Экспертиза законопроектов и законодательных актов: понятие, виды, значение в Российской Федерации.
⇐ ПредыдущаяСтр 24 из 24 Экспертиза – исследование специалистом (экспертом) каких-либо вопросов, решение которых требует специальных познаний в области науки, техники, искусства и т.д. Правовая экспертиза проектов правовых актов – исследование, направленное на определение соответствия проектов правовых актов общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам РФ, Конституции РФ, федеральному законодательству, правовым актам более высокой юридической силы, требованиям юридической техники. Понятие «правовая экспертиза» шире по объему, чем понятие «юридическая экспертиза», так как права более широкая категория, чем закон. Виды: По отраслевой принадлежности: экспертизы в уголовном, гражданском праве и другие; Связи с судопроизводством: судебные экспертизы и не связанные с судопроизводством; Числу объектов: однообъектные и многообъектные; Объему исследования: основные и дополнительные; Правовым последствиям: официальные и неофициальные От поставленных задач перед экспертом: юридическая, правовая, нормативно-техническая, герменевтическая, лингвистическая, гендерная, финансовая, антикоррупционная. Антикоррупционная экспертища проектов нормативных правовых актов – исследование, направленное на выявление и устранение в проектах нормативных правовых актов положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции. Мониторинг – система наблюдения, анализа, оценки и прогноза эффективности государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности. Мониторинговая экспертиза – всестороннее, основанное на научном подходе, исследование нормативного акта или иного документа в целях установления его непротиворечивости нормам и принципам международного права, национальному законодательству, соответствия научным критериям соответствующей отрасли права.
«экспертиза законодательства», под которой понимается публично-правовая деятельность лица (группы лиц), обладающих специальными знаниями, направленная на проведение исследования законопроекта или законодательного акта на предмет его соответствия объективным требованиям в определенной сфере общественных отношений, а так же подготовку, оформление выводов и рекомендаций (заключений) по данному законопроекту или законодательному акту. Понятие и виды экспертизы законопроектов и законодательных актов Экспертная деятельность в Российской Федерации в условиях экономических преобразований и преодоления последствий кризисных явлений приобретает особую актуальность и значимость. Провозглашение в статье 1 Конституции Российской Федерации 1993 года нашей страны демократическим правовым государством предполагает значительное повышение роли права в жизни российского общества. Право и его внешняя форма - законодательство выступают ключевыми звеньями в механизме обеспечения развития всех сфер жизнедеятельности российского общества и государства. Несоответствие законодательства определенным качественным критериям снижает потенциальные возможности правовой системы обеспечивать необходимую правовую защищенность интересов личности, общества и государства в целом. Проблема постперестроечного периода законодательной деятельности заключается в том, что законодатель не столько был занят формированием нормативной базы для перспективной модернизации общественных отношений, сколько был вынужден приспосабливать действующее законодательство под отношения, уже существующие де-факто5. В данном контексте институт экспертизы законодательства не мог в полной мере развиваться. С определением общих принципов и идей построения российского государства, исходя из Конституции России, проведение обозначенных в национальных проектах программ позволяет регламентировать законодательную экспертизу, придать ей юридическую основу и применять как на федеральном, так и региональном уровне. Президент Российской Федерации Д.А. Медведев в одном из своих выступлений в качестве одной из причин несоблюдения законов назвал не всегда высокое их качество и призвал работать над тем, чтобы новые законы были адекватными состоянию российского общества и носили инновационный характер.
Совершенствование российского законодательства, придание ему качеств, отвечающих современным требованиям, не представляется возможным без внедрения в государственную и общественную системы комплекса инновационных механизмов. К их числу можно с полной уверенностью отнести экспертизу. В последние годы набирает силу тенденция принятия федеральных законов в короткие сроки в трех чтениях, при этом не прислушиваясь к мнению территорий и других заинтересованных субъектов. Роль законодательной экспертизы в таких случаях многократно возрастает. Все вышеизложенное делает актуальным использование специальных знаний, а именно, знаний, выходящих за рамки общеобразовательной подготовки и простого житейского опыта, приобретаемых в процессе профессиональной деятельности в той или иной области науки, искусства, ремесел, основанных на теоретических, базовых положениях соответствующих областей знаний и подкрепленных полученными в ходе специального обучения или первичной деятельности навыками для проверки правильности и обоснованности принимаемых, в том числе в сфере законодательства, решений. Одной из широко используемых форм специальных знаний является экспертиза. Не достаточно высокий уровень проводимых сегодня экспертиз законодательства имеет много причин, но самой главной является сравнительная молодость для современной России данного вида деятельности. Если посмотреть на историю развития экспертизы в целом как явления, то можно отметить, что обращение людей к помощи экспертизы известно с давних времен. В целом это связано с судебно - криминалистической или медицинской деятельностью, но появление в XX-XXI веке огромного количества законодательных актов поставило задачу по формированию и развитию экспертизы законодательства, которая выражается в правовой, общественной и иных формах.
Представляется возможным предположить, что в начале XIX века происходит зарождение института экспертизы законодательства в форме анализа нормативных актов. В период систематизации законодательства Российской империи, проведенной М.М. Сперанским и Вторым отделением Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, было проанализировано и систематизировано огромное количество актов законодательства. В Полное собрание законов было включено 35 993 акта10. На основе Полного собрания законов были составлены специальные исторические своды по отдельным отраслям права. Таким образом, с полной вероятностью можно говорить об исследовании, анализе действующего законодательства Российской империи уже в период абсолютизма, следовательно, и об экспертизе законодательства, начиная с этой эпохи. В постреформенной России создаются объективные условия, вынуждающие использовать институт экспертизы весьма широко. Реформы в сфере экономики и другие государственные преобразования, проводимые в нашей стране в середине 80-х годов XX века, привели к тому, что экспертиза начинает играть важную роль во всех сферах общественной жизни. Экспертиза законопроектов призвана способствовать обеспечению высокого качества, обоснованности и своевременности принятия законов; созданию научно-обоснованной системы законодательства; выявлению возможных позитивных и негативных социально-экономических, политических, правовых и других последствий действия принятых законов.
Список используемой литературы:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|