Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие науки и критерии научного знания




Темы семинарских занятий по дисциплине История и методол. юридической науки

 

Тема 1. Развитие научного познания

Вопросы для самоконтроля

  1. Современные концепции развития науки.
  2. Понятие науки и критерии научного знания.
  3. Понятие и сущность научной рациональности.
  4. Социокультурная обусловленность науки.
  5. Основные этапы развития юридической науки.

 

Тема 2. Современные представления о научном познании

Вопросы для самоконтроля

  1. Структура научного знания.
  2. Философия науки: предмет, метод, функции.
  3. Проблемы взаимодействия науки и общества.
  4. Наука как социальный институт.
  5. Философско-правовые аспекты научной деятельности.

 

Тема 3. Методология научного познания

Вопросы для самоконтроля

  1. Методология науки: предмет и проблемы.
  2. Уровни научного познания.
  3. Теоретические и эмпирические методы научного познания.
  4. Основные формы научного познания.
  5. Методология научного исследования

 

Тема 4. Проблемы методологии социальных и гуманитарных наук

Вопросы для самоконтроля

  1. Особенности социального и гуманитарного знания.
  2. Понятие и сущность мировоззренческой парадигмы.
  3. Проблема истины и рациональности в социальных и гуманитарных науках.
  4. Специфика социально-гуманитарного познания.
  5. Этико-аксиологические проблемы юридической науки.

 

Тема 5. Понятие и принципы методологии юридической науки

Вопросы для самоконтроля

  1. Общая характеристика методологии юридической науки.
  2. Особенности методологии юридического научного исследования.
  3. Структура методологии юридической науки.
  4. Основные принципы методологии юридической науки.
  5. Принцип методологического плюрализма.

 

Тема 6. Основы юридической эпистемологии

Вопросы для самоконтроля

  1. Эпистемологические основания правового мышления.
  2. Правопонимание в структуре правового мышления.
  3. Образ юридического познания и типы правопонимания.
  4. Общая характеристика основных концепций правопонимания.
  5. Эпистемологические проблемы юридического позитивизма.

 

Тема 7. Методологические подходы в юридической науке

Вопросы для самоконтроля

  1. Философия как методология юридической науки.
  2. Юридическая феноменология.
  3. Феноменологический метод в юридической науке.
  4. Юридическая герменевтика.
  5. Герменевтический подход в юридической науке.

 

Тема 8. Структура методологии юридической науки

Вопросы для самоконтроля

  1. Общая характеристика структуры методологии юридической науки.
  2. Общенаучный уровень методологии юридической науки.
  3. Частно-научный уровень методологии юридической науки.
  4. Специально-юридический уровень методологии юридической науки.
  5. Методологические особенности отраслей юридической науки.

 

 

Семинарские занятия

По дисциплине История и методол. юридической науки

Тема 1. Развитие научного познания

6. Современные концепции развития науки.

С 17 в. до начала 20 в. считалось, что в научном познании удается избежать влияние субъекта на процесс познания, а значит и на его достоверность. Данная модель науки получила название классической концепцией развития науки.

В начале 20 в. теория относительности Эйнштейна значительно изменило представление о роли субъекта в познании. В результате в модель науки был включен субъект. Данная модель науки получила название неклассическая концепция развития науки.

Начиная с середины 20 в. субъект становиться ведущей стороной познания. И сегодня стоит проблема формализовать положение субъекта, не лишив его при этом главного его достоинства индивидуального подхода в познавательной деятельности, творческого начала, уникальности.

Исследуя проблему соотношения когнитивных и социальных структур в процессе познания, философия науки рассматривает ученых как социальных существ, а науку как социальную деятельность. Новое научное знание есть продукт производства группой объединенной общей парадигмой научного мышления. Такая модель науки получила название постнеклассическая концепция развития науки. Такая модель характерна дляфилософии науки конца 20 века.

