Понятие, типы и стадии политического процесса
Понятие политического процесса Под политическим процессом понимается суммарная деятельность всех субъетов политики, посредством которой происходит формирование, развитие и функционирование политической системы общества в определенных временных и пространственных границах. Политический процесс отличается относительной самостоятельностью, однако он обусловлен экономической стороной, характеризующей социально – политические отношения в обществе, государственным устройством. Политический процесс рассматривается как один из общественных процессов, наряду с экономическим, идеологическим, правовым, а также как форма функционирования политической системы общества, эволюционирующей во времени и в пространстве. Политический процесс состоит из ряда последовательно совершающихся и циклически повторяющихся стадий: *конституирование (образование политической системы) *принятие и исполнение политико – управленческих решений *контроль за функционированием и направлением развития политической системы Каждая стадия сохраняет присущие ей особенности и осуществляется способами, присущими лишь ей. Политический процесс существует в 3 фазах: - функционирование – здесь приоритет традиции и преемственности перед инновациями в политических изменениях - развитие – непрерывность и устойчивость качественных изменений, адекватных запросам общества - упадок – политические изменения, которые не соответствуют запросам общества, застой политической жизни, нестабильность общества, недовольство граждан. Политический процессы: * внутриполитические (протекают между субъектами политики, основная деятельность которых является завоевание и удержание власти)
* внешнеполитические (распространяются на отношения с другими государствами как искусство ведения международных дел) Политический процесс: - неангажированный (добровольный) – добровольное участие граждан в отношении с государством - ангажированный, где преобладают гражданские формы политических отношений, жестко централизованные методы принятия управленческих решений. Относятся теократические группировки, автократия, военные элиты) Структура политического процесса - субъект процесса (реальную власть или её носителя, которому власть делегирована); - объект, который должен быть создан или достигнут как цель процесса; - исполнителей процесса, которые связывают субъект и объект-цель. Существенным показателем любого политического процесса является преобладающий характер отношений между его участниками. От него зависит характер самого процесса. Преобладающим является тот, который включает взаимоотношения между основными субъектами процесса в решении проблемы, выступающей в качестве его главного объекта. В качестве субъектов общего политического процесса выступают государство, социальные, этнические, конфессиональные группы, институты политической власти (политические партии, общественные движения, органы местного самоуправления и т.д.), граждане как индивиды, граждане как совокупность избирателей (электорат), правящая элита страны, контрэлиты. В последние десятилетия распространяется точка зрения, согласно которой к субъектам общего политического процесса можно причислить также общественные организации и транснациональные корпорации, способные в ряде случаев оказать существенное воздействие на развитие общего политического процесса.
28. Политическая элита: определение и типология, пути формирования. Cтруктура политической элиты:
• «правящая элита» – группа, управляющая обществом от имени государства; • «потенциальные элиты» – группы, стремящиеся к власти; • «селекторат» – группы, подготовленные к выполнению управленческих задач; • «самодеятельные элиты» – группы, проигравшие выборы, но активно готовящиеся к очередным выборам (оппозиция и сторонники политического режима); • «элиты в политике» – авторитетные представители интеллигенции, способствующие укреплению позиций правящей элиты; • «группы вето» – группы в составе правящей элиты, от которых зависит окончательное принятие политических решений; «связанная группа» – неформальное (анонимное, теневое) объединение, оказывающее активное влияние на политику властных институтов государства. Механизмы формирования элит 1. Интенсивные внеполитические и внегосударственные дискуссии. Элиты, как правило, возникают в дискуссиях относительно базовых ценностей, трансценденций власти, стратегий страны, обернутых на ситуацию «здесь и теперь». Дискуссионный механизм формирования элит в его нынешнем состоянии неработоспособен. Но исторические примеры показывают, что дискуссионные площадки и сами дискуссии являются важной сферой, где формируется элита, обладающая пониманием текущей ситуации страны в целом. Этим они отличаются от площадок для обсуждения узких профессиональных точек зрения по частным (например, экономическим или финансовым) вопросам. 2. Участие в формировании инстанций власти. 3. Надпрофессионалъные решения по поводу жизни страны в целом. Элитой среди государственных чиновников могли бы становиться люди, которые начинают обсуждать воспроизводство жизни и культуры страны в целом. Судебная элита могла бы формироваться из людей, которые по отношению к суду сами сформируют приоритет закона, справедливости, соответствия духу закона, начнут действовать сами в этом духе и создадут механизмы его поддержания и воспроизводства. Вовсе не обязательно, что они будут являться высшими судебными чиновниками. Важно, чтобы они сохраняли ценности права и справедливости. Элита из людей, занимающихся народным образованием, может сформироваться скорее не среди чиновников от образования, профессоров и преподавателей, а среди тех, кто за образованием видит эксклюзивную функцию
