3. Искусство как эстетический феномен
3. ИСКУССТВО КАК ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН Ж. Мунена и А. Мартине. Итальянская семиотика представлена работами У. Эко. Американская семиотика связана с такими именами, как Р. Якобсон, З. Харрис, Н. Хомский. В России семиотика носит скорее прикладной характер и связана с именем Ю. М. Лотмана. Первая половина XX века семиотика более активно развивается в лоне лингвистики на основе структурно-семиотических подходов. Вторая половина века делает семиотику частью социально-гуманитарного знания, выводя ее за пределы литературы. Начинают развиваться такие направления, как социосемиотика, семиофизика (Р. Том - теория катастроф), пансемиотика (в которой вся существующая материя рассматривается как глобальное означающее, скрывающее в себе бесконечное означаемое, познаваемое человеком в процессе своего существования), семиотика моды, кулинарии, медицины. Примерно в 50 - 60 годы семиотика получила два направления в области своих исследований. Одно из них было представлено работами Р. Барта, в которых семиотика рассматривалась как наука о любых объектах, способных нести в себе некоторый смысл. Другое направление связано с именами Э. Бюйсенса и Л. Примето, определяющих семиотику как науку о таких объектах, которые обеспечивают динамичность коммуникации. В данном случае предметом изучения становятся не знаки, а способы их организации в тексты. С 1968 года возникает Международная ассоциация семиотики, а в Италии сегодня организован Международный центр семиотики. Структура семиотики Современная семиотика имеет несколько подразделов: • синтактика, занимающаяся проблемами композиции, морфологии; • семантика, посвященная изучению отношения знаковых элементов к миру, проблемам означения, его категоризации;
• прагматика, изучающая отношения говорящего и пишущего, говорящего и слушающего, отправителя и адресанта и т. д. Членение семиотики на разделы ведет начало из средневекового тривия, делившего гуманитарные науки на грамматику (близкую синтактике), логику (соответствует семантике) и риторику (соответствует прагматике). Современная семиотика - это интердисциплинарная дисциплина, так как она исследует общую систему знаков и всевозможные формы их проявлений: как у человека, так и у животных, как в норме, так и в патологии. Ее теоретические методы позволяют исследовать самые разнообразные сферы человеческого существования. Человек стремится к означению всего того, что принадлежит его существованию. Поэтому, возможно, не случайно Эрнест Кассирер назвал современного человека «символическим животным». Раздел 1. ФИЛОСОФСКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КЛАССИЧЕСКОЙ ЭСТЕТИКИ Теоретические основы и понятийный аппарат семиотики К основным теоретическим понятиям семиотики относят: знак, текст, язык, код, коммуникация, сообщение, информация, дискурс, интертекст, семиозис, семиосфера. Знак - особое материально-идеальное образование, имеющее информационное содержание и выступающее посредником в коммуникационных процессах. По Соссюру знак - это особое отношение между означаемым и означающим. Знак является элементарной частицей языка. Он имеет смысловое значение, т. е. означает, являясь при этом материализованным означающим. В качестве знака могут выступать материальные предметы, человек, жесты человека, поступки, характер поведения, отдельные свойства предметов, животные, птицы и т. д. Например, в качестве знака может выступать действие человека. Это действие может иметь прямое или переносное значение. Человек берет в руку какой-либо предмет, что означает его интерес к данному предмету или нужду в нем (прямое значение).
Первая научная классификация знаков была осуществлена Чарльзом Сандерсом Пирсом в работе «О новом списке категорий», вышедшей в 1807 году. Пирс выделяет следующие виды знаков: • иконический, в котором проявлено подобие означаемого и означающего (например, рисунок); в свою очередь иконические знаки подразделяются на образы и диаграммы. В образах означающее представляет простые качества означаемого, а в диаграммах акцент делается на связи частей (например, прямоугольники, морфологические части слова); • индекс - в котором проявлена смежность, связь разных явлений (например, дым и огонь); • символ - связь означаемого и означающего просто оговорена условием. Об этой форме знаков писал еще Платон в диалоге «Кратил». Позднее о языке как соглашении на уровне знаков писали Д. Уитни (1827 - 1894), Ф. де Соссюр. Существует и другая классификация, в которой знаки делятся на: • десигнативные (означающие наблюдаемые признаки); • оценочные (означающие завершающие свойства); • предписывающие (если они означают то, как надо реагировать на объект или ситуацию). 3. ИСКУССТВО КАК ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН Первые связаны с получением информации, вторые - с выбором объектов для предпочтительного поведения, третьи - с воздействием на объект посредством особого поведения. Первые означают свойства объектов, выступающие как стимул, вторые способны усиливать свойства объектов, третьи влияют на действие как средство, способствующее чему-либо. Десигнат знака - это класс объектов, к которым применим знак, то есть объекты, обладающие определенными свойствами, которые интерпретатор учитывает благодаря наличию знакового средства. Денотат - конкретный объект, который означает знак. Семиозис - процесс интерпретации знака или порождения его значения. «Процесс, в котором нечто функционирует как знак, можно назвать семиозисом. Этот процесс в традиции, восходящий к грекам, обычно рассматривался как включающий три (или четыре) фактора: то, что выступает как знак; то, на что указывает знак; воздействие, в силу которого соответствующая вещь оказывается для интерпретатора знаком. Эти три компонента семиозиса могут быть названы соответственно знаковым средством (или знаконосителем), десигнатом и интерпретантой, а в качестве четвертого фактора может быть введен интерпретатор» (Ч. У. Моррис).
В древности этот термин употреблялся в значении «комплекс симптомов болезни», необходимый для диагноза. Ч. Пирс использует это понятие для характеристики функционирования системы: объект - знак -интерпретатор. «После того, как знак создается, его назначение уточняется, с одной стороны, в зависимости от особенностей строения мозга, а с другой стороны - в соответствии с его отношением ко всему множеству знаков, т. е. ко всему миру языка в целом, стремящемуся, естественно, к системе» (Леви-Строс К. Структурная антропология / Пер. с фр. - М., 2001. С. 102). Знак существует, функционирует, изменяется, уточняется, т. е. он обусловлен культурной средой. Знак проецируется в культуре не на один фон, а сразу на несколько, зависящих от различных систем коммуникативного обнаружения как знака, так и самого фона: в речи, письме, музыкальном выражении, в свете различных поведенческих и социокультурных нормативов. Поэтому можно говорить о том, что знаки в культурной среде полифоничны в своем звучании. Эта полифоничность и составляет суть семиозиса. Текст - последовательность знаков, принадлежащих одному языку, образующая единое целое и обладающая смысловым значением. Текст - это структурное образование. Любая структура существует только в рамках некоего закона. Если закон нарушается, то текст теряет
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|