Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ принципов христианской этики у Ф. Скорины




· Ф. Скорина о Библии как кодексе христианской морали и источнике народной мудрости.

· Выделите основные идеи этики Ф. Скорины.

· Сопоставьте моральные принципы Ф. Скорины с этикой эпикуреизма, аристотелизма, стоицизма.

· В чем состоит этическая оценка научного знания в интерпретации Ф. Скорины.

· Какое развитие получили этические идеи Ф. Скорины в контексте отечественной философской традиции.

См.: Францыск Скарына. Творы: Прадмовы, сказаннi, пасляслоуi, акафiсты, пасхалiя. Мн., 1990. С. 103–124.

Дополнительная литература

Подокшин С. А. Франциск Скорина. М., 1981.

Скарына i яго эпоха. Мн., 1990

 

Природа и механизмы творчества в интерпретации Н.А. Бердяева

· Каков смысл категории общественность, обосновываемой

· Н. А. Бердяевым? В чем состоит ее роль в структуре творчества?

· Сравните категорию общественности с понятием «Маn», выведенным М. Хайдеггером в его фундаментальной онтологии.

· Н. А. Бердяев толкует «общественность» как препятствие на пути творчества. В чем он видит ограниченность критики «общественности» со стороны христианства, марксизма?

· В чем сущность Бердяевской программы преодоления «общественности». Какова роль творчества в этом преодолении.

· Как оценивает Н. А. Бердяев смысл истории, ее направленность, исходя из его понимания природы творчества.

См.: Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989. С.479–498.

Дополнительная литература

Гальцева Р. А. Очерки русской утопической мысли ХХ в. Гл. 1. М., 1992. С.22–44

Евлампиев И. И. «Новое религиозное сознание» в философии Н.Бердяева // Евлампиев И. И. История русской философии: Учеб. пособие для вузов. М., 2002. С.327–357.

Образ философии в работе Э. Гуссерля «Кризис европейского человечества и философия»

 

· Как трактует Э. Гуссерль понятие «окружающий мир»?

· Что такое «духовный образ Европы», с точки зрения Э. Гуссерля?

· Какое понимание философии Э. Гуссерль связывает с идеей изначального феномена духовной Европы?

· У какого народа впервые возникает и формируется теоретическая установка?

· Почему кризис европейского человечества связан с «овнешнением» рационализма и его извращением в «натурализме» и «объективизме»?

См.: Гуссерль Э. Кризис европейского человечества и философия // Гуссерль Э. Философия как строгая наука. Новочеркасск, 1994. С. 103–126.

Дополнительная литература

История философии: Запад–Россия–Восток. Кн. 3: Философия ХIX–XX вв. М., 1999. С. 167–181.

Свасьян К. А. Феноменологическое познание. Ереван, 1987, С. 260–190.

Херрманн Фр.-В. фон. Понятие феноменологии у Хайдеггера и Гуссерля. Томск, 1997.

 

Новое понимание философии в работе М. Хайдеггера «Основные понятия метафизики»

 

· Какие пути не приводят к сущностному пониманию философии с точки зрения М. Хайдеггера?

· Как определяет М. Хайдеггер философию?

· Что означают слова М. Хайдеггера: «мы, философствующие, повсюду не дома»?

· Что является, согласно М. Хайдеггеру, «фундаментальным способом человеческого бытия»?

· В какой вопрос превращается вопрос о том, что есть метафизика?

См.: Хайдеггер М. Основные понятия метафизики // Хайдеггер М. Время и бытие. Статьи и выступления. М, 1993. С. 327–344.

Дополнительная литература

Мартин Хайдеггер и философия XX века. Мн., 1997.

Мотрошилова Н. В. Драма жизни, идей и грехопадений Мартина Хайдеггера //Квинтэссенция. Философский альманах. 1991. М., 1992.

 

Проблема единства истории и понятие «осевого времени» в сочинении К. Ясперса «Истоки истории и ее цель»

 

· Почему, согласно К. Ясперсу, единство истории не может быть завершенным?

