Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организация финансового контроля: виды, формы, методы, их характеристика




Финансовый контроль можно классифицировать по разным признакам. В частности, в зависимости от субъектов, осущест­вляющих финансовый контроль, различают следующие его ви­ды: государственный; ведомственный; внутрихозяйственный; общественный; независимый (аудиторский).

Государственный контроль осуществляется органами го­сударственной власти и управления (Президентом, парламентом и правительством, Министерством финансов и Министер­ством по налогам и сборам Республики Беларусь и др.) в отно­шении любого объекта контроля независимо от его ведомствен­ной подчиненности. Главная цель — обеспечить мобилизацию и рациональное и эффективное использование финансовых ре­сурсов страны в производственной и непроизводственной сфе­рах. Он занимает доминирующее положение среди других ви­дов финансового контроля. В основу организации государст­венного контроля положены следующие принципы:

• независимости (органы государственного финансового контроля (контролеры) должны обладать организационной, функциональной, материальной и иного характера независимостью от юридических или физических лиц, чью деятельность они проверяют);

• гласности, т.е. открытости контролирующих органов государственного финансового контроля, и доступности информации о результатах контрольной деятельности для каждого гражданина. Такая доступность обеспечивается обычно двумя путями: а) представлением итоговых (годовых) и текущих отчетов контрольных органов органам государственной власти; б) публикацией результатов ревизий и проверок в открытой печати (радио, телевидение, пресса и др.);

• законности (деятельность органов государственного финансового контроля, в том числе их действия, меры, предпринимаемые ими, методология и процедуры, должны соответствовать законам и иным нормативно-правовым актам и не допускать произвола в отношении контролируемых);

• объективности (выводы контролеров, а также их подходы к планированию и проведению проверок должны исключать какую бы то ни было предвзятость либо особые мотивы, как то корысть, политический заказ и т.п.);

• ответственности, а именно: а) ответственности контролеров; б) ответственности контролируемых; в) ответственности третьих лиц (включая принимающие решение государственные органы, обладающие исключительными полномочиями).

Ответственность контролеров означает, что каждый субъ­ект государственного финансового контроля (орган контроля, его работник) должен нести ответственность (экономическую, административную и дисциплинарную) за выполнение каждой контрольной функции. В противном случае он не будет осущес­твлять контроль в должной мере.

Ответственность контролируемых означает, что винов­ники выявленных ошибок и злоупотреблений в управлении финансами должны нести ответственность, определяемую сте­пенью тяжести допущенных ими ошибок.

Ответственность третьих лиц (включая органы государ­ственной власти, обладающие правом принятия решений со­гласно представлениям или предписаниям органов государ­ственного финансового контроля) означает, что они должны не­сти ответственность за ненадлежащее исполнение своих обязан­ностей (например, непредставление информации о результатах проверки) перед органами государственного финансового кон­троля, что предусматривается в нормативно-правовых актах.

Перечисленные принципы взаимосвязаны, порядок их соче­тания зависит от конкретных обстоятельств. Они в значительной степени используются и в других видах финансового контроля.

Ведомственный контроль проводится контрольно-ревизи­онными управлениями (отделами) отраслевых министерств и ве­домств, объединений, исполкомов местных органов власти и др. Его объектом является финансово-хозяйственная деятельность подведомственных предприятий, учреждений.

Внутрихозяйственный контроль осуществляется эконо­мическими и финансовыми службами предприятий, организа­ций и учреждений. Его объектом выступает финансово-хозяй­ственная деятельность самого предприятия (объединения), а также его структурных подразделений (цехов, отделов и др.).

Общественный контроль осуществляют отдельные физи­ческие лица (специалисты) или группы лиц (ревизионные ко­миссии) в партийных, профсоюзных, садоводческих и других общественных организациях. Его объектом чаще всего являет­ся финансово-хозяйственная сторона функционирования выше­названных организаций (сбор членских взносов, их целевое ис­пользование).

