Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Политические партии: происхождение, типология, современные тенденции.




Термин “партия” ведет свое начало от латинского слова partio — часть, разделять. История возникновения и развития такого феномена как политическая партия насчитывает не одно столетие. Первые из прообразов современных политических партий были очень мало похожи на партии в привычном для нас виде. Они возникли в Древней Греции и Древнем Риме. То были сравнительно немногочисленные и узкие по составу группировки, которые не отличались устойчивостью и не были организационно оформлены. Они выражали в основном интересы не столько различных социальных общностей, слоев, классов, сколько различных течений внутри них.

В период ранних буржуазных революций в Европе в форме политических клубов появляются прототипы современных политических партий. Исторически возникновение политических партий приходится на конец XVII — начало XVIII в.в., когда начали формироваться политические системы ранних буржуазных государств Западной Европы и Америки. Сопровождавшие процесс возникновения и развития политических систем и политических партий война за создание США, буржуазные революции во Франции и Англии и другие политические события в Европе показывают, что рождение политических партии отражало раннюю стадию борьбы сторонников развития различных направлений становящейся буржуазной государственности: аристократов и буржуа, федералистов и антифедералистов и т.п. Тогда политические партии — это преимущественно организации, объединения буржуазии для борьбы с феодализмом: партии-клубы конституционалистов, жирондистов, якобинцев во времена Французской революции конца XVIII века.

Во второй половине XIX в результате введения всеобщего избирательного права в странах Западной Европы, а также пробуждения национального самосознания народов колониально зависимых стран политические партии начали возникать во все большем количестве.

Таким образом суть понятия “политическая партия” можно определить следующим образом: политическая партия является добровольной общественной организацией граждан того или иного государства, которая:

1) создается с целью борьбы за завоевание политической государственной власти и участия в ее реализации для претворения в жизнь своей идейно-политической доктрины;

2) имеет определенную устойчивую организационную структуру и действует в пределах границ единого государства;

3) имеет определенный правовой статус в рамках национального законодательства того или иного государства;

4) в своей деятельности опирается на определенные социальные группы или классы, основные интересы которых она отстаивает и выражает.

К числу наиболее общих функций политических партий относятся:

- представительство социальных интересов;

- выработка программных установок, политической линии партии;

- формирование общественного мнения, политическое образование и политическая социализация граждан;

- участие в борьбе за власть и в ее осуществлении, в формировании политической системы общества;

- подготовка и выдвижение кадров.

Имеются и специфические функции, выполняемые теми или иными партиями в силу особенностей их развития и положения.

Важное место в деятельности партии занимает представительство интересов классов, социальных групп и слоев. Содержанием этой функции является выявление, формулирование и обоснование интересов социальных сил, их интеграция и активизация., Типология:

Идейно-полит. ориентация: коммунистические, соц.-дем., либеральные, консервативные, а также партии, опирающиеся на разл. религиозные и нац. доктрины. Левые партии явл-ся сторонниками коллективистских форм орг-и обществ. жизни, сильной соц. п-ки, идей соц. равенства и справедливости, активной регулирующей роли гос-ва (коммунисты, социалисты). В с-ме ценностей правых партий преобладает индивидуализм, свобода, частная собственной, конкуренция (либералы, консерваторы, на крайнем правом фланге – фашисты). По отношению к существующему порядку, содержанию целей и задач выделяют революционные партии (стремящиеся к радикальному, качественному преобразованию общ-ва), реформистские (стремящиеся к совершенствованию обществ. отношений без структурных принципиальных изменений), консервативные (отстаивающие сохранение устойчивых, сложившихся форм обществ. жизни) и реакционные партии (стремящиеся к восстановлению предшествующих обществ. порядков и структур). В соответствии с хар-м членства, принципами орг-и партии делятся на кадровые и массовые. Кадровые отл-ся немногочисленностью, свободным членством, децентрализованной структурой. Статус члена партии четко не определен, отсутствует с-ма офиц. членства с регистрацией и регулярной уплатой членских взносов. Кадровая партия опирается на партийный актив и партийных функционеров, а также финанс. поддержку влиятельных кругов общ-ва. Основа – полит. комитеты. Создаются по территор. признаку в избирательных округах, обладают значит. автономией. Ориентируется на участие и победу в выборах. В наст. время этому типу соответств. Республиканская и Демократическая партия США. Массовая партия стремится вовлечь с свои ряды как можно большее число членов, т.к осн. источником ее финансирования явл-ся членские взносы. Характерно фиксированное членство, четкая организационная структура, централизованный хар-р, тесные и постоянные связи между членами партии. По хар-ру деят-ти: парламентские и авангардные. Парл. партия борьбу за власть связывает с выборами в представительные учреждения. Свою организаторскую деят-ть осущ-т с ходе избирательной кампании, стремясь к завоеванию максимально возможного числа мандатов и проведению своей пол-ки через парламент и правительство. Авангардная – не ограничивает свою деят-ть борьбой за депутатские мандаты. Она осуществляет широкую внепарламентскую деят-ть, большое внимание уделяется идеологической и воспитательной работе, форм-ся на мировоззренческой основе. В соответствии с представительством в органах власти партии различ-ся по полит весу.Мажоритарная партия, получившая абсолютное большинство мандатов и право на проведение собственного полит. курса; партии с мажоритарным призванием, кот. в ситуации чередования партий у власти способна победить на след. выборах; доминирующая партия, получившая относительное больш-во депутатских мест, и миноритарной партии, имеющей мин. число мандатов. По месту в с-ме гос. власти партии подразделяются на правящие и оппозиционные. Правящими считаются партии, кот. победили на выборах и сформировали правительство. Партийная оппозиция – совокупность отстраненных от власти полит. партий, движений, противостоящих правительственному курсу и ведущих с правящей партией борьбу за гос. власть. В зависимости от признания или непризнания партиями основ конституц. строя выделяют системную и внесистемную оппозицию. Внесистемная оппозиция полностью или частично отвергает существ. с-му общественно-полит. ценностей. Деят-ть направлена на дискредитацию институтов власти, подрыв их легитимности. Системная оппозиция признает основополагающие принципы общ-ва и расходится с правящим большинством главным образом в выборе путей и ср-в достижения общих стратегических целей.

