Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Споров и порядок их разрешения




Четко знание о том, какие именно органы рассматривают индивидуальные трудовые споры, позволяет правильно определить их подведомственность.

Подведомственность - это распределение функций по рассмотрению споров между органами, наделенными правом их решать. Уяснение подведомственности имеет большое практическое значение, т.к. решение по неподведомственному спору незаконно и подлежит отмене.

По мнению В.Н.Толкуновой, подведомственность - это определение по свойствам и содержанию трудового спора, в каком первоначально органе должен решаться спор[3]. Таким указателем в индивидуальных трудовых спорах является характер спора и то правоотношение, из которого вытекает спор, а в некоторых случаях и предмет спора.

Подведомственность демонстрирует отнесение конкретного трудового спора к соответствующему юрисдикционному органу, при этом подсудность трудового спора представляет собой частный случай подведомственности, в силу которого трудовой спор в рамках существующей судебной системы России. подлежит рассмотрению определенными судами

Подведомственность трудовых споров, как правило, должна быть определена в нормативных актах и конкретизируется в разъяснениях Пленумов Верховного Суда РФ, в частности, подведомственность и подсудность индивидуальных трудовых споров определена в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. №2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» (пункты 1 – 9); Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 16 ноября 2006 г. №52 «О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю»[4].

Подведомственность не следует путать с понятием «компетенция». Компетенция органа – это сфера деятельности, определяемая его различными функциями. Компетенция характеризуется комплексом 3 элементов: правами, обязанностями, ответственностью. Подведомственность же споров затрагивает лишь первое из указанных правомочий, т.е. правомочие принять спор к рассмотрению, и именно подведомственный данному органу спор.

Также необходимо отличать подведомственность трудовых споров от права граждан на жалобу, которую они приносят в вышестоящий орган по отношению к тому, на который жалуются. Установленный порядок рассмотрения трудовых споров, включая и подведомственность споров, не лишает работника права обратиться в вышестоящий орган с жалобой на действие (бездействие) конкретного руководителя. Но трудовую жалобу, разрешаемую не в процессуальном порядке, необходимо отличать от оспаривания действий руководителя в порядке рассмотрения трудовых споров в вышестоящем органе, когда отсутствует альтернатива первоначального обращения с этим вопросом в иной юрисдикционный орган.

Правильное определение подведомственности конкретного трудового спора имеет большое практическое значение, поскольку решение спора неправомочным на тог органом не имеет юридической силы и не может быть исполнено в принудительном порядке.

Согласно ТК РФ индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам (КТС) и судами (ст.382 ТК РФ).

В 2008 г. российский законодатель по инициативе Верховного Суда РФ изменил сложившуюся и существовавшую почти 10 лет систему подсудности трудовых споров, полностью исключив мировых судей из процесса рассмотрения этой категории дел[5].

Все дела, вытекающие из трудовых отношений с 1 августа 2008 г., подсудны районным судам (за исключением дел о признании забастовки незаконной, решения по которым, согласно ч.4 ст.413 ТК РФ, ст.24, ч.2 ст.26 ГПК РФ, принимаются верховными судами республик, краевыми, областными судами, судами городов федерального значения, судами автономной области и автономных округов).

Комиссия по трудовым спорам (КТС) по-прежнему остается первоначальным юрисдикционным органом, в который работник вправе обратиться, если не смог самостоятельно урегулировать разногласия при непосредственных переговорах с работодателем. Работник вправе вообще миновать КТС и напрямую обратиться в суд.

Согласно ст.391 ТК РФ непосредственно в судах рассматриваются споры:

- о восстановлении на работе независимо от оснований прекращения трудового договора, об изменении даты и формулировки причины увольнения, о переводе на другую работу, об оплате за время вынужденного прогула либо о выплате разницы в заработной плате за время выполнения нижеоплачиваемой работы, о неправомерных действиях (бездействии) работодателя при обработке и защите персональных данных работника;

- работодателя - о возмещении работником ущерба, причиненного работодателю, если иное не предусмотрено федеральными законами;

Непосредственно в судах рассматриваются также индивидуальные трудовые споры:

- об отказе в приме на работу;

- лиц, работающих по трудовому договору у работодателя -физического лица, не являющихся индивидуальными предпринимателями, и работников религиозных организаций;

- лиц, считающих, что они подверглись дискриминации.

