Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Возможность и действительность




Эти категории наиболее распространены. Ибо вся жизнь - это переход возможности в действительность. Они разрабатывались Платоном, Аристотелем, Дж. Бруно, материалистами 17-18 в.в.: Кантом, Гегелем.

Возможность - это то, что может произойти необходимым или случайным образом, совокупность предпосылок становления новой действительности, это то чего нет, но могло бы быть.

- отражает существования в предметах и процессах тенденции, которые при определенных условиях способны воплотиться в жизнь, породить нечто.

Действительность - осуществленная, реализованная возможность, это то, что есть.

В и Д - противоположности. Больший вес имеет действительность, которая включает в себя все возможности, но не одна возможность не может охватить всю действительность.

Д содержит в себе В, но для реализации В в новую Д нужны условия.

Не все В равнозначны. У одних больше шансов, у других меньше.

Классифицируются:

по обусловленности: реальные - необходимыми свойствами, связями. Формальные - случайными свойствами, связями.

Реальные: от условий реализации:

абстрактные (нет условий), конкретные (есть)

от результата реализации: прогрессия: регрессия, варианты

по категориям: в сути и в форме. в явлении и содержании

 

 

Сознание как форма отражения действительности чел-ом: его сущность, системная природа, стр-ра и функции. Стратегии исследования сознания в современной фил-фии.

Считается, что сознание – это специфический способ организации деятельности и отношения человека к миру, другому человеку и самому себе. Природным основанием появления сознания стало свойство отражения, существующее в различных формах в неживой природе, живой природе и обществе. Отражение – это способность материальных объектов воспроизводить в своих изменениях особенности и черты взаимодействующих с ними объектов. Таким образом, сознание – это высшая форма социального отражения действительности человека, субъекта, идеальный образ объективного мира. Как психическое явление сознание синкретично и представляет собой процессы кодирования вербальной инф-ции и инф-ции от 5 органов чувств. Оно опосредовано бессознательным, волевым, эмоционально-чувственным, духовным, рациональным состоянием человека и выражено в языке.

Сознание представлено на всех уровнях организации материи:

*в неживой природе отражение равнозначно диффузии, перемещении, деформации;

*в органической природе отражение есть в растительном мире и оно дифференцировано; в психике животных отражение показывает рефлекы условные и безусловные, инстинкты, сигнальную коммуникацию;

*в соц. природе отражение называется сознанием. Отдельными явлениями сознания выступает искусств. интеллект, вирт. реальность, озарение, пророчество, ясновидение, гениальность.

Функции сознания:

*познавательная (получение знаний о действительности)

*аксиологическая (сознание даёт оценку всем явлениям и выстраивает иерархию ценностей)

*регулятивная (сознание определяет цели деят-сти, методы их достижения, концентрирует энергию в избранном направлении)

*коммуникативная

Структура сознания:

(Бессознательное выступает предметом изучения психоанализа, где оно – это вытеснённое из сознания или не представленное в нём, иррациональное по принципу удовольствия. Эмоц-чувств. имеет соц. характер. Волевое воплощает сознание в действительность. Рациональное рефлексивно. Духовное возвышает человека).

Традиции изучения С.:

*классический подход – отражает формулу Декарта Cogito ergo sum (мыслю – следовательно существую)

*постклассический – Cogito ergo sum. Сознание – жизненный прорыв (Берксон), это воля (Шопенгаауэр), воля к власти (Ницше), бессознательное важнее сознания и т.д.

3 парадигмы изучения сознания:

*субстанциальная: идеальное имеет объективный характер. И еловек всего лишь приобщается к языку, к вечным идеям (Платон), к абсолютному духу (Гегель), сущему (Аристотель);

*функциональная показывает связи между словами и вещами (Фукко), бессознательностью и реальностью, мыслями и объектами;

*экзистенциальная изуч. сознание как способ привнесения смысла в собственную и социальную жизнь.

Проблема познаваемости мира, её позитивно-гноселогич. и агностич. решения, обусловленность ими развития рационализма и иррационализма

Для философии одной из важнейших мировоззренческих проблем является вопрос о познаваемости мира: «В состоянии ли человек получить достоверное знание о любом предмете или явлении действительности?» При ближайшем рассмотрении этого вопроса можно заметить, что он разделяется на 2 подвопроса:

Что является предметом нашего познания – внешний мир или наше сознание?

Можем ли мы в принципе познать этот предмет, т.е. иметь верные знания о его сущности и законах бытия?

В зависимости от ответа на эти вопросы в философии принято выделять следующие позиции: гносеологический оптимизм, агностицизм и скептицизм.

Гносеологический оптимизм утверждает, что мир познаваем, что человек в процессе своей познавательной деятельности в состоянии раскрыть сущность изучаемых явлений и вещей (классический марксизм).

Агностицизм – учение, представители которого отрицают (полностью или частично) принципиальную возможность познания сущности вещей и процессов, но при этмо мне отрицают сам факт существования сознания. Представители агностицизма: Гераклит, Р. Декарт, И. Кант, Д. Юм и др. (подробнее см. тему 31) Важно отметить, что понимание агностицизма как учения, отрицающего возможность познания мира, является неточным. Едва ли можно назвать философов, полностью отрицающих такую возможность. Агностицизм следует определить как учение, отрицающее возможность достоверного познания сущности материальных систем, закономерностей природы и общества.

Скептицизм – воздержание от суждений, уход от решения проблемы. Скептики говорят: «Я не знаю».

И так, с точки зрения гносеологического позитивизма – мир познаваем; этим и было обусловлено развитие рационализма как философского направления, признающего разум основой познания и поведения людей. Рационализму, в свою очередь, противостоит иррационализм –философ­ское учение, согласно которому решающим фактором в познании, в поведении людей, в мировоззрении, в ходе исторического про­цесса и общественного развития играют не силы разума, не рацио­нальное начало, а иррациональное. На передний план выдвигаются внемыслительные аспекты духовной жизни — воля, непосредственное созерцание, чувство, интуиция, бессознательное, мистическое озарение, вооб­ражение, инстинкт и т.п. Иррационализм с его принижением или отрицанием рационального познания следует отличать от агностицизма, утверждающего принципиальную невозможность объективного познания мира вообще. Таким образом, и иррационализм не отрицает возможность познания.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...