Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Случаи, в которых не рекомендуется использовать в повторной ссылке словосочетание Там же




1. Если в тексте используются подстрочные ссылки и повторная ссылка полностью идентична первичной (повторяется та же страница того же произведения), то рациональнее вместо повторной ссылки Там же приводить знак сноски с тем же номером, который связывает первую ссылку с основным текстом. Напр.:

В тексте:

Так, нет оснований возражать Гегелю, когда он пи­шет: «Солнце, луна горы, реки, вообще окружающие нас предметы природы, суть, они обладают для сознания ав­торитетом, внушающим ему, что они не только суть, но и отличаются особенной природой, которую оно при­знает и с которою они сообразуются в своем отношении к ним, в своем трактовании их и пользовании ими»1. Но Гегель сразу же добавляет: «Авторитет нравственных законов бесконечно выше, потому что предметы приро­ды воплощают разумность лишь внешне и разрозненно и скрывают ее под образом случайности»1.

1 Гегель. Соч. М.-Л., 1934. Т. 7. С. 182.

2. Слова Там же не приводятся, если на протяжении всего текста даются ссылки только на один документ, в данном случае в соответствующем месте текста в круг­лых скобках указывают только номера страниц. Напр.:

В тексте:

Опираясь на обширный материал из «предыстории социологии» (от Аристотеля до Сен-Семона), Гофман приходит к выводу, что «социология родилась из соеди­нения идей общества с идеей науки об обществе» (с. 36). А поскольку становление социологии происходило в оп­ределенную историческую эпоху и идея общества «раз­вивалась вместе с идеей его неправильного устройства» (с. 33), деятельность Сен-Симона (которого Гофман с полным основанием считает одним из отцов социоло­гии или, по крайней мере, одним из самых значительных «предтеч») «положила начало формированию одновре-мено двух форм мировоззрения: социалистической и со­циологической...» (с. 34).

3. Не рекомендуется применять повторную ссылку с обозначением Там же, когда она отделена от первой ссылки текстом примечаний.

4. Не рекомендуется применять повторную ссылку с обозначением Там же при переходе ее на следую­щую страницу.

Замена основного заглавия другими типовыми ус­ловными обозначениями (Указ. соч.; Цит. соч.; Назв. соч.). В научной литературе, если ссылки даются на од­но произведение данного автора, допускается заме­нять основное заглавие и следующие за ним повторя­ющиеся элементы типовым условным обозначением, в качестве которого могут выступать следующие сло­восочетания: Указ. соч., Цит. соч., Назв. соч. и т. п. Данный прием нельзя использовать, если необходимо ссылаться на несколько разных произведений одного автора. Напр.:

Первичная ссылка:

Жуков В.И. Россия: состояние, перспективы, проти­воречия развития. М.: Союз, 1995. С. 50. Повторная ссылка:

Жуков В. И. Указ. соч. С. 151. или

Жуков В.И. Назв. соч. С. 151. или

Жуков В.И. Цит. соч. С. 151.

Выбор типового условного обозначения зависит от 484 характера текста, к которому относится ссылка. В целях единообразия оформления в пределах одного из­дания следует пользоваться одним словосочетанием. При необходимости можно употреблять одновремен­но словосочетания Цит. соч. и Указ. соч. (или Назв. соч.), в данном случае к первому прибегают при ссыл­ках на источники цитат, а к одному из вторых — во всех остальных случаях.

 

Применение словосочетаний Он же; Она же; Они же Если в группе библиографических ссылок под од­ним номером приводятся подряд работы одного автора (авторов), то в заголовке описания допускается заме­нять фамилию автора (авторов) словами Он же, Она же, Они же и т. п. Напр.:

1 См., напр.: Выгодский Л.С. Избранные психологиче­ские исследования. М., 1965; Он же. Развитие высших психических функций. М., I960; Он же. Психология ис­кусства. М., 1965.

