Этапы жизни и творчества Дж. Г. Байрона
Прошло свыше двух веков со дня смерти Байрона, но интерес к его личности и к его творчеству по-прежнему велик, и вокруг его имени до сих пор бушуют страсти и ведутся споры.Перенеситесь воображением в Англию к зимним дням 1811 года, и представьте себе дорогу, засыпанную снегом, а на ней большую карету, запряжённую шестёркой почтовых лошадей. В ней едет пассажир, бледный, с большими чёрными глазами в зимнем плаще с перелиной, меховой муфтой в зябнущих руках. Таким описывают Байрона люди встречавшие его в этот день. Молодой лорд, вместо того чтобы ехать в своём экипаже, едет с пассажирами в обыкновенном почтовом дилижансе. Ему 23 года. Он только, что вернулся из путешествия по Востоку. Он ничем не знаменит и одинок. У него умерла мать, сломленная бременем непосильных долгов, умер дальний родственник. От него Байрон унаследовал полновесный баронский титул, небольшое наследство и развалины векового замка. Личность в высшей степени активная, Байрон остро ощущал себя человеком переломной эпохи и сожалел, что родился слишком поздно и не принимал участия в революционных боях. Вместе с тем он очень гордился полученным по наследству титулом лорда, который порой был для него дороже литературной славы. Условно, жизнь Байрона можно поделить на три этапа. Первый – до появления поэмы «Паломничество Чайльд-Гарольда» (1788 – 1812) – характеризуется целой вереницей разочарований: главным из них было осознание врожденной хромоты; другие принесли школа, первая любовь, вступление на литературное поприще, сложности в отношениях с окружающими... Второй этап отмечен блеском головокружительной славы, пришедшей после публикации «Паломничества Чайльд - Гарольда», и последовавшими вскоре гонениями после разрыва с женой и обществом (1812 – 1816). Покинув Англию и оправившись от пережитых невзгод, Байрон принимает участие сначала в итальянской революции, а потом в восстании в Греции – именно там, в самый разгар событий, его и настигла смерть. Это период величия Байрона – поэта и человека (1816 – 1824).
Цикл “восточные поэмы” В конце июня 1809 года Байрон со своим другом отправились в двухлетнее путешествие. Оно имело огромное значение для развития его личности и поэтического дара. Поэт посетил Португалию, затем города Испании, потом в Грецию, Албанию, Константинополь. Люди, их быт, язык, обычаи, одежда - все вызывало пристальный интерес лорда. Его поражали социальные контрасты в этих странах: с одной стороны, нищета, рабство народов, с другой - неограниченная власть и произвол тиранов. Во время путешествия Байрон глубоко осознал свое общественное призвание поэта, он стремился увиденное передать в строфах, обличавших политику правительств тех стран, которые поддерживали тиранию и насилие над народами. Путевые впечатления обретали разный по тону характер: они были то раздумьями, то призывом к народам сбросить иго тирании, то восторгами перед красотой женщин, перед экзотикой природы. Результатом путешествия Байрона я вились его поэмы. Начиная с 1813 года, из-под пера Байрона одна за другой выходят романтические поэмы, впоследствии получившие название “восточных”. К этому циклу относятся следующие поэмы: «Гяур» (1813), «Абидосская невеста» (1813), «Корсар» (1814), «Лара» (1814), «Осада Коринфа» (1816) и «Паризина» (1816). Определение “восточные поэмы” в полной мере, если иметь в виду колорит, относится только к первым трем; в «Ларе» же, как указывал сам поэт, имя испанское, а страна и время события конкретно не обозначены, в «Осаде Коринфа» Байрон переносит нас в Грецию, а в «Паризине» - в Италию.