24. Партийные системы: определение и типология. Партийная система Республики Беларусь.

В зависимости от количества и качества (типа) существующих в стране партий можно говорить об их взаимозависимости, взаимоотношениях, партийной системе. В любой стране партии и их союзы образуют совокупность относительно стабильных связей между собой и политической системой в целом. Эту структуру и совокупность связей принято называть “системой партий”. Партийная система выступает как одна из важнейших структур (подсистем) политической системы общества.

Наиболее распространена “усложняющаяся” классификация различных систем партий и моделей связей между ними: однопартийность, двухпартийность, многопартийность.

Системы с единственной партией. Эти системы являются несоревновательными. В индустриальных странах они формировались, как правило, тогда, когда у власти были коммунистические партии, а в развивающихся государствах — партии типа широкого национального фронта. Если в соревновательных партийных системах на первое место выдвигаются традиционные (избирательные, парламентские, идеологические, социализационные) функции партий, то в несоревновательных — правящая партия берёт на себя гораздо более широкий круг обязанностей, подчас выполняя государственные функции, выступает стержнем всей политической системы общества.

Двухпартийные системы. Великобритания, США

Характерная особенность этих систем состоит в том, что они достаточно стабильны и облегчают процесс агрегации требований. В их рамках избиратель получает возможность выбора между альтернативными решениями и лицами, на которых возлагается их осуществление, поскольку правительство, формируемое главой победившей партии, выступает как непосредственное следствие итогов выборов и не зависит от последующих межпартийных соглашений. Двухпартийная система в определённой степени “стабилизирует” правительство, поскольку партия, стоящая у власти, обычно обладает парламентским большинством.

Двухпартийность может быть “жёсткой“ или “гибкой” в зависимости от характеристики партий и методов, применяемых ими в рамках соответствующей политической системы.

Существует модифицированная двухпартийная система. Её ещё иногда называют системой “двух с половиной” партий. На выборах одна из двух основных партий обычно получает относительное большинство голосов в несколько процентов, поэтому она вынуждена идти на союз с близкой по целям, значительно менее влиятельной партией.

Многопартийные системы. Формирование многопартийных систем является следствиемнескольких факторов, среди которых можно выделить исторические, национальные, социальные, институциональные иидеологические. Так, обществу с “многоклассовым” и “многослойным” составом, различными видами и формами собственности, устойчивыми традициями демократии должна соответствовать много- или двухпартийная система.

Возникновение сильных националистических партий или организаций, выражающих интересы крупных национальных меньшинств внутри данной страны, так же способствует формированию многопартийной системы.

Многопартийные системы, несмотря на кажущиеся очевидными достоинства (плюрализм и др.), имеют и определённые недостатки. В случае же многопартийности, когда имеется множество сравнительно мелких партий и каждая из них выражает интересы незначительного числа избирателей, власть может быть блокирована множеством противоречивых действий субъектов политики. Наконец, многопартийность в ряде случаев может вести к отсутствию стабильного парламентского большинства, на которое могло бы опираться правительство.

Существенное влияние на характер деятельности политических партий оказывают средства массовой информации.

