Романтизм как литературное направление
Эпоха романтизма – один из интереснейших и самых насыщенных периодов истории человечества. Французская революция, грозные походы Наполеона, перекраивавшие карту Европы, ломка старого уклада жизни и вековых человеческих отношений – таково было то время, которое застали первые романтики. Исторической основой романтизма принято считать Великую Французскую революцию 1789 года. Сначала она вызывала небывалый восторг со стороны народных масс, но последовавшие затем события – террор, единовластие Наполеона, войны по всей Европе, естественно привели к горькому разочарованию, как в самой возможности революционного преобразования действительности, так и в идеалах Просвещения и эстетике классицизма. Великая Французская буржуазная революция, потрясшая до основания устои старого общества, изменила психологию не только государственного, но и “частного человека”. Участвуя в классовых битвах, в национально-освободительной борьбе, народные массы творили историю. Политика становилась как бы их повседневным делом. Изменившаяся жизнь, требовала для своего изображения новых форм. Начинается поиск нового эстетического идеала. Жизнь революционной и послереволюционной Европы трудно было уложить в рамки бытового романа или бытовой драмы. Если рассмотреть разницу романтизма с классицизмом и сентиментализмом, то можно увидеть, что классицизм все делит по прямой, на плохое и хорошее, на черное и белое. Романтизм по прямой ничего не делит. Классицизм - это система, а романтизм - нет. Теперь обратимся к сентиментализму, то он показывает внутреннюю жизнь человека, в нем она находится в гармонии с огромным миром. А романтизм противопоставляет внутреннему миру гармонию.
Идеалом личности в классицизме был человек общественный, гражданин. Отсюда - герой не столько личность, сколько как общественный тип. А романтики утверждают, что человек обладает ценностью как личность. Для классицистов разум является образцом вкуса. В литературном произведении всё должно было проверяться разумом. Романтики утверждают, что в человеке более ценна страсть и отдают ей приоритет перед разумом. Отрицают романтики саму ориентированность классицистов на поиски эстетического образца в античности и в других исторических эпохах. Достижения в искусстве всегда оригинальны, они не должны быть подражательны, даже если речь идёт о высоких достижениях прошлого, по мнению романтиков. Они отождествляют достоинство художественного произведения с новизной. Романтизм в своих истоках - явление антифеодальное. Он сформировался как направление в период острого кризиса феодального строя и представляет собой реакцию на такой общественный правопорядок, в котором человек оценивался, прежде всего, по своему титулу, богатству, а не по духовным возможностям. Романтики протестуют против унижения в человеке человеческого, борются за возвышение, раскрепощение личности. Признаки романтического произведения следующие.Сюжет в романтическом произведении, как правило, романтический. И это естественно. Основным конфликтом является конфликт человека с миром. Возникает психология бунтующей личности, которую наиболее глубоко отразил Лорд Байрон в произведении «Путешествие Чайльд-Гарольда». Популярность этого произведения была так велика, что возникло целое явление - “байронизм”В центре романтического произведения находится человеческая личность, ее духовный мир, ее идеалы, тревоги и печали в условиях буржуазного строя жизни, жажда свободы, независимости. Романтизм ввел в литературу человека-борца, который, несмотря на свою обреченность, действует свободно, ибо осознает, что для достижения цели необходима борьба. Герой-борец может активно действовать, или даже бездействовать, но он всегда анализирует мир, людей и себя. В то же время сам герой становиться объектом анализа со стороны других персонажей, автора и читателей. В каждом романтическом произведении нет дистанции между героем и автором. И автор героя не судит, но даже если о нем говориться что-то плохое, сюжет так выстроен, что герой как бы не виноват. Писатель-романтик неудовлетворен будничной, серой жизнью, окружающей каждого из нас, т. к. эта жизнь скучна, полна несправедливости, зла, безобразия... Ничего в ней нет необыкновенного, героического. И тогда автор создает свой мир, цветной, красивый, пронизанный солнцем и запахом моря, населенный сильными, благородными, красивыми людьми. В этом мире торжествует справедливость, и судьба человека - в его собственных руках. Надо только верить и бороться за свою мечту. Романтики любят горы и море - ведь они возвышенны, величественны, непокорны, и подстать им должны быть люди. Так же романтики выстраивают особое отношение с природой, им по душе бури, грозы, катаклизмы. Природа у романтиков перестаёт быть статичным пейзажем. Она приобретает свойства живого существа, становиться активным действующим лицом произведений. Романтики разделяют юношеское и зрелое чувство природы. Юношеское чувство природы – это восхищение её красотой, вера в её бессмертие. А зрелое чувство природы проникается мыслью о связи жизни человека и бытия природы. Природа несёт благое начало в жизнь человека.