Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Предпосылки формирования критического реализма




В 20-30-е годы XIX века ушли из жизни Байрон и Шелли, Китс и Скотт. Романтизм растрачивал себя и не пополнялся новыми именами. Правда, он не прекратил своего существования и был еще значительным явлением в литературе, но в рядах его сторонников наметилась полемика, направленная против крайностей романтизма и исключительности романтического героя.

30-е годы XIX века в истории развития английской литературы ознаменованы появлением новых черт в жанровой структуре романа, что было обусловлено историко-политическим и социально-экономическим развитием Англии в период формирования чартистского движения, обострения противоречий в стране, вступившей в викторианскую эпоху (1837 - 1901).

Понятие викторианства означает определенную идеологию, образ мыслей и жизни, духовную атмосферу, комплекс нравственных и этических установлений, свидетельствующих о благополучном поступательном развитии общества в целом. В XX веке термин «викторианство» получил самое широкое толкование. Одно время оно сводилось лишь к позитивным сторонам викторианской культуры, к якобы устойчивым эстетическим и этическим нормам, которых нет в современном обществе. Начиная с 1948 г. викторианская эпоха, викторианская литература активно анализируются критиками и историками литературы, что находит отражение в огромном количестве монографий, посвященных различным аспектам этого понятия.

В XIX столетии наивысшего расцвета в Англии достигает роман, связанный с активной политической и социальной жизнью страны, отражающий духовные потребности общества. «Тяжелые времена» Ч. Диккенса, «Ярмарка тщеславия» У. М. Теккерея стали наиболее ярким художественным обобщением, символом эпохи. Вместе с тем в стране, где всегда чтились традиции, и ощущалась связь времен, огромную роль играли в литературе идеи предшествующего века - эпохи Просвещения, этой своеобразной колыбели различных жанровых разновидностей романа.

Роман XVIII столетия - это устойчивое типологическое понятие, которое несет в себе важные структурообразующие принципы. Они характеризуются вполне определенными свойствами, переданными в наследство веку XIX.

Национальное своеобразие английского критического реализма определяется, прежде всего, сатирической обличительной направленностью творчества большинства крупных писателей, «живописностью», проявившейся в принципе изображения личности и среды, и, наконец, в ярко выраженном дидактизме, заимствованном у просветителей. Дидактизм и нравственные категории, формирующиеся в викторианскую эпоху в общем русле развития наук, особенно политэкономии, социологии, философии, накладывают определенный отпечаток на произведения Чарльза Диккенса и Уильяма Теккерея.

Развивая традиции просветительского реалистического романа, литература XIX века не только расширила и углубила их, но и обогатила новыми тенденциями, наметившимися в духовной жизни общества. Эволюция английской литературы сопровождалось острой идейной борьбой - христианских и феодальных социалистов, чартистов и младоторийцев. В этом особенность литературы Великобритании, обогащавшейся опытом общественных потрясений, связанных с развитием революционных событий на континенте.

В историко-литературном процессе Англии XIX века можно выделить три основных периода:

- 30-е годы;

- 40-е годы;

- 50-60-е годы.

30-е годы характеризуются ускоренным развитием английского общества по пути буржуазного прогресса и сложного изменения его социальной структуры, развитием рабочего движения, приходом буржуа с помощью народных масс к политической власти в результате избирательной реформы 1832 года. Огромные успехи национальной индустрии сопровождались расширением деятельности Англии в других странах мира, развитием ее внешней торговли, осуществлением колониальных захватов. Основными вопросами, дискутируемыми в конце 20-30-х годов, были вопросы, связанные с романтизмом, с судьбой романтического героя. В 30-е годы вступают в литературу молодые Диккенс и Теккерей. Романы «Оливер Твист» и «Кэтрин» были ответами этих писателей на их отношение к ньюгейтскому роману.

