Избирательное право: виды, принципы, цензы. Референдум
Говоря об избирательном праве, обычно разграничивают два его аспекта: объективное избирательное право и субъективное избирательное право. Первое — это система правовых норм (преимущественно конституционно-правовых и др.), определяющих основы, принципы, этапы, порядок, процедуру и гарантии организации и проведения выборов, избирательных кампаний в стране. Второе — это гарантированное государством право конкретного лица (обычно гражданина, поскольку, как правило, неграждане страны избирательными правами не обладают) на участие в выборах. Исходные основы, важнейшие принципы и нормы избирательного права закрепляются в конституциях страны. В первую очередь — это такие общие демократические принципы избирательного права, как всеобщие, равные, прямые выборы при свободном и тайном голосовании, гласность и открытость выборов, их периодичность и др. Избирательное право не может быть ограничено иначе как в силу гражданской недееспособности, окончательного уголовного приговора и в случаях недостойного поведения, указанных законом. Избирательное право в другом отношении разделяется на активное и пассивное. Активное избирательное право — это право граждан избирать, т.е. голосовать за или против той или иной из кандидатур, части из них или всех кандидатов, при выборах государственных органов (парламента, главы государства, губернатора и др.), органов местного самоуправления или при отзыве членов и руководителей соответствующих выборных органов. Пассивное избирательное право — это право граждан быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Большинство граждан страны обладает как активным, так и пассивным избирательным правом. Но это имеет место не всегда, ибо не всякий, кто обладает активным избирательным правом, обладает и пассивным. Это имеет место прежде всего потому, что обычно граждане получают активное избирательное право раньше (чаще всего по достижении гражданином совершеннолетия, т.е. 18-летнего возраста), чем пассивное, которое приобретается на несколько, а иногда и на 10—15 и более лет позже.
Основными указанные принципы считаются в силу того, что сегодня они признаются обязательными практически повсеместно, где проводятся выборы. Это, заметим, стандартный набор принципов, которые, как правило, закрепляются в современном избирательном законодательстве и даже в некоторых международных актах. В то же время в некоторых странах в законодательстве зафиксированы и некоторые другие принципы. К таким дополнительным принципам относятся, например, альтернатива. Под альтернативностью на выборах понимают включение в законодательство таких условий, при которых кандидаты вступали бы в конкуренцию, а избиратель действительно имел бы возможность выбора между различными кандидатами. Абсентеизм (лат. absentis — отсутствующий) — одна из форм сознательного бойкотирования избирателями выборов, отказ от участия в них; пассивный протест населения против существующей формы правления, политического режима, проявление безразличия к осуществлению человеком своих прав и обязанностей. В широком плане под абсентеизмом можно понимать факт равнодушного отношения населения к политической жизни, обывательское представление отдельных людей о том, что от них в политике ничего не зависит», политика «не мое дело» и т.п. Абсентеизм наличествует в любом обществе: развитом и неразвитом, демократическом и тоталитарном и т. п. Его причины многообразны: неверие граждан в эффективность политических институтов; отсутствие политической культуры; борьба за ситуативное удовлетворение интересов и другие.
Современная демократия существует в двух формах: непосредственной и представительной. При непосредственной демократии принятие решений осуществляется всеми гражданами путем прямого голосования. Представительная демократия предусматривает принятие решений избранными народом представителями. Высшей формой непосредственной демократии выступает референдум. Термин «референдум» происходит от латинского слова re fero, что означает «сообщаю, докладываю» и определяется как всенародный опрос, всенародное голосование по законопроекту. Референдум основывается на принципах всеобщего, равного и прямого волеизъявления, тайном голосовании участников, территориальном принципе его проведения, участия граждан, трудовых коллективов, общественно-политических организаций в его подготовке и проведении. Задача референдума – выявить волю народа, принять непосредственным голосованием закон или решение по конкретному вопросу государственной жизни. Значение референдума в том, чтобы с его помощью народ выразил свое отношение к решению, выступил за или против его принятия. При его проведении растет заинтересованность граждан страны к делам управления государством, повышается политическая активность, граждане стремятся к политическому самообразованию. Участие граждан в референдуме позволяет глубже осознать степень ответственности за принимаемые решения и за судьбу страны. Референдумы как народные голосования по важнейшим вопросам государственной и общественной жизни являются одним из основных институтов непосредственной демократии. Родиной референдума считается Швейцария. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ РЕФЕРЕНДУМОВ Народные голосования, проводимые по вопросам, указанным в Конституции именуются обязательными, потому что эти вопросы не могут быть решены иначе как путем референдума. Референдумы по другим вопросам считаются факультативными, поскольку вынесение на народное голосование соответствующих законопроектов зависит от усмотрения законодательного органа. В Конституции Республики Беларусь предусматривается проведение обязательного (не консультативного) референдума.