Ссылка может содержать одновременно разные виды сокращений. Напр.:

 

Р.С.Белкин, при разъяснении данной концепции, предупреждает: «Розовые очки концепции «бесконф­ликтного следствия» только искажают действительность. Это средство не защиты закона и морали, а их нарушения»

Белкин Р.С. Курс советской криминалистики. М., 1979. Т. 3. С. 85; См. также: Там же. С. 80 — 85; Он же. Криминалисти­ка: проблемы, тенденции, перспективы: От теории к практике. М., 1988. С. 98-103.

■ 7. Иллюстративное оформление текста____

Иллюстрация (от лат. illustratio — освещение, на­глядное изображение) — это объяснение с помощью наглядных и убедительных примеров (рисунков, фото-тографии и др.)13. В научных произведениях иллюст ративное изображение может быть представлено в форме таблицы, схемы, диаграммы, графика и т. п. Выбор формы иллюстративного материала главным образом зависит от цели и характера научного произ­ведения.

К иллюстрациям в научных произведениях предъ­являются следующие основные требования: во-пер­вых, иллюстративное изображение должно быть до­статочно научно и технически достоверным; во-вто­рых, тесно и органически связано с текстом; в-третьих, оформлено в соответствии с действующими нормативными документами.

В большинстве научных произведений, в том числе курсовых, дипломных и диссертационных работах гу­манитарного характера, наиболее часто в тексте ис­пользуются таблицы и выводы.

Таблица (польск. tablica, от лат. tabula — доска, таблица) — перечень сведений, цифровых данных, расположенных в определенном порядке по графам, а также печатный материал, сгруппированный в виде нескольких столбцов (граф), которые имеют самосто­ятельные заголовки и отделены друг от друга линей­ками14.

Таблицы широко применяются в научных произве­дениях, так как благодаря им облегчается восприятие текста, насыщенного однородными сведениями, при­веденный в них материал систематизирован, цифры выступают на первый план, слова не повторяются и т. п. Слова и цифры в таблице размещены в особом порядке, они приводятся в вертикальных строках та­ким образом, что одновременно каждый элемент — это составная часть и строки, и графы. Такое размеще­ние позволяет читателю устанавливать взаимосвязь между табличными данными без всяких слов.

Таблицы по содержанию делятся на аналитические и неаналитические. Аналитические таблицы являют­ся результатом обработки и анализа цифровых пока­зателей. После таких таблиц обычно делается обобще­ние в качестве нового знания, вводимого в текст следу­ющими словами: «Из таблицы видно, что...»; «Таблица позволяет заключить, что...»; «Таблица позволяет сде­лать вывод...» и т. п. Подобного рода таблицы позволя­ют выявлять и формулировать определенные законо­мерности.

В неаналитических таблицах, как правило, приво­дятся необработанные статистические данные, кото­рые необходимы только для информации или конста­тации фактов.

Структура таблица обычно состоит из следующих элементов1:

— нумерационного заголовка (порядковый номер
* таблицы);

— названия таблицы (тематический заголовок);

 

— заглавной части, расположенной в верхней части
(головка);

— основной части (боковика слева и прографка —
вертикальные (графы, колонки, столбцы) и гори­
зонтальные (строки, ряды).

Слово «таблица» пишется полностью без сокраще­ния, с прописной буквы и помещается в правом верх­нем углу листа над тематическим заголовком. Все таб­лицы в научных произведениях должны иметь поряд­ковый номер. Нумеруются таблицы арабскими цифрами. Порядковый номер таблицы приводится без знака «№» перед цифрой и точки после нее. Ниже, по­середине страницы, приводится название (тематичес­кий заголовок) таблицы с прописной буквы и без точ­ки на конце. Напр.:

Нумерационный заголовок Таблица 7 Тематический заголовок Название таблицы

Тематический заголовок (название таблицы) дает­ся, если таблица имеет более или менее самостоятель­ное значение. Он должен быть кратким и адекватно отражать содержание таблицы.

Не допускается сокращать в тематическом заголов­ке слова, кроме общепринятых и единиц измерения.

