Вопрос. Особенности обследования слабослышащих детей
Основными методами обследования слуха являются аудиометрия, импедансометрия и отоакустическая эмиссия. Разновидностями аудиометрии являются тональная, игровая и речевая аудиометрия. Тональная аудиометрия – это определение порогов слышимости на частотах от 125 до 8000 Гц. Измерения проводятся в специально оборудованной, защищенной от шума комнате. Сигнал подается в ухо пациента либо через наушник или вкладыш (исследование воздушной проводимости), либо через костный вибратор (исследование костной проводимости). Пациенту предъявляются звуки различных частот с разной интенсивностью. Когда пациент слышит звук, он сообщает об этом, нажимая сигнальную кнопку. Поскольку результат определяется по реакции пациента, измерения организованы так, что пациент не видит, когда оператор переключает частоты и изменяет интенсивность сигнала. По результатам измерений строится аудиограмма, которая необходима для правильного выбора и настройки слуховых аппаратов. Для исследования слуха у детей младше 4-х лет применяется игровая аудиометрия. Специальная методика позволяет определять состояние слуха у детей в процессе игры. Речевая аудиометрия является основным методом определения состояния слуха до и после протезирования и оценки качества слухопротезирования. Врач предъявляет пациенту специальные тестовые последовательности слов, которые воспроизводятся с различными уровнями громкости. Пациент повторяет услышанные слова. Результат определяется по количеству правильно услышанных слов при соответствующих уровнях громкости. Речевая аудиометрия позволяет более точно подобрать и настроить слуховой аппарат с целью достижения максимально возможной разборчивости речи. Особенностью речевой аудиометрии является то, что в отличие от других методов обследования она позволяет не только врачу, но и пациенту объективно оценить состояние собственного слуха и эффективность слухового аппарата.
Акустическая импедансометрия применяется для обследования и выявления причин заболеваний среднего уха. Как правило, с помощью импедансометра сразу проводится два исследования – тимпанометрия и акустическая рефлексометрия. Тимпанометрия позволяет оценить подвижность барабанной перепонки и слуховых косточек. Измерение акустических рефлексов регистрирует сокращение внутриушных мышц в ответ на звуковую стимуляцию. При обследовании в ухо пациента вставляется специальная пробочка, соединенная с импедансометром, через которую в наружном слуховом проходе создается отрицательное или положительное давление, а также подаются различные звуки. Результаты измерений, выводимые на принтер в цифровом и графическом виде, дают важную информацию о состоянии среднего уха, барабанной перепонки и цепи слуховых косточек, и могут помочь в диагностике таких заболеваний, как различные виды отитов, отосклероз и др. Отоакустическая эмиссия (ОАЭ) – это чрезвычайно слабые звуковые колебания, генерируемые улиткой, которые свидетельствуют о нормальном функционировании слухового рецептора. Эти колебания могут быть зарегистрированы в наружном слуховом проходе при помощи высокочувствительного малошумящего микрофона. Чаще всего метод ОАЭ используется для скрининга новорожденных и для обследования слуха детей первого года жизни. Если ОАЭ регистрируется, слух у ребенка не нарушен. Если ОАЭ не регистрируется, то это является показанием к дальнейшему обследованию ребенка у сурдолога. Процедура абсолютно безболезненная, занимает всего несколько минут, и может проводиться, когда ребенок спит.
Существуют также другие методы обследования слуха, которые более сложны и применяются, как правило, в условиях клиники.
Вопрос. Уровни речевого развития слепых и слабовидящих По Волковой 4 уровень Лепетная речь. Встречается менее 10%.Экспрессивная речь отличается ограниченностью: ребенок дает не более половины названий предъявленных предметов, в искаженной форме. Такие же показатель по соотнесенности. Связная речь состоит из отдельных слов, отмечаются эхолалии. С заданиями направленными на обследование качаственой стороны грамматического строя речи. Все дети с данными заданиями не справляются. Не выполняют задания на слуховую дифференциацию и фонематические представления. Отмечается полная несформированость проессов фонематического анализа и синтеза. 3 уровень. Неполная речь- 40% детей находится на этом уровне. Экспрессивная речь- отмечается бедность словаря. Называется не более 60% предъявляемых объектов. При предъявлении сюжетных картинок не могут связать свой рассказ. Множество аграмматизмов. Отмечается нарушение звукопроизношения. Недостаточно сформирована слуховая и произносительная дифференциация звуков. Также не сформированы процессы анализа и синтеза и фонематические представления. 2 уровень. Полная речь. Примерно 36% детей. Активный словарь 90-95 % всех задаваемых слов. Допускается 1-2 ошибки в употреблении обобщенных понятий, в употреблении грамматических категорий. Затруднение в развернутых рассказах. Свойственны нарушения звукопроизношения. Отмечается недостаточная сформированность фонематических и слуховых дифференцировок. Недостаточно сформирован фонематический анализ, но больше страдает фонематический синтез. 1 уровень Развернутая речь- 15%. Отмечается только единичные нарушения звукопроизношения, что не позволяет рассматривать данный уровень в качестве нормы. Все 4 уровня у детей нельзя рассматривать как отдельную застывшую структуру. Хоть каждая структура выступает отчетливо, внутри них можно увидеть признаки предыдущего или следующего уровня. Может выступать в перестройке и соотнесении причин обуславливающих речевое нарушение. В определении речевых уровней нередко возникают трудности, когда имеются сходства проявлений речевых и неречевых процессов.Тогда решающую роль в диагностике играют внешние проявления(нарушение только фонематического анализа и синтеза, значительные фонетико-фонематические нарушения, грубые системные языковые нарушения с основными и сопутствующими причинами,показателями неречевых и психических процессов, возрастные особенности, условиями окружающей среды и условиями воспитания, своеобразие внутри каждого уровня может усиливаться индивидуальными проявлениями)