В стремлении объединить эти поэмы в один цикл есть известная логика, подсказанная общими признаками, характерными для всех названных поэм. В них Байрон создает ту романтическую личность, которая впоследствии, преимущественно в XIX веке, стала называться “байронической”. Героем “восточных поэм” Байрона является обычно бунтарь, отвергающий все правопорядки собственнического общества. Это – типичный романтический герой; его характеризуют исключительность личной судьбы, необычайные страсти, несгибаемая воля, трагическая любовь, роковая ненависть. Свобода является его идеалом. Таинственная замкнутость, презрение к толпе – всё это делает его одиноким. Этих героев лучше всего охарактеризовать словами Белинского, сказанными им о самом Байроне: «Это личность человеческая, возмутившаяся против общего и, в гордом восстании своём, опёршаяся на самое себя». Композиция и стиль “восточных поэм” весьма характерны для искусства романтизма. Где происходит действие этих поэм, неизвестно. Оно развёртывается на фоне пышной, экзотической природы: даются описания бескрайнего синего моря, диких прибрежных скал, сказочно прекрасных горных долин. Однако тщетно было бы искать в них изображения ландшафтов какой-либо определённой страны. Каждая из “восточных поэм” является небольшой стихотворной повестью, в центре сюжета которой стоит судьба одного какого-либо романтического героя. Всё внимание направлено на то, чтобы раскрыть внутренний мир этого героя, показать глубину его бурных и могучих страстей. Поэмы 1813 – 1816 годов отличаются сюжетной завершённостью; главный герой не является лишь связующим звеном между отдельными частями поэмы, но представляет собой главный интерес и предмет её. Здесь нет больших народных сцен, политических оценок текущих событий, собирательных образов простых людей из народа. Протест, звучащий в этих поэмах, романтически абстрактен. Построение сюжета характеризуется отрывочностью, нагромождением случайных деталей; повсюду много недомолвок, многозначительных намёков. Можно догадываться о мотивах, движущих поступками героя, но часто нельзя понять, кто он, откуда пришёл, что ждёт его в будущем. Действие начинается обычно с какого-либо момента, выхваченного из середины или даже конца повествования, и лишь постепенно становится ясно то, что происходило ранее.
«Дон Жуан»
«Дон Жуан» - важнейшее и самое масштабное произведение позднего этапа творчества Байрона, предмет постоянных размышлений поэта и ожесточенной полемики критики. По сути, «Дон-Жуан» (1818-1823) является венцом всего творчества Байрона. За пять лет этой работы произошло много знаменательных исторических событий, глубоко взволновавших поэта. В это время начинается подъем национально-освободительного движения в Италии и Испании и рост демократического движения в Англии явились для Байрона глубокими личными переживаниями. Главный труд своей жизни поэму «Дон-Жуан» Байрон начал писать в Италии. По первоначальному замыслу автора в «Дон-Жуане» должно было быть “песен двадцать пять”. Однако поэт успел написать целиком лишь шестнадцать песен и только четырнадцать строф семнадцатой. Сам Байрон не знал, во что может вылиться поэма. Он то называет своё произведение бессвязанными стихами импровизатора, то эпической сатирой. Гёте считал «Дон Жуана» Байрона величайшим произведением века. А. С. Пушкин говорил о подлинно шекспировском разнообразии «Дон-Жуана». В. Скотт также считал, что в этом последнем своем крупном творении Байрон “разнообразен, как сам Шекспир”. А Шелли видел в «Дон Жуане» воплощение того нового искусства, о котором сам мечтал. Прерываемая другими темами, недописанная поэма по существу имеет все признаки законченного произведения. Сюжетную канву Байрон намеренно не выдумывал. Он просто решил втиснуть в пределы старинных повестей об испанском обольстителе Дон Жуане все черты своего века. Задумывался эпос в 24 песнях, и автор предполагал показать жизнь своего героя в Германии, Испании, Италии, а закончить повествование гибелью Жуана во Франции в период Великой французской революции. “Я, - писал поэт, - хочу послать его вокруг Европы и приправить рассказ надлежащей смесью осад, битв и приключений, а кончит он участником французской революции. Сколько понадобиться для этого песен, я не знаю, но таков мой замысел”. Байрон успел лишь привести своего героя на берега Соединённого Королевства и здесь закончился его путь, ибо закончился жизненный путь самого Байрона.
Было бы совершенно напрасной задачей искать литературные заимствования Байрона, ибо «Дон Жуан» совершенно не является ни подражанием, ни историко-литературной сводкой, касающейся приключений популярного испанца. Сбрасывая покров ложной скромности, Байрон писал своему издателю: “О проклятых цензурных урезках и сокращениях я не хочу и слышать. Единственную урезку я допускаю, это урезку имени автора. Издайте произведение анонимно. Вы требуете современной эпопеи, так вот вам «Дон Жуан» Это такая же дивная эпопея для нашего времени, как «Илиада» для времени Гомера”. С первых песен поэмы Байрон делает объектом своей сатиры ханжество и лицемерие в любых его проявлениях. В сатирических описаниях жизни дворянских кругов Севильи нетрудно узнать ханжеские нравы и лицемерную мораль высшего общества Англии. Перенесение действия в Испанию обусловливается лишь желанием сохранить фабулу испанской легенды о Дон-Жуане. В первой песне сочными сатирическими мазками поэт набрасывает эскиз существования достаточно ординарного дворянского семейства в Севилье во второй половине XVIII столетия, воссоздавая сословное и семейное окружение, в каком только и мог произойти на свет будущий неукротимый покоритель женских сердец. Жуан родился в XVIII веке в Испании, в Севилье, в дворянской семье, в которой царил религиозно-ханжеский дух. В детстве он не слишком утруждал себя ученьем, ибо преподавали ему скучные и невежественные схоласты, а в юности он, вопреки поучениям ханжей, целиком отдался сердечному влечению - полюбил жену соседа. Шестнадцатилетний молодой герой проходит, первые уроки эротического воспитания в объятиях лучшей подруги матери — молодой (она всего на семь лет старше юноши) доны Юлии, жены дона Альфонсо, которого в былые годы связывали, намекает автор, с матерью Жуана, узы не вполне платонической дружбы. Но вот случается непоправимое: ревнивый дон Альфонсо обнаруживает подростка в спальне жены, и мать Жуана, стремясь избежать великосветского скандала, отправляет своего отпрыска в длительное морское путешествие. Корабль терпит крушение, и большинство пассажиров гибнет в волнах во время жестокой бури. При этом Жуан теряет своего слугу и наставника, а его самого, изможденного, без сознания, волной выбрасывает на берег неведомого острова. Так начинается новый этап его биографии — любовь к прекрасной гречанке Гайдэ. Любовь Жуана к Гайде - одно из наиболее поэтических мест поэмы. В четвертой - шестой песнях Байрон воспевает их прекрасный союз, не запятнанный никакими гнусными материальными расчетами.
