Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Онтология как философская система знаний, ее фундаментальные категории.




Функции Ф.A как мировоззрение и общелогическая основа познания

Мировоззренческая:

1. Гуманистическая ф-ция

2. Социально-аксиологическая функция

* конструктивно-ценностная( заключается в разработке представлений о ценностях, таких,как Добро, Справедливость, Правда, красота; сюда же относится и формирование представлений о социальном (общественном) идеале )

* интерпретаторская( ориентацией на ценности, общественные идеалы,с оценкой социальной действительности под соответствующим углом зрения )

* критическая

3.Культурно- воспитательная функция( способствует формированию у человека важных качеств культурной личности: ориентации на истину, правду, доброту )

4.Объяснительно-информационная функция (разработка мировоззрения,соответствующего современному уровню науки, исторической практике и интеллектуальным требованиям человека)

Методологические функции Ф

эвристической функции ( состоит в содействии приросту научных знаний, в том числе в создании предпосылок для научных открытий. )

Координирующая функция ( состоит в координировании методов в процессе научного исследования. )

Интегрирующая функция ( связан с представлением об объединяющей роли философского знания по отношению к какому-либо множеству элементов, составляющих систему или способных образовать целостность )

общекульурная интегрирующая функция. Она нацелена также на преодоление разобщенности различных сфер общественной жизни, уровней социальной организации и социальных структур, включая взаимную отчужденность материального производства и духовной культуры, умственного и физического труда, идеологии и науки, искусства и науки, не говоря уже о разобщенности человечества по экономическому, классовому, национальному, расовому и государственному основаниям.

Логико-гносеологическая функция Ф. Она заключается в разработке самого философского метода,его нормативных принципов, а также в логико-гносеологическом обосновании тех или иных понятийных и теоретических структур научного знания.

Основной вопрос и основные направления философии

1. Основным в философии традиционно считается вопрос об отношении мышления к бытию, а бытия - к мышлению (сознанию).

Важность данного вопроса заключается в том, что от его достоверного разрешения зависит построение целостного знания об окружающем мире и месте человека в нем, а это и является главной задачей философии.

Материя и сознание (дух) — две неразрывные и в то же время противоположные характеристики бытия. В связи этим существуют две стороны основного вопроса философии — онтологическая и гносеологическая.

Онтологическая (бытийная) сторона основного вопроса философии заключается в постановке и решении проблемы: что первично — материя или сознание?

Суть гносеологической (познавательной) стороны основного вопроса: познаваем или непознаваем ли мир, что первично в процессе познания?

В зависимости от онтологической и гносеологической сторон в философии выделяются основные направления — соответственно материализм и идеализм, а также эмпиризм и рационализм.

4. В настоящее время, несмотря на тысячелетние искания философов, основной вопрос философии достоверно не решен ни с онтологической, ни с гносеологической стороны и фактически является извечной (неразрешенной) философской проблемой.

ВХХ в. в западной философии наметилась тенденция уделять меньше внимания традиционному основному вопросу философии, так как он трудноразрешим и постепенно теряет свою актуальность.

Ясперс, Хайдеггер, Камю и др. заложили основы того, что в будущем может появиться другой основной вопрос философии - проблема экзистенционализма, то есть проблема человека, его существования, управления собственным духовным миром, взаимоотношений внутри общества и с обществом, его свободного выбора, поиска смысла жизни и своего места в жизни, счастья.

Простое решение основного вопроса философии

Определяемое бытием сознание определяет бытие во имя смысла своего существования.

 

Понятие метафизики. Метафизика в класстческой и неклассической философии

Метафизика-первая теория бытия,открытая Аристотелем и названная первой философией,кот. изучает сущее, единое, вечное как таковое. Метафизика сохраняет статус одного из центральных значений (понятий, категорий, способов мышления) философии на всем протяжении истории со времен античности до наших дней. Для многих философов она является синонимом философии в целом.

В отношении Платоновской философии можно сказать, что метафизика «связана» с миром идей (Платоновскими идеями). В отношении Аристотелевской философии нужно связывать метафизику с бытием Ума (аристотелевский Нус).

Непрерывность связи понятий между античностью и современностью ощутима в сегодняшнем обиходном словоупотреблении «метафизического» как синонима «идеального», «сверхчувственного», («ноуменального»), лежащего за пределами физических явлений.

С конца XVIII века, с эпохи просвещения, метафизика начинает систематически рассматриваться не только как осмысленная совокупность высказываний о мире, бытии и сущем, которые могут быть истинны или ложны, но как особый способ высказывания или понимания вообще: а именно способ, который предполагает наличие какого-то «второго» мира, помимо налично присутствующего.

Классическая метафизика –теория о бытии, как неподвижной основе всех вещей и явлений.

Классическая метафизика –метафизика субстанций,в кот. важно тождество бытия и мышления.

Постклассическая метафизика уже различает бытие и мышление и является альтернативным проектом филос-и,т.к. в нём равноправны филос-я,религ и наука.

Постклассическая метафизика является альтернативой и потому,что осмысливает многочисленные повороты новой филос-и:антропологической, лингвистической, аналитической.В каждой из которых дано уникальное понимание бытия.

Предмет метафизики и онтологии-конкретно- сущее,всё, что существует и материально, и идеально, всё,что мыслимо и переживаемо.

Онтология как философская система знаний, ее фундаментальные категории.

Онтология представляет собой попытку наиболее общего описания универсума существующего, который не ограничивался бы данными отдельных наук и, возможно, не сводился бы к ним.

Иное понимание онтологии даёт американский философ Уиллард Куайн: в его терминах онтология — это содержание некоторой теории, то есть объекты, которые постулируются данной теорией в качестве существующих.

Основные понятия онтологии: бытие, структура, свойства, формы бытия (материальное, идеальное, экзистенциальное), пространство, время, движение.

Классич онтология стала разделом научной философии,кот. изучает сущностные основания всех форм бытия:природы и культуры, человека и общества,духовности.

Постклас онтология изуч отношения субъекта и объекта.А бытие рассм-ся в ней как культурологич,экзистенциальн,гносеологич понятие,т.о. метафизика и онтология-2 учения о бытии,имеющ. свой отличительный взгляд на него:научн-онтологич,близкий к религии-метафизич.

В современной онтологии исходным является категория материи.

Предмет метафизики и онтологии-конкретно- сущее,всё, что существует и,материально, и идеально, всё,что мыслимо и переживаемо.

Пространство и время показывают структурность и упорядоченностьбытия,общие формы координации объектов и их состояний. Пространство и время обладают всеми свойствами материи(всеобщность и объективность, абсолютность и относительность, несотворимость и неуничтожимость, неисчерпаемость,вечность и бесконечность, актуальность и потенциальность, прерывность и непрерывность, дискретность и контенуальность)

Движение как форма существования материи означает процессуальность бытия,это изменение вообще,это любое взаимодействие. Движению подвержены и материальные и идеальные процессы, оно атрибутивно.Есть 5 форм движения материи по Энгельсу:механическое,физическое,химическое,биологическое,социальное. Движение абсолютно,облад.всеми свойствами материи.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...