3. Искусство как эстетический феномен
3. ИСКУССТВО КАК ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН • в театральном творчестве особое место принадлежит условности, что связано с преобладанием игрового компонента по сравнению с другими видами искусства; • язык театра в большей мере, чем язык любого вида искусства, национален и приближен к культурным традициям. В отличие от литературы, где образ выстраивается постепенно, в театре актер вынужден сразу давать образ целиком. Актер только условно изображает действующее лицо, не копируя его, а воссоздавая собою. В литературном варианте автор не может стать самим героем буквально, а только лишь представляя себя на его месте и описывая его как бы со стороны. Сценическое действо отличается от простого действия реальной жизни тем, что оно не совершается, а как будто совершается. Момент условности должен быть в наличии все время. Театр построен на обмане, без которого он перестает быть самим собой. Исторически «набор» видов искусства, входящих в искусство театральное, менялся. Главным принципом существования ансамбля различных видов искусства в театре является закон единства разного и разнообразия в едином. Кроме того, можно наблюдать расширение спектра разновидностей самого театра: музыкальный театр, театр живописи, театр гимнастики, театр пантомимы, театр пластики, эстрадный театр, театр балета на льду и т. д. XIX век ознаменовал собой целый ряд значительных новшеств в театральном искусстве. Одним из них был условный жест. Особенно популярными разновидностями театра XX века стали итальянская дель арте и кабаре. Главной особенностью этих действий стала импровизационность и устремленность к негативному, запрещенному, но сильно влекущему.
XX век ознаменован тем, что поиск новых средств выразительности для театра повлек за собой видоизменение и тех видов искусства, которые в него входят. Начиная уже с начала века (раннего авангарда), такие формы интеграции театра, живописи и литературы, как пластический театр футуристов, визуальная поэзия дадаистов, динамическая пластика конструктивистов, абстрактное кино Германии и Франции, хэппенинг, перформанс, флуксус, инсталяция, видиоарт, вызвали большой интерес к себе. Именно в точках пересечения семиотических зон возникали явления морфогенеза, рождающего пластический театр, киноживопись, зрительную поэзию, цветомузыку и т. д. В XXI веке театр переживает глобальные изменения. Он становится как никогда условным, тяготея к символичности. Его предмет все дальше уходит от реального физически-материального изображения в область метафизическую, но все так же связан с человеком, его переживаниями, Раздел 1. ФИЛОСОФСКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КЛАССИЧЕСКОЙ ЭСТЕТИКИ состояниями, отношениями. Такой театр, в котором условность поднимается на новую ступень высоты, становится все больше интеллектуальным. С другой стороны, театральные постановки наполняются зрелищностью, яркостью, развлекательностью. Сегодня наблюдается процесс видового расширения театра: от камерных форм театра одного актера до публичных выступлений на огромных пространствах. Театр расширяет свои границы, «впуская» на свою сцену и даже «за кулисы» самого зрителя, делая его соавтором спектакля. Особое место принадлежит сегодня использованию театром достижений техники, что создает условие для выхода его в виртуальные просторы. Самыми характерными чертами театра как вида искусства являются, таким образом, следующие: • содержательная нацеленность на решение в первую очередь нравственных проблем человека и общества, приближенность к тематике «человекознания»;
• комплексность средств выразительности; • сюжетность; • условность. Эстетика театра проявляется в осуществлении некоторого «обнажения» переживаний человека при помощи самых разнообразных средств, предполагающего обязательность сопереживания с другими людьми. Театр - это коллективное сопереживание чувств одного человека. Драматическое искусство - преимущественно женское искусство. В самом деле, желание украшать себя, прятать истинные чувства, стремление нравиться и привлекать к себе внимание - слабости, которые часто ставят женщинам в укор и к которым неизменно проявляют снисходительность. Велик тот артист, который заставляет зрителей забыть о деталях. Сара Бернар Для многих Шекспир пропал из-за того, что они изучали его в школе. Агата Кристи Сейчас актеры не умеют молчать. А кстати, и говорить, Для меня всегда было загадкой - как великие актеры могли играть с артистами, от которых нечем заразиться, даже насморком.
3. ИСКУССТВО КАК ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН Нет ничего более правдивого и нет ничего более лживого, чем театр. Луи Жуве Есть три основных закона у театра - заинтересовать, поразить и растрогать... Джакомо Пуччини Скучен театр, когда на сцене видишь не людей, а актеров. Василий Ключевский
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|