Партии нуждаются в гибкой организационной модели, открытой по отношению к людям, дифференцированной и разветвлённой по способам организации, по функциям и компетенциям; партии должны чутко реагировать на изменения в обществе и взаимодействовать с ним. Партия должна уметь не только уметь прислушиваться к чётко выраженным требованиям, но и активно действовать, чтобы выявлять и защищать весь комплекс требований её сторонников, расширять их ряды.

Политические партии выиграют, если будут развиваться как демократические и плюралистические организации, основанные на принципе большинства и ответственности. Они должны быть привлекательны для молодёжи и представителей новых профессий, воспитывать такие кадры, которые могут хорошо понимать и представлять требования и нужды людей. А так же самостоятельно оценивать изменения в политике и принимать соответствующие решения.

Формирование партийной системы в Беларуси, как и в других возникших после распада СССР суверенных государствах, носит весьма сложный характер.

Этот процесс, начавшийся в 1990 году, постепенно стал набирать все более ускоряющиеся темпы: в 1990 году была зарегистрирована лишь одна партия, в 1991 — пять, в 1992 — шесть, в 1993 — шесть, в 1994 — 16.

При всем многообразии партийно-политической палитры сегодняшнего белорусского общества четко обозначились три группы политических партий и общественных движений:

1) партии правого толка — в основном либеральной, антикоммунистической направленности;

2) демократические партии центристского характера;

3) партии левого крыла политических сил — коммунистической, социалистической ориентации.

К первой группе следует отнести партии, которые ставят своей программной целью форсирование капитализации Беларуси по западноевропейскому образцу, обосновывая ее необходимость включением страны в "мировую цивилизацию" (Партия Белорусского Народного Фронта, Крестьянская партия, Объединенная гражданская партия, Национально-демократическая партия, Христианско-демократический союз и другие).

Во вторую группу можно включить партии, которые выступают за социально ориентированную рыночную экономику, проведение реформ при сильной социальной защите населения со стороны государства. В их числе Белорусская социал-демократическая партия "Народная Громада", Партия всебелорусского единства и согласия и некоторые другие.

Левая сторона политического спектра включает в себя Партию коммунистов Белорусскую, Коммунистическую партию Белоруссии, Республиканскую партию труда и справедливости, Белорусскую социалистическую партию и др.

Особенности:

1. Белорусское общество находится на начальном этапе формирования многопартийности, который развивается крайне противоречиво и имеет свои особенности.

2. По количественному составу большинство политических партий крайне малочисленны. Многие из так называемых партий с трудом смогли перешагнуть необходимый для регистрации в Министерстве юстиции рубеж в 500 человек. По сути дела почти все политические образования, которые зарегистрированы в качестве партий, являются пока лишь протопартиями, а не партиями в полном смысле этого понятия.

Среди самых многочисленных партий — Партия коммунистов, Либерально-демократическая партия, Коммунистическая партия Белоруссии, партия Белорусского Народного Фронта, Объединенная гражданская партия, Белорусская социал-демократическая партия "Народная Громада", Социал-демократическая партия народного согласия, Белорусская крестьянская партия, Белорусская патриотическая партия.

3. Формирование политических партий в республике проходило в период тотального кризиса общества и намного опережало психологическую готовность населения к осознанию и восприятию происходящих перемен. Поэтому не случайно почти 60 процентов населения республики не поддерживали ни одной партии, а более 28 процентов не знали о том, какие партии или общественные движения есть в республике.

4. Становление партий в течение четырехлетнего периода, вплоть до принятия 5 октября 1994 года Закона Республики Беларусь "О политических партиях", проводились на основании утратившего свою силу Закона СССР "Об общественных объединениях", принятого в октябре 1990 года. Эти документы лишь номинально регламентировали создание партий и их регистрацию, обретение ими юридического лица, вступление в блоки, участие в избирательном процессе и т.д. В документах отсутствовали четкое политическое и правовое толкование понятия "политическая партия", определение места партии в политической системе и их прав, принципы взаимоотношений с органами государственной власти, источники финансирования политической деятельности партий.

5. Между политическими партиями не достигнуто взаимопонимание. Об этом свидетельствует само существование однотипных партий. Например, действуют три партии экологического характера, две — спортивного, столько же партий ставят своей задачей упрочение республиканского строя в стране, две партии апеллируют к гражданам с коммунистическими идеями.

Пик активности политических партий — 1995 год.

Всего по состоянию на 1 января 2010 года в Беларуси зарегистрировано 15 политических партий

Партия БНФ

Образована в итоге раскола Белорусского Народного Фронта (старейшей партии страны, с 1988 года) в 1999 году – самая многочисленная 5000 человек.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...