Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные требования к оформлению научной работы




Монография (от греческого monos — один, единст­венный + grapho — пишу) научный труд, в котором подробно и всесторонне исследуется и освещается од­на проблема, тема или вопрос.

Брошюра (от французского — brochure), печатное издание небольшого объема (в международной прак­тике от 5 до 48 страниц), обычно издаваемое без пере­плета. Одна из удобных форм публикаций обществен­но-политического и научно-популярного характера.

Диссертация (от латинского dissertatio — рассуж­дение, исследование) — специальная форма научного исследования, которая подготовлена соискателем (диссертантом) для публичной защиты на заседании специализированного Совета определенного высшего учебного заведения или научно-исследовательского учреждения (научно-производственного объедине­ния) и получения ученой степени.

В «Положение о порядке присуждения научным и научно-педагогическим работникам ученых степеней и присвоения научным работникам ученых званий» от­мечены основные требования, предъявляемые к дис­сертациям: «Диссертация на соискание ученой степени доктора наук должна быть научной квалификационной работой, в которой на основании выполненных автором исследований разработаны теоретические положения, совокупность которых можно квалифицировать как но­вое крупное достижение в развитии соответствующего научного направления, либо осуществлено решение на­учной проблемы, имеющей важное социально-культур­ное, народно-хозяйственное или политическое значе­ние, либо изложены научно обоснованные техничес­кие, экономические или технологические решения, внедрение которых вносит значительный вклад в уско­рение научно-технического прогресса».

«Диссертация на соискание ученой степени кандида­та наук должна быть научной квалификационной рабо­той, в которой содержится решение задачи, имеющей существенное значение для соответствующей отрасли знаний, либо изложены научно обоснованные техниче­ские, экономические или технологические разработки, обеспечивающие решение важных прикладных задач».

Таким образом диссертация является квалификацион­ной научной работой в определенной области науки, кото­рая имеет внутреннее единство, содержит совокупность научных результатов, научных положений, выдвигаемых диссертантом (докторантом, соискателем) для публичной защиты, а также она свидетельствует о личном вкладе дис­сертанта в науку и его качествах как ученого.

Объем текста кандидатской диссертации строго не рег­ламентирован и обычно находится в пределах 150 страниц машинописного текста, который напечатан через два ин­тервала на листах стандартного формата А4. По гумани­тарным наукам допускается увеличить объем на 20 — 30%.

Параллельно с завершением диссертационной ра­боты соискатель должен написать автореферат.

Автореферат — содержит краткое изложение авто­ром своего научного произведения. В нем дается обос­нование структуры диссертационной работы, излага­ются основные идеи и выводы диссертации, показыва­ется вклад автора в проведенное исследование, а также степень новизны и практическая значимость результатов исследования. В конце приводится список опубликованных соискателем работ по теме в соответ­ствии с требованиями ГОСТ 7.1-84. Как правило, авто­рефераты пишут соискатели (диссертанты, докторан­ты) на ученую степень кандидата или доктора наук.

Автореферат на правах рукописи печатают через 1,5 интервала типографским способом, офсетной печатью или на ротапринте, в количестве экземпляров, опреде­ляемом диссертационным советом (обычно тираж око­ло 60—120 экз.). Объем автореферата для кандидатской диссертации не должен превышать один печатный лист1, а для докторской диссертации — двух печатных листов. В области гуманитарных наук допускается уве­личивать автореферат до 1,5 и 2,5 печатного листа соот­ветственно. Рисунки, таблицы, графики, схемы и т. д. включают только в том случае, если они или отражают основное содержание текста или сокращают текст.

Дипломная работа — это «выпускная исследова­тельского характера работа студентов в некоторых высших и в средних специальных учебных заведени­ях»2, а дипломный проект — это «выпускная исследо­вательская работа студентов в ряде высших техничес­ких и учащихся некоторых средних специальных тех­нических учебных заведений. Включает расчеты, чертежи и объяснительную записку с обоснованием технико-экономической целесообразности предложе­ний и расчетно-конструкторские данные»3.

Выполнение дипломной работы представляет со­бой заключительный этап обучения студентов в вузе. Целью дипломной работы является:

— систематизация, закрепление и расширение полу­ченных за годы обучения в вузе теоретических и практических знаний по специальности, а также применение данных знаний при решении конкрет­ных научных, производственных и т. п. задач;

— развитие навыков самостоятельной работы и овладе­ние методикой исследования и экспериментирования;

— выяснение степени подготовленности студентов к самостоятельной работе в современных условиях.