Независимый (аудиторский) контроль проводится спе­циальными вневедомственными органами: аудиторскими фир­мами, индивидуальными предпринимателями. Его объектом является финансово-хозяйственная деятельность (включая про­ведение консультаций по вопросам постановки бухгалтерского учета и налогообложения) проверяемых предприятий, учреж­дений, организаций. Контроль осуществляется аудиторскими структурами в соответствии с заключаемыми договорами и за определенное вознаграждение.

По сфере финансовой деятельности различают бюджет­ный, налоговый, таможенный, валютный, кредитный, страхо­вой, инвестиционный контроль, контроль за денежной массой.

По формам и в зависимости от времени проведения финан­совый контроль делится на предварительный, текущий и по­следующий.

Предварительный контроль предшествует совершению финансовых операций (например, по поступлению доходов в бюджет, расходованию средств бюджета и др.). Эта форма фи­нансового контроля обычно применяется вышестоящими орга­нами хозяйственного управления и учреждениями финансово-кредитной системы при рассмотрении финансовых (кредитных, кассовых) планов, смет и перечислении бюджетных средств.

Текущий контроль осуществляется во время оформления и совершения финансовых операций, связанных с поступлением доходов, расходованием денежных средств и материальных ценностей. Его цель — предупредить возможные злоупотребле­ния и укрепить финансовую дисциплину. Эта форма контроля опирается на данные оперативного и бухгалтерского учета, ин­вентаризаций и визуального наблюдения. Большая роль от­водится бухгалтерским службам предприятий, организаций и учреждений, которые проверяют правильность и законность документов, на основании которых оформляются и совершают­ся финансовые операции.

Последующий контроль производят после совершения фи­нансово-хозяйственных операций, т.е. за истекший период. Он устанавливает законность и целесообразность расходов, полно­ту и своевременность поступления доходов в бюджет и т.п. Осу­ществляется этот контроль на основе анализа отчетов и балан­сов, а также проверок и ревизий непосредственно на месте — на предприятиях, в учреждениях и организациях. Данный вид контроля характеризуется более углубленным изучением всех сторон финансово-хозяйственной деятельности, чем при пред­варительном и текущем контроле. Цель последующего контро­ля — выявить и не допускать в дальнейшем нарушения финан­совой дисциплины и другие недостатки в деятельности хозяй­ствующих субъектов, организаций и учреждений.

По методам проведения виды финансового контроля под­разделяются на наблюдения, проверки, обследования, надзор, экономический анализ, ревизии.

Наблюдение предполагает общее ознакомление с состояни­ем финансовой деятельности объекта контроля.

Проверка производится по отдельным вопросам финансо­во-хозяйственной деятельности на основе отчетных, балансо­вых и расходных документов. Она позволяет выявить наруше­ния финансовой дисциплины.

Обследование охватывает более широкий круг финансо­во-экономических показателей. При обследовании объекта ис­пользуются такие приемы, как опрос, анкетирование и др. Итоги обследования используются, как правило, для оценки фи­нансового положения объекта контроля, реорганизации про­изводства и т.п.

Надзор производится за экономическими субъектами, по­лучившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятель­ности. Например, Центральный банк России и Национальный банк Республики Беларусь осуществляют надзор за деятельнос­тью коммерческих банков. Несоблюдение последними правил и нормативов, приводящее к риску банкротства, ущемлению ин­тересов клиентов, влечет за собой отзыв лицензии.

Экономический анализ как метод финансового контроля основывается на детальном изучении периодической и годовой финансово-бухгалтерской отчетности. Он позволяет проконтро­лировать выполнение плановых заданий, соблюдение норм рас­ходования средств и отчислений в централизованные и децен­трализованные фонды денежных средств, соблюдение финансо­вой дисциплины, состояние планирования и других операций.

Ревизия — наиболее распространенная и очень важная фор­ма финансового контроля, предусматривающая глубокое и пол­ное изучение финансово-хозяйственной деятельности предпри­ятий, учреждений, организаций. В ходе ревизии устанавлива­ются законность и достоверность совершаемых хозяйственных и финансовых операций, правильность ведения бухгалтерского учета по отдельным или всем направлениям деятельности юри­дических лиц и индивидуальных предпринимателей. Виды ревизий многообразны, в экономической литературе их класси­фицируют по ряду признаков.

