1. Неклассическая эстетика и постмодернизм
1. НЕКЛАССИЧЕСКАЯ ЭСТЕТИКА И ПОСТМОДЕРНИЗМ • аллегорическое (отличается стремлением представить современность в историческом ракурсе, прочитать историческую аллегорию в новом контексте современности, идеализация прошлого) - творчество В. Сивитико, М. Костаниса, Л. Перри и др.; • реалистическое (характерны полемичность, ирония над реальностью) -работы Л. Фрэнда, А. Куца, С. Холи и др.; • сентименталистское (интерес к романтическому, чувственному, лирическому; протест против технотронной цивилизации и экологи чность тематики, стремление сопоставить природное и внеприродное) - творчество Э. Эрайка, Р. Шэффера, Б. Джекина и др. В живописи постмодернизма вещность объекта дополняется его концептуальным измерением. Равнозначными становятся как воспринимаемый объект, так и процесс его восприятия. Позитивность и негативность изображаемого как бы объединяются. Отношение и оценка воспринимаемого оказываются несущественными. Наиболее ярко живописные тенденции постмодернизма представлены в инсталяциях. В архитектуре постмодернизм теоретически оформился в США в 60-х годах, а практически в архитектуре проявился только в 70-х. Он характеризуется повышенным интересом к визуальному контексту, уходом от монотонности и типизации, возвратом к эстетичности сооружения. Архитектура постмодернизма осуществляет поворот от понимания здания как «жилья» к пониманию его как «средства для духовной коммуникации». Здание - это художественный знак особого рода, включенный в контекст, и, следовательно, требующий понимания при восприятии. Архитектура начинает преодолевать обыденность и однозначность, становится поэтичной и эмоциональной для восприятия.
Новыми принципами архитектуры постмодернизма становятся: • предпочтение регулярной застройки города с учетом его «контекста»; • эклектическое возрождение исторических архитектурных систем и декора на основе симметрии, пропорции и перспективы; • цитатность и «ссылка» на известные памятники архитектуры; • приглашение потребителя архитектурных сооружений к сотворчеству; • акцент эстетического начала; • отказ от канонов (например, несимметричность и нечетное колличество колонн под фронтоном); • игровой, театрализованный подход, использование бутафории в деталях (триумфальная арка, ведущая всего лишь в ресторанчик); • повествовательность здания (дом должен о чем-то рассказывать, хотя бы о своем хозяине); • культ изобразительности и знаковости (включение вотделку надписей, схем, карт); Раздел 3. НЕКЛАССИЧЕСКАЯ И ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКАЯ ЭСТЕТИКАXX ВЕКА • часто это архитектура не создания нового здания, а архитектура пристроек (Тайт-галерея в Лондоне). Один из современных архитекторов Михаэль Гревс считает, что архитектура - это особый язык, отличающийся способностью проявлять индивидуальность. Он сравнивает модернистские проекты зданий с холодильниками, выставленными на всеобщее обозрение. Гревс - один из немногих архитекторов современности, который считает, что архитектура должна быть комедийной (свою идею он успешно воплотил в здании гостиничного комплекса в центре Диснейленда). Канадский архитектор Артур Эриксон, называемый современниками «архитектором из архитекторов», считает себя модернистом, но при этом он совершенно не «по-модернистски» мыслит архитектурное искусство. Он считает, что главные средства выразительности архитектуры - это обьемы, их игра, связь пространства, соотношения. Вообще в архитектуре города для него главное не здания, а пространства между ними. Все это скорее говорит о постмодернистской направленности творчества этого архитектора. Наиболее яркий пример тому, его проект посольства Канады в США, символизирующий образ «доброго соседа».
Театр и кино также ощутили новое направление: видеоклипы, агрессивная реклама, компьютерные игры, электронный монтаж несут отпечаток стыка коммерческого суперзрелища с авторским кино. Футурологические триллеры, шоковые приемы, маньеризм и живописное барокко, мифологизированный историзм, цветомузыкальная энергия, агрессивный эротизм, культурологические комиксы объединила яркая зрелищность. Иронизм, двойная интерпретация, цитатный принцип, коллаж киноряда и литературного текста, игровых и анимационных приемов, особая роль титров, заставок, авторского комментирования, звуковых эффектов и контрастного музыкального сопровождения, посторонних звуков, отстраненного взгляда кинокамеры - характерные черты искусства постмодернизма в театре и кино. Русский вариант постмодернизма в театре связан с такими приемами, как репетитативность (повторяемость событий), смешение сюжетов нескольких произведений, отсутствие требования подчинения всех элементов спектакля законам того времени, о котором идет речь в спектакле (например, когда артисты одеты не в костюмы того времени, а в костюмы своего времени), присутствие режиссера на сцене наравне с актерами именно в роли режиссера (что любит делать Любимов). Характерным оказывается стремление не просто по-новому интерпретировать классическое произведение, а показать его вечную актуальность. Так, Валерий Фокин ставит сегодня «Ревизора» под лозунгом «Новая жизнь традиций», но дает подзаголовок своему детищу «государственной пьесы», таким образом актуализируя ее.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|