В тексте на каждую нумерованную таблицу дается соответствующая ссылка. Напр.:

Результаты исследования приведены ниже (табл. 7). В табл. 7 приведены результаты проведенного иссле­дования.

Если ссылка на одну и ту же таблицу повторяется, то добавляется сокращенное слово «см.» (смотри). Напр.:

Как указывалось раньше (см. табл. 7)...

Если в научном произведении приводится только одна таблица, тогда номер ей не присваивается и свер­ху над ней слово «таблица» не пишется. В тексте науч­ного произведения при ссылке на таблицу в данном случае слово «таблица» пишется полностью, без сокра­щений. Напр.:

Как видно из таблицы...

По приведенным результатам (см. таблицу) видно...

Если необходимо сделать ссылку сразу на несколь­ко таблиц, то слово «табл.» указывается только один раз. Напр.:

Цифровые данные, полученные в результате прове­денного исследования и приведенные в табл. 2, 3 и 7, поз­воляют сделать вывод, что...

Заголовки и подзаголовки граф (в головке) таблицы должны быть по возможности краткими, максимально ла­коничными и адекватно отражать содержание. Они при­водятся в именительном падеже единственного числа.

Заголовки граф пишутся с прописной буквы и без пунктуационного знака (точки, двоеточия) в конце. Каждый заголовок над графой должен относиться ко всем данным, помещенным в данной графе. Заголовки, относящиеся к большинству или ко всем столбцам, следует выносить в общий заголовок таблицы. Также рекомендуется однородные заголовки отдельных граф с повторяющимися словами и обозначениями объеди­нять в общие заголовки.

Подзаголовки граф пишутся со строчной буквы, ес­ли они грамматически составляют одно предложение с заголовком графы, и с прописной буквы, если они са­мостоятельны. Пунктуационные знаки (точка, двоето­чие) в конце подзаголовка также не ставятся.

Заголовки строк (в боковике) должны быть также по возможности краткими и лаконичными. Они пи­шутся с прописной буквы, в именительном падеже единственного числа и без знака препинания в конце. Высота заголовков строк должна быть не менее 8 мм. Каждый заголовок строки в боковике должен отно­ситься ко всем данным этой строки. Если в заголовках строк повторяются слова, то их следует выносить в объединяющие рубрики, при этом общие для всех за­головков строк слова помещают в заголовок над боко­виком.

Цифровой материал таблицы так же, как и основ­ный текст печатают через 2 интервала, а текст головки боковика допускается печатать через 1,5 интервала.

Небольшие таблицы печатаются непосредственно после текста, к которому они относятся. Таблицы, за­нимающие больше половины страницы, следует печа­тать на отдельных листах и помещать за страницей с первой ссылкой на эту таблицу.

Если размер таблицы превышает размер стандарт­ного листа бумаги, то ее нужно давать с продолжением на нескольких страницах. При этом продолжение и окончание таблицы следует соответственно отмечать.

Напр.: Таблица 2 Продолжение таблицы 2 Окончание таблицы 2

При переносе таблицы на другую страницу заголо­вок таблицы не повторяется. На всех следующих стра­ницах следует повторять только головку таблицы. Если головка громоздка, то допускается ее не повторять. В этом случае на первой странице таблицы обязатель­но пронумеровываются графы, нумерация которых потом повторяется на всех последующих страницах.

Не следует включать в таблицу графу «№ п.п.» («Номер по порядку»), так как в большинстве случаев она не нужна. Допускается нумерация граф и строк только в том случае, если в тексте на них есть ссылки.

Вертикальная графа «Примечания» допустима лишь в тех случаях, когда в ней содержатся данные, от­носящиеся к большинству строк таблицы, если приме­чания единичны, то целесообразнее давать их в виде сносок под таблицей.

