Концепция исторического романа
Исторический роман представляет собой, без всякого преувеличения, один из наиболее ярких литературных жанров, поскольку ретроспектива прошлого в воображении писателя восполняет отсутствие воображения и фантазии профессионального историка. Если профессиональный историк даёт документальное описание, и подчас весьма скучное широкому кругу читателей, то писатель своими усилиями, воображением, обращаясь к документальным историческим сюжетам, помогает, может быть, даже лучше, глубже проникнуть во все тайны истории. Российский литературовед, Тихонов Н.Н. в работе «Мудрость вымысла» рассуждает о понятиях прошлого, памяти, истории и исторического романа, задаваясь вопросами о том, что общего между ними, что их связывает и связаны ли они вообще. Ответ исследователь даёт следующий: «Что такое прошлое – понятно всем; история – тоже: это систематизация и осмысление деятельности человека во времени. Память -…. В нравственно-этическом плане – это, то, что даёт человеку право называться человеком. Это основа нравственности, культуры, основа прогресса. Память – это основа человечности. Ну, а исторический роман? Только ли это оживление прошлого, точнее, какого- нибудь его эпизода, подсказанного памятью и облечённого в литературную форму? Может это описание жизни людей движимых теми чувствами, которые мы утратили, но в глубине души жалеем об утрате и удовлетворяем свою ностальгию чтением?» Поэтому, согласно такой точке зрения, можно предварительно вычленить следующие черты исторического романа:1. «оживление» какого-нибудь яркого эпизода прошлого;2. «оживление» это подсказывается памятью, облечённой в литературную форму;3. «оживление» служит для удовлетворения праздного любопытства читателя;4. история или описание жизни людей, движимых теми чувствами, которые мы утратили, но, жалея, в глубине души об утрате, удовлетворяем ностальгию чтением.Вальтер Скотт, вследствие особых задач, поставленных перед ним историей, попытался изобразить общество во всех его разрезах, и не в виде отдельных картин или портретов, а все целиком, в его связях и взаимодействиях, от короля до крестьянина, - от ученого-антиквария до нищего бродяги. Он избегал абстракций, карикатур или символов. Он хотел изобразить живых людей во всей конкретности их характеров, страстей и социального бытия. Чтобы достичь этой конкретности, он должен был объяснить действие и героев социальными процессами, исторически сложившимися обстоятельствами, общественной и национальной борьбой. Тем самым он положил начало историческому изучению современности. Своеобразие композиции романа «Роб Рой» «Роб Рой» - это один из шотландских романов Вальтера Скотта. Он вышел в свет в 1818 году. В книге дается широкая и сложная картина шотландских и английских общественных отношений начала XVIII века. Главный герой, Фрэнсис Осбальдистон, внезапно отозван из Бордо к отцу по важному делу. Прибыв в Лондон, двадцатилетний юноша узнает, что отец хочет поручить ему вести дела торгового дома «Осбальдистон и Трешам». Но у Фрэнка нет желания постигать тайны коммерции. У него художественная натура, он пишет стихи, любит литературу. Отказ приводит отца в негодование, герою грозит опасность лишиться наследства, но это не пугает его. Фрэнк бросает старшему клерку фирмы, фразу: «Я никогда не продам свою свободу за золото». Отец в наказание отсылает Фрэнсиса на север Англии, навестить там дядю и познакомиться с его семьей, с которой сам он не поддерживает никаких отношений. Итак, молодой человек прибывает в замок своего дяди, Осбальдистон-Холл, твердыню, высящуюся над лесами и скалами Нортумберленда - пограничной области, за которой начинается неведомая Фрэнку романтическая Шотландия. Семейный портрет обитателей замка лишен романтики. После знакомства с шестью кузенами - пьяницами, обжорами и бездельниками Фрэнсис замечает, что лишь один из них выделяется из общего ряда - Рашлей, младший Осбальдистон. В замке живет также дальняя родственница дяди, мисс Диана Вернон, девушка красивая, умная и образованная. Фрэнк очарован ею, он внемлет каждому её слову, слушает меткие психологические характеристики, которые она дает жителям замка. В её речи чудесно сочетаются проницательность, смелость и откровенность.Размеренная, скучная жизнь в замке неожиданно обрывается. Фрэнк обвиняется в государственной измене. Моррис, один из попутчиков Фрэнка в дороге, был ограблен и подозревает его в содеянном; в связи с тем, что Моррис вез деньги из казначейства для выплаты войскам в Шотландии и у него похитили заодно очень важные документы, речь идет уже не о простом разбое, а о государственной измене. В «Роб Рое» исторические лица и события занимают значительно меньше места, чем в первых романах Вальтера Скотта, но это не означает, будто книга не носит исторического характера. В этом романе полно воплотился писательский метод воспроизведения прошлого - через частные жизни, на примере рядовых участников событий: не обыкновенные люди составляют фон, на котором выступают деятели выдающиеся, а напротив, частный человек действует на фоне исторических фигур. Подобный композиционный принцип проявился, прежде всего, в отношении к самому Роб Рою, который, является в романе лицом эпизодическим.