Федеральными законами для отдельных категорий работников устанавливается особый порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров. Так, особенности порядка разрешения индивидуальных служебных споров установлены Федеральным законом от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»[6]. Закон РФ от 26 июня 1992 г. «О статусе судей в Российской Федерации» установил особенности порядка рассмотрения трудовых споров для судей РФ[7]. Для прокурорских работников особенности подведомственности установлены Законом РФ «О прокуратуре Российской Федерации»[8].

В случае увольнения работника без учета мотивированного мнения выборного профоргана при расторжении трудового договора по инициативе работодателя работник имеет право обратиться с жалобой в государственную инспекцию труда, которая в течение десяти дней со дня получения жалобы (заявления) рассматривает вопрос об увольнении и в случае признания его незаконным выдает работодателю обязательное для исполнение предписание о восстановление на работе с оплатой вынужденного прогула.

Государственная инспекция труда наделена правом рассмотрения жалоб работников по все вопросам, вытекающим из трудовых отношений. Но инспекция труда является фактически надзорным органом и не должна выполнять несвойственные ей функции рассмотрения трудовых споров, т.к. должна выявлять, прежде всего, нарушения трудового законодательства и привлекать к ответственности должностных лиц, виновных в их нарушениях. Существование двух одинаково легитимных способов разрешения возникших между работником и работодателем разногласий может привести к формированию противоречий в правоприменительной деятельности.

Согласно ст.392 ТК РФ, работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении – в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки. Работодатель имеет право обратиться в суд по спорам о возмещении работником ущерба, причиненного работодателю, в течение одного года со дня обнаружения причиненного ущерба. При пропуске по уважительным причинам исковых сроков, они могут быть восстановлены судом.

Решение КТК по трудовым спорам подлежит исполнению в течение трех дней по истечении 10 дней, предусмотренных на обжалование. В случае неисполнения решения комиссии по трудовым спорам в установленный срок указанная комиссия выдает работнику удостоверение, являющееся исполнительным документом. Работник может обратиться за удостоверением в течение месяца со дня принятия решения комиссией по трудовым спорам. Удостоверение не выдается, если работник или работодатель обратился в установленный срок с заявлением о перенесении трудового спора в суд (части 1 и 2 ст.389 ТК РФ).

Решение суда о восстановлении на работе незаконно уволенного работника, о восстановлении на прежней работе работника, незаконно переведенного на другую работу подлежит немедленному исполнению, которое означает, что работник подлежит восстановлению на работе на следующий день после вынесения соответствующего решения суда.

Задержка исполнения решения суда о восстановлении на работе незаконно уволенного работника может выражаться в не издании работодателем приказа о восстановлении на работе; в не предоставлении соответствующей работы даже при издании приказа о восстановлении работника на прежнем месте работы; в издании приказа о восстановлении работника не в той должности, работе, которая указана в решении суда о восстановлении на работе. При задержке работодателем исполнения решения суда о восстановлении на работе орган, принявший решение, выносит определение о выплате работнику за время задержки исполнения решения среднего заработка или разницы в заработке (ст.396 ТК РФ).

Работодатель, несмотря на немедленность исполнения решения суда о восстановлении на работе, вправе обжаловать вынесенное судебное решение как в кассационном, так и в надзорном порядке, Тем не менее, подача кассационной жалобы не может быть основанием для приостановления исполнения решения суда о восстановлении на работе. Работник все равно должен приступить к работе, с которой он был уволен. На практике могут встречаться случаи, когда работодатель издал приказ о восстановлении на работе, выполняя решение суда первой инстанции, а затем в кассационном порядке решение суда первой инстанции было отменено.

ТК РФ установил ограничение обратного взыскания сумм, выплаченных по решению органов, рассматривающих индивидуальные трудовые споры. Обратное взыскание с работника сумм, выплаченных ему в соответствии с решением органа по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, при отмене решения в порядке надзора, допускается только в тех случаях, когда отмененное решение было основано на сообщенных работником ложных сведениях или представленных им подложных документов. Если в ходе обжалования решения суда о восстановлении на работе увольнение работника будет признано законным, то отменяется приказ о восстановлении на работе и вступает в силу первый приказ об увольнении с изменением даты увольнения.

Процесс совершенствования рассмотрения трудовых споров в РФ продолжается. Так, с 1 января 2011 г. вступил в силу Федеральный закон от 27.07.2010 г. №193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)», который создает условия для создания в России альтернативной процедуры урегулирования споров, т.е. медиаторы могут рассматривать споры, возникающие из трудовых отношений. При этом следует учитывать тот факт, что в будущем, безусловно, требуется соответствующая детализация всех необходимых медиативных процедур.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...