Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1. Не классическая эстетика и постмодернизм




1. НЕ КЛАССИЧЕСКАЯ ЭСТЕТИКА И ПОСТМОДЕРНИЗМ

японский танец буто), приемы пластики фольклора американских индейцев, афро-карибскую технику, регтайм.

Ироническая ритуальность современного балета основана на идее рассмотрения танца как «живого спектакля» и примера образа жизни. Достаточно вспомнить шведский спектакль постановщика Альбрехта и хореографа Мэца Эка «Жизель» на музыку Адана. Балет поставлен в совершенно новой манере хореографического языка. Пластика движений уже не характеризует героев спектакля со стороны их действий, а передает их эмоции, чувства. Внутреннее переживание совершенно не связано в данном случае с действием, воспринимаемым реально. Зрителю представляется возможность «увидеть» духовные сущности. Поэтому Жизель скорее напоминает маленькую обезьянку, чем прекрасную девушку. Она грубовата, угловата и ведет себя с детской непосредственностью, не знающей грациозности поведения, принятой большим светом. Видимая Жизель -это не девушка, а то, что составляет ее духовную сущность. Это спектакль невидимых теней человеческих душ, которые могут существовать в мире реального человека, четко сознаваться им, проживаться, чувствоваться, но оставаться невидимыми и неслышимыми. Это новое восприятие, минующее органы чувств, и осуществляемое посредством интуиции, внутреннего чутья, мысли и проживания.

Постмодернизм затронул кулинарию и моду. В «новой кухне» можно встретить не блюда с едой, а кулинарные записки, представляющие разговор о еде, блюда-абс тракции. Покупая те или иные гастрономические продукты, мы все больше ловим себя на том, что нас интересует не то, для чего они предназначаются, а то, с какими ощущениями связано их потребление (хруст, запах, связанный с воспоминаниями детства или «домика в деревне», ощущение свежести и т. д. ).

Проявление постмодернизма в художественной культуре второй половины XX века обусловлено неклассическими идеями в эстетике и требует внесения корректив. Если классическая эстетика изучала искусство с позиций его феноменальности, то неклассическая эстетика обнаружила возможность ноуменального в искусстве.

Искусство второй половины XX века очень разнообразно и многолико, но в его недрах уже вызревает и четко обозначается новый стиль эпохи, ориентированный на создание нового коммуникативно-художественного языка, представленного не только новыми законами организации, но и новыми понятиями и категориями. Идет поиск законченной формы универсального языка человечества, понятного всем и обладающего виртуозными возможностями для передачи таких смыслов, о которых человечество еще просто не говорило само с собой. Поэтому необходимо и обновление эстетической науки.

Раздел 3. НЕКЛАССИЧЕСКАЯ И ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКАЯ ЭСТЕТИКАXX ВЕКА

Таблица

Классическая и постнеклассическая эстетика

Классическая эстетика Постнеклассическая эстетика
Стиль как состояние устойчивости, повторяемости, признанности канона Стиль как отсутствие стиля, эклектика разрозненных черт разных стилей
Основой произведения искусства является художественный образ, воплощающий определенное содержание через конкретную форму Произведение искусства строится на игре разных смыслов, в его основе нет ничего постоянного, образ - только иллюзия, замененная симулякром - его двойником
Искусство рассматривается как система, обладающая морфологией, где виды искусства различаются по средствам выразительности, способу создания и восприятия В основе морфологического деления искусства на виды лежит принцип сложного интеллектуального смыслопорождения
Искусство в культуре локально и существует в виде социального явления, культурного феномена Искусство в культуре тотально, все может быть искусством, и в то же время им не являться Искусство есть антиискусство
Автор является создателем произведения искусства. Задача исполнителя или интерпретатора максимально передать исполняемое произведение, донести авторскую мысль до зрителя в не изменном виде Разрушения связи создания произведения автором: есть или только автор без произведения, или только произведение без автора. И интерпретатор, и зритель становятся соавторами и могут активно менять первоначальный замысел
Произведение искусства рассматривается как результат завершенного действия, т. е. как ставшее раз и навсегда. Есть шедевры - идеальные образцы высокого искусства, которые необходи мо сохранять Произведение рассматривается как процесс, самодинамика, процесс, не обладающий устойчивыми содержанием и формой, не содержащий художественного образа. Шедевров нет. Музейные экспонаты лишены процессуальности и поэтому не представляют ценности
Искусство воплощает в себе принцип порядка и гармонии мира, создаваемый человеком по своим законам Искусство воплощает принцип хаоса мира, нарушение гармонии, проявляемое в понятии деконструкции
Сущность искусства - красота, которая считается главной ценностью произве дения искусства В произведении искусства ценно не красота, а только то воздействие, которое может возникнуть, в принципе, от чего угодно
Искусство существует как самостоя тельное явление, но рассматриваемое как посредник, осуществляющий связь мира и человека Искусством может быть сам человек, только мир вне человека или только отношение между миром и человеком

Окончание таблицы

кая эстетика

Классическая эстетика Постнеклассическая эстетика
Оптимизм и пессимизм как два полюса художественного восприятия и отношения к миру, воспринимаемому через представление об идеальной красоте Иронизм по отношению к воспринимаемому
Культурность истоков искусства Транскультурность искусства
Для искусствоведения характерен формальный анализ, описание того, как сделано данное произведение, интерес к художественному творчеству Характерен интертекстуальный анализ, т. е. именно то, что связано именно с таким, а не иным воздействием. Интерес к прочтению того, что уже было написано ранее
Стремление к рациональности и законности формообразования Случайность и иррациональность формообразования (магичность)
Творчество - осознанный, контролируемый, направляемый, предсказуемый процесс создания чего-либо принципиально нового, принципиально значимого для человечества Творческий процесс непредсказуем, слабоосознаваем, случаен и не всегда связан с созданием принципиально нового и особо значимого
Строится на признании существования идеала как основного критерия восприятия прекрасного Строится на признании отсутствия идеала как критерия восприятия и оценки
Эстетическое отношение - результат рационально-логического соотношения чувственно воспринимаемого с желаемым Эстетическое отношение - результат степени чувственности вне рациональных критериев (эстетика извращения)
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...