Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Совершенствование управления финансами




На современном этапе совершенствование управления фи­нансами диктуется, прежде всего, необходимостью более эф­фективного воздействия на деятельность производственной и непроизводственной сфер народного хозяйства. В Беларуси оно осуществляется по двум основным направлениям: а) перестрой­ки органов управления финансами, совершенствования мето­дов организации работы финансовых органов; б) развития авто­матизированных систем управления финансами.

После распада СССР на многих предприятиях Беларуси бы­ли созданы самостоятельные финансовые отделы и другие структурные подразделения (планово-финансовые отделы, фи­нансовые группы в составе бухгалтерии и т.п.), организованы новые органы управления (например, Министерство по налогам и сборам).

Органы управления финансами в своей работе используют два метода — административный и экономический. При адми­нистративном методе вышестоящие органы (министерства, ведомства) прибегают к администрированию — волевым, при­казным мерам решения тех или иных вопросов.

Экономический метод означает отсутствие мелочной опеки предприятий в вопросах оперативного управления финансами, отказ от постоянных корректировок плановых заданий, выяв­ление резервов роста прибыли и других экономических и фи­нансовых показателей не по приказу сверху, а в силу внутренней экономической потребности, самостоятельное решение пред­приятиями своих экономических и финансовых проблем.

В условиях развития рыночных отношений экономические методы становятся доминирующими, возрастает роль автома­тизированных систем в управлении финансами.

Под автоматизированной системой управления финансами (далее — АСУФ) понимается совокупность экономических и математических методов управления, электронной вычисли­тельной и организационной техники и современных средств связи, позволяющая научно управлять финансами. АСУФ вы­ступает в качестве подсистемы сбора и обработки информации для учета, планирования и управления народным хозяйством.

Важное место в автоматизированной системе управления финансами ряда стран (Россия, Беларусь) занимает автомати­зированная система финансовых расчетов (АСФР) — подсисте­ма АСУФ. С ее помощью повышается эффективность управле­ния финансами, поскольку благодаря ей решается проблема трудоемкости сбора, обработки и анализа информации, обеспе­чиваются многовариантность расчетов финансовых планов и их согласованность между собой. АСФР применяется не только для планирования, но и при исполнении бюджета (составление росписи бюджета, внесение изменений в бюджетные показате­ли, учет исполнения бюджета по доходам и расходам и др.). АСФР позволяет рационализировать структуру финансовых органов.

В настоящее время актуальной задачей является автомати­зация финансовых расчетов в страховых организациях, низо­вых финансовых органах, особенно в налоговых инспекциях, имеющих дело с обширными и постоянно изменяющимися дан­ными по налогоплательщикам.

Однако не следует преувеличивать возможности АСУФ. Часть задач по управлению финансами не поддается формали­зации, для их решения требуются традиционные методы и опыт работников финансовых органов. АСУФ не может совершен­ствовать формы и методы финансовых отношений, это сфера де­ятельности специалиста, который ставит перед системой цели и задачи, вводит первичную информацию, производит корректи­ровку и осуществляет постоянный контроль за работой систе­мы. Таким образом, специалист по финансам, используя дан­ные, получаемые на основе АСУФ, выбирает вариант решения. Это под силу высококвалифицированному работнику.

АСУФ является важным направлением совершенствования управления экономикой и финансами. Эффективность ее функционирования требует оснащения финансовых служб совре­менной электронно-вычислительной техникой.

В управлении финансами большую роль играет финансо­вый менеджмент — специфическая система управления фи­нансовыми ресурсами, сочетающая финансовую политику, ме­тоды, инструменты, а также работников, принимающих управ­ленческие решения и претворяющих их на практике с целью достижения поставленных целей стабильности и экономичес­кого роста.

Финансовый менеджмент пронизывает все звенья финансо­вой системы и выступает важнейшей составной частью струк­туры управления в условиях рынка.

В экономической литературе финансовый менеджмент обыч­но рассматривается с трех точек зрения: институциональной, организационно-правовой, функциональной.

С институциональной точки зрения финансовый менедж­мент — это орган управления хозяйствующего субъекта. С ор­ганизационно-правовой точки зрения финансовый менедж­мент — это вид предпринимательской деятельности. С функци­ональной точки зрения финансовый менеджмент — это систе­ма экономического управления и одновременно — часть финан­сового механизма. В системе экономического управления име­ются две подсистемы — субъект и объект управления, связан­ные потоком информации (информационные связи).

Субъект управления — это управляющая подсистема, кото­рую образует специальная группа людей, посредством различ­ных форм управляющего воздействия обеспечивающая целе­направленное функционирование объекта. Субъектом управле­ния может быть финансовая дирекция или профессиональный управляющий — финансовый менеджер.

Объект управления — это управляемая подсистема, пред­ставляющая собой денежный поток, кругооборот капитала, ис­точники финансовых ресурсов и финансовые отношения, воз­никающие как между хозяйствующим субъектом и другими экономическими субъектами, так и внутри хозяйствующего субъекта.

Воздействие субъекта на объект управления составляет про­цесс управления; для его осуществления необходимо циркули­рование определенной информации между субъектом и объек­том управления.

Процесс управления финансами (независимо от его кон­кретного содержания) предполагает получение, передачу, пере­работку и использование информации.

Различают информацию двух видов:

• внешнюю информацию, включающую данные о состоянии финансового рынка, конъюнктурный обзор, нормативно-законодательные акты, инструктивно-методические указания, валютные курсы и др.;

• информацию о состоянии объекта управления, включающую данные об эффективности применяемых форм и методов управления финансами, выполнении плановых заданий и графиков, результатах финансового анализа и др.

От субъекта к объекту управления поступает командная ин­формация в форме приказов, программ, плановых заданий (рис. 5.1).

 

Рис. 6.1. Общая схема финансового менеджмента:

1 — движение командной информации; 2 — движение информации о состоянии объекта; 3 — движение внешней информации

Функции, выполняемые финансовым менеджментом, не одинаковы для субъектов и объектов управления. К функциям субъекта управления относятся прогнозирование, планирова­ние, организация, регулирование, координация, стимулирова­ние и контроль.

Функциями объекта управления являются организация де­нежного оборота, обеспечение хозяйствующего субъекта инвес­тиционными средствами, накопление капитала и эффективное его вложение, организация финансовой работы.

Финансовый менеджмент действует во всех звеньях финан­сового рынка. Это менеджмент операций: а) валютных; б) с дра­гоценными металлами и драгоценными камнями; в) на денеж­ном рынке; г) кредитных; д) с недвижимостью и др.

Управление финансами происходит во времени, что влияет на цели и направления управления. По временному признаку финансовый менеджмент делится на стратегический и опера­тивно-тактический.

Стратегический финансовый менеджмент представляет со­бой управление инвестициями, через него реализуются выбран­ные стратегические цели. Он предполагает прежде всего:

• финансовую оценку проекта вложения капитала;

• отбор критериев, по которым принимаются инвестиционные решения;

• поиск оптимального варианта вложения капитала;

• определение источников финансирования.

Все инвестиции осуществляются во времени, поэтому в стратегическом менеджменте важно учитывать влияние факто­ра времени. Известно, что ценность денег со временем снижает­ся, к тому же чем продолжительнее инвестиционный период, тем выше степень финансового риска.

Оперативно-тактический финансовый менеджмент пред­ставляет собой оперативное управление денежной наличнос­тью, которое направлено на обеспечение суммы наличных де­нег, достаточной для выполнения финансовых обязательств, а также на достижение высокой доходности от использования временно свободных наличных денег в качестве капитала.

Существуют три цели управления денежной наличностью:

• увеличение скорости поступления наличных денег;

• снижение скорости денежных выплат;

• обеспечение максимальной отдачи от вложения наличных денег.

Финансовый менеджмент как орган управления — это аппа­рат управления, часть руководства хозяйствующих субъектов. На крупных предприятиях и в акционерных обществах таким аппаратом управления может быть финансовая дирекция во главе с финансовым директором или главным финансовым ме­неджером. Финансовая дирекция включает ряд подразделений (финансовый отдел, планово-экономический отдел, бухгалте­рия и т.д.), состав которых определяется высшим органом уп­равления хозяйствующего субъекта.

Основными функциями финансовой дирекции являются следующие:

• определение цели финансового развития хозяйствующего субъекта;

• разработка финансовой стратегии и финансовой программы развития хозяйствующего субъекта и его подразделений;

• определение инвестиционной политики;

• установление сметы расходов финансовых ресурсов для всех подразделений хозяйствующего субъекта;

• разработка плана денежных потоков, финансовых планов хозяйствующего субъекта и его подразделений;

• участие в разработке бизнес-плана хозяйствующего субъекта;

• осуществление денежных расчетов с поставщиками, покупателями и т.д.;

• ведение бухгалтерского и статистического учета в области финансов, составление бухгалтерского баланса хозяйствующего субъекта и др.

В управлении финансовой деятельностью главной фигурой является финансовый менеджер. На крупных предприятиях и в акционерных обществах создаются группы финансовых ме­неджеров с ведущим финансовым менеджером во главе. Обя­занности финансового менеджера регламентируются должност­ной инструкцией, включающей и квалификационную характе­ристику данного работника.

Финансовый менеджмент как форма предпринимательской деятельности способствует тому, что управление финансовой сферой перестает быть чисто бюрократическим, администра­тивным актом, приобретая черты творческой деятельности, ак­тивно реагирующей на изменения, происходящие в окружаю­щей среде. Финансовый менеджмент предполагает использова­ние научных основ планирования и управления, финансового анализа, он открыт для нововведений (инноваций).

Как форма предпринимательства финансовый менеджмент может быть выделен в самостоятельный вид деятельности, которую выполняют профессиональные менеджеры и финансо­вые институты (например, холдинговые и трастовые компа­нии). Его сущность схематически выражается в следующем обмене:

Деньги ß àУслуги финансового менеджмента ß à Деньги с приростом.

Сферой приложения финансового менеджмента является финансовый рынок. Здесь проявляются экономические отно­шения между продавцами и покупателями финансовых (денеж­ных) ресурсов и инвестиционных ценностей, между стоимостью этих ресурсов и потребительской стоимостью. Функционирова­ние финансового рынка создает основу для предприниматель­ства в области управления движением финансовых ресурсов и финансовыми отношениями.

Любое управление осуществляется с помощью ряда приемов, т.е. способов управляющего воздействия на объект управления, предназначенных для достижения конкретной цели в конкрет­ной хозяйственной ситуации в конкретный срок.

В практике финансового менеджмента используются раз­личные приемы управления финансами: перевод денежных средств, помещение капитала в банки с целью его прироста, по­лучение дохода за счет спекулятивной сделки и др. Общим со­держанием всех приемов финансового менеджмента является управляющее воздействие денежных отношений на конкрет­ный актив и денежный поток в целом.

Глава 7. ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ

7.1. Сущность и назначение финансового планирования и прогнозирования

Планирование и прогнозирование — важнейшие элементы управления экономическими и социальными процессами. В ры­ночной экономике они тесно связаны между собой.

Финансовое планирование следует рассматривать как пла­номерное управление процессами движения денежных средств, формирования, распределения и перераспределения финансо­вых ресурсов на макро- и микроуровнях. Финансовое планиро­вание — это разновидность управленческой деятельности, на­правленной на определение требуемого объема финансовых ре­сурсов, их оптимальное распределение и эффективное исполь­зование. Необходимость финансового планирования обусловле­на относительно самостоятельным движением денежных средств по отношению к материально-вещественным элементам про­изводства, неопределенностью рыночной среды и активным воздействием финансов на общественное воспроизводство.

Благодаря финансовому планированию можно свести к ми­нимуму последствия влияния отрицательных внешних факто­ров, снизить транзакционные издержки хозяйствующих субъ­ектов. Оно позволяет определить оптимальные объемы про­изводства и продажи продукции и товаров, своевременно при­нять финансовые меры для обеспечения сбалансированного поступления и расходования денежных средств.

В экономически развитых странах успешно используются два механизма координации производства и потребления — ры­нок и план. Финансовое планирование выступает как механизм координации преимущественно на административной основе, а рынок — преимущественно на экономической основе. Вместе они обеспечивают экономическое равновесие в течение того или

иного периода времени. Финансовое планирование является также одним из инструментов регулирования финансового рынка, действующим в сфере экономических отношений меж­ду продавцами и покупателями финансовых ресурсов, — на ва­лютном рынке, рынке ценных бумаг, денежном рынке (ссуд­ных капиталов) и рынке золота.

В рыночной экономике особое значение приобретает внутри­фирменное планирование, которое является одной из главных функций менеджмента. Планирование — это процесс установ­ления целей, определения задач и разработки модели принятия решения при выборе средств достижения этих целей и решения этих задач. Государственный орган управления, каждая орга­низация выбирают свои цели и задачи, а также средства их дос­тижения. Финансовое планирование — важная составная часть планирования деятельности государства и субъектов хозяй­ствования.

Основным назначением внутрифирменного финансового пла­нирования являются расчет потребности в денежных средствах, определение объема и структуры затрат, а также эффективнос­ти выполняемых операций и ожидаемых итогов работы пред­приятия. Внутрифирменное финансовое планирование включа­ет разработку различных финансовых планов и осуществление расчетов в целях управления финансами предприятия. Матери­алы финансового планирования субъектов хозяйствования ис­пользуются в качестве информационной базы при составлении планов на отраслевом и общегосударственном уровнях.

Содержание финансового планирования раскрывается в пред­ставлении данного понятия как процесса обоснования движе­ния финансовых ресурсов и капитала на конкретный период.

При финансовом планировании определяются движение де­нежных средств, опосредующее их финансовые отношения и различные стоимостные пропорции. Объектами финансового планирования являются финансовые ресурсы, капитал и непо­средственно финансовая деятельность государства или хозяй­ствующего субъекта. Сфера действия финансового планирова­ния охватывает в основном распределительные и перераспреде­лительные процессы, осуществляемые с помощью финансов при создании, распределении и использовании фондов денеж­ных средств, доходов и капитала. Основные цели финансового планирования состоят в обосновании мероприятий финансовой политики и финансовых возможностей ее реализации.

Посредством финансового планирования происходит кон­кретизация экономических и финансовых прогнозов, опреде­ляются пути, показатели, взаимоувязанные задачи, последова­тельность их реализации, а также методы, содействующие дос­тижению поставленных задач.

Сказанное позволяет сделать следующие обобщения. Фи­нансовое планирование следует рассматривать как целенаправ­ленную деятельность государства, отдельных звеньев и субъек­тов хозяйствования по обоснованию эффективности принимае­мых экономических и социальных решений с учетом их обеспе­ченности источниками финансирования, оптимизации намеча­емых затрат и положительных конечных результатов.

Финансовое планирование как субъективная деятельность людей только тогда дает положительные результаты, когда ба­зируется на познании объективных закономерностей развития общества, тенденциях движения финансовых ресурсов, изуче­нии исходной базы, результативности ранее проводившихся мероприятий и финансовых операций.

Исходной базой для обеспечения высокого качественного уровня финансового планирования должны быть финансовые прогнозы.

Финансовое прогнозирование рассматривается в литерату­ре с различных позиций: как функция управления финансами (любое управленческое решение по природе своей является прог­нозом), как метод вероятного планирования (предсказание бу­дущего опирается на накопленный опыт и текущие предполо­жения относительно будущего) или как оценка наиболее веро­ятной финансовой ситуации, результатов деятельности и ожи­даемого движения наличности (для какого-либо одного или нескольких будущих отчетных периодов).

Суть прогнозирования заключается в предвидении неоп­ределенного будущего, в то время как планирование пред­полагает осуществление расчетов при определенных, заданных условиях.

Финансовый прогноз — это научная предпосылка управле­ния финансами. Он отличается от простого предсказывания бу­дущей ситуации тем, что базируется на одном или нескольких гипотетических предположениях и отвечает на вопрос «Что может случиться, если...?». Прогнозирование выступает органи­ческой частью бюджетных посланий президентов США, РФ и других стран. В России работу по финансовому прогнозирова­нию выполняют Институт прогнозирования РАН, отдел сводно­го финансового прогнозирования Министерства экономики РФ, другие организации. В Беларуси этим занимается в основном Научно-исследовательский экономический институт Минис­терства экономики Республики Беларусь.

Прогнозирование обеспечивает научное предвидение тен­денций развития процессов в экономике и финансах и условий общего экономического равновесия в течение определенного времени. С помощью экономических и финансовых прогнозов намечаются направления и готовятся конкретные решения в области экономической политики государства, оцениваются их возможные результаты. В странах с развитой рыночной эконо­микой финансовый прогноз используется как метод реализа­ции финансовой политики.

Экономические и финансовые прогнозы разрабатываются на основе отчетных данных за прошедшие периоды с соблюде­нием правил ведения национальных счетов.

В условиях рынка возрастает риск хозяйственных опера­ций. Внешняя среда, в которой работают предприятия, меняет­ся настолько быстро, что изменчивость становится неотъемле­мым признаком действительности. Это требует корректировки финансовых задач и методов их решения. Роль прогнозирова­ния очевидна — это необходимость разработки финансовых прогнозов на длительный срок.

Финансовое прогнозирование должно предшествовать пла­нированию. Оно включает анализ и оценку явлений и тенден­ций, поиск альтернативных вариантов управления движением финансовых ресурсов на макро- и микроуровнях. В ходе финан­сового планирования конкретизируются и корректируются про­гнозы, ставшие основой финансовой политики, определяются способы достижения выбранной цели, устанавливается после­довательность реализации задач, рассчитываются показатели финансовых планов.

Финансовое планирование следует рассматривать как пер­воначальную стадию, один из основных методов управления финансами на всех уровнях хозяйствования и управления. Процесс разработки финансовых планов является действенным способом, позволяющим определить финансовые возможности, стоимостные пропорции. Он занимает важное место в системе мер стабилизации денежного хозяйства предприятий и госу­дарства в целом.

В экономической литературе рассматриваются различные принципы финансового планирования. Основными среди них являются следующие:

принцип гибкости, означающий необходимость создавать резервы безопасности, составлять многовариантные расчеты, моделировать хозяйственные ситуации, чтобы выполнить задачи, поставленные финансовой политикой государства и каждого хозяйствующего субъекта;

принцип координации, ключевыми чертами которого являются взаимосвязь и синхронность производственных и финансовых планов, планов движения материальных и денежных ресурсов, планов на разных уровнях государственного управления, планов отдельных подразделений предприятия. По отношению к финансам хозяйствующих субъектов этот принцип означает, что любые изменения в планах закупок, производства, маркетинга должны учитываться в финансовых планах путем корректировки соответствующих показателей;

принцип непрерывности, обеспечивающий систематичность финансового планирования в рамках установленного горизонта планирования. Ряд экономистов считают оптимальным составление пятилетних планов: первый год — текущий бюджетный; второй — год, на который формируется очередной бюджет государства; следующие три года — это собственно плановый период оптимального размера. Считается, что более короткий срок не позволяет определить перспективу, а более длительный — усиливает факторы неопределенности. Финансовое планирование является «скользящим»: финансовый план каждый год составляется заново, а период планирования сдвигается на один год вперед. Благодаря этому существует возможность быстро реагировать на изменение экономических условий.

Помимо рассмотренных общих принципов во внутрифир­менном финансовом планировании имеются специфические, отражающие сущностные черты финансов предприятий как экономической категории:

принцип соотношения сроков («золотое банковское правило»), который означает, что получение средств и их использование должны происходить точно в установленные сроки. Именно поэтому инвестиции с длительными сроками окупаемости должны финансироваться в основном за счет долгосрочных заемных средств;

принцип платежеспособности, суть которого в том, что планирование движения денежных средств должно обеспечивать платежеспособность предприятия, т.е. наличие ликвидных средств, достаточных для погашения краткосрочных обя­зательств;

принцип рентабельности капиталовложений, согласно которому состав и структура источников финансирования должны быть таковы, чтобы цена заемного капитала оказалась ниже, чем рентабельность проектируемых инвестиций. Другими
словами, привлекать заемный капитал выгодно лишь в том случае, если он повышает рентабельность собственного капитала и обеспечивает эффект финансового рычага;

принцип сбалансированности рисков, предусматривающий финансирование особенно рисковых долгосрочных инвестиций за счет собственных средств (чистой прибыли, амортизационных отчислений и др.);

принцип приспособления к потребностям рынка, означающий, что необходимо учитывать конъюнктуру рынка и свою зависимость от предоставления коммерческих (товарных) кредитов покупателям продукции;

принцип предельной рентабельности, выражающий основную цель предпринимательской деятельности — обеспечение максимальной (предельной) рентабельности. Это необходимо учитывать при выборе вариантов инвестирования средств;

принцип точности, предполагающий, что планы предприятия должны быть конкретизированы и детализированы в той степени, в какой это позволяют внешние и внутренние условия деятельности предприятия.

Финансовые прогнозы, планы, показатели всегда рассчиты­ваются в стоимостной форме. Они базируются на производ­ственных показателях, но не являются их пассивным выраже­нием. В процессе обоснования финансовых заданий не просто производится пересчет натуральных показателей в стоимост­ные, а определяется эффективность намечаемых затрат, осуще­ствляются выбор рациональных форм мобилизации доходов и других денежных поступлений, их распределение исходя из це­лесообразности и конечных результатов.

В финансовом планировании и прогнозировании использу­ются различные методы. Показатели финансовых планов мо­гут рассчитываться с помощью расчетно-аналитического, коэф­фициентного, нормативного методов, оптимизации плановых решений, балансового и программно-целевого методов, а также благодаря экономико-математическому моделированию.

Расчетно-аналитический метод основан на анализе движе­ния финансовых ресурсов за истекший период. Анализ про­изводится в увязке с производственными заданиями, что позволяет выявить тенденции развития и причины отклонений фак­тических показателей от плановых. Расчетно-аналитический метод планирования опирается на фактически сложившиеся ситуации и пропорции; расчеты производятся на основе дан­ных бухгалтерского учета и прогнозных оценок на будущее. Данный метод применяется в тех случаях, когда отсутствуют финансово-экономические нормативы, а взаимосвязь между показателями может быть установлена не прямым способом, а косвенно — на основе изучения их динамики за ряд месяцев или лет. Его часто используют при определении плановой пот­ребности в оборотных средствах, величины амортизационных отчислений.

Метод коэффициентов имеет в своей основе корректировку плановых заданий истекшего периода исходя из фактически достигнутых результатов и прогнозов на предстоящий период. Этим методом можно рассчитывать доходы, расходы, прибыль, оборотные средства и другие показатели нового периода. В ка­честве коэффициентов используют темпы роста объемов про­изводства и продаж, индексы цен и инфляции, коэффициенты переоценки основных фондов и др.

Оба вышеуказанных метода дают приближенные результа­ты. Реальность финансовых расчетов повышается с примене­нием нормативного метода планирования. В этом случае пот­ребность в финансовых ресурсах и источниках их образования определяется на основе заранее введенных норм и нормативов. Одни нормативы устанавливаются государством, местными ор­ганами управления, другие — субъектами хозяйствования. При­мерами являются ставки налогов и сборов, нормативы отчисле­ний в государственные целевые бюджетные фонды, нормы амортизационных отчислений, учетная ставка банковского про­цента, нормы включения в себестоимость отдельных затрат и др. Достоинством нормативного метода планирования являет­ся простота и доступность. Зная норматив и соответствующий объемный показатель, можно легко рассчитать плановую вели­чину доходов, денежных поступлений и затрат. Однако для ши­рокого применения этого метода требуется мощная, экономи­чески обоснованная нормативная база, создание которой за­труднено частыми изменениями законодательных актов.

Метод оптимизации плановых решений предполагает со­ставление нескольких вариантов плановых расчетов, из кото­рых выбирают оптимальный на основе различных критериев, таких, например, как минимум приведенных затрат, минимум текущих расходов, минимум вложений капитала при наибольшей эффективности его использования, минимум времени на оборот капитала и др.

Основным способом согласования отдельных разделов фи­нансовых планов является балансовый метод. Его используют для увязки расходов с источниками их покрытия, согласования стоимостных и натуральных пропорций и показателей. С по­мощью балансового метода достигается некоторая синхрон­ность в движении материальных и финансовых ресурсов, преду­преждаются возможные диспропорции между расходами и по­ступлением денежных средств в определенные отрезки време­ни. Методы сбалансирования финансовых планов должны бази­роваться на рациональных формах движения финансовых ре­сурсов, содействующих достижению высокого экономического или социального эффекта.

Возможность обоснованного предвидения эффективности намечаемых заданий повышается с применением методов прог­раммно-целевого и экономико-математических моделей дви­жения финансовых ресурсов. Моделирование финансового обес­печения проекта, объема и структуры расходов по нему в раз­ных ситуациях и соответственно ожидаемого эффекта позволя­ет выбрать тот вариант прогноза или плана, который наиболее полно отвечает поставленной цели. Речь идет не только о вы­полнении предлагаемой программы, но и о конечных результа­тах (ускорение оборота капитала, максимизация прибыли и др.).

В финансовом планировании широко применяются современ­ные средства ЭВТ, а также долгосрочные нормы и нормативы.

Реальность и обоснованность финансовых заданий отдель­ных показателей находит конкретное выражение в составлении и исполнении финансовых планов.

Активное воздействие финансового планирования на ре­зультаты деятельности предприятий во многом зависит от соб­людения вышеназванных принципов при разработке финансо­вых планов и от используемых методов обоснования и взаим­ной увязки финансовых заданий.

7.2. Современная система финансовых планов

Результатом финансового планирования являются различ­ные финансовые планы — от сметы отдельного учреждения до сводного финансового баланса страны.

Планы, в том числе и финансовые, различаются по ряду па­раметров.

По степени принуждения к исполнению: обязательные, директивные планы и индикативные, т.е. «советующие», близ­кие к прогнозам.

По продолжительности: краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные (перспективные) планы.

По способу разработки и исполнения: твердые планы (дей­ствительны на данный период и пересматриваются лишь в слу­чае, если в процессе их выполнения становится очевидно, что достижение поставленных целей невозможно) и скользящие (ежегодно уточняются с продлением на год периода, охватывае­мого прогнозом. Например, план на 2000—2005 гг. через год станет планом на 2001—2006 гг. и т.д.).

По географической зоне применения: на общенациональ­ном уровне и ниже существуют планы государственные, нацио­нальные, региональные, отраслевые и планы предприятий. На уровне выше общенационального действуют наднациональные планы государств, входящих в различные союзы. Они являют­ся индикативными и охватывают некоторые стратегические по­казатели (инвестиции, цены, производство, занятость, внеш­няя торговля).

Внутри страны финансовые планы имеются у всех звеньев финансовой системы. Форма финансового плана, состав его по­казателей отражают специфику соответствующего подразделе­ния (звена) финансовой системы. Так, например, органы госу­дарственной власти формируют бюджеты разных уровней. Для предприятий, работающих на коммерческих началах, основной финансовый план составляется в форме расчетного баланса до­ходов и расходов. Учреждения и организации, осуществляю­щие некоммерческую деятельность, составляют сметы, а стра­ховые компании, общественные объединения, кооперативные организации и банки — финансовые планы (бюджеты).

При разработке финансовых планов на государственном, ре­гиональном, отраслевом уровнях учитываются требования фи­нансовой политики, проводимой государством на данном этапе экономического развития.

По своей значимости и объемам перераспределяемых ресур­сов государственный бюджет является важнейшим централи­зованным финансовым планом. Он разрабатывается во всех странах мира. Во многих странах через государственный бюд­жет перераспределяется 40—60 % валового внутреннего про­дукта.

В Республике Беларусь в 2004 г. централизация ресурсов консолидированного бюджета (без учета средств Фонда социальной защиты населения и поступлений от продажи госиму­щества) в валовом внутреннем продукте предусматривалась в размере 31,5 %, в 2005 г. — 45,6 % (с учетом средств целевых бюджетных фондов).

В Законе «О бюджетной системе Республики Беларусь и го­сударственных внебюджетных фондах» бюджет страны опреде­лен как «основной финансовый план формирования и исполь­зования денежных средств для обеспечения функций государ­ственных органов, экономического и социального развития Республики Беларусь или соответствующих административ­но-территориальных единиц».

Республиканский и местные бюджеты разрабатываются в форме баланса, в котором все доходы и расходы на текущий пе­риод планируются в соответствии с программой экономическо­го и социального развития страны и ее регионов. Бюджетное планирование является одним из основных инструментов госу­дарственного регулирования экономики, помогающих решать задачи наиболее полной аккумуляции источников доходов, ра­ционального распределения и экономного использования бюд­жетных средств, сбалансированности бюджета, удержания де­фицита бюджета в пределах законодательных норм, определе­ния источников финансирования дефицита бюджета.

Финансовые планы целевых бюджетных фондов (Фонд со­циальной защиты населения, Государственный фонд содей­ствия занятости и др.) имеют форму сметы доходов и расхо­ дов. Государство в законодательном порядке устанавливает ис­точники и порядок формирования доходов и направления ис­пользования средств таких фондов.

Государственный бюджет, включая центральный и местные бюджеты, является координирующим финансовым планом со­ответствующих территорий, так как финансовые планы всех коммерческих и некоммерческих организаций, учреждений связаны с бюджетной системой через показатели платежей в бюджет и ассигнований из бюджета.

Корпоративное (внутрифирменное) финансовое планирова­ние опирается на финансовую политику предприятия, разрабо­танную им финансовую стратегию и одновременно учитывает требования финансовой, в том числе налоговой и денежно-кре­дитной, политики государства.

В корпоративном (внутрифирменном) планировании суще­ствует определенная иерархия, отражающая различные плано­вые установки, уровень разработки и ширину охвата планиро­ванием. Так, определение целей и задач организации находится в компетенции высшего руководства. Плановые установки даются им на длительный срок и действуют в масштабах всего предприятия. Проработка путей достижения стратегических целей и постановка задач перед отделами — дело среднего руко­водства. Сроки таких плановых заданий могут уточняться, са­ми планы содержат тактические подходы для выполнения по­ставленных задач. Конкретные процедуры и методы достиже­ния целей находят отражение в детализированных планах под­разделений предприятия и заданиях конкретных специалистов. Сроки выполнения их плановых установок также колеблются.

Действующие отечественные предприятия самостоятельно определяют виды и периодичность разрабатываемых финансо­вых планов.

Финансовый план хозяйствующего субъекта — это плано­вый документ, отражающий объем поступления и расходова­ния денежных средств на текущий (до одного года) и долгосроч­ный (свыше одного года) период. Он может составляться в фор­ме баланса доходов и расходов или бюджета, а в некоммерчес­ких организациях — в форме сметы.

Бюджет — финансовый план, отражающий расходы и по­ступления средств по текущей (операционной), инвестицион­ной и финансовой деятельности предприятия. В практике уп­равления финансами предприятия используются два основных вида бюджета — текущий и капитальный. Текущий бюджет, как правило, составляется на срок до одного года и охватывает операционную деятельность предприятия. Капитальный бюд­жет связан с инвестиционной деятельностью и рассчитан на более длительный период.

Для обоснования отдельных статей финансового плана и по­вышения точности расчетов на предприятии составляются сме­ты. Смета — форма планового расчета, определяющая потреб­ность предприятия в денежных ресурсах на предстоящий пери-

од и последовательность действий по исчислению показателей.

Для определения финансового потенциала на текущий идолгосрочный периоды предприятие вправе разрабатывать фи­нансовые планы нескольких видов (табл. 7.1).

В настоящее время текущее финансовое планирование мо­жет быть представлено годовым финансовым планом (расчет­ным балансом доходов и расходов), кредитным, налоговым и валютным планами (бюджетами), планом движения денежных средств по видам деятельности, инвестиционным планом (бюд­жетом).

Таблица 7.1

Финансовые планы действующих предприятий

 

Вид плана Периодичность составления
Расчетный баланс доходов и расходов (годовой финплан) Год с поквартальной разбивкой
Кредитный план (бюджет) Квартал, год
Инвестиционный план (бюджет) Квартал, год, более длительный период с разбивкой по годам
Валютный план Квартал, год
План движения денежных средств по видам деятельности Квартал, год
Налоговый бюджет Квартал, год
Кассовый план (заявка) Квартал
Платежный календарь Месяц (с разбивкой по декадам, пятидневкам и др.)
Прогноз объема реализации (составной элемент бизнес-плана) По мере необходимости
Баланс денежных расходов и поступле­ний (составной элемент бизнес-плана) То же
Прогноз баланса активов и пассивов (со­ставной элемент бизнес-плана)* —II—
График безубыточности (составной эле­мент бизнес-плана) —II—

* В Российской Федерации прогноз баланса активов и пассивов составляется ежеквартально и относится к текущим финансовым планам.

Рассмотрим содержание и назначение основных видов фи­нансовых планов предприятия.

Расчетный баланс доходов и расходов (годовой финплан) представляет интерес для собственников предприятия и инвес­торов.

В первом разделе плана «Доходы и поступления» отражают­ся прибыль, амортизационные отчисления, поступления от вы­пуска ценных бумаг, внешние источники финансирования ин­вестиционной деятельности (кредиты, займы, целевое финан­сирование, средства, поступающие от других предприятий в по­рядке долевого участия в инвестиционных проектах).

Во втором разделе «Расходы и отчисления» показывается распределение чистого дохода предприятия, привлеченных и заемных средств на цели расширенного воспроизводства (фи­нансирование инвестиций в основные средства, пополнение оборотных средств, погашение долгосрочных кредитов и зай­мов, уплата процентов согласно установленному порядку), при­обретение ценных бумаг, выплату дивидендов владельцам цен­ных бумаг, эмитированных и реализованных предприятием, образование резервных фондов, оказание социальной поддерж­ки работникам предприятия.

Взаимоотношения с бюджетной системой отражаются в до­ходах и расходах плана. По усмотрению предприятия они мо­гут быть выделены в самостоятельный третий раздел.

К балансу прилагаются расчеты прибыли, амортизацион­ных отчислений, сметы затрат на производство и реализацию продукции, распределения прибыли и др.

Следует сказать, что годовой финплан не отображает весь объем финансовых ресурсов. В нем не показываются кратко­срочные кредиты и займы, расходы, принимающие форму себе­стоимости, налоги, уплачиваемые из выручки от реализации и включаемые в себестоимость. Поэтому нельзя ограничиваться составлением годового финансового плана. Для управления фи­нансами предприятия требуются различные финансовые планы.

Следующим необходимым документом является план дви­жения денежных средств по видам деятельности, который позволяет заранее предусмотреть меры финансового характера по привлечению денежных средств или сокращению расходов в случае появления дефицита наличности (отсутствия свободных денежных средств на промежуточные даты в рамках планируе­мого периода). Этот план рекомендуется составлять на год с поквартальной, а при необходимости и помесячной разбивкой. В отличие от годового финансового плана он предусматривает поступления денежных средств из всех источников и все затра­ты: на производство и реализацию продукции, инвестиции, со­циальное развитие, уплату налогов и др.

Если приток средств превышает отток, то в плане движения денежных средств указывают положительное сальдо — свобод­ный остаток денежных средств. И наоборот, если отток средств превышает приток, то указывают отрицательное сальдо — де­фицит наличности.

План движения денежных средств (их поступления и расхо­дования) закладывает общую основу управления денежными потоками предприятия. Однако высокий динамизм потоков, их зависимость от многих факторов краткосрочного действия оп­ределяют потребность в разработке финансового документа, обеспечивающего ежедневное управление движением денеж­ных средств предприятия. Таким документом является пла­тежный календарь — самый надежный и эффективный ин­струмент оперативного управления денежными потоками пред­приятия. С большей или меньшей детализацией и обосновани­ем статей платежные календари используются на большинстве предприятий. Жестко установленной формы платежного кален­даря нет. Наиболее распространенным является его построение в разрезе двух разделов: «Предстоящие расходы и платежи» и «Предстоящие поступления денежных средств».

В первом разделе отражаются все расходы и платежи, про­ходящие через расчетный, спецссудный или контокоррентный счета в банке: уплата просроченных сумм поставщикам, бан­кам, бюджету, срочные платежи по заработной плате, постав­щикам, налоги по наступающим срокам, расходы на инвести­ции и все другие затраты.

Во втором разделе календаря указываются планируемые ис­точники покрытия затрат: переходящие остатки средств на рас­четном счете, кредитовое сальдо на спецссудном или контокор­рентном счете, выручка от реализации продукции, работ, услуг и иных ценностей, поступления дебиторской задолженности по­купателей, финансовая помощь, займы, кредиты банков и др.

В платежном календаре доходы и расходы должны быть сба­лансированы, либо поступление денежных средств должно пре­вышать их расходование.

Разрабатываемые на предприятиях планы имеют различ­ные горизонты планирования, поэтому возникает потребность в документе, который бы отражал базовые составляющие основ­ных видов планов и обладал достаточно широким спектром воз­можного применения. В качестве такого документа выступает бизнес-план — программа деятельности предприятия, обосно­вание его стратегий и тактических мер их осуществления.

В зарубежной практике бизнес-планы имеют широкое рас­пространение, без них не обходится ни одно предприятие. По мере развития рыночных начал в экономике Беларуси биз­нес-планы становятся необходимым плановым документом и ее субъектов хозяйствования, используемым для обоснования:

• текущего и перспективного планирования развития предприятия, выбора новых видов деятельности;

• возможности получения инвестиционных и кредитных ресурсов, а также возврата заемных средств;

• предложений по созданию совместных и иностранных предприятий;

• целесообразности оказания мер государственной поддержки;

• приватизации и разгосударствления объектов государственной собственности.

В зависимости от цели составления бизнес-план может включать различное количество разделов (от четырех до две­надцати). Финансовое обоснование является обязательным эле­ментом бизнес-плана, оно подразумевает: прогноз объемов реа­лизации (выручки); план доходов и затрат (в нем отражается последовательность исчисления чистой прибыли); баланс де­нежных расходов и поступлений; прогноз баланса активов и пассивов; график достижения безубыточности.

В отечественной практике бизнес-план может выполнять функции стратегического плана и быть координирующим зве­ном в современной системе финансовых планов предприятий.

Корпоративное финансовое планирование имеет важное значение для успешной деятельности хозяйствующих субъек­тов, а в конечном итоге — и для государства в целом.

7.3. Стратегическое и текущее финансовое планирование на предприятиях

Стратегическое планирование представляет собой процесс определения целей организации (и их изменений), ресурсов для достижения этих целей и политики, направленной на приобре­тение и использование этих ресурсов. Стратегический план со­ставляет коммерческую тайну предприятия.

Стратегический финансовый план устанавливает важней­шие показатели, пропорции и темпы расширенного воспроиз­водства. Он является главной формой реализации целевых ус­тановок, стратегии инвестиций и предполагаемых денежных накоплений.

Факторы, определяющие необходимость стратегического пла­нирования, связаны с развитием научно-технического прогрес­са. Решающая роль в условиях конкуренции принадлежит но­вым технологиям и продуктам, однако в новых реалиях воз­растают неопределенность перспектив научно-технического раз­вития, финансовый риск освоения новых технологий и продук­тов. Предприятие должно сосредоточивать внимание на анали­зе окружающей среды, вырабатывая долгосрочную концепцию и стратегию своего развития, поскольку успех зависит от того, насколько оно сможет приспособиться к внешнему окружению — экономическому, научно-техническому, социальному, политическому и т.п.

Известные американские ученые У. Кинг и Д. Клиланд, рас­суждая о содержании и возможностях стратегического плани­рования в книге «Стратегическое планирование и хозяйствен­ная политика», утверждают, что корпорации должны активно формировать внешние условия хозяйствования, воздействовать на них, тем самым обеспечивая свое будущее, и приспосабли­ваться лишь к таким изменениям среды, на которые они не мо­гут оказывать существенного влияния.

В корпоративном планировании на смену теории всеобъем­лющего рационального подхода пришла теория стратегическо­го планирования. Всеобъемлющий подход предполагает разра­ботку логически завершенных, количественно определенных планов. Он требует уточнения поставленных задач и всесторон­него анализа альтернатив.

Стратегическое планирование отличают от всеобъемлющего планирования отсутствие логического конца и предпочтение, отдаваемое частным, заранее выбранным целям. Стратегичес­кое планирование ищет ответы на вопросы:

Какое влияние будет иметь данное событие?

Как мы узнаем, если это произойдет?

Какие это будет иметь последствия?

Каким будет наш следующий шаг?

Будущее рассматривается в качестве одного из факторов уп­равления. Поскольку масштабы операций, как правило, рас­ширяются, то любое решение, принятое в данный момент, бу­дет иметь как положительные, так и отрицательные послед­ствия в перспективе. Будущее скрывает в себе неопределен­ность, поскольку не может быть достоверных данных о том, что произойдет, а есть лишь предположения, оценки, более или ме­нее обоснованные выводы. Тем не менее, будущее не является чем-то не зависящим от настоящего. Корни любых предстоя­щих событий можно найти в настоящем. Это позволяет постро­ить систему контроля за развитием планируемых процессов по отклонениям от прогнозируемого состояния.

Теория стратегического планирования получила широкое применение в конце 1970-х гг. Такие гиганты американского бизнеса, как «Дюпон», «Дженерал электрик», «Ксерокс», «Бэнк оф Америка» и другие активно использовали ее концепцию в своей практике. С этой целью существенно перестроился меха­низм внутрифирменного управления: усилились плановые функ­ции высшего эшелона управляющих; была создана система постоянного обновления целей компаний в зависимости от измене­ния условий ведения бизнеса; произошла структурная реорга­низация; развернулись исследования перспектив развития.

Результатом процесса стратегического планирования явля­ется так называемая «система планов», включающая четыре вида взаимосвязанных планов:

1) основные направления развития — документ, фиксирующий стратегию достижения генеральных целей и основные направления хозяйственной деятельности;

2) перспективный план, границы которого выходят за пределы одного года. Он обычно включает планы будущего совершенствования продукции и услуг, а также перехода к производству нового поколения реализуемой продукции. При этом учитываются финансовые возможности производства новых товаров и использования новых ресурсов;

3) краткосрочный (производственный) план, разрабатываемый обычно на один год и охватывающий в основном текущую деятельность. От перспективного плана его отличает более узкий горизонт планирования;

4) специальные планы (проекты), конкретизирующие такие цели, как создание нового оборудования, разработка новых товаров и услуг, проникновение на новые рынки, внедрение новых технологий, перестройка организационной структуры путем объединения отдельных подразделений предприятия или слияния с другими фирмами и т.д. Проекты могут иметь различные временные сроки, но они узки по направленности, ориентированы на достижение ограниченного числа конкретных целей и использование небольшого круга ресурсов.

Каждый из планов системы должен содержать механизм адаптации, позволяющий приспосабливаться к изменяющим­ся условиям, например росту или сворачиванию деятельности. Благодаря этому планы приобретают гибкость, способность координироваться, адаптироваться к событиям неопределенно­го будущего. Так, можно планировать многоцелевое использо­вание производственного оборудования, усиление существую­щих мощностей и расширение сферы деятельности предприя­тий за счет предстоящего поглощения и слияния структур корпорации.

Из содержания стратегического корпоративного планирова­ния можно сделать некоторые выводы.

♦ Стратегическое планирование ориентировано на решение широкомасштабных задач, выделение наиболее важных собы­тий, приводящих к изменению номенклатуры продукции и масштабов производства, а также на их прогнозирование и оценку возможных последствий. Оно предполагает перестрой­ку внутрифирменного управления и усиление роли планирова­ния, в том числе финансового.

♦ Стратегическое планирование — комплексное понятие, включающее систему взаимосвязанных планов, в том числе финансовых. Оно предусматривает четкое определение целей и задач, решаемых на разных иерархических уровнях управления.

♦ В основе стратегического планирования, как правило, лежит долгосрочная концепция развития, однако у него мало общего с долгосрочным планированием, которое широко применялось на предприятиях СССР и заключалось в составлении жестких унитарных планов на пять и более лет. Стратегическое планирование непосредственно влияет на «рыночное поведение» предприятия.

♦ В стратегическом планировании плановый горизонт ограничен не временем, а темпами развития организации и отрасли в целом. В новых, динамичных отраслях стратегические планы могут быть одно- или двухгодичными, в отраслях инфраструктуры — охватывать десятилетия.

♦ Финансовые разделы стратегических планов (финансовые планы) отражают финансовые аспекты воплощения в жизнь идей бизнеса — объемы привлекаемых источников и финансовые результаты от размещения и использования ресурсов.

В отрыве от производственно-технического, ценового обос­нования финансовая стратегия и финансовые планы теряют свою актуальность. Это обстоятельство подтверждает производ­ный, палеотивный характер финансов, но не влияет на возмож­ность их активного воздействия на различные виды деятельнос­ти предприятий и, соответственно, ее результаты.

Очевидно, что с переходом к рыночной экономике планы, в которых только приводятся принимаемые решения и намечае­мые действия, но не предполагается влияние на ход событий, исчерпали себя. Современные предприятия нуждаются в новых формах планирования, отвечающих рыночным особенностям и позволяющих предприятиям самостоятельно, с учетом своей специфики определять состав и содержание плановых докумен­тов, а также периодичность их составления. Изменившаяся экономическая среда обусловила появление в отечественной практике бизнес-планов, планов движения денежных средств, бюджетов.

Следует сказать, что стратегическое планирование — новое направление плановой работы, большинство отечественных предприятий пока не руководствуются им во взаимоотношениях с внешней средой и не использует как эффективный инструмент управления финансами.

В условиях экономической нестабильности и инфляционных ожиданий предприятия сталкиваются с трудностями прогнози­рования и планирования будущего. Поэтому главное внимание многие субъекты хозяйствования уделяют текущему (кратко­срочному) планированию, что подразумевает разработку:

• финансового плана основной деятельности, процедура составления которого сводится к обоснованию прибыли от реализации продукции (работ, услуг) и прочих операций и ее распределению;

• финансового плана непрофильной деятельности, для которого требуется расчет доходов и расходов, а также прибыли или убытка от этой деятельности;

• плана обеспечения ликвидности, в основе которого лежит определение резерва ликвидных средств;

• оперативных финансовых планов (платежного календаря, кассового плана);

• кредитного и валютного планов, а также налогового плана (бюджета) и др.

В развитых зарубежных странах в 1990-е гг. получила рас­пространение теория инкрементализма. Суть инкрементализма заключается в тщательном анализе альтернативных методов осуществления различных видов деятельности и альтернатив­ных источников их финансирования; развитие планируется как ряд последовательно осуществляемых мелких шагов. Сме­лые и радикальные решения не отвергаются, но их заклады­вают в план, если они подкреплены необходимыми источника­ми, фондами.

Доминирование данной теории в планировании можно объ­яснить современной экономической действительностью, харак­теризующейся недостатком денежных средств у предприятий всех организационно-правовых форм.

Теория инкрементализма наряду с теорией стратегического планирования используется в странах, имеющих мощный эко­номический и научно-технический потенциал.

Проследив эволюцию теорий планирования, можно заме­тить, что число проблем в управлении корпоративными финан­сами со временем не уменьшается.

Для отечественных предприятий актуальными остаются стратегические цели предприятия, выбор вариантов вложения средств и источников финансирования затрат, необходимость предвидеть влияние внешних факторов и стремление учиты­вать при планировании все имеющиеся возможности и случай­ности.

Проблемы финансового планирования для отечественных предприятий не теряют своей остроты. Для их решения в крат­чайшие сроки необходимо создать систему планирования, адап­тированную к условиям рынка, возродить методологические принципы планирования, более широко использовать в расче­тах показателей планов современные методики и подходы, при­нятые в международной практике.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...