Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Выявление уровня развития восприятия музыки у детей 4-5 лет




Цель: Выявить уровень развития музыкального восприятия у детей 4-5 лет на начало эксперимента.

Для этого необходимо:

1.Проанализировать условия организации самостоятельной деятельности детей в группе по заявленной проблеме (зоны музыкального развития).

2.Провести диагностику уровня сформированности динамического, звуковысотного, тембрового слуха и чувства ритма по методике Н. А. Ветлугиной «Уровень музыкального развития детей» (Приложение 1)

3.Активное взаимодействие с музыкальным руководителем по заявленной проблеме.

Анализ условий для организации самостоятельной деятельности позволил выявить следующее:

1. В группе есть музыкальный уголок, в котором имеются музыкальные инструменты: флейта, металлофон, ложки, бубен, трещотка, а так же музыкальные игрушки, которыми дети могут играть индивидуально, либо совместно с воспитателем.

2. Настольно – печатные и музыкально — дидактические игры на развитие звуковысотного слуха, чувства ритма, тембрового слуха, на закрепление программного материала:

· «Ученый кузнечик»,(на развитие звуковысотного слуха)

· «Угадай на чем играю?»,(на различение тембра различных музыкальных инструментов)

· «Птенчики и птичка» (на развитие звуковысотного слуха)

· «Ежик и барабан» (на развитие чувства ритма)

· «Где мои детки?» (на развитие звуковысотного слуха)

· «Сложи песню по ритмическому рисунку»,(на развитие чувства ритма)

· «Веселая кухня» (на развитие тембрового слуха)

· «Игра с бубном»(на развитие чувства ритма).

· «Ритмическое эхо» (на развитие чувства ритма)

Восприятие музыки детьми невозможно без развития тембрового и звуковысотного слуха, чувства ритма. Поэтому, мы использовали методику Н.А.Ветлугиной «Уровень музыкального развития детей» (Приложение 1), в основе, которой лежат следующие критерии оценки основных компонентов восприятия музыки.

 

Таблица 1 - Критерии оценки развития восприятия музыки по методике

Н.А. Ветлугиной

Тембровый слух Звуковысотный слух Чувство ритма
1. Обучение детей различать тембр звучания музыкальных инструментов: низко, высоко. 1. Ощущение тоники (закончена ли мелодия) 5 мелодий 1. Воспроизведение в хлопках ритмического рисунка мелодии.
2. Обучение детей различать тембр голоса (Чей голос?) 2. Обучение детей различать динамические оттенки музыки: тихо, громко. 2.Соответствие движений смене характера музыки с контрастными частями
3. Обучение детей различать тембр звучания и угадывания этих инструментов. 3. Обучение детей петь постепенно вверх и вниз. 3. Соответствие движений ритму музыки (с использованием смены ритма)

По результатам диагностики мы получили следующие данные, которые оформлены в таблицах 2,3,4 (Приложение 2) и отражены в диаграммах по каждому виду музыкальных способностей.

Анализ результатов позволил сделать вывод, что на начало эксперимента наиболее проблемными зонами в развитии тембрового слуха является умение различать и угадывать инструменты по тембру звучания. Результаты диагностики развития тембрового слуха по каждому ребенку позволили констатировать следующее, что: с высоким уровнем - 12 детей (75 %); со средним уровнем 3 человека в процентном соотношении это составляет 19% и с низким уровнем 1 ребенок Юля М (6%).

Поэтому в условиях самостоятельной деятельности детей необходимо спланировать индивидуальную и групповую работу с детьми, имеющими средне – низкие показатели с Юлей М., Ваней М., Настей И. Уделить внимание музыкально – дидактическим играм на развитие тембрового слуха. По результатам данных составлена диаграмма.

 

 

Рис. 1. Показатели уровня развития тембрового слуха

 

В развитии звуковысотного слуха значимым является обучение детей пению, с последующим расширением их певческого диапазона. Анализ показателей развития звуковысотного слуха по каждому ребенку позволил констатировать следующее: с высоким уровнем - 10 детей (62 %); со средним уровнем 4 ребенка в процентном соотношении это составляет (25%) и с низким уровнем двое детей Ваня М и Юля М (13%).