Дипломная работа должна соответствовать ряду тре­бований, важнейшими из которых являются следующие:

— актуальность темы, соответствие ее современному состоянию и перспективам развития конкретной отрасли науки, а также направленность на решение практических задач;

— глубокое изучение и критический анализ литерату­ры (монографий, периодической и нормативной литературы и т. д.) по теме дипломной работы;

— рассмотрение состояния исследуемой проблемы на практике;

— формулирование обстоятельных выводов и прак­тических рекомендаций.

Научная работа, независимо от ее характера и тема­тической направленности, должна отражать логику Один печатный лист — это 40000 печатных знаков или около 24 — 25 стр. машинописного текста через два интервала или компьютерного — через полтора.

проведенного конкретного исследования, все это нахо­дит свое выражение в структуре научного произведе­ния (в композиции, рубрикации, оглавлении и других формальных элементах). Любое научное произведение представляет собой оформленное содержание научных фактов, гипотез, теорий или открытий. При оформле­нии результатов научных изысканий перед исследова­телем встает важная задача: обеспечить соответствие формы содержанию, а этому в значительной степени способствует правильное оформление научной работы, т. е. оформление в соответствии с правилами и требова­ниями нормативных документов.

В связи с тем, что данное учебное пособие в основ­ном ориентировано на студентов, обучающихся в уни­верситете, для которых важнейшим научным исследо­ванием будет являться диссертация, поэтому общая схема хода научного исследования будет подробно рассмотрена на примере написания диссертации.

При оформлении научного произведения, в том чис­ле диссертации, исследователь обязан выполнять ряд требований, которые совпадают с требованиями, предъявляемыми к оформлению результатов научно-исследовательских работ, закрепленных в соответству­ющих нормативных и инструктивных документах4. При написании данного раздела, кроме вышеперечис­ленных гостовских документов, был также использован ряд учебных и методических пособий, в которых так же много полезных и нужных советов и рекомендаций.

4 Например, правила рубрикации представлены в ГОСТ 7.10-70 «Система информационно-библиографической документации. Оглавление журналов и периодических изданий», правила биб­лиографического описания изложены в ГОСТ 7.1-84 «Библиогра­фическое описание документа. Общие требования и правила со­ставления» (утвержден Постановлением Государственного Коми­тета СССР по стандартам от 31.03.84 № 1167, взамен ГОСТ 7.1-76, введен с 01.01.86), приемы сокращения слов и словосочетаний в библиографическом описании приведены в ГОСТ 7.12-93, ГОСТ 7.12-77 (СТ СЭВ 2012-79) «Сокращение русских слов и словосоче­таний в библиографическом описании» (Переизд. с изм. № 1) и ГОСТ 7.11-78 (СТ СЭВ 2012-79) «Сокращение слов и словосоче­таний на иностранных европейских языках в библиографическом описании» (Переизд. с изм. № 1), все виды визуальной информа­ции (чертежи, графики, диаграммы и т. д.) оформляются по прави­лам, установленным ГОСТ 2.729-68, ГОСТ 2.731-68, ГОСТ 2.104-68.

Следует отметить, что ответы на многие вопросы, которые часто возникают при описании и оформле­нии научной работы (Какой должна быть рубрикация? Как оформить библиографическое описание? и др.), можно найти в любой хорошо оформленной книге, ес­ли тщательно проанализировать способы ее оформле­ния. Ведь чаще всего хорошо изданная книга является результатом многолетней работы автора (авторов), из­дательских работников, рецензентов над рукописью, и оформляется она в соответствии с действующими стандартами. В качестве такой книги может быть взят любой стабильный учебник или монография по специ­альности.

Правильно оформленная работа повышает качест­венный уровень доведения научной информации до читателя, поэтому в данной главе будет подробно рас­смотрены некоторые общие требования и правила, ко­торые необходимо соблюдать при оформлении науч­ной работы.

Основными структурными элементами любого на­учного произведения являются аспектация, компози­ция и рубрикация. Рассмотрим их подробнее.

Аспектация научного произведения. Аспектация (авторская точка зрения на рассматриваемый круг во­просов, фактов или явлений) научного произведения отражает логику научного исследования.

К.С. Бурдин и П.В. Веселов в своей работе «Как оформить научную работу» подробно рассмотрели весь ход научного исследования, представив его в виде логической схемы, которая условно выглядит следую­щим образом: обоснование актуальности научного ис­следования; постановка цели и конкретных задач; оп­ределение объекта и предмета исследования; выдви­жение и обоснование гипотез; выбор метода (методики) проведения исследования; описание про­цесса исследования; обсуждение результатов исследо­вания; формулирование выводов5.

