Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Изучение источников и актуальных философских текстов




Одной из дидактических задач курса «Философия» является освоение студентами исследовательского метода в процессе самостоятельной работы с философской литературой. С этой целью для изучения предлагаются программно ориентированные, акцентирующие актуальные проблемы курса, наиболее простые в дидактическом отношении для самостоятельного исследования, специально отобранные философские произведения (либо их фрагменты). Предлагаемая совокупность философских произведений (первоисточников) и персоналий, хотя и в ограниченном виде, но вполне репрезентативно отражает как классический, так и постклассический периоды развития мировой философской мысли. Данная выборка учитывает гуманитарный профиль высшего учебного заведения и филологическую профессиональную ориентацию студентов. Самостоятельная, а также осуществляемая под руководством преподавателей, работа обучаемых с оригинальными философскими текстами, указанной учебно-справочной и исследовательского характера литературой, позволяет формировать у обучаемых адекватное представление о философии как уникальной форме духовной культуры.

Анализ рекомендуемых философских первоисточников (их выборка может быть изменена либо творчески дополнена ведущими данный курс преподавателями, в том числе и по инициативе обучаемых) целесообразно использовать для контроля самостоятельной работы студентов (при проведении семинарских занятий), а также текущего и зачетного контроля знаний студентов по основным разделам курса «Философия».

Образ философии в диалоге Платона «Пир»

 

· Каково происхождение Эрота и какими качествами наделяет его Диотима в беседе с Сократом?

· Какие черты Эрота являются характеристиками философии?

· Каково отношение между философией и мудростью?

· Опишите образ философа, созданный Платоном в данном диалоге.

См: Платон. Пир. Речь Сократа: цель Эрота – овладение благом //Платон. Собр. соч.: В 4 т. Т.2. М., 1993. С. 108–122.

Дополнительная литература

Адо П. Что такое античная философия. М., 1999.

Асмус В. Платон. М., 1975.

 

Учение о государстве и основных принципах государственного устройства в «Политике» Аристотеля

 

· Как определяет Аристотель сущность государства?

· Что говорит Аристотель о природе человека?

· Как определяет Аристотель понятия «гражданин» и «государственное устройство»?

· Какие виды государственного устройства выделяет Аристотель и каковы критерии их различения?

· Что является государственным благом, согласно Аристотелю, и ради чего существует государство?

См.: Аристотель. Политика. Кн. 1, 3–4. //Аристотель. Соч.: В 4 т. Т. 4. М., 1983. С. 376, 378–384, 444–446, 453–457, 460–462, 467, 506–510.

Дополнительная литература

Богомолов А. С. Античная философия. М., 1985. Гл. III.

Доватур А. И. «Политика» Аристотеля // Аристотель. Соч.: В 4 т. Т. 4. М., 1983, С. 38–52.

 

Учение об идолах познания в сочинении Ф. Бэкона «Новый Органон».

 

· а) Какие два рода опытов выделяет Ф. Бэкон?

· б) Что называет Ф. Бэкон наилучшим из доказательств?

· в) Какие четыре виды идолов выделяет Ф. Бэкон, в чем их суть?

· г) Какому предмету уподобляет Ф.Бэкон ум человека?

· д) Какие свойства и слабости человеческого разума являются источником заблуждений?

См.: Бэкон Ф. Новый Органон // Бэкон Ф.Соч.: В 2 т. Т.2. М.: Мысль, 1978. С.12–17, 18–28, 33–35.

Дополнительная литература

Михаленко Ю. П. Фрэнсис Бэкон и его учение. М., 1975.

Субботин А. Л. Фрэнсис Бэкон. М., 1974.

Рационалистический метод познания в работе Р. Декарта «Рассуждение о методе»

 

· Какие четыре правила рационалистического метода формулирует Р. Декарт?

· Какому порядку рассуждения должно подчиняться познание истины?

· Что понимает Р. Декарт под методической эннумерацией?

· Что означает принцип очевидности применительно к познанию?

· Какую роль играет опыт в познании природы?

