Коллективные трудовые споры и
Порядок их разрешения Право граждан Российской Федерации на коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку, закреплено в Конституции РФ (ст.37). Согласно ст. 398 ТК РФ, коллективный трудовой спор – это неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров и соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов. В коллективном трудовом споре вправе участвовать работники организаций всех организационно-правовых форм и форм собственности, заключившие трудовой договор, т.е. это организованный коллектив, возглавляемый представительным органом работников (профсоюз или иной представительный орган работников). Со стороны работодателя выступает руководитель организации либо объединение работодателей, т.е. некоммерческая организация, объединяющая на добровольной основе работодателей для представительства интересов и защиты прав своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами, органами государственной власти и органами местного самоуправления (часть 3 ст.33 ТК РФ). Обозначим признаки коллективного трудового спора: 1) сторонами являются работники, работающие по трудовым договорам в лице своих представителей и работодатели в лице своих представителей; 2) коллективные трудовые споры возникают по 3 причинам, выделенным российским законодателем, а именно: по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату); по поводу заключения, изменения и выполнения коллективных договоров и соглашений; по поводу отказа работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов.
Государственными органами по урегулированию коллективных трудовых споров являются федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг в сфере урегулирования коллективных трудовых споров, и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, участвующие в урегулировании коллективных трудовых споров. Основная цель деятельности подобных государственных органов - содействие в разрешении коллективного трудового спора путем организации примирительных процедур и участия в них (ст.407 ТК РФ). Разрешение коллективных трудовых споров в РФ базируется на организации примирительных процедур. Примирительные процедуры – это рассмотрение коллективного трудового спора в целях его разрешения примирительной комиссией, с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже (часть 2 ст.398 ТК РФ), при этом рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией является обязательным этапом (ч.2 ст.401 ТК РФ). При этом обязательной примирительной процедурой выступает рассмотрение спора примирительной комиссией, а добровольной – посредником и (или) трудовым арбитражем. Примирительные процедуры – это способы разрешения коллективного трудового спора с помощью достижения согласованного решения в органах по добровольному примирению, проводимые в сроки, предусмотренные ТК РФ в редакции Федерального закона от 22 ноября 2011 г. №334-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части совершенствования порядка рассмотрения и разрешения коллективных трудовых споров», и которые могут быть продлены в случае необходимости при согласии сторон коллективного трудового спора при надлежащем оформлении протоколом. Одновременно работники имеют право в установленном федеральным законом порядке проводить собрания, митинги, демонстрации, пикетирование в поддержку своих требований в период рассмотрения и разрешения коллективного трудового спора, включая период организации и проведения забастовки.
Рекомендация МОТ №92 «О добровольном примирении и арбитраже» устанавливает принципы создания и функционирования таких органов, к которым относит паритетность при создании примирительных органов; бесплатность проведения всех примирительных процедур для сторон спора; кратные сроки рассмотрения коллективного трудового спора; воздержание сторон коллективного трудового спора от проведения забастовок в период спора; оформление всех достижений, достигнутых в ходе примирительных процедур в письменной форме. Норма ст.401 ТК РФ подтверждает данный международный стандарт, при этом представители сторон, примирительная комиссия, посредник, трудовой арбитраж, государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров обязаны использовать все предусмотренные законодательством возможности для разрешения возникшего коллективного трудового спора, а при уклонении от примирительных процедур норма ст.406 ТК РФ устанавливает определенные правовые последствия. Можно выделить следующую динамику коллективного трудового спора: 1) Днем начала коллективного трудового спора может быть: день сообщения решения работодателя (его представителя) об отклонении всех или части требований работников (их представителей); несообщение работодателем (его представителем) своего решения работникам (его представителям). Правом выдвижения требований обладают работники и их представители в лице представительного органа работников, уполномоченного ими на разрешение коллективного трудового спора. Требования работников утверждаются на общем собрании работников (конференции) в письменной форме и направляются работодателю. Собрание работников считается правомочным, если на нем присутствует более половины работающих. Конференция считается правомочной, если на ней присутствует не менее двух третей избранных делегатов (ст. 399 ТК РФ).