Для романтиков характерна широта, масштабность художественного мышления. Для воплощения идей общечеловеческого значения они используют христианские легенды, библейские сказания, античную мифологию, народные предания. Поэты романтического направления прибегают к фантастике, к символике и другим условным приемам художественной изобразительности, что дает им возможность показывать действительность в таком широком развороте, какой был совершенно немыслим в реалистическом искусстве. Кто же такой романтический герой и каков он? Романтическая личность, это тот человек, кто никогда не стоит ни в каком ряду и не существует в рамках каких-либо нормативов. Такая личность уникальна. Это индивидуалист. Сверхчеловек, проживший две стадии: - до столкновения с реальностью; он живет в “розовом” состоянии, им овладевает желание подвига, изменения мира;- после столкновения с реальностью; он продолжает считать этот мир и пошлым, и скучным, но он становится скептиком, пессимистом. Четко поняв, что ничего изменить нельзя, стремление к подвигу перерождается в стремление к опасностям.Романтический герой – сильная личность. Все его проявления – крайности: страдание или восторг, бунт или смирение, ненависть или любовь. Если спросить романтического героя, что для него дороже жизни, он, не задумываясь, ответит: свобода! Это слово написано на знамени романтизма. Ради свободы романтический герой способен на все, и даже преступление не остановит его - если он чувствует внутреннюю правоту. Романтический герой - цельная личность. В обычном человеке намешано всего понемножку: добра и зла, смелости и трусости, благородства и подлости. Романтический герой не таков. В нем всегда можно выделить ведущую черту характера.У романтического героя есть ощущение ценности и независимости человеческой личности, ее внутренней свободы. Раньше человек прислушивался к голосу традиции, к голосу старшего по возрасту, по званию, по положению. Эти голоса и подсказывали ему, как жить, как вести себя в том или ином случае. А теперь главным советчиком для человека стал голос его души, его совести. Романтический герой внутренне свободен, независим от чужих мнений, он способен выразить свое несогласие со скучной и однообразной жизнью.Положительный герой в романтизме, как правило, возвышается по уровню своего сознания над окружающим его миром корысти, несовместим с ним, цель жизни он видит не в том, чтобы сделать карьеру, не в накоплении богатств, а в служении высоким идеалам человечества - гуманности, свободе, братству. Отрицательные романтические персонажи, в противоположность положительным, находятся в гармонии с обществом, их отрицательность и заключается, прежде всего, в том, что они живут по законам окружающей их буржуазной среды. Следовательно (и это очень важно), романтизм - не только устремленность к идеалу и поэтизация всего духовно прекрасного, это в то же время обличение безобразного.Положительный романтический герой обычно рисуется как существо одинокое, кроме того, обреченное на страдание в современном ему обществе. Он страдает от отчуждения, от невозможности изменить свое положение. Поэтому популярными жанрами романтической литературы, наиболее полно отражающими сущность романтического миропонимания, являются трагедии, драматическая, лиро-эпическая и лирическая поэмы, новелла, элегия. Национальные особенности английского романтизма Романтизм в Англии оформился раньше, чем в других странах Западной Европы. Романтические тенденции долгое время существовали подспудно, не вырываясь на поверхность, чему в немалой степени способствовало раннее возникновение сентиментализма.Внешне на рубеже XVIII - XIX веков жизнь Англии выглядела благополучной: ни революций, ни войн на её территории. Экономика развивается быстро и успешно. Но за внешне благополучным фасадом разыгрывалась настоящая драмаПервый этап английского романтизма совпал с творчеством поэтов Озерной школы. Сам термин возник в 1800 г., когда в одном из английских литературных журналов Вордсворт был объявлен главой Озерной школы, а в 1802 г. Кольридж и Саути были названы ее членами. Жизнь и творчество этих трех поэтов связаны с Озерным краем, северными графствами Англии, где много озер. Поэты-лейкисты (от англ. lake - озеро) великолепно воспели этот край в своих стихах.Второй этап в развитии английского романтизма связан с творчеством Байрона, Шелли, Скотта, открывших новые жанры и виды литературы. Символами этого периода стали лиро-эпическая поэма и исторический роман.Среди романтиков одни призывали общество вернуться к прежнему патриархальному быту, к средневековью и, отказываясь от решения насущных проблем современности, уходили в мир религиозной мистики;
Другие же, а в частности Байрон выражали интересы демократических масс, призывая воплотить в жизнь идеи свободы, равенства и братства. Пламенный защитник национально-освободительного движения народов, обличитель тирании и политики захватнических войн, Байрон стал одним из ведущих зачинателей прогрессивного направления в романтизме.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|