Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Язык Ф.Философские категории как мировоззренческие основания и универсалии культуры.




Философия создает свой собственный язык — язык кате­горий, предельно широких понятий, обладающих статусом все­общности и необходимости. Они настолько широки, что не мо­гут мыслиться составляющими других более широких понятий. Причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действительность и др. — примеры философских категорий.

Специфика философских категорий.

Понятия - язык науки, без которого она суще­ствовать не может. Язык - информационно-знаковая система, способ и средство существования и передачи мысли.

Категории - это движущаяся мысль, процесс, отражающий и выражающий связи во взаимопереходах, в развитии, взаимо­обусловленности. Именно поэтому они составляют основу раз­вивающейся мысли. Категории отражают не единичную связь, а систему наиболее общих, подвижных, динамичных связей, та­кая система взаимосвязанных понятий составляет фундамент философской науки

Под универсалиями культуры я понимаю категориальные формы (их часто называют категориями культуры), посредством которых закрепляется социально-исторических опыт; он как бы упаковывается в них и передается от поколения к поколению. Универсалии - это способы закрепления и формы трансляции социально-исторического опыта

Универсалии культуры, не тождественны философским категориям. Универсалии культуры могут существовать относительно независимо от философских категорий, они существуют и в таких культурах, где нет философского знания, где оно еще не возникло

Каждая историческая эпоха в универсалиях своей культуры выражает характерные для нее ценности и жизненные смыслы. И философия эти смыслы пытается "вытянуть" из недр культуры, поставить на суд разума, как-то критически их определить.

 

Диалектические категории единичного, особенного, общего. Диалектика единичного и общего, закон их объективной взаимосвязи

Все три закона содержат сумму категорий диалектики. Есть ещё 7 парных категорий- не основных законов диалектики.

1)Единичное и общее.

Понятия невозможны сами по себе, они едины. Единичное- уникально, общее- типично, особенное- специфично. По содержанию единичное богаче общего. Эти категории связаны с законом обратного отношения: чем шире объём, тем уже содержание. Индивидуальность- единичное.

Первая пара категорий единичное - особенное - общее.

Исторически категории входили в диалектику либо из онтологии, либо из гносеологии или логики. Но каждый философ начинал с поисков Е,О,О. Ведь задача философии - поиск сущности, а сущность есть нечто общее.

Единичное - относительно обособленный объект, процесс со всей совокупностью присущих ему признаков, неповторимых, присущих только данному предмету сторон, черты свойств.

Единичное - отличая данный предмет от другого, по его пространственным, временным и иным свойствам, от них в том числе подобных ему предметов. Тем самым в этих свойствах отражается качественная определенность предмета, их индивидуальность.

Но во всяком отдельном, единичное (как в проявлении материи) есть черты которые повторяются - это общее.

Общее - категория для обозначения повторяющихся сходных черт, признаков принадлежащим многим вещам, группе или (общее в том, что сержанты) единой суммой связей. Но общее может быть разной степени общности, пределом является всеобщее. Гранью - отличающее от единичного является ее

Особенное - категория для обозначения таких признаков, которые повторяются в некоторой совокупности предметов данного рода, то есть такое общее, категория в одной связи выступает как общее, а в другой, как единичное (т.е. указывает на отличительные признаки).

Философы по разному рассматривают общее:

Номиналисты - общее лишь понятие, реально же существуют единичные вещи.

Реалисты - общее столь же, а то и более реально, чем единичные предметы.

Диалектика Е и О:

Е и О противоположности. Единичное имеет тенденцию не повторяться, общее имеет тенденцию к повторению в других вещах. Их взаимодействие является источником развития отдельного.

В движении бытия есть тенденция устойчивости и изменчивости: общее - устойчиво, а единичное - изменчиво.

Единичное тесно связано с другим единичным.

Всякое единичное богаче общего, так как имеет свои исторические признаки. Однако общее глубже единичного, так как является сущностью предмета.

Общее существует лишь в отдельном, оно есть лишь частичка отдельного. Всякое общее лишь частично, приблизительно охватывает отдельные предметы.

Единичное - всегда существует в связи, которая ведет к общему

 

Материальная сфера жизни общества, её структура и роль в общественном развитии. Понятие способов производства

Материальная сфера -это сфера функционирования произ­водства, непосредственного воплощения в жизнь достижений научно-техниче­ского прогресса, реализации всей совокупности производственных отношений людей, в том числе отношений собственности на средства производства, об­мена деятельностью и распределения материальных благ.

Материальная сфера включает в себя:

- производство – распределение - об­мен - потребление материальных благ.

Материальная сфера выступает как экономическое пространство, в ко­тором организуется хозяйственная жизнь страны, осуществляется взаимодейст­вие всех отраслей экономики, а также международное экономическое сотруд­ничество. Здесь непосредственно воплощаются в жизнь экономическое созна­ние людей, их материальная заинтересованность в результатах своей производ­ственной деятельности, а также их творческие способности. Здесь же реализу­ется деятельность институтов управления экономикой. В экономической сфере осуществляется взаимодействие всех объективных и субъективных факторов развития экономики. Значение данной сферы для развития общества является основополагающим.

Способ производства – исторически конкретное единство производительных сил и производственных отношений. Данное понятие характеризует деятельность общества по производству материальных ценностей и находится в тесной связи с уровнем развитием производительных сил, а также с характером и содержанием общественных отношений. Каждому исторически определённому состоянию производительных сил соответствует свой способ производства.

 

 

Категории части и целого. Понятия структуры и системы (системного объекта), их методологическое применение в анализе языковых явлений.

Часть- элемент целого, а целое не просто сумма частей, но система, и во всяком целом есть структура как способ организации, органичность и уникальные способы взаимосвязи частей. Система структурного подхода позволяет их рассмотреть. Целое не тождественно сумме частей.

Под частями понимали такие “предметы”, которые в своей совокупности образуют новые, более сложные предметы. Целое же рассматривалось как результат сочетания частей того или иного предмета. Если говорить более просто, то целое считалось простой суммой своих частей.

Однако постепенно в науке и философии складывалось убеждение, что свойства целого несводимы к набору свойств его частей, его составляющих. Но оставалось неясным, в чем же заключается секрет целостности. Ответить на этот вопрос на основе метафизического мышления не удается. Ключ к решению дает диалектика: тайна целостности, ее несводимости к простой сумме частей заключается в связи, объединяющей предметы в сложные комплексы, во взаимовлиянии частей. Таким образом, был открыт, сформулирован принцип целостности, играющий важную роль в развитии знаний и практики.

Роль принципа целостности в современном научном и философском анализе, а также в других формах осмысления действительности исключительно велика. Ориентация на данный принцип позволяет преодолеть ограниченные способы уяснения, преобладавшие на прежних стадиях познания: элементаризм (разделение сложного на простые составляющие), механицизм (понимание целого лишь как суммы частей), редукционизм (сведение сложного, более высокого по уровню развития к простому).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...