Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глобализационные концепции развития мирового сообщетва.




Разные авторы по-разному трактуют зарождение концепции глобализации. Ряд авторов называет создателем первой глобализационной концепции шотландца Адама Смита и француза Шатобриана.

Глобализация порождает много проблем. Так, процессы глобализации затрагивают не только экономику и политику, но и культуру, этос и т.д. Возможность национальных государств решать собственные проблемы снижается.

В третьем мире в настоящее время многие рассматривают потерю суверенитета в качестве платы за вступление в глобализированный мир. На самом же деле глобализация ведет в целом к снижению экономического роста.

С расширением глобализации развитие как основная цель политики уходит на задний план и вообще исчезает. Снижение значимости национальной политики подрывает ценность социальной справедливости, что выражается иногда в приходе фашизоидных правительств к власти с помощью насильственного нажима рынка.

В действительности же глобализация должна быть лишь средством, а не целью развития. Разные страны глобализируются самыми разными способами. К сожалению, общество не создало еще институтов, которые поставили бы глобализацию под социальный контроль и заставили бы ее служить людям.

Фактически концепция глобализации легитимизирует не только социальное неравенство в современном мире, но и отказ от борьбы за достижения социального равенства и в будущем.

Культурная сторона дела. Идет интенсивнейшая американизация быта многих стран мира.

 

57: Философские концепции взаимодействия человека – общества – природы: экологические ценности и проблемы современной цивилизации.

Признаки техногенной цивилизации согласно В.С. Степину:

*Приоритет науки, техники и технологий

*Ориентация на инновацию как важнейшую ценность общества

*Идеал деятельно-активного человека, преобразующего природный и социальный мир

*Прогресс с ориентацией на будущее

*Установка на отношение господства/подчинения к миру природы или миру людей.

Развивающееся на основе научно-технических достижений общество изменило не только свой социальный облик, но и облик всей планеты. Осмысление социальных последствий научно-технического прогресса привело к проблемам всемирного масштаба, которые стали обозначать как глобальные проблемы.

Глобальные проблемы – такие проблемы, которые затрагивают жизненные интересы всего человечества и от решения которых зависит его будущее существование. Для глобальных проблем характерно: Наличие планетарного характера; угроза деградации и гибели всего человечества; необходимость коллективной солидарности государств и общественных движений людей для их разрешения; потребность в быстром реагировании и др.

Взаимодействия человека и общества: демографические (проблема роста народонаселения), медицинские (проблемы здравоохранения, продолжительности жизни), социально-культурные (проблемы образования, сохранения национального культурного наследия).

Взаимодействия общества и природы: экологические проблемы (охрана окружающей среды, сохранение биологического разнообразия, освоение космоса и мирового океана, поиск альтернативных источников хозяйственной деятельности).

Деятельность Римского клуба (1968), его манифест о коллективной глобальной ответственности. Основной смысл докладов: истинные пределы человеческого роста определяются причинами не столько физического, сколько экологического, биологического и даже культурного характера. В этой связи Э.Ласло сформулировал концепцию глобальной солидарности, в которой главным критерием социально-экономического прогресса становится качество жизни.

Деятельность различных общественных организаций: «зеленые», «антиглобалисты» и др.

Установки технократической культуры привели к череде отчуждений в обществе – от природы как естественной среды обитания человека; от культуры как мира его духовных ценностей, людей друг от друга и т.д. В конечном итоге это привело к кризису техногенной цивилизации, поэтому сейчас речь идет о смене приоритетов в системе ценностей и переходе к новому типу цивилизационного развития.

 

58: Принципиальные черты, основные школы и историческая роль философской мысли древнего Востока.

Философия древнего Востока и Запада несовместимы: в них заметны различные понимания одного и того же. А именно:

1.Космоцентризм восточной философии (сохранение космической гармонии). Космоцентризм в Европе – это мировой хаос, который следует упорядочить.

