Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопросы и творческие задания. Раздел 3. Неклассическая и постнеклассическая эстетикаXX века. 2. Эстетика виртуальной среды и киберкультура




Вопросы и творческие задания

1. Что отличает культурную ситуацию и мироощущение человека второй половины XX века?

2. Каковы основные направления постнеклассической эстетики этого периода?

3. В чем заключается специфика идей постструктурализма в теории М. Фуко?

4. Охарактеризуйте значение идей Ю. М. Лотмана в семиотической эстетике.

5. Дайте определения и приведите примеры основным понятиям постнеклассической эстетики, появившимся в этот период.

6. Что характерно для художественной культуры постмодернизма?

7. Подготовьте сообщения о наиболее известных направлениях неоарта конца XX века.

8. Проведите дискуссии по следующей проблематике:

- В чем положительные и отрицательные проявления постнеклассической эстетики?

Раздел 3. НЕКЛАССИЧЕСКАЯ И ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКАЯ ЭСТЕТИКАXX ВЕКА

- Есть ли будущее у постнеклассической эстетики?

- Появление постнеклассической эстетики - это развитие или регресс эстетики как философской науки?

- Проявляется ли постмодернизм в белорусском искусстве?

Темы для рефератов

1. Синергетические подходы в эстетике XX века.

2. Симулякры и симулирование в художественной культуре XX века.

3. Произведение как текст в постнеклассической эстетике.

4. Ирония в искусстве XX века.

5. Произведение искусства как артефакт.

6. Видеоарт как синтезированное искусство в XX веке.

7. Художественно-эстетические принципы рекламы.

8. Искусство и зрелищность.

9. Эстетизация повседневности в XX веке.

10. Ризома как категория и принцип в искусстве XX века.

11. Деконструкция в искусстве.

12. Эстетика процессуальных форм в искусстве (на примере хеппенига и перфоменса).

Советуем прочитать

1. Маньковская Н. Б. Париж со змеями. (Введение в эстетику постмодернизма). -М., 1995.

2. Маньковская Н. Б. Эстетика постмодернизма. - СПб., 2000.

3. КорневиЩе ОБ. Книга неклассической эстетики. - М., 1998.

4. КорневиЩе ОА. Книга неклассической эстетики. - М., 1999.

5. КорневиЩе 2000. Книга неклассической эстетики. - М., 2000.

6. Герман М. Постмодернистская критика: Отечественный вариант // Вопросы искусствознания. 1994. № 1.

7. Грякалов А. А. Структурализм в эстетике. - Л., 1989.

8. Горичева Т. Православие и постмодернизм. -Л., 1991.

9. Ильин И. Постструктурализм, деконструктивизм, постмодернизм. - М., 1996.

10. Барт Р. S/Z. - М., 1994.

11. Лакан Ж. Инстанция буквы. - М., 1997.

12. Структурализм: «за» и «против». - М., 1975.

13. Философия эпохи постмодерна. - Мн., 1996.

2. Эстетика виртуальной среды и киберкультура

2. 1. Культурная ситуация пост-постмодернизма

Ситуация пост-постмодернизма культурологами связывается с небывалым развитием нового поколения компьютерных технологий и коммуникационной системы Интернет. Можно достаточно уверенно говорить о надвигающемся новом типе культуры, названном современными футурологами пост-постмодернизмом. Как всякая смена культурной ситуации, возникновение пост-постмодернизма связано с изменением мироощущения человека и трансформацией существующей картины мира.

Мир современному человеку уже не представляется разделенным на локальные части огромными расстояниями. Компьютерные технологии позволили воспринимать мир более целостно и глобально. Новые технологии связи и коммуникации расширили не только горизонты мира, но и во многом изменили представления человека о пространстве и времени.

Компьютер создал новую форму действительности - виртуальную реальность. Эта новая виртуальная среда становится фактором возникновения и развития качественно новых отношений человека с миром. Пространство виртуального мира становится вне-материальным и легко создаваемым. Оно не обладает параметрами пространства реального, так как может растягиваться и сжиматься, менять наклон, изгибаться и т. д.

Время в виртуальном мире становится независимым от процессов, расстояний, действий. Оно подчинено желанию человека, который способен отправить послание на другой конец Земли за считанные секунды, зная, что оно немедленно будет получено. Видимые, наблюдаемые процессы в виртуальной действительности могут замедляться или ускоряться, становиться обращаемыми и разноскоростными по отношению друг к другу.

Термин «виртуальность» активно начинает использоваться в классической механике в XVII веке (хотя возник значительно раньше) как обозначение преднамеренно осуществляемого математического эксперимента, ограниченного реальностью. Дословно виртуальный мир - мнимый

Раздел 3. НЕКЛАССИЧЕСКАЯ И ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКАЯ ЭСТЕТИКАXX ВЕКА

мир, кажущийся, обладающий не истиной, а только потенциальностью к ней. Появление компьютерных технологий позволило превратиться зрителю в активного соавтора. В результате возникают не артефакты - симулякры, которые представляют собой трегью реальность как отражение второй, а компьютерные двойники действительности, создающие образы, воспринимаемые человеком без непосредственного контакта с материальным миром. Виртуальный мир позволяет особым образом виртуализировать идеи, моделировать их вне материального посредника. Человек создает не существующий в материальном мире смысл. Возникает означающее никак не связанное с обозначаемым.

Большие изменения на рубеже веков произошли и в сфере общения человека. Современный компьютер способен создавать иллюзию общения для одного человека: с компьютером можно играть, говорить, спорить. Но при этом двусторонность общения всегда остается только иллюзией.

Человек благодаря компьютеризации получил новые виды деятельности. Возникла деятельность, результат которой относительно материален. Создавать образы, манипулировать ими, посылать их к другому адресату теперь можно на уровне интерактивности. Технообразы, рожденные компьютерными играми, уверенно шагнули в литературу, кино, живопись. Компьютерная музыка стала не только двойником инструментального звучания, но порой активно вмешивается в природу человеческого голоса.

В современной эстетической науке можно наблюдать рождение нового особого направления, получившего название эстетики виртуальной среды. В ее предмет входят всемирная сеть Интернет, компьютерные технологии творчества, виртуальная реальность, Net-арт. Ее возникновение было ожидаемо и подготовлено эстетикой постмодернизма. Но своеобразие новой эстетики стало ощутимо уже с конца 90-х годов XX века, когда стали появляться такие высказывания, как «мерцающая эстетика» (Д. Пригов, В. Ерофеев), «эстетика хаосмоса» как синтеза хаоса и порядка (Ж. Делёз, М. Липовецкий), «эстетика пост-постмодернизма» и «виртуальная эстетика» (Н. Маньковская). Результатом появления этих понятий можно считать уже проявившую себя осознанность уникальности нового направления, отличающегося рядом признаков, которые позволяют говорить о возникновении нового актуального направления эстетики.

Сегодня это направление еще не получило однозначного названия. Во многом это связано с тем, что оно еще недостаточно осмыслено в соотношении с эстетикой классической и эстетикой неклассической. Иногда все то, что связано с виртуальностью, просто приравнивается к неклассической эстетике и рассматривается как прямое ее продолжение (В. Бычков). Однако позволим себе высказать мысль о том, что эстетика вирту-

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...