Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2. Эстетика виртуальной среды и киберкультура




2. ЭСТЕТИКА ВИРТУАЛЬНОЙ СРЕДЫ И КИБЕРКУЛЬТУРА

го компьютерной техникой, позволит человеку углубить свои отношения с близко окружающими людьми, ограничив при этом свои контакты с незнакомыми. Произойдет смена типа общения: частично оно будет опосредовано машиной, т. е. изменено качественно, но частично еще и количественно.

Тоффлер считает, что семья нуклеарного типа (муж, жена и дети) получит множество новых форм: от коммун и групп до контрактных, предполагающих периодичность и разнообразие контактов.

Даниел Белл (р. 1919) рассматривает возможность изменения образа жизни человека в информационном обществе, называя его «информационным урбанизмом». Информационные технологии принесут с собой новые формы образования (дистанционное уже существует), творчества, развлечения, производства, ведения хозяйства и т. д.

Появление такого феномена, как информация, говорит о том, что сегодня изменяется не только объективный мир и субъект, его воспринимающий, но и характер отношений. Именно информация сегодня претендует на признание своего права активного управления как духовными процессами, так и материальными, происходящими в мире. С одной стороны, информация формирует материальную среду жизни человека, выступая в роли инновационных технологий, компьютерных программ, телекоммуникационных протоколов и т. д., а с другой, служит основным средством межличностных отношений, способных возникать, видоизменяться, трансформироваться в процессе перехода от одного человека к другому. Поэтому можно считать, что информация - фактор не только социокультурной жизни человека, но и его материального бытия.

Но нельзя отождествлять информацию с культурой. Скорее она -средство культурного взаимодействия и трансляции культурного опыта, элемент культуры общества.

Сегодня возникает проблема анализа информации науками гуманитарного и философского направления. Науке еще предстоит решать такие проблемы, как взаимоотношение техники, информации и человека, влияние информационного поля на индивидуальное сознание и сознание общества и т. д.

Современная эстетика, изучающая особенности мироощущения человека, вовлеченного в компьютерные технологии, призвана создать теоретический «каркас» для развивающегося сегодня совершенно нового художественного явления - Net-арта, исследовать которое не только классическими методами, но и неклассическими уже просто невозможно. Н. Маньковская пишет о том, что сегодня уже «не оправдываются ожидания, сопряженные с кантовской идеей незаинтересованности: свободу интерпретации вытесняет необходимость интерактивного вмешательства

Раздел 3. НЕКЛАССИЧЕСКАЯ И ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКАЯ ЭСТЕТИКАXX ВЕКА

аудитории» (Маньковская Н. Б. Эстетика постмодернизма. - СПб., 2000. С. 308). Она пишет также о том, что технообразы, создаваемые в виртуальности, обладают совершенно иными свойствами, нежели образы художественные. Сегодня наблюдается просто «отсутствие адекватного языка описания технообразов» (там же). Меняется представление не только о творчестве как таковом, но и о произведении искусства: «объект исчезает в деятельности, растворяется в киберпространстве, становясь смутным, размытым» (там же). Технообразы отличаются неустойчивостью, нестабильностью, не ставшим, а все время становящимся явлением. В искусстве пост-постмодернизма, по мнению Маньковской, гибнет возможность интерпретации образа. Она пишет о том, что «эстетика виртуальности концептуально шире постмодернистской эстетики. В центре ее интересов -не «третья реальность» постмодернистских художественных симулякров, пародийно копирующих «вторую реальность» классического искусства, но виртуальные артефакты как компьютерные двойники действительности, иллюзорно-чувственная квазиреальность».

Основные признаки развивающейся новой эстетики:

• технообразы (Анна Коклен);

• интерактивность - реальное воздействие реципиента на художественный объект, трансформирующее последний;

• виртуалистика (новая эстетическая среда);

• транссентиментализм (новое отношение к новой эстетической среде).

«Технообразы атакуют классику в лоб, выявляя нечто более сущностное, чем теоретико-эстетическое недомогание: речь идет об изменении понятийного аппарата и принципов эстетического знания», - пишет Н. Маньковская (там же, с. 309). Но существует ли преемственность между классикой, неклассикой и виртуальной эстетикой? В. Бычков справедливо считает, что есть свидетельства «о наступлении в художественно-эстетической культуре нового постнеклассического этапа» (Бычков В. В. Эстетика: Учебник. - М., 2002. С. 519). То, что связь существует, не вызывает сомнения. Классическая эстетика - неклассическая эстетика - постнеклассическая (виртуальная) эстетика - это периоды, этапы, стадии эстетического знания, рассматривать которые необходимо как единую целостность. Тем более, что возникновение виртуальной эстетики не означает «отрицание» ею классического и неклассического наследия. Скорее, все они существуют и будут развиваться рука об руку.

Возможно, что появление новых понятий и методов в современной эстетике будет способствовать становлению целого ряда направлений эстетических ислледований и образованию группы эстетических наук в системе гуманитарного знания.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...