Особенно эта проблема просматривается у Юли М., Вани М., Насти И., Сени Щ). Не все дети чувствуют тонику, не различают динамические оттенки. При планировании самостоятельной деятельности с детьми возникает необходимость уделить внимание музыкально – дидактическим играм на развитие звуковысотного слуха.

По результатам данных нами составлена диаграмма.

 

 

 

Рис. 2. Показатель уровня развития звуковысотного слуха.

 

Наиболее проблемной зоной в развитии чувства ритма стали сразу три показателя. Анализ результатов диагностики позволил сделать вывод, что дети испытывают проблемы в воспроизведении ритмического рисунка (1,5 балла). Только один ребенок имеет высокий показатель – Ваня М (6%), 6 человек - средний, что составляет (38%) и низкий результат у 9 детей (56%). Дети испытывают проблемы в смене движений соответственно изменению характера музыки. Только двое детей имеют высокий показатель – Дима П и Диана Т (13%), 9 человек - средний уровень (56%) и низкий уровень – 5 человек (31%). Так же дети испытывают трудности и с третьим подразделом, а именно соответствие движений ритму музыки с вариантами смены его. Три ребенка показали высокий уровень (19%), средний уровень 5 человек (31%) и низкий уровень восемь человек(50%). Поэтому в условиях самостоятельной деятельности детей необходимо спланировать индивидуальную работу с каждым ребенком по отдельности, так как, только при индивидуальной работе мы сможем добиться оптимальных результатов. Сводный анализ всех показателей развития чувства ритма по каждому ребенку позволил констатировать следующее, что: с высоким показателем 1 ребенок (6%); со средним показателем 4 человека, в процентном соотношении это составляет(25%) и с низким показателем у нас 11 детей, в процентном соотношении это составляет (69%).

 

 

 

Рис. 3. Показатели уровня развития чувства ритма

Диаграмма неправильная высокий 6% - должен быть синим, а низкий -69% серым

Таблица 5 - Сводная таблица результатов диагностирования детей «Уровня развития музыкальных способностей у детей» (Н.Ветлугина)

№ п/п Ф.И ребенка Тембровый слух Звуковысотного слуха Чувство ритма Общий балл Уровень
  Маша А         С
  Тима Г         С
  Настя Г         С
  Дима Б         С
  Аня С         С
  Кирилл Л         С
  Настя И         Н
  Ваня М         Н
  Юля М         Н
  Арина Н         С
  Дана П         С
  Дима П         С
  Рита Р         С
  Даша Р         С
  Диана Т         В
  Сеня Щ         Н
           

 

Исходя из данных нашей сводной таблицы, мы видим, что высокий уровень развития музыкальных способностей у одного ребенка (6%); со средним показателем 11 детей (69%) и с низким показателем 4 ребенка (25%). Основываясь на данные таблицы, мы составили диаграмму.

 

Рис. 4. «Уровень развития музыкальных способностей у детей» по методике (Н.Ветлугиной)

Анализ результатов Таблицы 5 по вертикали позволил сделать вывод, что наиболее проблемными зонами для всех обследуемых детей являются показатели развития звуковысотного слуха и чувства ритма, что необходимо учесть при организации самостоятельной деятельности детей, создания условий, как для групповой, так и индивидуальной работы, чтобы нивелировать обозначенные проблемы этих зон.

Вывод: проанализировав результаты диагностик по музыкальному воспитанию у детей 4 – 5 лет можно констатировать следующее: (94%) детей имеют средне - низкие показатели по развитию чувства ритма, (38%) звуковысотного слуха. Так же, средне – низкий показатель в определении тембровой окраски имеют 25% детей. Выделив детей, имеющих по всем показателям низкий балл, запланировали с ними индивидуальную работу с Сеней Щ, Юлей М, Настей И, Ваней М.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...