Элита средств массовой информации могла бы стать элитой за счет того, чтобы следить за объективностью информации, выделять из своей среды лучших журналистов. 4. Технология «социального лифта». Для того чтобы сформировать современную элиту, очень важно построить механизм насыщения, селекции и циркуляции элит. В элиту и власть должны попадать все новые и новые люди. В противном случае те, кто попадают во власть, стремятся в ней закрепиться и тем самым препятствуют притоку «свежей крови». Это консервирует ситуацию. Полит. элиты бывают открытого и закрытого типа. Элиты открытого типа рекрутируют в свой состав представителей из различных соц. слоев, хотя кандидаты в элиту проходят длительный отбор через устоявшиеся структуры воспроизводства элиты. Тем самым устраняется возможность массового проникновения в элиту людей некомпетентных, пол-ки неподготовленных. Полит. элиты закрытого типа форм-ся из закрытого, замкнутого круга представителей. Это полит. элита феодального общ-ва – родовая аристократия. Она отличается большей склонностью к упадку, достаточно быстро теряет необходимые элите полит. кач-ва. Среди самых распространенных систем рекрутирования в элиту выделяют антрепренерскую и с-му гильдий. Антрепренерская ориентирована на личностные кач-ва кандидата, его активность и изобретательность, на конкурентную борьбу между кандидатами. Форм-т открытую полит. элит. Выбор осущ-ся через избирательную с-му. Недостаток – возможность прихода к власти случайных лиц. Система гильдий предполагает медленное продвижение кандидата на вершину власти. Отбор производится из опр.соц. групп. Производит отбор кандидатов узкий круг руководящих работников партии, движения. Эта с-ма консервативна, элита превращается в замкнутую касту, которая идет к упадку. Отличается стабильностью и предсказуемостью. Типы: 1) административная – высший слой гос. чиновников. Высокообразованные специалисты в области гос. управления. В идеале они должны быть выше полит. борьбы, сохранять нейтралитет в схватке полит. сил. Задача – служить только гос. интересам, быть беспристрастной, не ввязываться в полит. баталии, выполнять точно и добросовестно приказ.
2) Деловая, экономическая – крупные собственники, предприниматели, финансисты, которые самым тесным образом связаны с полит. элитой. Выступает как группа давления на полит. элиту. Между элитами идет борьба за распределение благ и ресурсов. 3) Идеологическая – профессиональные идеологи, лица, направляющие деят-ть ср-в массовой инф-и, работников к-ры и искусства, верхушку духовенства. Полит. элита заинтересована в поддержке идеологической элиты.
29. Политическое лидерство: определение, типология, функции. Имиджмейкинг. 1. Лидерство – это разновидность власти, спецификой которой является направленность сверху вниз, а также то, что ее носителем выступает не большинство, а один человек или группа лиц. 2. Лидерство – это управленческий статус, социальная позиция, связанная с принятием решений, это руководящая должность. Такая интерпретация лидерства вытекает из структурно-функционального подхода, предполагающего рассмотрение общества как сложной, иерархически организованной системы социальных позиций и ролей. Занятие в этой системе позиций, связанных с выполнением управленческих функций (ролей), и дает человеку статус лидера. 3. Лидерство – это влияние на других людей Однако это не любое влияние, а такое, для которого характерны четыре особенности: во-первых, необходимо, чтобы влияние было постоянным Во – вторых, руководящее воздействие лидера должно осуществляться на всю группу (организацию, общество). В – третьих, политического лидера отличает явный приоритет во влиянии. В – четвертых, влияние лидера опирается не прямое применение силы, а на авторитет или хотя бы признание правомерности руководства. Диктатор, силой удерживающий группу в подчинении, - это не лидер, как не является лидером, например, террорист, захвативший заложников, или тюремный надзиратель. 5. Лидер – это символ общности и образец политического поведения группы. Он выдвигается снизу, преимущественно стихийно, и принимается последователями. Политический лидер – человек с высоким общественным авторитетом, сильным личностным влиянием, способный аккумулировать и адекватно выразить в своей деятельности интересы определенных социальных сфер. Типы лидерства (по Веберу): 1. традиционное. Основывается на силе традиций, то есть лидеры выявляются, определяются в соответствии с правилами, содержащимися в многолетних обычаях. Такой тип характерен для доиндустриального общества.