40-е годы открывают второй этап в развитии английской литературы XIX века. Это период общественного подъема, размаха чартистского движения. Основные вехи данного исторического периода - съезд чартистов, состоявшийся в Манчестере в 1840 году, всеобщая забастовка и экономический кризис 1842 года, новый взлет чартистского движения в 1846 и, наконец, революция 1848 года на континенте. В сравнительно небольшой период времени развития чартистского движения отчетливо обнаружились классы и группы, поддерживающие важнейшие экономические и политические требования рабочих.

Изменения идеологического климата в условиях нараставшего общественного подъема отразились на литературном процессе, и, прежде всего, на романе как наиболее принципиальном жанре, имеющем огромное воспитательное значение. В социальных романах получили отражение идеи века, и состояние общественного движения, и нравственные принципы эпохи.

Блестящая плеяда английских романистов с наибольшей полнотой и убедительностью не только показала в своих произведениях реальное положение вещей, вскрыв крупнейшие противоречия и открыв болезни современного общества (снобизм, чрезмерный эгоизм, тщеславие), но и выдвинула благородные гуманистические идеалы - идеалы людей, нравственно здоровых и чистых, способных на самопожертвование.

Обрушив свою беспощадную критику на все стороны современной жизни, показав общественную борьбу как неизбежный результат несовершенства социальных порядков, английские реалисты опирались на богатые традиции бытописательного и нравоописательного просветительного романа, боевую по тону публицистику, материалы газет и журналов своего времени, будили общественное мнение, привлекая его внимание к самым темным, негативным сторонам жизни. Они обогатили роман, привнеся в него элемент публицистичности, прямой полемики с существующими идеями и философскими концепциями, и смогли отстоять в литературе и духовной жизни нации высокие нравственные идеалы и критерии правды и гуманизма.

Диккенс и Теккерей добавили в реалистическую структуру повествования символику и метафору, элементы театра, пародии, сатиры, бурлеска и пантомимы. Они значительно расширили функциональность художественного образа и значимость самостоятельности персонажа, чрезвычайно разнообразили повествовательную линию и обогатили диалог

Однако связи с предшествующей эпохой были еще очень ощутимы в этот период. Они выражались в прямом следовании традиции просветительского эссе и памфлета, в развитии предромантических элементов (в частности, готического романа). Просветительские традиции сказались в постановке проблем воспитания, образования человека, формирования его идейных, нравственных и эстетических принципов. Усиление морализаторской миссии писателя, стимулированное общественным подъемом и боязнью правящих классов перед рабочими, требующими всеобщего избирательного права, не всегда правильно воспринимаются нашими современниками. Вместе с тем широкое участие писателей в формировании общественного мнения, апелляция к человеческому разуму и гуманизму сделали их произведения актуальными и нужными во всё времена. В этом значение подлинно высокого искусства, в центре которого - человек. Обогащая показ самых различных сторон действительности аналитическим и критическим ее осмыслением, близко подойдя к раскрытию сути социальных противоречий, писатели укрепляли жанр романа и указывали на его неограниченные возможности.

Третий этап в развитии литературы и культуры Великобритании приходится на 50-60-е годы. Это было время утраченных иллюзий, пришедших на смену «большим ожиданиям». Характер романа существенно менялся вместе с общественной и духовной атмосферой. Период конца 50-60-х годов связан с всеобщим подавлением рабочего движения, с экономическим подъемом, временной экономической стабилизацией, расширением колониальной экспансии. Анализируя недавние уроки прошлого, английская буржуазия пыталась использовать преимущества своей победы, обосновать закономерность «демократического развития» общества, прибегнув к созданию различных культурных объединений, филантропических обществ и институтов. Характер духовной жизни общества определяется идеями позитивизма.

Меняются и литературные традиции, которым служат художники слова. Если раньше их привлекали Филдинг и Смоллетт, то теперь они чаще опираются на традиции сентиментального бытового романа с преимущественным акцентом на обыденном, прозаическом. Погружение в человеческую психологию означает изменение масштабов изображения жизни и соотнесенности человеческой судьбы с судьбой общества. Изменение характера романа диктовалось требованиями времени, условиями социального и духовного развития Англии. Викторианская культура вступала в новую фазу развития, приближающую ее к культуре рубежа веков.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...