При заполнении таблицы однородные числовые дан­ные располагают так, чтобы классы чисел располагались точно один под другим: десятки под десятками, сотни под сотнями, тысячи под тысячами, десятые доли под де­сятыми долями и т. д. Повторяющиеся цифры нельзя за­менять кавычками или другими знаками. При отсутст­вии данных нельзя оставлять в графе таблицы пустое ме­сто, в этом случае в графе таблицы ставят знак тире. Кавычки, как правило, ставят в таблице тогда, когда в столбце повторяется одно или несколько слов.

Все сведения (одинаковая размерность, повторяю­щиеся по всей графе математические знаки), которые могут быть внесены в заголовок графы, не следует по­мещать в тексте таблицы. Также не рекомендуется вносить в таблицу такие величины, которые выража­ются для всех строк одинаковыми цифрами, такие ци­фры удобнее приводить в основном тексте.

Довольно часто бывает полезно заключенную в таб­лицу информацию, для большей наглядности, предста­вить в виде рисунка — графика или диаграммы.

Таблицы, опубликованные в печати, должны обяза­тельно помещаться в тексте научного произведения со ссылкой на источник.

Не следует облекать в табличную форму простые материалы, которые можно достаточно ясно и кратко изложить в самом тексте или изобразить в виде так на­зываемых «выводов», разновидности таблиц.

Выводы — это таблица без вертикальных и гори­зонтальных линий, то есть организованный в колонки и строки материал, который не разделен линейками и непосредственно продолжает текст. Вывод содержит боковики, отточия и одну или две графы (столбца).

Как правило у вывода нет тематического заголовка, так как он является непосредственным продолжением излагаемого текста и грамматически связан с вводной фразой текста. В большинстве случаев графы выводов не озаглавлены. Обычно не требуется заголовок и над боковиком, так как его содержание определено текстом.

Если в выводах вертикальный ряд один, то единицы измерения ставят рядом с цифрами, а если вертикаль­ных рядов два и больше — то в боковике.

В порядковую нумерацию таблиц выводы не вклю­чают, так как они не нумеруются и всегда располага­ются в том месте текста, где на них ссылаются, т. е. продолжают текст к ним относящийся.

Включенный в таблицу текст должен быть удобочи­таемым и служить аргументом, подтверждающим или иллюстрирующим слова автора.

Основные понятия

Аспект, гипотеза, дедукция, идея, индукция, ин­формация, категория, концепция, краткое сообщение, ключевое слово, метод исследования, методология на­учного познания, научная тема, научная теория, науч­ное исследование, научное познание, научный доклад, научный отчет, научный факт, обзор, объект исследо­вания, предмет исследования, принцип, проблема, тео­рия, умозаключение, фактографический документ, аспекция, композиция, рубрикация, библиографичес­кое описание, краткое библиографическое описание, расширенное библиографическое описание, полное библиографическое описание, монографическое биб­лиографическое описание, аналитическое библиогра­фическое описание, сводное библиографическое опи­сание, цитата, пересказ.

Вопросы для обсуждения на семинарском занятии

1. Аспекция научного произведения.

2. Композиция научного произведения (дипломной
работы).

3. Рубрикация научного произведения.

4. Правила оформления текста дипломной работы.

5. Правила оформления иллюстративного материала.

6. Схема расширенного монографического описания однотомного издания.

8. Особенности библиографического описания мно­готомного издания. Особенности составления аналитического описания — составной части книги или сериального издания.

9. Особенности описания диссертационных работ и авторефератов.

 

10. Особенности описания архивных источников.

11. Особенности описания литературных источников из интернет.

12. Виды построения библиографических списков в научных изданиях.

13. Классификация библиографических ссылок.

14. Применение и оформление разного рода ссылок.

15. Классификация библиографических описаний.

16. Цитата. Типичные ошибки, допускаемые при цитировании.

17. Общие требования, предъявляемые к цитирова­нию. Отклонения, допускаемые при цитировании.

18. Правила, связанные с написанием прописных и строчных букв в цитируемом тексте.

19. Правила, связанные с употреблением знаков пре­пинания в цитируемом тексте.

20. Случаи возможности цитирования по цитате и ис­пользования пересказа.

21. Общие требования к представлению и оформле­нию иллюстративного материала.