2. харизматическое. Основывается на вере присутствия у человека исключительных качеств, то есть все способности индивида рассматриваются его последователями как сверхестественный дар. Такой тип присущ развивающимся странам. 3. легальное. Основывается на убежденной вере в законность порядка, его разумность. Лидер избирается демократическим путем. Легальный лидер – выступает как исполнитель государственной воли (бюрократ, чиновник). Маргарет Херманн выделяет 4 собирательных образа лидеров: 1) знаменосцев – Мартин Лютер Кинг, Махатма Ганди, Ленин. Собственное видение действительности. У них есть мечта, ради осуществления кот. они нередко стремятся изменить полит. с-му. 2) Образ служителя (марионетки) усваивает тот политик, кот. стремится выступать в роли выразителя интересов своих приверженцев. Лидер – агент группы. 3) Лидер-торговец – важна способность убедить. Возможные последователи покупают его планы и идеи, вовлекаются в их осуществление. В этом случае лидерство основывается на взаимоотношениях, кот. лидер устанавливает со своими избирателями. Лидера-торговца отличает стремление понять, что от него хотят люди, стремление соответствовать их спросу. 4) Лидеры-пожарные – отличаются быстрой реакцией на порожденные ситуацией события и проблемы. Насущные требования момента опр-т их действия. Стили лидерства: 1. авторитарное. Характерно стремление к монопольной власти. Лидер такого типа определяет цели общества и способы их достижения. Он пытается повышать активность своих последователей административными методами. 2. демократическое. Стимулирует активность последователей путем пробуждения у них чувства собственного достоинства, создание у них атмосферы сотрудничества. Его решения обсуждаются. 3. невмешивающееся. Стремление уйти от решения имеющихся проблем, обезопасить себя от ответственности, переложить свои функции на ближайших помощников. Тенденции развития лидерства в современном мире: Первая тенденция - резкое возрастание ответственности политических лидеров за судьбы людей, за настоящее и будущее народов и государств, которыми они управляют. Вторая тенденция - возрастание роли и влияния неформальных политических лидеров. Третья тенденция - концентрация активности лидеров на экономических и социальных проблемах. Четвертая тенденция - уменьшение вероятности в современных условиях появления политических лидеров-героев. Пятая тенденция - сокращение границ власти политического лидера. Имидж (англ.) - образ, то есть это визуальная привлекательность личности, самопрезентация, конструирование человеком своего образа для других. Базовые принципы имиджмейкинга, в общем-то, хорошо известны: - следует обращаться к имиджмейкерам заблаговременно, задолго до начала кампании; - следует пользоваться простым, общедоступным языком и акцентировать внимание на вопросах, волнующих простого гражданина; - нельзя обойтись без экспертов, приглашаемых со стороны; - нельзя забывать, что создание имиджа является дополнением к политическому процессу, а не заменителем реальной политики. При всей своей виртуальности политика все-таки опирается на определенные реальные основы. Как создать долгосрочный имидж? Самый главный принцип при создании долгосрочного имиджа - это регулярная работа с объектом (политиком, организацией, событием и т.д.). Нельзя ограничиваться только предвыборной кампанией. Все действия должны повторятся постоянно, образуя замкнутый круг. Образ политика должен постоянно корректироваться под влиянием социологических опросов, событий происходящих в мире и т.д. Первая задача имиджмейкера - максимальная индивидуализация «товара». Объект должен быть узнаваемым и четко отделенным от других. «Быстрый» имидж Как мы уже выяснили, в современной российской политике пока востребован мгновенный результат, так как клиенты не всегда готовы ждать годами, пока сложится необходимая основа позитивного имиджа - репутация. Для массовых каналов существует шесть основных «ходов». 1. Участие политика в телевизионных аналитических программах с постановкой «проблемы» и указанием путей ее решения. 2. Краткие интервью для новостных передач на программные темы. 3. Специальные пресс-конференции в этом же ключе. 4. Организация комментариев известных лиц по поводу выступлений политика. 5. Публикация специально подготовленных фундаментальных статей с анализом программы данного политика. 6. Организация «откликов» на газетные публикации и выступления, в том числе дискуссионного характера. Необходимо помнить, что избиратель не доверяет абстрактным инициативам: требуется, чтобы они вырастали из жизни и специфического опыта кандидата, соответствовали его характеру и конкретному облику, сложившемуся или складывающемуся в общественном мнении. Имидж кандидата должен быть одновременно и оригинален, и типичен, он должен быть как все, и вместе с тем выделяться из толпы. Имидж кандидата является своеобразным свидетельством «истинности» или «неистинности» самого кандидата.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|