По полноте охвата хозяйственной деятельности субъекта ре­визии подразделяются на полные, частичные, тематические и комплексные.

Полной ревизии подвергают все стороны финансово-хозяй­ственной деятельности предприятия, организации, учреждения.

Частичная ревизия ставит целью проверку отдельных сто­рон или участков финансово-хозяйственной деятельности пред­приятий (объединений), учреждений, организаций.

Тематическая ревизия проводится по конкретным вопро­сам финансово-хозяйственной деятельности предприятий (объ­единений), учреждений, министерств и ведомств одновременно на нескольких однотипных объектах контроля, что позволяет выявить типичные нарушения или недостатки и принять меры к их устранению.

Комплексная ревизия в состоянии охватить всю деятель­ность предприятия, учреждения, организации, в том числе ее производственную и финансово-хозяйственную составляющие. Она осуществляется обычно бригадой, в которую кроме бухгал­тера-ревизора входят специалисты, компетентные в вопросах производственной и финансово-хозяйственной деятельности. Такое представительство помогает выявить резервы улучшения производственной и финансовой деятельности субъекта контро­ля, способствует повышению эффективности производства.

По характеру материала, на основе которого проводятся ре­визии, последние подразделяются на документальные и факти­ческие. Документальная ревизия предполагает проверку под­линных первичных бухгалтерских и других документов, фак­тическая — проверку наличия денежных средств и материаль­ных ценностей в натуре.

В зависимости от степени охвата финансовых и хозяйствен­ных операций различают сплошные, выборочные и комбиниро­ванные ревизии.

Сплошная ревизия предполагает проверку на определенных участках деятельности всех без исключения финансовых и хо­зяйственных операций за ревизуемый период. Это наиболее эф­фективный вид ревизий, однако из-за большой трудоемкости его используют только в случаях серьезных нарушений и зло­употреблений на предприятии, в учреждении или организации.

Выборочная ревизия предусматривает проверку финансо­во-хозяйственных операций и соответствующих документов не за весь ревизуемый период, а только за его отрезок, заранее на­меченный ревизорами (например, за один месяц в квартале или за один квартал в году), т.е. за определенный промежуток вре­мени внутри ревизуемого периода. Но в случае обнаружения серьезных недостатков бригада проверяющих может перейти к сплошной ревизии.

Комбинированная ревизия сочетает выборочное и сплошное исследование финансово-хозяйственных операций. Одни участ­ки деятельности предприятия (учреждения, организации) про­веряются выборочно, а другие (кассовые операции, расчеты с подотчетными лицами) — сплошным методом. Однако если вы­борочная проверка вскроет злоупотребления, хищения и дру­гие серьезные нарушения финансовой или расчетной дисцип­лины, то по данному кругу финансово-хозяйственных операций рекомендуется организовать сплошную проверку документов.

По времени проведения ревизии делятся на плановые и внеплановые. Плановые ревизии проходят по заранее состав­ленному в вышестоящих органах, министерствах и ведомствах плану. Один и тот же субъект предпринимательской деятельности не должен подвергаться плановой ревизии более одного раза в год. Внеплановые ревизии проводятся при обстоятельс­твах, которые заранее нельзя было предусмотреть в плане.

Основанием для ревизии служит предписание руководителя контролирующего органа или его заместителя. В нем указыва­ются тема ревизии и срок проведения. В процессе подготови­тельной работы определяется перечень вопросов, подлежащих ревизии, при необходимости разрабатывается программа ее проведения, которую утверждает лицо, назначившее проверку.

По результатам ревизии, выявившей нарушения законода­тельства, регулирующего экономические отношения, составля­ется акт. Если ревизия не обнаружила таких нарушений, то ее результаты оформляются справкой.

При выявлении фактов причинения вреда, недостач и хище­ний денежных средств (иного имущества), обнаружении не­обоснованных списаний денежных средств и товарно-матери­альных ценностей об этом немедленно информируется лицо, назначившее ревизию, а материалы ревизии передаются право­охранительным органам.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...