Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопросы и творческие задания. Темы для рефератов. Раздел 1. Философско-теоретические основы классической эстетики. Советуем прочитать




Вопросы и творческие задания

1. Что отличает театр от других видов искусства?

2. Что объединяет театр с другими видами искусства?

3. Почему театр называют содружеством искусств?

4. Какие виды театра вы знаете? Чем обусловлено такое разнообразие?

5. Почему театр считается самым национальным искусством?

6. Вспомните театральные постановки по литературным произведениям.

7. Назовите разные подходы к постановке одного и того же произведения.

8. Какова роль других видов искусства в разных театрах?

9. Подготовьте сообщения на следующие темы:

• Национальные театры Востока.

• Национальные театры Запада.

• Африканский театр.

• Виды театра.

• Современный театр.

• Театр и зрелищность.

• Театр и мораль.

• Жанровые особенности современного театра.

• Прекрасное и безобразное в театре.

Темы для рефератов

1. Экранизация драматических постановок: проблемы, перспективы.

2. Детский театр и деятельность Н. И. Сац.

3. Роль театральных декораций в театре.

4. Театральная реформа Р. Вагнера.

5. Опыты и новации А. Шёнберга в театре.

6. Новые виды театра с позиций интеграции различных видов искусства в современности.

Раздел 1. ФИЛОСОФСКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КЛАССИЧЕСКОЙ ЭСТЕТИКИ

Советуем прочитать

1. Дидро Д. Парадокс об актере. - М., 1957.

2. Диалог культур: Проблемы взаимодействия русского и мирового театра XX века. - СПб., 1997.

3. Арто А. Театр и его Двойник: Манифесты. Драматургия. Лекции. Философия театра. -СПб., 2000.

4. Бобылева А. Л. Хозяин спектакля. Режиссерское искусство на рубеже XIX-XX веков. / Пер. с англ. - М., 2000.

5. Иллюстрированная история мирового театра. - М., 1999.

Хореография

Хореография - это специфический вид художественной деятельности, основанной на синтезе движения и музыки. Это особая форма художественного поведения, в основе которого лежит танец. Танец - вид художественного творчества, особенностью которого является факт создания нематериального продукта.

В данном случае художественной ценностью будет являться, прежде всего, художественное поведение, а не художественный продукт. Исторически происходит постепенное смещение внимания от осязаемого результата к порождающему действию. Возникают экспрессионистские школы, основанные на «живописи действия», «драматургии положений», «прикол и розыгрыш» («хэппенинг»), «затейное действо» («перфоменс»).

Мужские танцы связаны с устрашением и наполнены демонстрацией силы, резкими движениями в сторону зрителей, расставлением ног и рук так, чтобы создавалось впечатление превосходства. Женские танцы - как правило, изящны и направлены на предоставление возможности рассмотреть себя со всех сторон, наполнены кокетством (то удалением, то приближением). Разнополовой танец - это способ ухаживания и образования пар. Другой вариант группового танца - демонстрация единства группы и укрепление сплоченности. Поэтому в них важна синхронность.

Танец часто демонстрирует превосходства над природой и действительностью (брейк данс). Поэтому в нем могут использоваться противоестественные, неудобные и сложно повторяемые позы и движения.

Пространство и время можно рассматривать как проявление внутренне присущей танцу структуры, организующей формы. Групповой танец - это такое поведение, при котором исполнители создают, поддерживают и видоизменяют некую общую для них пространственно-временную структуру, а эта структура, будучи создана, подчиняет себе танцоров (более подробно см.: Красота и мозг. Биологические аспекты эстетики. - М., 1995).

3. ИСКУССТВО КАК ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

Пространственные структуры представлены простейшими конфигурациями: кольцо, цепочка, шеренга, две шеренги, встречные пары. Смена конфигураций предполагает изменение ситуации.

Временную структуру задает ритмическая пульсация, составляющая второй танцевальный компонент. Пульсация присутствует не только в музыкальном сопровождении, но и в отбивающих движениях - хлопках, притопах, прыжках и т. д. Кроме того, танец образуется последовательной сменой поз, которые обладают, так же как и предыдущие компоненты, силой эстетического воздействия.

Эстетическое воздействие танца связано не с сохранением, а с видоизменением пространственно-временной структуры:

• варьирование движений;

• изменение структуры пространственного заполнения;

• изменение ритма (замедление или ускорение);

• перераспределение ролей;

• усложнение или упрощение ПВС.

Хореография стала самостоятельным видом искусства относительно недавно, лишь в начале XX века и относится к разряду синтезированного искусства, так как включает в себя комплекс средств выразительности: музыки, движения, актерского мастерства, декораций, света и т. д. В основе хореографии лежит понятие «танца».

А. Кугель в основе происхождения большинства танцев видит символику сексуальности. Если вершиной сексуальности в танце он считает танго, то канкан в его теории стоит на вершине неприличия и эпатажности. Танго отличает сосредоточенность и трагичность, роковое влечение полов, пленительность и чувственность.

В основе танцевального разнообразия лежит разнообразие телодвижений, которое можно рассматривать как особый язык. Этот язык отличается культурным своеобразием, ведь англичане двигаются не так, как китайцы, а японцы не так, как русские. Каждое человеческое сообщество создает свой репертуар телодвижений. Об этом писал Марсель Мосс и М. Ю. Лотман.

Хореография - это искусство, представляющее собой синтез видимого (изобразительного) и невидимого (выразительного) начал. Язык жестов обладает условностью, тяготея к театральности. Но особенностью хореографического жеста является его зависимость от музыкального развития, музыкальной метро-ритмии и смысловой направленности.

Музыка в хореографии чаще берет на себя выразительные функции, раскрывая многое из того, что не может быть выражено при помощи жеста. Но такое разделение функций относительно. Жест современной хореографии, в частности жест танца модерн, скорее выразителен, чем изобра-

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...