Цели и задачи учебной дисциплины «Философия»
Стр 1 из 9Следующая ⇒ ФИЛОСОФИЯ
Учебная программа для специальности: 1- 21 06 01 «Современные иностранные языки (по направлениям)» 1- 23 01 02 «Лингвистическое обеспечение межкультурных коммуникаций (по направлениям)» 1 – 23 01 02 – 05 «Лингвистическое обеспечение межкультурных коммуникаций (внешнеэкономические связи)»
Факультеты: педагогические, переводческий, переводческий (иностранные студенты), межкультурных коммуникаций
Кафедра ФИЛОСОФИИ И ЛОГИКИ
Курс: 2; (переводческий иностранные студенты – 3-ий)
Семестры: 3,4; (5,6)
Лекции: 40 ч. Экзамен: 4 (6) семестр
Семинарские занятия: 36 ч. Зачет: 3 (5) семестр
Самостоятельная работа: 26 ч. Самостоятельная работа (подготовка к экзаменам): 36 ч.
Всего аудиторных часов по дисциплине: 76 ч.
Всего часов Форма получения по дисциплине: 138 ч. высшего образования: дневная
2009 г. Учебная программа разработана на основе типовой учебной программы «Философия» для высших учебных заведений, рекомендованной и утвержденной Министерством образования Республики Беларусь 15.04.2008г. Регистрационный № ТД-СГ. 010/тип.
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании кафедры философии и логики 25.03.09 г. протокол № 7.
Зав. кафедрой философии и логики
Н.П.Баранов
Одобрена и рекомендована к утверждению Научно-методическим советом МГЛУ
«_______» ___________20___ г., пр. №
Председатель
П.М.Бабинская
I. Пояснительная записка 1.Общие требования к формированию социально-личностных компетенций выпускника
Основными целями социально-гуманитарной подготовки студентов в вузе выступают формирование и развитие социально-личностных компетенций, основанных на гуманитарных знаниях, эмоционально-ценностном и социально-творческом опыте и обеспечивающих решение и исполнение гражданских, социально-профессиональных, личностных задач и функций. Сформированность у выпускника социально-личностных компетенций способствует развитию социально-профессиональной компетентности как интегрированного результата образования в вузе.
Общие требования к формированию социально-личностных компетенций выпускника определяются следующими принципами: гуманизации как приоритетным принципом образования, обеспечивающим личностно-ориентированный характер образовательного процесса и творческую самореализацию выпускника; фундаментализации, способствующим ориентации содержания дисциплин социально-гуманитарного цикла на выявление сущностных оснований и связей между разнообразными процессами окружающего мира, естественнонаучным и гуманитарным знанием; компетентностного подхода, определяющим систему требований к организации образовательного процесса, направленных на усиление его практикоориентированности, повышение роли самостоятельной работы студентов по разрешению задач и ситуаций, моделирующих социально-профессиональные проблемы, и формирование у выпускников способности действовать в изменяющихся жизненных обстоятельствах; социально-личностной подготовки, обеспечивающим формирование у студентов социально-личностной компетентности, основанной на единстве приобретенных гуманитарных знаний и умений, эмоционально-ценностных отношений и социально-творческого опыта с учетом интересов, потребностей и возможностей обучающихся; междисциплинарности и интегративности социально-гуманитарного образования, реализация которого обеспечивает целостность изучения гуманитарного знания и его взаимосвязь с социальным контекстом будущей профессиональной деятельности выпускника.
В соответствии с вышеуказанными целями и принципами социально-гуманитарной подготовки выпускник высшего учебного заведения при подготовке по образовательной программе первой ступени (специалист) должен приобрести следующие социально-личностные компетенции: · компетенции культурно-ценностной и личностной ориентации, · компетенции гражданственности и патриотизма, · компетенции социального взаимодействия, · компетенции коммуникации, · компетенции здоровьесбережения, · компетенции самосовершенствования. Выпускник в процессе социально-гуманитарной подготовки должен развить следующие метапредметные компетенции: ú владение методами системного и сравнительного анализа; ú сформированность критического мышления; ú умение работать в команде; ú владение навыками проектирования и прогнозирования; ú сформированность личностных качеств: самостоятельность, ответственность, организованность, целеустремленность, а также мотивационно-ценностными ориентациями; ú умение учиться, повышать квалификацию в течение всей жизни.
Цели и задачи учебной дисциплины «Философия» Философия выполняет роль стратегического ориентира в формировании мировоззрения и духовной культуры личности. Это проявляется в следующем: – философия задает человеку интегральное видение мира, ее освоение помогает овладеть системным мышлением, преодолеть фрагментарность профессионального сознания; – философия рассматривает мир через призму человеческого отношения к нему, способствует пониманию каждым субъектом реальности как своего «личного мира», закладывает основы гуманистического миропонимания; – философия помогает человеку самоопределиться в мире, решать наиболее важные смысложизненные вопросы, выработать стратегию своей жизнедеятельности; – философия по своей природе всегда инновационна и критична: с одной стороны, она дисциплинирует мышление человека, с другой – придает ему дополнительные «степени свободы», помогает организовать интеллектуальный творческий поиск. Основные цели преподавания философии: – формирование у выпускника современного мировоззрения и интегрального видения мира, базирующегося на гуманистических идеях и принципах деятельности;
– овладение выпускником основами мировой и отечественной философской культуры; – формирование способности к креативному и критическому мышлению в социально-преобразовательной и профессиональной деятельности, овладение современным стилем научно-практического и рационально-ориентированного мышления; – умение молодого специалиста четко формулировать свою социально-политическую и смысложизненную позицию и философски обосновывать их. Непосредственной задачей преподавания философии является формирование у студента соответствующих философских компетенций – предметных и операциональных. Формирование предметных компетенций студентов осуществляется в соответствии с требованиями образовательного стандарта, который предусматривает, что в результате изучения учебной дисциплинывыпускник должен знать: ú основные проблемы философии и сущность важнейших философских учений; ú ключевые идеи и категории философского анализа; ú основные принципы философской концепции бытия; ú фундаментальные компоненты философской теории человека; ú основные ценности современной культуры; ú социокультурные основания и основные закономерности человеческой деятельности (в том числе профессиональной); ú основные принципы, законы и механизмы познавательной деятельности, важнейшие философские методы и регулятивы научного исследования; ú основные закономерности функционирования и развития общества, их особенности в совремнном мире; ú смысл и содержание глобальных проблем современности, основные стратегии и перспективы их разрешения. Коррелятивно предметным могут быть обозначены и операциональные компетенции выпускника. Он должен уметь: ú формулировать и аргументировать основные идеи и ценности своего философского мировоззрения; ú применять философские идеи и категории в анализе социокультурных и профессиональных проблем и ситуаций;
ú характеризовать ведущие идеи философской картины мира, транслировать и популяризировать их; ú уметь понять и объяснить различные версии ответов на фундаментальные вопросы о смысле человеческого бытия; ú осуществлять осмысленный ценностный выбор, формулировать и аргументировать аксиологические регулятивы своей жизни и профессиональной деятельности; ú определять смысл, цели, задачи и гуманистические параметры своей общественной и профессиональной деятельности; ú применять идеи гносеологии и основные методологические регулятивы научного поиска в анализе социальных и профессиональных проблем; ú формулировать и аргументировать свою идеологическую и социально-политическую позицию, определять роль своей общественной и профессиональной деятельности в функционировании и развитии основных сфер общества; ú оценивать перспективы развития важнейших социальных проблем и возможности инновационной деятельности в сфере избранной профессиональной по их оптимальному решению.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|