11 вопрос.Особенности логопедической работы с детьми, имеющими нарушения зрения. Организация коррекции недостатков речи осуществляется по традиционной методике с учётом специфических особенностей процесса обучения и воспитания детей со зрительными аномалиями:- организация профилактических мероприятий;- ранняя диагностика и коррекция нарушений;- комплексная коррекция; - активное включение в работу различных анализаторов. В коррекционной работе огромное значение придается логопедическому воздействию на специально организованных занятиях, которые проводятся дифференцированно, с учетом состояния зрения детей, их речи, способов восприятия и индивидуальных особенностей. Задачи по развитию речевой культуры решаются в игровой, учебной и трудовой деятельности, а также в предметно-практической деятельности, на музыкальных и ритмических занятиях. При организации логопедических занятий со слабовидящими детьми особое внимание обращается на возможность использования имеющегося зрения (дидактический материал необходимой величины, окраски и объемности), используются рельефные картинки, «волшебные мешочки» с набором игрушек, кубики и брусочки для обозначения звуков, построения слогов, слов и предложений. Огромное значение в работе с этими детьми в целях формирования представлений о многообразии предметного мира придается природной наглядности. Обязательным элементом занятий должна быть игра, так как у детей с глубокими дефектами зрения (до обучения) значительно позже, чем у зрячих, формируются предпосылки игровой деятельности. Проводятся упражнения и игры, способствующие развитию слухового внимания. Учитывая, что у детей с нарушением зрения существенно страдает формирование речедвигательных образов по подражанию, применяются приемы механической постановки звуков, доступные сравнения артикуляции звуков с образами предметов, кинестетические ощущения и т. д., используются элементы занимательности. При планировании логопедической работы с детьми, имеющими второй уровень сформированности речи, учитываются и сохраняются все разделы, применяемые для детей первой группы. Но при этом особое внимание обращается на словарную работу, развитие фонематического анализа и синтеза.
При реализации плана по обучению детей с третьим и четвертым уровнями сформированности речи логопеды вводят элементы, направленные на коррекцию предметно-практической, игровой и познавательной деятельности. Неотъемлемым должно быть совершенствование моторных навыков, координации, ориентировки в пространстве и конструктивного праксиса. Учитывая особенности слепых и слабовидящих детей этих групп, основное внимание обращают на расширение их словарного запаса, на правильность соотнесенности слова с образом предмета, формирование обобщающих понятий, грамматического строя и связной речи. Ранние выявления нарушений речи и организация коррекционной работы способствуют предупреждению дальнейших отклонений в речевом развитии детей (в том числе и в формировании письменной речи).
Нарушения речи представлены обширно как у слепых, так и у слабовидящих детей, причем у большинства из них эти нарушения затрагивают не столько отдельные, сколько все или почти все компоненты речевой структуры как целостной системы. Степень и качество нарушений различных речевых компонентов у разных групп детей с глубокими дефектами зрения представлены по-разному. Это и определяет различные уровни сформированности речи в большей своей части как системного недоразвития, а также структуры речевого дефекта. Нарушения устной речи у слепых и слабовидящих детей следует рассматривать как сложный дефект, по-разному обусловливаемый влиянием ряда факторов, к числу которых относятся зрительный дефект и время его проявления. Разнообразие уровней сформированности речи, структуры ее нарушения, а также обусловливающих эти нарушения факторов объясняет и разнообразие динамики совершенствования речи слепых и слабовидящих детей в процессе педагогического воздействия.
Логопедическая работа с данной категорией детей специфическая и комплексная, дифференцированная и многосторонняя. В таких условиях возрастает компенсаторная роль речи и обеспечивается более прочная база для подготовки детей к школьному обучению. Ранние выявления нарушений речи и организация коррекционной работы способствуют предупреждению дальнейших отклонений в речевом развитии детей (в том числе и в формировании письменной речи). Совершенствование речи стимулирует высокое личностное развитие слепого и слабовидящего ребенка на самых ранних этапах его воспитания. Начало формы
+ лекция логоп работа с детьми с нар зрения пункт 1 (лучше по лекции в лекции,материал разнится,частично дополняет друг друга)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|