Фрэнк Осбалдистон и его судьба - это и есть итог всей той борьбы, в которой наиболее деятельное участие принимают яркие натуры типа Роб Роя. Френсис относительно заурядный молодой человек - истинный победитель в этой борьбе, ему достаются трофеи битвы, ее важнейшие результаты. И обращен роман Вальтера Скотта был к таким же Осбалдистонам, потомкам людей, вышедших на авансцену английской истории сто лет тому назад, во времена великого компромисса - «славной революции».
Соединение нажитого капитала с наследственными угодьями, сочетание буржуазного расчета с аристократической знатностью - вот что рисовалось ему в качестве идеала людей того времени и в то же время типичного случая. Эпоха Осбалдистонов наступила на рубеже XVII-XVIII вв., а через сто лет, во времена Вальтера Скотта, они составили решающую силу английского общества. Не зря Вальтер Скотт заставил своего героя предаться воспоминаниям: повествование в романе развертывается как автобиография героя, - в этом выражалась, если угодно, мораль романа, его пафос - в напоминании каждому типичному читателю романа о его собственном прошлом. Естественно, пути Френсиса и Роб Роя в книге пересекаются и Осбальдистон с удовольствием слушает историю этого удивительного человека. Когда-то Робин был преуспевающим и трудолюбивым, но настали трудные времена, а Роб любил рисковать и в результате оказался банкротом, босоногим бродягой, лишенным всего своего состояния. Помощи не было ниоткуда – “нет нигде ни крова, ни защиты”, - тогда Роб Рой подался в горы, стал жить по своим законам. У Вальтера Скотта объявленный вне закона и преследуемый горец также выступает вершителем правосудия, и в этом смысле писатель, конечно, следует романтической традиции, но само изображение Роб Роя носит у него характер более детальный и достоверный, чем в ранее написанной Вордсвортом романтической балладе «Могила Роб Роя». Идя навстречу пожеланиям читателей и одновременно обманывая эти ожидания, Вальтер Скотт осторожно, одну за другой, развеивал легенды о Роб Рое - и об его неподкупности (Роб Рой, в сущности, спекулировал скотом, фермеры платили ему “черную дань”; эти деньги служили им гарантией, что их имущество неприкосновенно:), и о его непобедимости (он не раз с позором отступал), и о его неуловимости (он неоднократно попадался в руки властей). Если учитывать факты (что и делал Вальтер Скотт), то трудно понять, на чьей стороне в англо-шотландских раздорах выступал Роб Рой, он, скорее всего, преследовал свой личный интерес, иногда совпадавший, а чаще не совпадавший с интересами его народа. Однако, разрушая легенду, романист не принижал своего героя. Рисуя красочную фигуру, Вальтер Скотт старался придать ей реальные пропорции.
И название, и самый роман возникли у Вальтера Скотта под некоторым нажимом извне. В ту пору писатель был, как всегда, занят целым рядом литературных работ, а, кроме того, уже начало сдавать его богатырское здоровье: наметились симптомы апоплексии, мучили сильнейшие желудочные колики. Вальтер Скотт жаловался, что ему трудно описывать нежные чувства в тот момент, когда его самого скрючивает от боли. Однако издатель Констебл не только убедил Вальтера Скотта поспешить с завершением очередного романа, но и посоветовал дать этому роману название «Роб Рой». «Роб Рой»- самый увлекательный из всех романов Скотта. Здесь довольно таки захватывающий сюжет, да и с точки зрения художественного мастерства можно высоко оценить это произведение.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|