Ростово-Суздальское (Владимиро-Суздальское княжество).
Из всех древнерусских земель периода феодальной раздробленности наиболее значимой явилось Ростово-Суздальское (позже Владимиро - Суздальское) княжество. Оно впоследствии стало основой формирования централизованного русского государства.
Ростово-Сульздальское княжество сформировалось на территории края в верховья Оки и Волги, которую населяли славяне, меря, Мурома, вевь, мордва и племена тюркского происхождения.
До начала XII века эти племена находились на стадии разложения родового строя и захватывали Ростово-Суздальскими князьями.
В условиях феодальной раздробленности, в середине XII века, здесь сложилось самостоятельное княжество. Первым князем, который значительно укрепил Ростово-Суздальское княжество, был сын Владимира Мономаха - Юрий Долгорукий (1125-1157 гг.) Он расширил территорию княжества, перенес столицу из Ростова в Суздаль. При нем появились новые города: Москва, Дмитров, Юрьев-Польский и др. Юрий Долгорукий подчинил Новгород и Киев.
Андрей Боголюбский (1157-1174 гг.), сын Юрия, после смерти отца обосновался во Владимире, покорил соседние княжества, повел борьбу против боярства, присвоил себе титул " великого князя всей Руси", стремился установить свою власть в Новгороде и Киеве. При нем началась борьба Между Ростово-Сульздальским боярством, которое организовало заговор и убийство Андрея Боголюбского. Враждебные бояре и горожане Владимира пригласили Михаила (1174-1176 гг.) и Всеволода, прозванного Большим Гнездом (1172-1176 гг.)
Судя по повествованию "Слово о полку Игореве", при Всеволоде Большое Гнездо княжество достигло наивысшего расцвета. Оно стало называться Владимирским.
Особенностью общественного строя Владимирской земли являлось то, что феодальные отношения здесь начались складываться позже, чем в других землях. Поэтому позиции местных бояр были слабее, чем феодальной знати, сформировавшейся из княжеской дружины.
Исключение составляло сильное местное ростовское боярство. Боярами называли только верхушку феодальной знати, остальные носили название "слуг вольных". И те и другие являлись вассалами своих князей, и по их зову должны были прибыть со своими ополчениями.
В памятниках истории упоминаются "дети боярские" - это или измельчавшие боярские фамилии или младшие княжеские и боярские дружинники.
В этот период сформировался еще один разряд слуг - дворян. Эта социальная группа образовалась из дворцовых людей, выполнявших определенные обязанности по управлению княжеским хозяйством. Со временем дворяне начали нести военную службу при князе. Дворяне, в отличии от бояр, не имели права переходить от одного князя к другому.
Важную роль в общественно-политической жизни Владимирской земли играла верхушка духовенства: митрополиты и епископы.
В этот период великие князья активно поддерживали церковь. Домяты церкви становились обширными, доходы церкви существенно выросли. В этот период в княжестве строилось много церквей и монастырей. В структуре русской церкви образовалась своя иерархическая лестница. В составе княжеского войска церковь содержалась владыческая конница, содержащаяся на средства архиепископа.
Крестьяне постепенно попадали под власть феодалов, т.к. общинные земли захватывались феодалами или церковью. Для Владимирской земли это было особенно характерно. Основной формой эксплуатации был оброк.
"Страдники" или "страдные люди" составляли особую группу, образовавшуюся из посаженных на землю холопов, которые трудились на землях в феодальных хозяйствах.
Во Владимирской земле постепенно перестали употреблять термин смерд, закуп, изгой, общими названиями сельского населения применяются термины: сироты, христиане, а затем и крестьяне.
Городское население состояло из:
* торгово-ремесленной верхушки, стремящейся освободиться от боярского влияния и поддерживающей великокняжескую власть,
* "лучших" людей -верхнего слоя городского населения,
* "молодших" или " черных" людей, так назывались нижние слои торгово-ремесленного люда города.
Государственный строй Владимиро-Суздальского княжества в XII-XIII вв. до прихода к власти Всеволода представлял собой раннефеодальную монархию.
В XIII- XIV вв. отношения удельных князей и великого князя были основаны на принципе сюзеренитета-вассалитета. Со временем самостоятельность удельных князей росла, и они превратились в мало зависимых от великого князя феодалов. Некоторые присваивали себе даже титул "великих князей".
Такие города, как Москва, Суздаль, Ярославль, Пере Ярославль, Ростов превратились в центры крупных относительно самостоятельных феодальных образований.
Великий князь во Владимирском княжестве осуществлял верховную власть и был собственником земли, т.е. был сюзереном на всей территории государства. Ему принадлежала законодательная, исполнительная, распорядительная, судебная и военная власть.
В княжеский совет при нем входили представители феодальной знати служилые бояре. Владимирский князь при осуществлении государственной власти и управлении опирался на дружину.
Вече существовало на начальном этапе становления Ростово-суздальского княжества. С усилием великокняжеской власти утратило свои позиции и прекратило свое существование с началом монголо-татарского нашествия.
Как и во всех княжествах и чрезвычайных случаях созывались феодальные съезды. Съезды созывал великий князь. Они приобретали особо важное значение в период обострения внутриполитической и внешнеполитической обстановки. Например, в период борьбы с ростово-суздальским боярством или монголо-татарским нашествием.
В этот период получила развитие дворцово-вотчинная система управления. При князе создавалась система дворцовых органов, во главе которых стоял "дворецкий".
Местное управление осуществлялась наместниками воителями, представителями великокняжеской власти на местах. Они выполняли функции управления и суда по отношению к подвластному населению. Источником их дохода были налоги и сборы с населения - "корм", отсюда система такого называлась "кормлением".
Вооруженные силы князя составляла дружина, в случае угрозы созывалось ополчение из людей князя, вассалов, бояр и "слуг вольных".
Во Владимиро-Суздальском княжестве действовала система права, которая была отражена в "Русской правде".
Большинство ее списков было составлено в северо-восточной Руси в этот период, что свидетельствует о том, что нормы "Русской правды" действовали здесь долго.
Составленное в XIII- XIV вв. " Правосудие митрополите" содержит многие нормы "Русской правды".
Воспользуйтесь поиском по сайту: