Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развитие аудиторского контроля




Для нормального функционирования рыночной экономики необходима достоверная информация о деятельности предприя­тий. Она помогает владельцу определять стратегию развития своего предприятия и способы повышения эффективности его деятельности; государственным органам — контролировать соблюдение требований законодательных актов по вопросам на­логообложения; банкам, другим заимодавцам и страховым компаниям — оценивать платежеспособность предприятия, ве­роятность возврата кредитов и определять страховой риск. В до­стоверной информации заинтересованы поставщики, покупате­ли, инвесторы, а также предприятия и организации, имеющие деловые взаимоотношения с контролируемым предприятием.

В связи с указанными обстоятельствами во всех странах с развитой рыночной экономикой осуществляется независимый контроль за достоверностью бухгалтерского учета, а также за представляемой в государственные органы и публикуемой в пе­чати финансовой отчетностью. Такой контроль принято назы­вать аудитом. В экономической литературе не сложилось од­нозначного понятия аудита. Одни авторы считают, что термин «аудит» происходит от латинского слова audio, означающего «я слышу», другие утверждают, что «аудит» в переводе с ан­глийского языка означает «подсказчик».

Международные нормативы аудита определяют его как не­зависимую проверку финансовых отчетов или относящейся к ним финансовой информации по объекту, если такая проверка производится с целью выражения дальнейшего мнения. При этом не играет роли, приносит объект прибыль или нет, каковы его размер и форма организации.

♦ История аудита берет начало в Шотландии, где в 1853 г. был официально учрежден Эдинбургский институт аудиторов. Однако упоминания об этом явлении можно встретить в источниках более раннего периода. Так, еще в XIV в. учетные книги фигурировали в качестве вещественного доказательства в суде. В XVI в. во многих странах действовал правовой контроль учетных книг, а в Англии аудиторами называли людей, занимавшихся проверкой учетных записей.

♦ Родиной аудита принято считать Великобританию. Уже в 1844 г. здесь был принят пакет законов, предписывавших акционерным компаниям поручать проверку бухгалтерских книг и счетов компаний независимым бухгалтерам. Последние обязывались отчитываться о результатах проверок перед акционерами.

♦ В США в 1887 г. появилась Ассоциация аудиторов, а в 1896 г. в штате Нью-Йорк аудиторская деятельность была регламентирована законодательным путем. Отныне на должность аудитора мог претендовать только дипломированный бухгалтер, успешно сдавший экзамен по специальности и получивший лицензию на право заниматься аудиторской деятельностью.

♦ На территории Российского государства предпринимались три попытки организовать независимый финансовый контроль: в 1891 г. (институт присяжных счетоводов), 1907 г. (институт бухгалтеров) и 1924 г. (институт государственных бухгалтеров-экспертов). Однако все они оказались безуспешными, не получив одобрения ни государства, ни общества.

♦ Появление первых аудиторских организаций в СССР относится к 1987 г. и совпадает с выходом постановлений о создании на территории государства совместных предприятий, согласно которым проверка финансово-хозяйственной и коммерческой деятельности новых предприятий должна была осуществляться за определенную плату хозрасчетными аудиторскими организациями.

♦ В Беларуси развитие аудита началось в 1990 г., когда появились хозрасчетные независимые аудиторские организации Минскаудит, Белэкоаудит и др. В 1991 г. Совет Министров Республики Беларусь постановлением «О контрольно-ревизионной службе» от 30.09.1991 г. № 367 признал целесообразным создание в республике аудиторской службы в целях усиления дей­ственности финансового контроля за соблюдением режима эко­номии, сохранности денежных средств и материальных ценнос­тей, пресечения злоупотреблений и преступлений в финансо­во-хозяйственной деятельности предприятий и организаций. Этим же документом было утверждено Временное положение об аудиторской деятельности в Республике Беларусь, зало­жившее основу ее нормативной базы. Большую роль в становле­нии отечественного аудита сыграл Закон Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности» (1994 г.). Он определил основы осуществления аудита на территории страны, установил прави­ла и порядок его проведения, регулирования отношений, воз­никающих, с одной стороны, между предприятиями, учрежде­ниями и организациями, ведущими самостоятельную финансо­во-хозяйственную деятельность (независимо от форм собствен­ности и видов этой деятельности), и аудиторами и аудиторски­ми организациями — с другой.

В конце 2002 г. в этот закон были внесены некоторые изме­нения. В новой редакции уточнено понятие аудита. По своей сущности аудиторская деятельность (аудит) — это предприни­мательская деятельность по независимой проверке бухгал­терского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности и других документов организаций, их обособленных подразделе­ний, индивидуальных предпринимателей, а при необходимос­тии (или) по проверке их деятельности, которая должна отражаться в бухгалтерской (финансовой) отчетности, в це­лях выражения мнения о достоверности бухгалтерской (фи­нансовой) отчетности и соответствии совершенных финан­совых (хозяйственных) операций законодательству.

В сфере аудиторской деятельности функционируют:

а) аудиторы — индивидуальные предприниматели, физические лица, имеющие высшее экономическое и (или) юридическое образование, стаж работы по соответствующей специальности не менее трех лет, а также квалификационный аттестат аудитора;

б) аудиторские организации, осуществляющие деятельность по проведению аудиторских проверок и оказанию сопутствующих услуг на коммерческой основе. В их штате должно состоять не менее трех аудиторов.

Аудиторы и аудиторские организации выполняют два вида работ:

1) проводят аудит:

• достоверности годовой бухгалтерской (финансовой) отчет­ности;

• правильности отражения операций по счетам бухгалтерского учета;

• целевого использования кредитов и инвестиций;

• финансового состояния инвестора (инициатора инвестиционного проекта);

• финансового состояния эмитента ценных бумаг;

• иных показателей финансовой и хозяйственной деятельности организации или индивидуального предпринимателя в случаях, предусмотренных законодательством;

2) оказывают сопутствующие аудиту услуги:

• по составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности;

• документальному подтверждению факта формирования уставного фонда;

• постановке, восстановлению, ведению бухгалтерского учета;

• составлению деклараций о доходах и имуществе;

• анализу финансовой и хозяйственной деятельности;

• консультированию по вопросам бухгалтерского учета и налогообложения;

• автоматизации бухгалтерского учета, внедрению информационных технологий и др.

Следует заметить, что сопутствующие аудиту услуги могут оказываться независимо от проведения аудита.

Аудит подразделяется на внешний и внутренний. Внешний аудит является независимой формой аудита, осуществляемой независимыми аудиторами и аудиторскими организациями. Внутренний аудит — это ведомственная или внутренняя форма контроля субъекта хозяйствования, он проводится по желанию и на условиях субъекта хозяйствования и подконтролен ему.

Различают еще обязательный аудит — разновидность внеш­него аудита организации или индивидуального предпринимате­ля, проведение которого установлено законодательными актами.

Право на осуществление аудиторской деятельности приоб­ретается с лицензией, выдаваемой Министерством финансов Республики Беларусь. Для проведения внешнего аудита банков и небанковских кредитно-финансовых организаций требуется дополнительная лицензия на осуществление аудиторской дея­тельности в банковской системе, выдаваемая Национальным банком Республики Беларусь, а для проведения внешнего ауди­та страховых (перестраховочных) организаций — соответству­ющая дополнительная лицензия от Министерства финансов Республики Беларусь.

Аудиторским организациям и аудиторам — индивидуаль­ным предпринимателям запрещено заниматься другими видами предпринимательской деятельности, кроме аудиторской и оказания сопутствующих аудиту услуг, преподавательской и научной деятельности.

Взаимоотношения между аудиторскими организациями (аудиторами) и заказчиками регулируются договорами оказа­ния аудиторских услуг, составляемыми в простой письменной форме и включающими следующие существенные условия: предмет договора, сроки выполнения аудиторских услуг и их стоимость, права, обязанности сторон и их ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных договором, и др.

По результатам проверок аудиторские организации (аудито­ры) составляют заключения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц и соответствии совер­шенных ими финансовых (хозяйственных) операций законода­тельству. Форма аудиторского заключения устанавливается Министерством финансов Республики Беларусь.

Согласно законодательству все вопросы, связанные с даль­нейшим совершенствованием аудиторской деятельности, повы­шением эффективности финансового контроля, лицензирова­нием аудиторской деятельности, разработкой методологии ау­дита, порядком осуществления аудиторской деятельности, а также ведением государственного реестра аудиторов и аудитор­ских организаций, находятся в ведении Министерства финан­сов страны, а конкретно — Главного управления аудита при данном министерстве.

Аудит не подменяет собой государственный контроль фи­нансовой и хозяйственной деятельности организаций или ин­дивидуальных предпринимателей. Вместе с тем необходимо от­метить, что аудиторский контроль имеет отличия от финансо­вого контроля, осуществляемого государственными контроли­рующими органами, которые проявляются в следующем:

• аудиторская деятельность, как правило, гарантирует конфиденциальность и сохранность коммерческой тайны. Ревизии, осуществляемые государственными органами контроля, являются гласными, их результаты доводятся до сведения руководителей проверяемых и вышестоящих организаций;

• услуги, оказываемые аудиторскими организациями (аудиторами), являются платными для проверяемых организаций, ревизии же государственных органов контроля оплачиваются вышестоящим органом или государством;

• при аудиторских проверках взаимоотношения между аудиторскими организациями (аудиторами) и предприятиями строятся на добровольной, договорной основе. Цель таких про­верок — повышение эффективности финансово-хозяйственной деятельности организаций. При ревизиях, осуществляемых го­сударственными органами контроля, взаимоотношения между сторонами носят административный, обязательный характер. Цель ревизий — проверить соблюдение предприятиями соот­ветствующих законов и нормативных актов, а при выявлении нарушений — применить к нарушителям меры административ­ного или даже уголовного воздействия.

Развитие рыночных отношений в стране сопряжено с ростом финансовых рисков, повышением конкуренции между субъек­тами хозяйствования, поэтому спрос на аудиторские услуги в ближайшие годы значительно возрастет. Это потребует повы­шения квалификации действующих аудиторов, подготовки но­вых кадров аудиторской службы, а также совершенствования правовых норм в сфере аудита.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...