагностики мы получили следующие данные, которые оформлены в таблицах 2,3,4 (Приложение 2) и отражены в диаграммах по каждому виду музыкальных способностей. Анализ результатов позволил сделать вывод, что на начало эксперимента наиболее проблемными зонами в развитии тембрового слуха является умение различать и угадывать инструменты по тембру звучания. Результаты диагностики развития тембрового слуха по каждому ребенку позволили констатировать следующее, что: с высоким уровнем - 12 детей (75 %); со средним уровнем 3 человека в процентном соотношении это составляет 19% и с низким уровнем 1 ребенок Юля М (6%). Поэтому в условиях самостоятельной деятельности детей необходимо спланировать индивидуальную и групповую работу с детьми, имеющими средне – низкие показатели с Юлей М., Ваней М., Настей И. Уделить внимание музыкально – дидактическим играм на развитие тембрового слуха. По результатам данных составлена диаграмма.
Рис. 1. Показатели уровня развития тембрового слуха
В развитии звуковысотного слуха значимым является обучение детей пению, с последующим расширением их певческого диапазона. Анализ показателей развития звуковысотного слуха по каждому ребенку позволил констатировать следующее: с высоким уровнем - 10 детей (62 %); со средним уровнем 4 ребенка в процентном соотношении это составляет (25%) и с низким уровнем двое детей Ваня М и Юля М (13%). Особенно эта проблема просматривается у Юли М., Вани М., Насти И., Сени Щ). Не все дети чувствуют тонику, не различают динамические оттенки. При планировании самостоятельной деятельности с детьми возникает необходимость уделить внимание музыкально – дидактическим играм на развитие звуковысотного слуха. По результатам данных нами составлена диаграмма.
Рис. 2. Показатель уровня развития звуковысотного слуха.
Наиболее проблемной зоной в развитии чувства ритма стали сразу три показателя. Анализ результатов диагностики позволил сделать вывод, что дети испытывают проблемы в воспроизведении ритмического рисунка (1,5 балла). Только один ребенок имеет высокий показатель – Ваня М (6%), 6 человек - средний, что составляет (38%) и низкий результат у 9 детей (56%). Дети испытывают проблемы в смене движений соответственно изменению характера музыки. Только двое детей имеют высокий показатель – Дима П и Диана Т (13%), 9 человек - средний уровень (56%) и низкий уровень – 5 человек (31%). Так же дети испытывают трудности и с третьим подразделом, а именно соответствие движений ритму музыки с вариантами смены его. Три ребенка показали высокий уровень (19%), средний уровень 5 человек (31%) и низкий уровень восемь человек(50%). Поэтому в условиях самостоятельной деятельности детей необходимо спланировать индивидуальную работу с каждым ребенком по отдельности, так как, только при индивидуальной работе мы сможем добиться оптимальных результатов. Сводный анализ всех показателей развития чувства ритма по каждому ребенку позволил констатировать следующее, что: с высоким показателем 1 ребенок (6%); со средним показателем 4 человека, в процентном соотношении это составляет(25%) и с низким показателем у нас 11 детей, в процентном соотношении это составляет (69%).
Рис. 3. Показатели уровня развития чувства ритма Диаграмма неправильная высокий 6% - должен быть синим, а низкий -69% серым Таблица 5 - Сводная таблица результатов диагностирования детей «Уровня развития музыкальных способностей у детей» (Н.Ветлугина)
Исходя из данных нашей сводной таблицы, мы видим, что высокий уровень развития музыкальных способностей у одного ребенка (6%); со средним показателем 11 детей (69%) и с низким показателем 4 ребенка (25%). Основываясь на данные таблицы, мы составили диаграмму.
Рис. 4. «Уровень развития музыкальных способностей у детей» по методике (Н.Ветлугиной) Анализ результатов Таблицы 5 по вертикали позволил сделать вывод, что наиболее проблемными зонами для всех обследуемых детей являются показатели развития звуковысотного слуха и чувства ритма, что необходимо учесть при организации самостоятельной деятельности детей, создания условий, как для групповой, так и индивидуальной работы, чтобы нивелировать обозначенные проблемы этих зон. Вывод: проанализировав результаты диагностик по музыкальному воспитанию у детей 4 – 5 лет можно констатировать следующее: (94%) детей имеют средне - низкие показатели по развитию чувства ритма, (38%) звуковысотного слуха. Так же, средне – низкий показатель в определении тембровой окраски имеют 25% детей. Выделив детей, имеющих по всем показателям низкий балл, запланировали с ними индивидуальную работу с Сеней Щ, Юлей М, Настей И, Ваней М.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|