См.: Декарт Р. Рассуждение о методе // Декарт Р. Избр. произв. М., 1950. С. 286–288, 291–292,

Дополнительная литература

Ляткер Я. Л. Декарт. М., 1975.

Позднев М. Личность и мысль Рене Декарта // Декарт Р. Разыскания истины. СПб., 2000.

Хесле В. Гении философии. М., 1992.

 

И. Кант о возможности и особенностях философского познания в работе «Пролегомены»

 

На какую мель, по оценке И. Канта, сумел посадить Юм свой гносеологический корабль?

· Могут ли источники метафизического познания быть эмпирическими либо они берутся из чистого рассудка и чистого разума?

· В чем состоит различие между синтетическими и аналитическими суждениями?

· На какие четыре вопроса разделяет И. Кант главный трансцендентный вопрос?

· Какие три типа идей чистого разума выделяет И. Кант?

См.: Кант И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике, которая может появиться как наука. Предисловие; §1–2; 5; 40–56 // Кант И. Собр. соч. в 8 т. Т. 4. М., 1994. С. 6–16, 17–25, 29–34, 87–113.

Дополнительная литература

Асмус В.Ф. Иммануил Кант. М., 1973.

Гулыга А. Кант. М., 1994.

 

Понятие диалектической логики в работе Г. В. Ф. Гегеля «Наука логики»

· Согласен ли Гегель с утверждением о том, что логика учит правилам мышления и абстрагируется от всякого содержания?

· Что составляет, по Гегелю, природу нашего обыденного сознания во взглядах на логику как науку о мышлении?

· Каким образом Гегель характеризует обыкновенный здравый смысл в вопросе о природе познания?

· Что с точки зрения Гегеля есть возвышение разума над ограниченностью рассудка и ее устранение?

· Что, по Гегелю, следует понимать как систему чистого разума, как царство чистой мысли, как изображение бога, каков он в своей вечной сущности…?

· В чем состоит спекулятивное с точки зрения Гегеля?

См.: Гегель Г. В. Ф. Наука логики: Введение // Гегель Г. В. Ф. Работы разных лет: В 2 т. Т. 1. М., 1970. С. 95–119.

Дополнительная литература

Бычкова М. Ф. Гегелевское понимание мышления. М., 1990.

Гулыга А. В. Гегель. Вехи творческого пути // Гегель Г. В. Ф. Работы разных лет: В 2 т. Т.1. М., 1970.

К. Маркс о сущности материалистического понимания истории

 

· Что, согласно К. Марксу, составляет экономическую структуру общества?

· Что, по мысли К. Маркса, обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни общества?

· Какое противоречие знаменует наступление эпохи социальной революции?

· Какие способы производства К. Маркс рассматривает как прогрессивные эпохи экономической общественной формации?

· Какие предпосылки материалистического понимания истории выделяют К. Маркс и Ф. Энгельс? В чем заключается его сущность?

· Каковы основные стороны социальной деятельности, или первичные исторические отношения?

См.: Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.13. М., 1985. С.5–9.

Дополнительная литература

Лапин Н. И. Молодой Маркс. М., 1984.

Ойзерман Т. И. Формирование философии марксизма. М., 1986. Ч. 2. Гл. I.6.

 

Идея сверхчеловека в произведении Ф. Ницше «Так говорил Заратустра»

 

· О чем не знал святой старец, по мнению Заратустры?

· «Это мои звери», – воскликнул Заратустра. Кого он имел в виду?

· Что находил Заратустра везде, где он находил живое?

· Чего не могут делать добрые, по мнению Заратустры?

· О каких скрижалях говорит Ницше?

См.: Ницше Ф. Так говорил Заратустра // Соч.: В 2 т. Т. 2. М., 1990. С. 6–17, 81–83, 141–156.

Дополнительная литература

Галеви Л. Жизнь Ницше. Рига, 1991.

Свасьян К. А. Фридрих Ницше: мученик познания// Ницше Ф. Соч.: В 2 т. М., 1990. Т.1. С. 5–46.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...