Решения, принятые в порядке обязательного референдума, обладают наивысшей юридической силой по сравнению с решениями, принятыми органами государственной власти. Такое решение может быть отменено или существенно изменено лишь посредством другого народного голосования. Референдум считается состоявшимся, если в голосовании приняло участие более половины граждан, внесенных в списки граждан, имеющих право участвовать в референдуме. Решение считается принятым референдумом, если за него в целом по Республике Беларусь проголосовало более половины граждан, принявших участие в голосовании. Согласно статье 140 Конституции Республики Беларусь, ее изменения и дополнения могут быть проведены через референдум. Решение об изменении и дополнении Конституции путем референдума считается принятым, если за него проголосовало большинство граждан, внесенных в списки для голосования. Право инициативы на проведение республиканского референдума, согласно Избирательному кодексу принадлежит Президенту Республики Беларусь, Палате представителей и Совету Республики, гражданам Республики Беларусь. Однако независимо от того, кому принадлежала инициатива проведения референдума, решение о его проведении принимает Президент Республики Беларусь (ст. 74 Конституции). Указ Президента Республики Беларусь о назначении референдума, текст законопроекта или проекта иного решения, вынесенных на референдум, публикуются в печати и обнародуются в других средствах массовой информации в порядке, устанавливаемом Президентом Республики Беларусь. Решения, принятые республиканским референдумом, подписываются Президентом Республики Беларусь. Согласно ст. 76 Конституции Республики Беларусь (1996 г.) в референдумах участвуют только граждане Республики Беларусь, обладающие избирательным правом (с 18 лет). В референдумах могут участвовать только лица, проживающие в момент их проведения на территории Республики Беларусь. В референдумах имеют право участвовать также военнослужащие, находящиеся в воинских частях, члены их семей, граждане, проживающие в районах расположения частей.
Если гражданин, включенный в список для голосования, не будет иметь возможности проголосовать в день референдума, он вправе получить в участковой избирательной комиссии бюллетень для голосования. Работа комиссий способствует обеспечению гласности при подготовке и проведении референдума в Республике Беларусь. Они обязаны информировать граждан о предстоящем референдуме. При проведении референдума по вопросу вхождения Республики Беларусь в состав других государств и выхода допускается присутствие представителей иностранных государств и международных организаций. Впервые в суверенной Беларуси референдум был проведен 14 мая 1995 года Второй референдум в Беларуси был проведен по инициативе Президента А.Г.Лукашенко в период с 9 по 24 ноября 1996 года. Третий референдум состоялся 17 октября 2004 Таким образом, референдум (народное голосование) – способ принятия гражданами Республики Беларусь решений по важнейшим вопросам государственной и общественной жизни. Он является гарантией сохранения и укрепления политической стабильности в Республике Беларусь, поскольку цель всенародного обсуждения – посоветоваться с гражданами, воспользоваться их идеями с тем, чтобы улучшить жизнь общества. Если выборы – это механизм представительной демократии, то референдум – элемент непосредственной демократии. В РБ могут проводиться республиканские и местные референдумы. Республиканский референдум назначается президентом. Решение о проведении местного референдума принимается уполномоченным на то местным Советом. Проведение референдума основывается на тех же принципах, что и выборы (всеобщность, равенство, свобода, тайное голосование).
31. Избирательные системы. Избирательная система Республики Беларусь. В Республике Беларусь применяется мажоритарная избирательная система, в соответствии с которой депутаты всех уровней и Президент Республики Беларусь избираются непосредственно избирателями Республики Беларусь. Выборы Президента и депутатов являются свободными и проводятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Избирателями являются граждане Республики Беларусь, достигшие возраста 18 лет. В выборах не участвуют граждане, признанные судом недееспособными, и лица, содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы. В голосовании не принимают участия лица, в отношении которых в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством, избрана мера пресечения – заключение под стражу.
