Раздел 1. Философско-теоретические основы классической эстетики
Раздел 1. ФИЛОСОФСКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КЛАССИЧЕСКОЙ ЭСТЕТИКИ ния, слова и звучания, обеспечивающим задействованность всех органов чувств человека. В основу синтеза искусств Флоренский ставит факт единства приемов по организации пространства, который определяется тем, что путь художника всегда един и представляет собой движение от случайного к устойчивому и неизменному. Поэтому ритмика вводит пространственность музыкального характера, симметрия - архитектурного, выпуклость объемов - скульптурного. Е. Трубецкой синтез искусств также рассматривает на примере православной иконописи. Он пишет о том, что в иконах при изображении евангелистов происходит смена одного семиотического канала другим или переход со взгляда на слух. Тип позы человека демонстрирует обращенность к звуку. Это поза углубленного вслушивания в голос, который не имеет локализации в пространстве, исходит как бы изнутри мира. Видимое переходит в невидимое. Вопросы и творческие задания 1. Чем определяется взаимодействие разных видов искусства? 2. В каких формах может осуществляться взаимодействие разных искусств? 3. Приведите примеры искусств, возникших в результате синтеза. 4. Приведите примеры влияния одного искусства на другое. 5. Приведите примеры взаимодействия искусств, в результате которого родились новые жанры. 6. В творчестве каких художников (музыкантов) синтезу искусства отводилась особая роль? Темы для рефератов 1. Литературные произведения А. С. Пушкина в творчестве композиторов. 2. Роль живописи в литературном наследии А. Пушкина и М. Лермонтова. 3. Интонация в музыке и литературе. 4. Литературные мотивы в музыкальном творчестве и литературное наследие С. Прокофьева.
5. Литературные образы в музыке Д. Шостаковича. 6. Музыка в творчестве И. Бродского. 7. Бардовская песня как искусство интеграции музыки, поэзии и философии. 8. Роль литературного текста в программной музыке. 9. Значение литературы в творчестве Поленова. 10. Роль идей С. Волконского в сближении театрального и музыкального искусства. 3. ИСКУССТВО КАК ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН 11. Интеграция различных видов искусства в системе К. Станиславского. 12. Понятия синопсии и синестезии применительно к интеграции музыки и живописи. 13. Цветомузыка: сущность, история, становление, современность. 14. Цветомузыка в творчестве А. Скрябина. 15. Исследования в области синтеза искусств В. Кандинского. 16. Проблемы и возможности использования музыкальной графики в педагогике. 17. Роль музыки в творчестве И. Репина (В. Поленова, П. Пикассо). 18. Роль живописи в музыкальном творчестве М. Чюрлёниса (А. Алябьева, А. Лядова, М. Глинки, Ф. Шопена, И. Стравинского). Советуем прочитать 1. Бинэ А. Вопрос о цветном слухе / Пер. с франц. - М., 1984. 2. Ванслов В. В. Изобразительное искусство и музыка. 2-е изд. - Л., 1983. 3. Гапеев Б. М. Светомузыка в системе искусств: Учеб. пособие. - Казань, 1991. 4. Гапеев Б. М. Содружество чувств и синтез искусств. - М., 1982. 5. Гапеев Б. М. Театрализованные представления «Звук и Свет» под открытым небом: Учеб. пособие. - Казань, 1991. 6. Кандинский В. О духовном в искусстве. - Нью-Йорк, 1967. 7. Курышова Т. А. Театральность и музыка. - М., 1984. 8. Флоренский П. А. Храмовое действо как синтез искусств. 3. 6. Семиотика искусства и эстетические основания художественных стилей Основные понятия: семиотика, язык, искусство, знак, символ, аллегория, метафора Семиотика в системе гуманитарного знания Семиотика - наука о знаках, знаковых системах и смыслообразовании.
Семиотика как наука оформилась в начале XX века, хотя ее проблематика существовала уже в древних философских трактатах. Например, Аристотель в своей «Поэтике» подразделяет символы на «имена» и «зна- Раздел 1. ФИЛОСОФСКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КЛАССИЧЕСКОЙ ЭСТЕТИКИ ки». Понятие «знак» он рассматривает в рамках риторики. И хотя речь в данном случае идет о словах, центральное место в его анализе отводится душевному состоянию говорящего, а значит эстетическому воздействию слова. У стоиков впервые появляются термины «означающее» и «означаемое». Именно стоики вводят понятия языковых и неязыковых знаков. Они считают, что означающее телесно, а означаемое - бестелесно. Особое развитие проблема знаков получает в средние века в трудах Августина Блаженного. В своих трактатах «О диалектике», «О христианской науке», «О Троице» он формулирует определение знака как проявление Бога. Августину принадлежит и специфическая систематизация знаков по способу передачи сообщения, он выделяет знаки для глаз, знаки для слуха и для чувств. Он поднимает в своих трудах и такую немаловажную семиотическую проблему, как красота поэтической речи, выделенную им в область риторики. Риторика будет привлекать к себе внимание различных философов вплоть до XIX века, после чего проблемы, развиваемые ею, плавно перейдут в область семантики. В эпоху Просвещения семиотические проблемы интересовали Д. Дидро, который в своих «Салонах» говорил о том, что в одном и том же произведении искусства содержится несколько смыслов: авторский и зрюельский. Предметом семиотики является информационная система, ядро которой - система знаков. Объектом ее исследования выступает способ означивания: содержание, не обличенное в форму, не входит в круг изучаемых ею проблем. Поэтому ключевым понятием семиотики и ее метакатегорией является понятие знака. Основные принципы семиотики как фундаментальной научной области впервые были сформулированы Ч. Пирсом (1839 - 1914), давшим логическую основу зарождающейся науки. В частности, им был сформулирован постулат о структуре семиотического функционирования (репрезентант - интерпретант - референт), осуществлена классификация знаков (иконический, индекс, символ), введено понятие семиозиса (процесса и сферы функционирования знаковой системы).
Прикладная семиотика начинает оформляться в трудах Ф. Соссюра, изучавшего семиотические основания в области лингвистики. Предметом его внимания становится знак, представляющий собой особое отношение означающего и означаемого. Семиология Соссюра дала развитие целому направлению современной семиотики, изучающей проблему специфики знака и его функции. Наибольшее распространение в XX веке семиотика получила во Франции, образовав там несколько относительно самостоятельных направлений и школ: Парижская школа, которую возглавлял А. Греймас, семиотика значения, представленная Р. Бартом, семиотика коммуникации
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|