Органы суда по Судебнику 1497г.
Высшей для всех судебных инстанций являлся Великий князь, который рассматривал дела особой важности и мог рассматривать дела в порядке обжалования приговора боярского суда либо местного суда. Основная судебная инстанция – боярский суд. В этих судах имелись дьяки, которые были призваны обеспечивать организационную работу Боярской думы по разрешению дел (составлять протокол, приводить неявившихся лиц и т. п.). Решения боярского суда могли быть обжалованы путем подачи жалобы самому Великому князю. Судебники 1497 г., 1550 г. выделяли местные суды: 1. суд наместника; 2. суд волостеля. Названные суды различались по степени своей власти. Наместники «держали кормление с боярским судом», т. е. они могли решать все дела и применять все виды наказаний. Компетенция волостелей была без боярского суда, следовательно, они не были вправе применять смертную казнь без доклада центральной власти и предварительного ее согласия. В местных судах (наместников и волостелей) назначались специальные вспомогательные должностные лица: 1. агенты-доводчики, которые осуществляли вызов сторон и иных лиц в суд; 2. праветчики (в полномочия этих вспомогательных лиц входило исполнение по судебным приговорам). В целях обеспечения розыскного судопроизводства в местных судах принимали участие одновременно с наместниками и волостелями дети боярские и «добрые люди» (представители имущих слоев населения: в городах – купцы, а в черных землях – зажиточные крестьяне). Они принимали свои полномочия по розыску «ведомо лихих людей» «по крестному целованию» (по присяге), их слова не подвергались сомнению и считались доказательством. В случае, если лицо, обвиненное детьми боярскими или «добрыми людьми», отрицало свою вину, оно безоговорочно признавалось виновным.
Решения местных судов могли быть обжалованы в вышестоящие инстанции: 1. приказы; 2. Боярскую думу; 3. Великому князю (в исключительных случаях). В целях обеспечения нового формализованного судопроизводства (составления протоколов судебного заседания, подготовки дел к рассмотрению, отбора исковых заявлений и заявлений о совершении преступления, взимания судебных и исполнительных пошлин, обеспечения явки сторон в суд и т. д.) судебники 1497 г., 1550 г. вводили в органы суда новых лиц в суды: 1. дворских; 2. старост; 3. «лучших» людей (это был прообраз суда присяжных, но в него выбирались люди, имеющие определенный имущественный достаток). Основной инстанцией, которая разрешала дела по преступлениям против семьи и религии являлся церковный суд. Он широко применял все формы инквизиционного процесса. Решения церковного суда не пересматривались. Влияние Византии на политическое, правовое, духовное развитие Руси. Политическое влияние
Международно-политическая концепция Византии, её отношения с Русью, были обусловлены традиционализмом идеологических установок. Они заключались в римском имперском универсализме, в эллинистическом противопоставлении греков и «варваров», в христианском экуменизме с идеей общей церкви, сочетавшимся с византийской идеей самодержавия. Одновременно нельзя не отметить гибкость византийской дипломатии в балансировке между традиционной теорией и учетом политических реалий. Принципы и методы византийской дипломатии во взаимоотношениях с Русью включали в себя установление межгосударственных договорных отношений, вводивших международную политику в правовое русло, препятствовавшее совершению неожиданных набегов, разгромов городов, оказанию военного давления2.
Наибольшее влияние Византийской культуры проявилось при становлении Московского княжества (XIII–XVв.в.) и формировании великорусского государства (XV-XVI в.в.). Очень важное место в отношениях между государствами уделялось церемониям приемов, торжественных обедов, официальных и неофициальных бесед. Брак Московского государя - князя Ивана III Васильевича с племянницей последнего византийского императора Софьей был важным событием в русской истории. При Софье утвердились многие порядки и обычаи византийского двора. Церемониал стал величественнее и торжественнее. Сам Великий князь вдруг как-то возвысился в глазах современников, которые заметили, что Иван после брака на племяннице византийского императора явился вдруг самовластным государем и возвысился до царственной недосягаемой высоты, перед которою боярин, князь и потомок Рюрика и Гедемина должны были благоговейно преклониться наравне с последним из подданных. Именно в то время Иван III стал внушать страх одним своим видом. Этот брак укрепил положение Древней Руси на международной арене. Желая показать, что Москва во всех отношениях является преемницей Константинополя, Иван III впервые на Руси ввёл обряд венчания на царство. Кроме того, он объединил Московский герб с гербом Византии: московского Георгия Победоносца, убивающего змея, с византийским двуглавым орлом3. Позднее, Иван IV Грозный стал именовать себя царем по аналогии с византийским императором. До XV века митрополит на Руси назначался с согласия византийского патриарха. Так же как в Византии, на Руси стали возникать монастыри, церковь превратилась в богатую организацию, обладавшую многочисленными земельными владениями4. Учет византийской концепции политической иерархии в мире и дипломатической практики империи в отношениях с другими государствами помогает оценить русско-византийские договоры и взаимоотношения обоих государств. Правовое влияние
Первое знакомство русских с византийским правом относится еще ко времени, предшествовавшему принятию христианства: византийскими элементами проникнуты договоры русских с греками X века, регулировавшие отношения русских и греков во время пребывания первых в Царьграде. С принятием христианства в Россию занесены были греческим духовенством сборники византийского права, церковного и светского.
Договоры с Византией
В результате походов заключались русско-византийские договоры, регулировавшие торговые и политические отношения между государствами. Три договора с Византией 911, 945, 971г.г. имели целью обеспечить регулирование торговых отношений между двумя странами. Тексты содержат нормы византийского и русского права, относящиеся к международному, торговому, процессуальному и уголовному праву. В них имеются ссылки на «закон русский», являвшийся сводом устных норм обычного права. Будучи международными, эти договоры в ряде случаев фиксируют межгосударственные нормы, но древнерусское право находит в них яркое отражение5. Договор 2 сентября 911 г. заключён после успешного похода дружины князя Олега на Византию в 907г. Он восстанавливал дружественные отношения государств, определял порядок выкупа пленных, наказания за уголовные преступления, совершённые греческими и русскими купцами в Византии, правила ведения судебного процесса и наследования, создавал благоприятные условия торговли для русских и греков, изменял береговое право (вместо захвата выброшенного на берег судна и его имущества владельцы берега обязывались оказывать помощь в их спасении). Договор 945 года заключён после неудачного похода войск князя Игоря на Византию в 941 г. и повторного похода в 944 г. Подтверждая в несколько изменённом виде нормы 911 года, договор 945 года обязывал русских послов и купцов для пользования установленными льготами иметь княжеские грамоты, вводил ряд ограничений для русских купцов. Русь обязалась не претендовать на крымские владения Византии, не оставлять застав в устье Днепра, помогать друг другу военными силами. Договор июля 971 года заключён князем Святославом Игоревичем с императором Иоанном Цимисхием после поражения русских войск в болгарском Доростоле. Составленный в неблагоприятных для Руси условиях, он содержал обязательства Руси воздержаться от нападений на Византию6.
Из договоров с Византией X в. видно, что купцы играли видную роль в международных отношениях Руси, когда они не только осуществляли куплю за границей, но и выступали в роли дипломатов, имевших широкие связи с иностранными дворами и общественными верхами. В договорах также упоминается смертная казнь, штрафные санкции, регламентировались право найма на службу, меры по поимке беглых рабов, регистрации отдельных товаров. При этом в договорах предусматривалась реализация права кровной мести и других норм обычного права7. Договоры Руси с Византией являются исключительно ценным источником по истории государства и права Древней Руси, древнерусского и международного права, русско-византийских отношений.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|