Самый способ создания характера главного героя поэмы, Жуана, коренным образом отличается от подачи образа романтического героя в “восточных поэмах”. В этих произведениях перед нами предстает гордый разочаровавшийся в жизни и замкнувшийся в себе одиночка; о его прошлом можно догадаться лишь по случайным намекам. В противоположность этому в поэме дается обстоятельный рассказ о детстве и воспитании Жуана. Его образ лишен какого-либо ореола романтической “героики”. Он - живой человек со всеми человеческими слабостями и пороками. Автор подчеркивает, что его герой и он сам не имеют ничего общего, тогда как героя ранних поэм Байрон почти всегда наделял некоторыми автобиографическими чертами. Характер Жуана дан в развитии. Взгляды и чувства его меняются в зависимости от обстоятельств, в которые его ставит жизнь. Реалистическая направленность произведения ощущается в стремлении автора описать судьбу обыкновенного, рядового человека, раскрыть тайны его ума и сердца и, нисколько не умалчивая о недостатках, показать положительные черты его характера: честность, моральную стойкость, отвращение к лицемерию, любовь к свободе. Жуан невоздержан, непостоянен в своих привязанностях, подчас эгоистичен, но он с отвращением отвергает холодный разврат, отказываясь от любви султанши в серале; он мужественно и стойко борется за свою независимость. Жуан чуток, человечен, способен к состраданию: так, во время жестокого боя в Измаиле он спасает маленькую девочку, потерявшую родителей, и затем берет ее на воспитание. В Англии он с иронией наблюдает лицемерие, ханжество, снобизм правящих классов. Поэма написана пятистопной октавой. Этот размер, требующий обязательной так называемой третьей рифмы в пятой и шестой строках, давал автору возможность наилучшим образом осуществить задачу, поставленную им: не нарушая, хода повествования о судьбе героя, рассказать мимоходом о политических событиях, дать свою оценку происходящему. «Дон-Жуан» содержит огромное обобщение социально-политической жизни эпохи. По мере того как мужает Жуан, сатирическая напряженность байроновской критики различных деспотических режимов все возрастает. Протест Байрона в «Дон-Жуане» против всякого гнета и политической тирании значительно глубже, чем во всех его предшествующих творениях. Поэт обрушивается на феодально-церковную реакцию, клеймит позором английских банкиров и “продажное правительство” Англии. Отец Гайде - пират Ламбро сравнивается им с премьер-министром. Банкир и политический деятель - это тот же мошенник, только в гораздо большем масштабе, однако никто и не подумает возмутиться в цивилизованном обществе их грабежом. “Этот узаконенный грабеж называют налогом!” - горько восклицает Байрон. Временами сознание несправедливости и уродливости социальной жизни Англии и Европы порождает у поэта мрачные настроения. С негодованием он утверждает, что мир - это тесная темница, где Англия - «тюремный часовой». В X-XVI песнях «Дон-Жуана» поэт разоблачает антинародную политику английского правительства, лицемерие и ничтожество высшего света, комедию парламентской борьбы, своекорыстие и узость взглядов твердолобых английских буржуа, владык Сити - банкиров, являющихся истинными хозяевами в государстве. Поэма «Дон Жуан» стала одним из великих образцов мировой поэзии, в ней Байрон раскрывается в полную силу своего поэтического дарования, и в ней даёт он всю палитру комического от фарса до горькой сатиры. ЛЕКЦИЯ № 4
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|