Федеральный закон от 22 ноября 2011 г. №334-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части совершенствования порядка рассмотрения и разрешения коллективных трудовых споров» дополнил ст.399 ТК РФ следующим дополнением относительно решения общего собрания (конференции): решение об утверждении выдвинутых требований принимается большинством голосов работников (делегатов), присутствующих на собрании (конференции), и при невозможности проведения собрания (созыва конференции) работников представительный орган работников имеет право утвердить свое решение, собрав подписи более половины работников в поддержку выдвинутых им требований. Работодатель обязан предоставить работникам или представителям работников необходимое помещение для проведения собрания (конференции) по выдвижению требований и не вправе препятствовать его (ее) проведению. Требования профессиональных союзов и их объединений выдвигаются и направляются соответствующим органам социального партнерства. Требования профессиональных союзов и их объединений (общероссийских и межрегиональных профессиональных союзов, их территориальных организаций, объединений профессиональных союзов и объединений территориальных организаций профессиональных союзов) выдвигаются их выборными коллегиальными органами, уполномоченными на этом уставами профессиональных союзов и уставами их объединений, и направляются указанными органами соответствующим соответствующими сторонам социального партнерства (ч.6 ст.399 ТК РФ). Работодатель обязан принять к рассмотрению направленные ему требования работников и сообщить о принятии решения в письменной форме представительному органу работников организации (филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения), индивидуального предпринимателя в течение 2 рабочих дней со дня получения требования работников. Объединения работодателей, иные представители работодателей обязаны принять к рассмотрению направленные им требования профессиональных союзов (их объединений) и сообщить в письменной форме профессиональным союзам (их объединениям) о принятом решении в течение 3 недель со дня получения указанных требований (ст. 400 ТК РФ).
Каждая из сторон коллективного трудового спора в любой момент после начала спора имеет право обратиться, в том числе в форме электронного документа, в соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров для уведомительной регистрации спора. 2) Образование примирительной комиссии (рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией является обязательным этапом). Примирительная комиссия создается в случае возникновения коллективного трудового спора на локальном уровне социального партнерства создается в срок до 2 рабочих дней со дня начала коллективного трудового спора, а в случае возникновения коллективного трудового спора на иных уровнях социального партнерства – в срок до 3 рабочих дней со дня начала коллективного трудового спора. Работодатель (представитель работодателя) создает все необходимые условия для работы примирительной комиссии. Решение о создании примирительной комиссии оформляется приказом работодателя и решением представителя работников. Работодатель обязан создать необходимые условия для работы комиссии. Состав примирительной комиссии включает в себя равное число представителей работников и представителей работодателя. Коллективный трудовой спор на локальном уровне социального партнерства должен быть рассмотрен примирительной комиссией в срок до 3-х рабочих дней, а коллективный трудовой спор на иных уровнях социального партнерства – в срок до 5-ти рабочих дней со дня издания соответствующих актов о ее создании. Работа комиссии оформляется протоколом, который имеет для сторон обязательную силу. Итоги работы комиссии могут быть следующие: достижение соглашения по спорному вопросу; достижение договоренности о продолжении примирительных процедур с участием посредника или в трудовой арбитраже, при этом прилагается протокол разногласий; стороны не достигли соглашения как по существу спора, так и по вопросу дальнейших примирительных процедур. Все решения примирительной комиссии принимаются на паритетных началах. Если сторона коллективного трудового спора (работодатель) уклонилась от создания примирительной комиссии, то спор передается в трудовой арбитраж или объявляется забастовка.
3) Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника. Не позднее следующего рабочего дня после дня составления примирительной комиссией протокола разногласий стороны коллективного трудового спора обязаны провести переговоры о рассмотрении коллективного трудового спора с участием посредника. При согласии сторон коллективного трудового спора о рассмотрении коллективного трудового спора с участием посредника заключается соответствующее соглашение, после чего стороны коллективного трудового спора обязаны в срок не более двух рабочих дней согласовать кандидатуру посредника. При необходимости стороны коллективного трудового спора могут обратиться за рекомендацией кандидатуры посредника в соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров. Если в течение указанного срока стороны коллективного трудового спора не достигли согласия относительно кандидатуры посредника, то они приступают к переговорам о рассмотрении коллективного трудового спора в трудовом арбитраже. Главная функция посредника – оказание помощи сторонам в поисках взаимоприемлемого решения по урегулированию коллективного трудового спора на основе конструктивного диалога. Порядок работы посредника определяется по соглашению сторон. Вопросы организационного обеспечения рассмотрения коллективного трудового спора решаются сторонами. Посредник имеет право запрашивать и получать от сторон необходимые документы и сведения, касающиеся коллективного трудового спора; проводить совместные и раздельные заседания представителей сторон; предлагать собственные возможные варианты разрешения коллективного трудового спора; подписывать решения, принятые сторонами спора при его участии. Основные требования к посреднику: посредник должен обладать умением аргументировать, убеждать, оперировать обширной информацией, управлять дискуссией, знать действующее законодательство и методы ведения договорного процесса. При этом посредник обязан сохранять государственную, служебную, коммерческую тайну при осуществлении своих функций и иную конфиденциальную информацию, не оказывать давления на стороны при принятии того или иного решения. Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника осуществляется на локальном уровне социального партнерства в срок до 3 рабочих дней, а на иных уровнях социального партнерства – в срок до 5 рабочих дней со дня приглашения (назначения) посредника и завершается принятием сторонами коллективного трудового спора согласованного решения в письменной форме или составлением протокола разногласий. Результат работы посредника может быть следующий: а) достигнуто согласованное решение в письменной форме по сущности разногласий; б) составлен протокол разногласий по существу спора; в) вынесен протокол о создании трудового арбитража. 4) рассмотрение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже, который представляет собой это временно или постоянно действующий орган по рассмотрению коллективного трудового спора. Временный трудовой арбитраж создается сторонами коллективного трудового спора совместно с соответствующим государственным органом по урегулированию коллективных трудовых споров для рассмотрения данного коллективного трудового спора. Постоянно действующий трудовой арбитраж может создаваться решением соответствующей трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений для рассмотрения и разрешения коллективных трудовых споров, передаваемых для рассмотрения по соглашению сторон. Вопрос о возможности рассмотрения коллективного трудового спора в трудовом арбитраже принимается не позднее следующего рабочего дня составления протокола разногласий после рассмотрения спора на определенном уровне, в частности, с участием посредника. О рассмотрении коллективного трудового спора в трудовом арбитраже стороны заключают соответствующее соглашение, после чего скор на локальном уровне социального партнерства должен быть разрешен в срок до 2 рабочих дней, а на иных уровнях социального партнерства – в срок до 4 рабочих дней создать совместно с соответствующим государственным органом по урегулированию коллективных трудовых споров временный трудовой арбитраж либо передать его на рассмотрение постоянно действующего трудового арбитража. Состав и регламент временного трудового арбитража устанавливаются решением работодателя (представителя работодателей), представителя работников и государственного органа по урегулированию коллективных трудовых споров. Что касается постоянно действующего трудового арбитража, то его регламент определяется специальным положением, утверждаемым соответствующей трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений. Сроки рассмотрения коллективного трудового спора в трудовом арбитраже на локальном уровне социального партнерства – до 3 рабочих дней, а на иных уровнях социального партнерства – до 5 рабочих дней со дня создания временного трудового арбитража или передачи коллективного трудового спора на рассмотрения в постоянно действующий трудовой арбитраж. В состав трудового арбитража не могут входить представители сторон, а также государственные инспекторы труда, т.к. в пункте 8 Рекомендации МОТ № 81 1947 г. об инспекции труда достаточно ясно сказано: «В функции инспекторов труда не входит выступление в качестве посредников или арбитров при разрешении трудовых споров». К трудовым арбитрам предъявляются следующие требования: они обязаны сохранять конфиденциальную информацию, не оказывать давление на стороны при принятии решений, не должны принимать подарки и вознаграждения от представителей сторон. При этом трудовой арбитр должен хорошо знать национальное законодательство, владеть искусством договорного диалога и оперировать обширной информацией. Процедура рассмотрения коллективного трудового спора в трудовом арбитраже, полномочия арбитров и требования к ним очень схожи с процедурой и требованиями урегулирования спора при помощи посредника, но все же несколько отличны от них. Так, трудовой арбитраж рассматривает обращения сторон, получает необходимые документы и сведения, касающиеся коллективного трудового спора, разрабатывает рекомендации по существу коллективного трудового спора, а в случае необходимости информирует соответствующие органы государственной власти и местного самоуправления о возможных социальных последствиях коллективного трудового спора. Трудовые арбитры имеют право запрашивать и получать от сторон необходимые документы и сведения по существу коллективного трудового спора, приглашать на заседания специалистов, компетентных в вопросах данного коллективного трудового спора, требовать от представителей сторон доведения решений трудового арбитража до сведения трудового коллектива, предлагать собственные возможные варианты разрешения коллективного трудового спора. Заседания трудового арбитража оформляются протоколом. Рекомендации передаются сторонам в письменной форме. Для членов примирительных комиссий, посредников и трудовых арбитров предусмотрены соответствующие гарантии: они освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка на срок не более 3 месяцев в течение 1 года; при привлечении к дисциплинарной ответственности, переводах, увольнениях по инициативе работодателя требуется предварительное согласие уполномочившего их на представительство органа (ст.39 ТК РФ). Все соглашения, достигнутые сторонами коллективного трудового спора в ходе разрешения этого спора, в том числе соглашение об урегулировании коллективного трудового спора, оформляются в письменной форме, и имеют для сторон коллективного трудового спора обязательную силу. Контроль за их выполнением осуществляется сторонами коллективного трудового спора (ст.408 ТК РФ).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|