Аспектацию не следует путать с композицией науч­ного произведения.

Композиция — это построение научного произведе­ния, обусловленное его содержанием, характером и на­значением, и во многом определяющее его восприятие. Композицию нельзя рассматривать как нечто внеш­нее по отношению к содержанию текста, только как ту или иную последовательность частей данного текста, перемена мест которых существенно не отразится на его содержании. Изменение композиции неизменно приведет к изменению содержания работы. Очень час­то выбор определенной композиции заранее уже пре­допределяет результат, к которому придет автор.

Любое научное произведение композиционно, не­зависимо от области науки и жанра, содержит две вза­имосвязанные части — описательную (обзорную) и основную. В описательной (обзорной) части произ­ведения отражается ход научного исследования. Во введении автор обосновывает актуальность научно­го исследования, формулирует предмет и избранный метод исследования, излагает историю вопроса (если в этом есть необходимость) и ожидаемый результат. В основной части научного исследования описывается методика и техника исследования и полученный ре­зультат. В приложение выносятся все остальные мате­риалы, которые не являются насущно важными для понимания решаемой проблемы.

Выбор композиции научной работы, ее детализа­ция зависят от многих факторов — от вида решаемой научной задачи, выбранного метода исследования, жанра научного произведения, академических тради­ций, индивидуальной манеры автора и т. п.

Более подробно аспектация научного произведения, а также содержание и последовательность композици­онных частей научной работы будет рассмотрено в сле­дующей главе на примере диссертационной работы. Внешним выражением композиционной структу­ры научной работы является рубрикация.

Рубрикация текста научной работы представляет собой деление текста на составные части, графичес­кое отделение одной части от другой, а также исполь­зование заголовков, нумерации и т. п. Степень слож­ности рубрикации зависит от содержания текста (объ­ема, тематики, назначения). Рубрикация научного произведения отражает логику научного исследова­ния, и потому предполагает четкое подразделение ру­кописи на отдельные логически соподчиненные части.

Простейшей рубрикой является абзац — отступ впра­во в начале первой строки каждой части текста. Абзац не имеет особой грамматической формы, этим словом обо­значается часть текста между двумя такими отступами. Это своего рода композиционный прием, используемый для объединения ряда предложений, имеющих общий предмет изучения. Абзац служит показателем перехода от одной мысли (темы) к другой. Разделение текста на аб­зацы дает возможность читателю сделать небольшую ос­тановку перед чтением следующего абзаца, мысленно возвратиться к прочитанному и осмыслить прочитанное. Правильная разбивка текста научной работы на абзацы существенно облегчает ее чтение и осмысление.

По смыслу абзацы одного параграфа или главы долж­ны быть последовательно связаны друг с другом. Количе­ство самостоятельных предложений в абзаце может быть различно и обычно колеблется в весьма широких преде­лах, в зависимости от сложности передаваемой мысли.

Особое внимание следует обращать на начало абза­ца. Желательно, чтобы первое предложение абзаца указывало тему абзаца и выступало как бы заголовком к остальным предложениям абзацной части. При этом оно должно быть сформулировано так, чтобы одновре­менно с этим не терялась смысловая связь с предшест­вующим текстом.

В научных работах очень часто абзацное членение текста сочетается с нумерацией, т. е. числовым (а так­же буквенным) обозначением последовательности расположения его составных частей. Нумерация озна­чает, что каждую нумерованную часть текста следует рассматривать как самостоятельную часть.

Возможны два варианта нумерации:

— в простых текстах небольшого объема (статья, ав­тореферат, тезисы и т. д.) в настоящее время обыч­но используют только однотипные знаки — араб­ские цифры или строчные буквы, расположенные в определенных сочетаниях; в текстах сложного состава используют знаки раз­ных типов: для обозначения крупных частей пере­числения, которые дробятся на подразделы — римские цифры и прописные буквы (они используются редко), а для обозначения подразделов — арабские цифры и строчные буквы.

Если в тексте используется второй вариант нумера­ции, то система цифрового и буквенного обозначения строится по нисходящей. Напр.:

А... Б... В... Г... I... II... III... IV... 1... 2... 3... 4... 1),.. 2)... 3)... 4)... а)... б)... в)... г)...

Наиболее крупные рубрики могут получать и сло­весные наименования — часть, раздел, глава, пара­граф. Как правило, номера частей указывают словами (часть первая), номера разделов — прописными буква­ми русского алфавита (раздел А), номера глав — рим­скими цифрами (глава I), а номера параграфов — араб­скими цифрами (§1).

В настоящее время в научной литературе чаще всего используют чисто цифровую систему нумерации, в со­ответствии с которой номера самых крупных частей на­учного произведения (первая ступень деления) состоят из одной цифры, номера составных частей (вторая сту­пень деления) — из двух цифр, третья ступень деле­ния — из трех цифр и т. д. Благодаря такой системе ну­мерации в заголовках и подзаголовках рубрик можно не употреблять слова «часть», «раздел», «глава», «пара­граф» и т.д. (или их сокращенное написание). Напр.:

Если научное произведение состоит из трех разде­лов, указываются цифры обозначающие номер раздела:

1.
2.

3.

Разделы в свою очередь делятся на главы, в данном случае первая цифра обозначает раздел, вторая главу.

 

1.   1.2 1.3   .4...
2.   2.2 2.3   Л...
3.   3.2 3.3   Л...

Главы соответственно делятся на параграфы, в дан­ном случае первая цифра обозначает раздел, вторая — *|0 главу, третья — параграф.

1.1.1 1.1.2. 1.1.3. 1.1.4... 1.2.1 1.2.2 1.2.3 1.2.4... 1.3.1 1.3.2 1.3.3 1.3.4...

2.1.1 2.1.2. 2.2.1 2.2.2 2.3.1 2.3.2

2.1.3. 2.1.4... 2.2.3 2.2.4... 2.3.3 2.3.4...

Соответственно обозначаются параграфы третьего раздела.

Если появляется необходимость выделить внутри параграфов более мелкие смысловые подразделения, тогда заголовки подразделений следует помещать в тексте (в подбор) без нумерации, отделив их от по­следующего текста точкой или выделив шрифтом.

Деление текста научной работы на крупные струк­турные части нельзя делать путем механического рас­членения текста. Это необходимо делать с учетом ло­гических правил деления понятия.

Для того чтобы деление темы (главы) на подтемы (параграфы) было правильно, должны соблюдаться следующие основные правила: 1. Правило обоснован­ного деления; 2. Правило соразмерности; 3. Правило взаимоисключения; 4. Правило непрерывности деле­ния6. Нарушение этих правил приводит к массе оши­бок, влияющих на качество научного произведения.

Следует помнить, что рубрики могут нумероваться только тогда, когда в тексте есть по крайней мере два однородных элемента перечисления, а однородные средства нумерации (слова, цифры, буквы) следует применять только по отношению к однотипным (по на­значению, по месту в структуре текста) частям текста. При этом рубрики одной ступени должны быть при­близительно равнозначны.

Важным средством рубрикации является также заго­ловок. Заголовок позволяет в предельно краткой форме отразить тематику научного произведения, нередко и его основную мысль. Заголовок в научном тексте должен быть адекватным содержанию, логически полноценным (недвухзначным и непротиворечивым) и по возможнос­ти кратким, т. е. не должен содержать лишних слов.

В заголовок не рекомендуется включать: слова, отража­ющие общие понятия или не вносящие ясность в смысл за­головка; термины узкоспециального или местного характе­ра; многословные латинские термины; сокращенные слова и аббревиатуры; формулы и процентные величины.

Выбор того или иного варианта нумерации, как и выбор рубрикации и композиции зависит от содер­жания, объема, состава, композиционной структуры и жанра научного произведения, логики научного про­изведения, академических традиций, индивидуальной манеры автора и ряда других причин.

■ 3. Композиционное построение и оформление диссертационной [дипломной] работы

В данной главе будет подробно рассмотрено, как сле­дует строить и оформлять диссертационную работу. Дан­ные знания так же могут использовать и студенты при подготовке и написании дипломных работ, так как дип­ломная работа это своего рода мини-диссертация.

Основные рассматриваемые вопросы

1. Композиция диссертации.

2. Оформление текста научной работы.

3.1. Композиция диссертации

Построение диссертации и порядок организации научных материалов является индивидуальным делом каждого исследователя, так как определенного стан­дарта по выбору композиции диссертационного труда нет. Но несмотря на это есть нечто общее, что полезно знать каждому соискателю ученой степени.

Традиционно сложилась следующая определенная композиционная структура диссертационного произ­ведения.

1. Титульный лист.

2. Оглавление.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...