· Что понимает К. Ясперс под «осью мировой истории»?

· В чем заключается смысл и цель истории?

· Каковы две характерные черты истории с точки зрения К. Ясперса?

· Какие изменения в жизни людей производит «осевое время»?

См.: Ясперс К. Истоки истории и ее цель // Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994. С. 32–39, 48–50, 240, 242–243, 248–253, 262–264, 267–271.

Дополнительная литература

Гайденко П. П. Человек и история в экзистенциальной философии Карла Ясперса // Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994.

Гуревич П. С. Философия в контексте человеческого существования // Путь в философию: Антология. М., 2001.

 

Характеристика экзистенциальной философии в работе Ж.-П. Сартра «Экзистенциализм – это гуманизм»

 

· В чем состоит по мнению Ж.-П. Сартра, основное обвинение, выдвигаемое оппонентами против философии экзистенциализма?

· Кого относит Ж.-П. Сартр к представителям христианского экзистенциализма, а кого – к представителям атеистического экзистенциализма?

· Что означает выражение: «Существование предшествует сущности»?

· Как понимать выражение Ж.-П. Сартра: «Человек есть проект самого себя»?

· Почему экзистенциализм – это не только гуманизм, но и оптимизм?

См: Сартр Ж.-П. «Экзистенциализм – это гуманизм // Сумерки богов. М., 1990. С. 319–344.

Дополнительная литература

История философии: Запад–Россия–Восток. Кн. 4. М., 1999, С. 61–75.

Киссель М. А. Философская эволюция Ж.-П. Сартра. Л., 1976.

Образ развивающейся науки в работе Т. Куна «Структура научных революций»

· Какой цикл лекций был прочитан Т. Куном в 1951 г. в Институте Лоуэлла?

· Какие две задачи ставит перед собой историк, интересующийся развитием науки?

· Что такое «нормальная наука» в понимании Т. Куна?

· Как трактует Т. Кун понятие «научная революция»?

См.: Кун Т. Структура научных революций. М., 1975. С. 6–26.

Дополнительная литература

Микулинский С. Р., Маркова Л. А. Чем интересна книга Т. Куна «Структура научных революций» // Кун Т. Структура научных революций. М., 1975.

Никифоров А. Л. Философия науки: история и методология. М., 1998.

М. Фуко о сущности и формах власти

· Как изменились природа и механизмы проявления власти в современном обществе по сравнению с традиционным?

· В каких формах и около каких полюсов центрируется власть над жизнью в европейской культуре, начиная с ХVII в.?

· Какие социальные технологии власти оформляются в связи с возникновением тотального контроля над жизнью?

· Что означает высказывание Фуко о переходе современного общества от символики крови к аналитике сексуальности? С какими режимами власти они связаны?

· Что такое «дисциплинарная власть»?

· Почему для Фуко история власти – это не история ментальности, но история тела?

· В чем состоит ирония диспозитива сексуальности в современной культуре?

См.: Фуко М. Воля к знанию // Воля к истине. М., 1996. С. 238–268.

Дополнительная литература

Визгин В. А. М. Фуко // Вопр. философии. 1995. № 4.

Делез Ж. Фуко. – М., 1998.

История философии: Запад–Россия-Восток. Кн. 4. М., 1999.

Концепция «постиндустриального общества» Д. Белла в работе «Грядущее постиндустриальное общество»

 

· Какие «осевые принципы» выделяет Д. Белл в современном западном обществе?

· Из каких компонентов складывается понятие «постиндустриальное общество»?

· Какие изменения в экономической жизни и социальной структуре свидетельствуют о формировании постиндустриального общества?

· В чем Д. Белл усматривает значение постиндустриального общества?

См.: Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Введение //Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. М., 1999. С. 15–22, 25, 33–36, 57–58.

Дополнительная литература

Иноземцев В. Л. Постиндустриальный мир Даниела Белла // Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. М., 1999.

Сачков Ю. В., Тяглов А. В. Вариации на тему Белла // Философские науки. 1990. № 11.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...