Глава государства – Президент Республики Беларусь избирается сроком на 5 лет. Кандидатом в Президенты может быть гражданин Республики Беларусь по рождению, не моложе 35 лет, обладающий избирательным правом и проживающий на территории Республики Беларусь не менее 10 лет, предшествующих выборам, в поддержку которого собрано не менее 100 000 подписей избирателей. Количество сроков, на которые может избираться Президентом Республики Беларусь одно и то же лицо, законом не ограничивается. Парламент Республики Беларусь – Национальное собрание Республики Беларусь в депутаты может стать достигший 21 года гражданин Республики Беларусь, постоянно проживающий на территории государства. Верхняя палата Парламента – Совет Республики. Членом Совета Республики может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 30 лет и проживший на территории соответствующей области, города Минска не менее пяти лет. Депутаты местных Советов депутатов избираются населением страны на срок 4 года. Кандидатом в депутаты местного Совета депутатов может стать обладающий пассивным избирательным правом гражданин Республики Беларусь, достигший 18 лет, проживающий либо работающий на территории соответствующего Совета В избирательном законодательстве Беларуси предусмотрено, что кандидатами в Президенты, депутаты, члены Совета Республики не могут быть выдвинуты граждане, не имеющие права в соответствии с законодательством Республики Беларусь занимать должности в государственном аппарате в связи с наличием судимости. Таким образом решен вопрос «о недопущении криминала во власть». Правовую основу избирательной системы Республики Беларусь составляют Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями), принятая на республиканском референдуме 1996 года; Избирательный кодекс Республики Беларусь; Закон Республики Беларусь «О Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов» и иные акты законодательства Республики Беларусь, постановления Центральной комиссии. В соответствии с Конституцией Республики Беларусь выборы обеспечивают избирательные комиссии. Избирательным кодексом определен высокий статус избирательных комиссий, которые в пределах своих полномочий независимы от государственных органов и органов территориального общественного самоуправления. Возглавляет систему избирательных комиссий Центральная комиссия Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов. Центральная комиссия является независимым органом, который формируется на паритетных началах Президентом и Советом Республики в количестве 12 человек сроком на 5 лет. Подготовку и проведение выборов Президента обеспечивают территориальные избирательные комиссии, образуемые в пределах области, города Минска, районов, городов областного подчинения, районов в городах, а также участковые избирательные комиссии. Проведение выборов депутатов Палаты представителей возложено на окружные и участковые избирательные комиссии. Выборами депутатов местных Советов депутатов занимаются территориальные избирательные комиссии – областные, Минская городская, районные, городские (в городах областного и районного подчинения), поселковые и сельские; окружные избирательные Избирательное законодательство Республики Беларусь гарантирует демократический характер выдвижения кандидатов в Президенты, депутаты, в члены Совета Республики. Кандидаты в депутаты могут выдвигаться тремя способами: от трудовых коллективов, от политических партий и путем сбора подписей избирателей. Особое значение в Избирательном кодексе придается открытости и прозрачности избирательного процесса, о чем свидетельствует специально посвященная этому 13 статья Кодекса. Согласно этой статье избирательные комиссии, представительные, исполнительные и распорядительные органы информируют граждан о своей работе и принимаемых решениях по вопросам подготовки и проведения выборов, референдума, отзыва депутата, члена Совета Республики. В Кодексе предусматривается обязательное опубликование решений об образовании избирательных округов и участков для голосования, об образовании избирательных комиссий и их составов, сообщений о регистрации кандидатов в Президенты, в депутаты, в члены Совета Республики, об итогах выборов, референдума и т.д. Отчеты о заседаниях Центральной комиссии, избирательных комиссий, комиссий по референдуму систематически публикуются в республиканских и местных средствах массовой информации. Все это направлено на обеспечение гласности, открытости и прозрачности при проведении выборов, референдума. Избирательный кодекс обеспечивает соблюдение международных стандартов и при проведении голосования на выборах, референдуме. Для реализации гражданами права на участие в выборах, референдуме предусмотрены большие возможности. Граждане, находящиеся за рубежом, могут проголосовать на участках для голосования, которые образуются дипломатическими представительствами Республики Беларусь. Предусмотрено также и досрочное, не ранее чем за пять дней до выборов, Процедура установления результатов выборов четко регламентирована в законодательстве. Предусмотрено, что выборы Президента считаются состоявшимися, если в голосовании приняло участие более половины граждан Республики Беларусь, имеющих право участвовать в выборах. Избранным считается кандидат в Президенты, если за него проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании Защита избирательных прав участников избирательного процесса осуществляется путем обжалования в вышестоящие избирательные комиссии и суд. Следует отметить, что при обращении в суд с жалобами на действия избирательных комиссий гражданам не нужно уплачивать государственную пошлину. Надзор за соблюдением избирательного законодательства осуществляет прокуратура. Мажоритарная избирательная система — система выборов в коллегиальный орган (парламент) или должностного лица, при которой избранными считаются кандидаты, получившие большинство голосов избирателей по избирательному округу, где они баллотируются. В разных странах действуют различные виды мажоритарной системы. Так, в США, Канаде, Великобритании, Новой