22. Аналитические и неаналитические таблицы.

23. Схема построения таблицы.

24. Правила переноса таблицы на другие страницы.

25. Основные способы графического представления текста.

Задания для самостоятельной подготовки

1. Заказать в библиотеке найденные по теме курсо­вой работы литературные источники и, проанализиро­вав приведенные в них библиографию и предметные указатели, составить новый расширенный список об­наруженной по теме курсовой работы литературы.

2. Составить список всех общепринятых условных сокращений.

3. Привести примеры разным образом составлен­ных цитат (цитата воспроизводит только часть предложения цитируемого текста: а) цитируемый текст идет Час после точки; б) цитата вводится в середину авторскогопредложения студента; в) цитата органически входит в состав авторского предложения студента и т. д.), при этом в каждом случае использовать все виды ссы­лок (внутритекстовые, затекстовые и подстрочные; первичные и вторичные). В качестве цитируемого тек­ста использовать статью Кареева Н.И. «Огюст Конт как основатель социологии», опубликованную в хрес­томатии «Социология в России» (М., 1997).

4. Изобразить с помощью разного рода графиков и диаграмм уровень знания изучаемых на курсе дисциплин в зависимости: от ведущего лектора, от препо­давателя семинарских занятий, от цели поступления на факультет, от дня недели, от познавательного интереса и других, важных на ваш взгляд, факторов. Полученную информацию проанализировать. Результаты предста­вить в виде статьи со ссылками на полученные графики. Подготовить исследовательский реферат (миникурсовую работу, оформленную с учетом всех требований, предъявляемых к печатным работам) объемом не менее 0,5 п. л. Реферат обязательно дол­жен содержать: титульный лист, оглавление, введе­ние, минимум одну главу основной части курсовой работы (в тексте должны быть приведены правильно оформленные цитаты и ссылки на них, а также разно­го рода иллюстративный материал), список литерату­ры, приложения.

Литература

1. Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологиче­ских исследований: Учеб. для высш. учеб. заведе­ний. М.: Аспект Пресс, 1995. 286 с.

2. Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления. ГОСТ 7.1-84. Взамен ГОСТ 7.1-76; Введ. 01.01.86. Изд. офиц. М.: Изд-во стандартов, 1995. 76, [2] с.

3. Библиографическое описание документа: Инструкт.-метод. указания к внедрению ГОСТа 7.1-84 / Междувед. каталогизац. комис. при Гос. б-ке СССР им. В.И. Ленина; [Сост.: Н.И. Герасимова, Н.И. Надарейшвили]. М: ГБЛ, 1985. 94 с.

4. Бурдин К.С., Веселое П.В. Как оформить научную
работу. М: Высш. шк., 1973. 150 с. Б.Демидова А.К. Пособие по русскому языку: Науч­ный стиль. Оформ. науч. работы: [Для студентов-иностранцев]. М.: Рус. яз., 1991. 202 с.

6. Мильчин А.Э., Чельцова Л.К. Справочник издателя и автора: редакционно-издательское оформление издания. М.: Олимп, 1999. 685 с.

7. Памятная книжка редактора / Сост.: В.А. Абрамов и др.; Редкол.: В.И. Бражников и др. М.: Книга, 1980. 288 с.

8.Приходько Я.Г. Азбука исследовательского труда. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1979. 93 с. 9. Словарь-справочник автора / [Э.И. Гаврилов, Л.И. Фрид, А.Э. Мильчин и др.; Сост.: Л.А. Гильберг, Л.И. Фрид; Общ. ред. и словник А.Э. Мильчина. М: Книга, 1979. 301 с. 10. Справочная книга редактора и корректора: Ред.-техн. оформл. изд. / [В.А. Абрамов, Л.М. Гордон,

B.C. Ершов и др. ]; Сост. и общ.ред. A.M. Мильчина. 2-е изд., перераб. М.: Книга, 1985. 576 с.


СОДЕРЖАНИЕ

Введение: практика, теория, исследование.. 3

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...