2.Традиционализм вост. фил. (незыблемость правил), а в Европе это понятие весьма условное, т.к. принята рациональность, критическое мышление и концептуальность.

3.Антропоцентризм и коллективизм вост. фил., а в Европе индивидуализм и идеалы автономной личности.

4.Социоцентризм вост. фил. (сильное гос-во по принципу иерархии), а в Европе – свобода и демократия.

5.Адаптационная картина мира восточной философии, а в Европе – агрессивная, техногенная и захватническая.

Философия древней Индии возникла в I тыс. до н.э. и базирована на литературном памятнике «Веды» (священное знание). Определяется наличием 6 ортодоксальных школ, поддерживающих авторитет Вед и называемых «Астика», и 4 неортодоксальных школ – против Вед. Веды как текст состоят из 5 автономных корпусов: Ригведа (книга гимнов), Брахманы (комментарии к гимнам), Сутры (афоризмы), Яджурведа (формулы жертвоприношений), Упанишады (религиозно-философские наставления). Именно в Упанишадах прописаны основные понятия брахманизма. Астика имеет также название брахманизм или индуизм. 6 школ: 2 касаются логики мышления, 2 – методики освобождения духа, 2 – ритуалы. Основные понятия Упанишад: Брахман – безличное абсолютное духовное начало, Атман – душа мира, Сансара – цепь перевоплощений, Карма – связь поступков со следствием, Мокша – учение об освобождении, Майя – иллюзия и т.д. Согласно брахманизму, каждый человек в состоянии достичь Атмана и выйти из круга Сансары. Неортодоксальные школы: буддизм, джайнизм (аскетика), адживика (предопределенность всех явлений), локаята (религиозные наставления). Протесты: нет брахмана, есть пустота как сущность; нет атмана, есть дхарма (изменяемость сущего); нет мира – всё иллюзия и страдание; цель жизни человека – Нирвана (вечный покой, блаженство). Будда (Сиддхартха Гаутама) исповедовал 4 истинных страдания и восьмеричный путь. Истины: жизнь человека – страдание и означает цепь перевоплощений; причина страданий – привязанность к жизни и её удовольствиям; прекращение страданий предполагает отказ от желаний, собственного «Я» и достижения нирваны; путь к прекращению страданий восьмеричный и означает правильные мысли, намерения, речь, действия, образ жизни, абсолютное внимание, волю и сосредоточенность. В итоге достигшие нирваны освобождаются от сансары.

Философия древней Индии оказала влияние на китайскую и мировую философию и многое в ней имеет религиозный характер.

Древнекитайская философия возникла в 12 веке до н.э. и базирована на литер. памятн. Шу Цзин (книга истории), Цзын (книга перемен), Ши Цзын (книга песен). Общий культ – культ неба и порядок в поднебесной. Золотой век китайской философии – 6-3 вв. до н.э. В 6 в до н.э. возник даосизм (религиозно мистическое учение Лао Цзы). Даосизм – китайская метафизика, построенная на абстрактных принципах У-Вэй (не навреди, невмешательство). Дао в переводе – путь, естественный ритм жизни космоса, закон гармонии, сверхчувственная реальность. Главная заповедь – следование Дао. Оппозиция Инь Ян – два предела, ограничивающие круги перемен. Их равновесие поддерживает энергия Цзы. Не маловажно и знание мудрости. В итоге даосизм – абстрактная картина мира, где есть два начала, они взаимодействуют и помогают следовать принципу Дао.

Конфуцианство – социально политическая и рационально практическая философия. Основоположник Кун Цзы (6-5 вв. до н.э.). Сильное гос-во, богатое общество, традиция и личная ответственность. Жень (гуманизм отношений, при котором уважают старших и заботятся о младших, поддержание культа семьи и справедливости), Ли (ритуал, правила благопристойности), благородный муж – человек терпеливый, мудрый, добропорядочный.

Даосизм и Конфуцианство характеризуют и современную философия Китая и Индии.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...