Раздел 1. Философско-теоретические основы классической эстетики
Раздел 1. ФИЛОСОФСКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КЛАССИЧЕСКОЙ ЭСТЕТИКИ логику. Например, если нарушить порядок букв в слове, то оно потеряет смысл. Но почему тогда соблюдение логической направленности, закона структурной организации текста часто привносит в смыслообразование интересные эффекты, оцениваемые как комическое (шел дождь и два студента)? В тексте важна не только структурность, но и однотипность знаков. Текст должен состоять из знаков, принадлежащих одному языку. В качестве текста может выступать человек, надпись, предмет, событие или даже культура. Восприятие, понимание текста требует знания кода. Коммуникация - это отношения, возникающие между Я и Другим в акте обмена информацией. В философии существует несколько типов понимания этого отношения: Эмунье - любовь, Ж. П. Сартр - враждебность, М. Бубер - событие. Существуют различные виды коммуникации: речевая, жестовая, звуковая, письменная, визуальная, тактильная, кинетическая. К разновидностям коммуникации можно отнести использование языка взгляда, поведения, дистанции, прикосновения, молчания. Для современной речевой коммуникации, по мнению Т. М. Николаевой, характерен процесс кореференции, т. е. усложнения сообщаемого текста. Это связано с ускорением самого говорения, препятствием которого становится ограниченность артикуляторных движений. Г. Фант пишет о том, что речь не допускает более двух фазовых ударений в одну секунду. Поэтому развитие языка прибегает к другим формам усложнения и сжатия информации. Сжатие информации в речи, например, происходит за счет появления речевых стереотипов - особых высказываний, обладающих условной свободой смыслообразования в условиях данного контекста. Говорящий использует речевые стереотипы как «чужую речь», цитату, отсылая того, кто его слушает, к другому тексту.
В мире человека вербальный и паралингвистический способы общения уже не соответствуют друг другу непосредственно, а находятся в соетинении сложного эмоционально-динамического дополнения, при котором слово может значить одно, а паузный фон этого слова - совершенно другое (К. Богданов). Язык «... выступает как совокупность объектов, связанных между собой в соответствии с двумя классами правил: правил образования, которые определяют допустимые самостоятельные сочетания членов данной совокупности (такие сочетания называют предложениями), и правил преобразования, определяющих предложения, которые могут быть получены из других предложений» (Ч. У. Моррис). 3. ИСКУССТВО КАК ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН Существует много определений языка. Приведем некоторые из них. «Язык в полном семиотическом смысле этого термина есть любая межсубъектная совокупность знаковых средств, употребление которых определено синтактическими, семантическими и прагматическими правилами (Ч. У. Моррис). «Язык является по преимуществу системой значений. Он не может не иметь значений, и все его существование заключается в значении» (К. Леви-Строс). В языке человеку «впервые открывается новая сторона действительности, подлинность вещей» (Э. Кассирер). Вильгельм Гумбольд считал, что язык - это деятельность, а не отражение, не продукт, а процесс обновления. Означение, о-наименование мира - это прежде всего путь его познания. Одним из первых, кто наиболее полно и систематизировано описал структуру взаимоотношений внутренней психической реальности индивида и языка (как семиотической системы), на котором он мыслит и говорит, был Р. Барт. В отечественной науке - М. М. Бахтин (Волошинов).
Интерес к языку как особой семантической системе возник не сразу. Можно выделить несколько этапов интереса к объяснению специфики языков: • понимание функций языка в древности строилось в основном на трех концепциях - мифологической, метафизической и прагматической; • этимология, которая до XIX века не имела под собой научной основы; • речь как процесс объективации мира (Грейс де Лагуна в книге «Речь: ее функции и развитие»; • Якоб Гримм - основы сравнительной грамматики на примере германских языков; • Вильгельм фон Гумбольд - первая классификация языков мира; • выдвижение понятия структуры языка как первоосновы в структурализме (все, что имеет структуры, согласно взгляду структуралистов, порождено и обусловлено языком); • Фердинанд де Соссюр разграничивает понятия языка и речи; • культурологический подход к языку обусловил новый взгляд на язык как фактор и проявленность специфики культуры. Например, в китайском языке важным оказывается звуковая интонация речи. Каждая культура создает свои связи между словами и теми вещами, которые они означают. Познать язык - значит осознать связи, но это еще и необходимость разорвать те связи, которые усвоены вами как носителем собственной культуры. Необходимым условием существования языка является наличие в нем ряда особого рода знаков, указывающих на синтаксические отношения между другими знаками в этом языке.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|