Зеландии действует система относительного большинства, а в Австралии – система абсолютного большинства. Иногда используются одновременно обе разновидности. При мажоритарной системе, как правило, существуют непосредственные связи между кандидатом и избирателями. На выборах побеждают представители более сильного политического течения в стране, что способствует вытеснению из парламента и других органов власти представителей мелких и средних партий. Мажоритарная система способствует возникновению и укреплению в странах, где она используется, двух- или трехпартийных систем. Созданные на этой основе органы власти являются устойчивыми, формируется эффективно работающее и стабильное правительство. Однако мажоритарная система имеет и существенные недостатки. Они связаны с тем, что значительное число голосов избирателей (зачастую около половины) не учитываются при распределении мандатов, остаются «выброшенными». Кроме того, искажается картина реального соотношения политических сил в стране: партия, получившая наименьшее число голосов избирателей, может получить большинство депутатских мест Сущность «избирательной геометрии» состоит в том, что избирательные округа формируются таким образом, что при сохранении формального равенства в них заранее обеспечивается преимущество сторонников одной из партий, сторонники других партий рассредоточиваются в небольших количествах по разным округам, а максимальное их число концентрируется в 1–2 округах. То есть партия, осуществляющая формирование избирательных округов, старается сделать это таким образом, чтобы «загнать» максимальное число избирателей, голосующих за партию-соперника, в один-два округа. Она идет на это, чтобы, «потеряв» их, обеспечить себе победу в других округах. Формально равенство округов не нарушается, а фактически результаты выборов предопределяются заранее. Это является основой «избирательной географии». Ее цель заключается в том, чтобы сделать голос более консервативного сельского избирателя более весомым, чем голос городского избирателя, создав в сельской местности больше избирательных округов с меньшим количеством избирателей, чем в городах. В результате при равном количестве избирателей, проживающих в городской и сельской местности, в последней может быть образовано в 2–3 раза больше округов. Таким образом, недостатки мажоритарной избирательной системы еще больше усиливаются. При использовании пропорциональной избирательной системы в органах власти бывает представлена более реальная картина политической жизни общества и расстановки политических сил. Этому способствует то, что мандаты в избирательных округах распределяются между партиями в соответствии с числом голосов, собранных каждой из них. Каждая партия, участвующая в выборах, получает количество депутатских мест, пропорциональное числу полученных голосов избирателей. Пропорциональная система обеспечивает представительство даже для относительно мелких партий и в максимальной степени учитывает голоса избирателей. Именно в этом состоит преимущество пропорциональной избирательной системы по сравнению с мажоритарной. Сегодня ее придерживаются значительное число стран, такие как Бельгия, Дания, Норвегия, Финляндия, Швеция, Австрия, Израиль, Испания, Италия, Нидерланды, Португалия, Швейцария и др. Пропорциональная система каждой страны имеет свою специфику, которая зависит от ее исторического опыта, утвердившейся политической системы и других обстоятельств. Хотя все пропорциональные системы имеют своей целью достижение пропорционального представительства, реализуется эта цель в разной мере. Так как пропорциональная избирательная система действует в многомандатных округах, партии выдвигают не отдельных кандидатов, а целые списки, которые включают столько кандидатов, сколько мандатов выделено на округ. В связи с этим немаловажным является вопрос о распределении мандатов внутри списков. Здесь возможны различные варианты. При системе «жестких» списков кандидаты располагаются в них не произвольно, а в зависимости от «веса», своего положения в партии. Голосуя за список в целом, избиратели не высказывают отношения к отдельным депутатам. Выигранные списком мандаты отдаются кандидатам в соответствии с очередностью их расположения в списке. При системе «гибких» списков избиратель, голосуя за список в целом, одновременно указывает кандидата, которому отдает предпочтение. Соответственно, мандат получает кандидат, имеющий наибольшее число знаков предпочтения. При системе преференцированного голосования избиратель голосует не просто за список, а проставляет кандидатам в бюллетене преференции (1, 2, 3 и т.д.), указывая тем самым, в какой последовательности избрание кандидатов для него желательно. Такая система применяется, например, в Италии на выборах в Палату депутатов. Несомненно, в условиях многопартийности пропорциональная система более демократична по сравнению с мажоритарной: она не дает большого числа неучтенных голосов избирателей и более адекватно отражает реальную расстановку политических сил в стране на момент выборов. Однако у пропорциональной системы также имеются свои недостатки. Во-первых, возникают сложности в формировании правительства, так как многопартийные коалиции включают в себя партии с разными целями и задачами. Им достаточно трудно выработать единую, четкую и твердую программу. Правительства, созданные на такой основе, отличаются нестабильностью. Во-вторых, пропорциональная система приводит к тому, что представительство в органах государственной власти получают политические силы, пользующиеся поддержкой далеко не во всей стране. В-третьих, при пропорциональной системе, вследствие того, что голосование осуществляется не за конкретных кандидатов, а за партии, непосредственная связь между депутатами и избирателями слабая. В-четвертых, поскольку при данной системе голосование идет за политические партии, депутаты зависимы от своего партийного руководства, что может отрицательно сказаться на обсуждении и принятии важных документов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|