Особенности местной власти. Местная власть в Республике Беларусь.
Местная власть явл-ся важнейшим эл-м обществ. устройства любого цивилизованного социума. С-ма органов коммунального самоуправления строится с соответствии с административно-территориальным делением страны. Адм-тер деление – это деление гос. территории на опр. части с целью наиболее рационального управления гос-м. Бывают двухзвенное адм-тер деление:области – общины; трехзвенное; области – районы- общины; четырехзвенные: регионы – области – районы – общины. Большую роль в распределении полномочий между гос. и муниципальными уровнями управления играет принцип субсидиарности. В соответствии с этим принципом гос-во обязано помогать нижестоящим уровням управления осуществлять свои полномочия, но запрещено вмешательство гос-ва в их дела в случае, если они не просят об этом. Несколько видов органов местного самоуправления. На низовом уровне это мб просто староста деревни или городского квартала. Он избирается обычно на сходе жителей открытым голосованием. + сход решает главные вопросы местной жизни: о строительстве и ремонте дорог местного значения, о противопожарной охране, санитарии и др. В более крупных общинах гражданами избирается совет. Обычно такие советы наз-ся муниципалитетами. Избирается на 2-4 года и обладает правами юр. лица, имеет свой бюджет, распоряжается собственностью общины. В сферу его полномочий вход. вопросы образования, здравоохранения, ремонт дорог и т.д. След. орган общины – глава муниципального обр-я, обычно называемый мэром. Явл-ся органом местного самоуправления и органом упр-я, если избирается непосредственно гражданами. 3 осн. модели местного самоуправления: 1) англосаксонская – распростр. в Англии, США, Канаде. Для него характерны широкая авномоия, отсутствие явного соподчинения, равенство местных общностей, независимость от центра. «+» модели – местными делами упр-т избранные населением советы или периодически созываемые приходские собрания.. С-ма ведет к опр. обособленности.
2) Европейская – распростр. в Европе, франкояз. Африка, Лат.Америка). Сочетание местного самоуправления с местным упр-м. На местные органы упр-я возлагаются опр. фун-и в отношении местного самоупр-я. Административная опека. Она предполагает, что решения органов местн. самоупр-я не могут вступить в силу, пока не получат одобрения местного администратора, назначенного сверху. Фун-я администр. надзора, кот. ограничивается проверкой только законности решений органов местного самоуправ-я. Органы местного самоупр-я могут в судебном порядке защищать свою автономию не только от чрезмерно активных местных администраторов, но даже от парламентов, президентов и правительств. 3) Иберийская модель – португалоговорящая Бразилия, ряд испаноязычных стран Лат.Америки. Население избирает совет и главное должностное лицо данной адм. единицы, иногда избирается коллегия должностных лиц. В некот. странах гл. должностное лицо избирается не населением, а советом. Алькад одновременно явл-ся предеседателем совета, его исполнит. органом и утверждается правительством как его представитель в данной адм.-территор. единице. Он обладает правом контроля за деят-ю совета. Алькаду предоставляется широкие возможности не принимать в совете решения, кот. он же будет вынужден позднее отклонить. «+» - здесь нет назначенных сверху чиновников для контроля за действиями органом местного самопр-я, хотя есть представители гос. власти, избранные населением. «-» - огромная концентрация власти в руках председателя совета. Местное (территориальное) управление - управление делами местного (регионального) значения. Его осуществляют исполнительные и распорядительные органы и должностные лица, которые назначаются центральными или иными вышестоящими государственными органами.
Местное управление и самоуправление в Республике Беларусь осуществляется гражданами "через местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, органы территориального общественного самоуправления, местные референдумы, собрания и другие формы прямого участия в государственных и общественных делах" (ст. 117 Конституции Республики Беларусь). Система местного управления: областные, районные, городские, поселковые, сельские исполкомы. Состав исполнительного комитета: председатель исполкома, заместители председателя исполкома, управляющий делами (в сельских, поселковых исполкомах - секретарь), члены исполнительного комитета. Председатели облисполкомов назначаются Президентом Республики Беларусь и утверждаются областными Советами депутатов. В случае если соответствующая кандидатура на должность председателя облисполкома не утверждается Советом депутатов, в том же порядке вносится другая кандидатура. Решение Президента, в случае повторного отказа местного Совета, является окончательным. Заместители председателя, управляющий делами и члены областного и Минского городского исполкомов назначаются на должность и освобождаются от должности председателем исполкома. Председатель райисполкома назначается председателем облисполкома и утверждается районным Советом депутатов. Структура районного исполнительного комитета (местной администрации): руководство исполкома, отделы, комиссии - административная, наблюдательная, по делам несовершеннолетних. Акты органов местного управления: решения, распоряжения, приказы. Органы территориального общественного самоуправления. Эти органы избираются гражданами и наделяются определенными правами для решения вопросов местного (регионального) значения. Такими органами являются Советы депутатов, собрания (сходы) по выборам органов территориального самоуправления, собрания уполномоченных, местные референдумы и другие формы прямого участия граждан в государственных и общественных делах. Компетенция, порядок создания и деятельности органов местного самоуправления (как и управления) определяются законодательством.
В статье 121 Конституции страны закреплены вопросы, относящиеся к исключительной компетенции местных Советов депутатов: • утверждение программ экономического и социального развития, местных бюджетов и отчетов об их исполнении; • установление в соответствии с законом местных налогов и сборов: • определение порядка управления и распоряжения коммунальной собственностью; • назначение местных референдумов. Местные Советы депутатов, как и исполнительно-распорядительные органы, принимают решения, имеющие обязательную силу на соответствующей территории. Разумеется, если эти решения не противоречат действующему законодательству. В случае систематического и грубого нарушения местным Советом депутатов требований законодательства он может быть распущен Советом Республики.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|