Таким образом, наука это социальная деятельность, которая вырабатывает коллективные средства, опережающие наличные потребности для приспособления к среде и ее изменения. Ее сверхзадачей является определение границ неопределенности познания в наличный момент времени, поиск проблемных ситуаций познания, формулировка проблем и их решение, прежде всего, на фундаментальном уровне.

 

Понятие науки и критерии научного знания

Науку чаще определяют как систему знаний; так и Кант определял. Но такое определение узко, ибо ограничивается лишь гносеологической характеристикой; здесь не отражается социальная функция науки и ее творчески-деятельный вектор. Кроме того, наука включает в себя не только знания, но и учреждения, поэтому наука все чаще определяется как вид духовного производства. Однако обобщающего определения науки пока нет.

По поводу возникновения и критериев научного знания среди
ученых-науковедов имеются очень большие расхождения. Укажем на две крайние точки зрения. Согласно первой из них, наука в собственном смысле слова родилась в Европе лишь в 15-17 веках, в период, именуемый «великой научной революцией». Ее возникновение связывается с деятельностью таких ученых, как Галилей, Кеплер, Декарт, Ньютон. Именно к этому времени относится рождение собственно научного метода, для которого характерно специфическое соотношение между теорией и экспериментом. Тогда же была осознана роль математизации естественных
наук. Другая точка зрения, прямо противоположная только что изложенной, не накладывает на понятие науки жестких ограничений. По мнению ее сторонников, наукой в широком смысле слова можно считать любую совокупность знаний, относящуюся к реальному миру. С этой точки зрения зарождение математической науки, например, следует отнести к тому времени, когда человек начал производить самые элементарные операции с числами: астрономия появилась с первыми наблюдениями за движением небесных светил; зоология и ботаника — с появлением первых сведений о флоре и фауне и т. д.

Ясно, что проблема возникновения науки упирается в проблему выделения родовых характеристик научного знания, по которым и можно провести демаркационную линию между знанием научным и вненаучньм. По-нашему мнению характерные признаки науки удачно выделены И.Д. Рожанским и П.П. Гайденко в их работах, посвященных исследованию античной цивилизации.

Во-первых, всякая наука не просто совокупность знаний, что имеет место и в обыденном познании. Гораздо важнее то. что наука есть особая деятельность, а именно -деятельность по получению новых знаний. Последнее предполагает существование определенной категории людей, которые и занимаются получением новых знаний. Необходимым условием научной деятельности является возможность фиксации получаемой информации, что предполагает существование развитой письменности. Общество, лишенное письменности, не может иметь науки.

Отсюда следует, что традиционные или архаичные цивилизации, обладавшие механизмом хранения и передачи накопленной информации, но где отсутствовала деятельность по получению новых знаний, не имели науки. Не умаляя достижений архаичных цивилизаций: древнеегипетской, шумеро-вавилонской, хараппской, древнеиндийской, древнекитайской и др. — можно сказать так: в них формировалась протонаука, так и не превратившаяся в науку.

Второй признак науки в собственном смысле слова, состоит в ее самоценности. Целью науки должно быть познание ради самого познания, иначе говоря, постижение истины. Научная деятельность по получению новых знаний не может быть направлена лишь на решение практических задач; в последнем случае она попадает в сферу прикладных дисциплин.

Для греков, наоборот, подходивших к математике чисто теоретически, имело значение, прежде всего строгое решение, полученное путем логических рассуждений. Это привело к разработке математической дедукции, что оказалось недоступно всей восточной математике. Таким образом, отличительной чертой античной науки с момента ее зарождения была теоретичность, то есть стремление к знанию ради самого знания, а не ради практических применений.

Третьим признаком настоящей науки следует считать ее рациональный характер. Переход «от мифа к логосу», то есть к рациональному объяснению любых явлений, был огромным шагом в развитии, истоки ранней греческой науки тоже следует искать в мифологии, в частности, в космогонических мифах.

В-четвертых, следующим признаком настоящей науки является ее систематичность. Совокупность не связанных внутренним единством разрозненных знаний, даже если они относятся к одной и той же реальности, еще не образуют науки.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...