Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос. Особенности обследования слабослышащих детей




Основными методами обследования слуха являются аудиометрия, импедансометрия и отоакустическая эмиссия.

Разновидностями аудиометрии являются тональная, игровая и речевая аудиометрия.

Тональная аудиометрия – это определение порогов слышимости на частотах от 125 до 8000 Гц. Измерения проводятся в специально оборудованной, защищенной от шума комнате. Сигнал подается в ухо пациента либо через наушник или вкладыш (исследование воздушной проводимости), либо через костный вибратор (исследование костной проводимости). Пациенту предъявляются звуки различных частот с разной интенсивностью. Когда пациент слышит звук, он сообщает об этом, нажимая сигнальную кнопку. Поскольку результат определяется по реакции пациента, измерения организованы так, что пациент не видит, когда оператор переключает частоты и изменяет интенсивность сигнала. По результатам измерений строится аудиограмма, которая необходима для правильного выбора и настройки слуховых аппаратов.

Для исследования слуха у детей младше 4-х лет применяется игровая аудиометрия. Специальная методика позволяет определять состояние слуха у детей в процессе игры.

Речевая аудиометрия является основным методом определения состояния слуха до и после протезирования и оценки качества слухопротезирования. Врач предъявляет пациенту специальные тестовые последовательности слов, которые воспроизводятся с различными уровнями громкости. Пациент повторяет услышанные слова. Результат определяется по количеству правильно услышанных слов при соответствующих уровнях громкости. Речевая аудиометрия позволяет более точно подобрать и настроить слуховой аппарат с целью достижения максимально возможной разборчивости речи. Особенностью речевой аудиометрии является то, что в отличие от других методов обследования она позволяет не только врачу, но и пациенту объективно оценить состояние собственного слуха и эффективность слухового аппарата.

 

Акустическая импедансометрия применяется для обследования и выявления причин заболеваний среднего уха. Как правило, с помощью импедансометра сразу проводится два исследования – тимпанометрия и акустическая рефлексометрия. Тимпанометрия позволяет оценить подвижность барабанной перепонки и слуховых косточек. Измерение акустических рефлексов регистрирует сокращение внутриушных мышц в ответ на звуковую стимуляцию. При обследовании в ухо пациента вставляется специальная пробочка, соединенная с импедансометром, через которую в наружном слуховом проходе создается отрицательное или положительное давление, а также подаются различные звуки. Результаты измерений, выводимые на принтер в цифровом и графическом виде, дают важную информацию о состоянии среднего уха, барабанной перепонки и цепи слуховых косточек, и могут помочь в диагностике таких заболеваний, как различные виды отитов, отосклероз и др.

Отоакустическая эмиссия (ОАЭ) – это чрезвычайно слабые звуковые колебания, генерируемые улиткой, которые свидетельствуют о нормальном функционировании слухового рецептора. Эти колебания могут быть зарегистрированы в наружном слуховом проходе при помощи высокочувствительного малошумящего микрофона. Чаще всего метод ОАЭ используется для скрининга новорожденных и для обследования слуха детей первого года жизни. Если ОАЭ регистрируется, слух у ребенка не нарушен. Если ОАЭ не регистрируется, то это является показанием к дальнейшему обследованию ребенка у сурдолога. Процедура абсолютно безболезненная, занимает всего несколько минут, и может проводиться, когда ребенок спит.

Существуют также другие методы обследования слуха, которые более сложны и применяются, как правило, в условиях клиники.

 

Вопрос. Уровни речевого развития слепых и слабовидящих

По Волковой

4 уровень

Лепетная речь. Встречается менее 10%.Экспрессивная речь отличается ограниченностью: ребенок дает не более половины названий предъявленных предметов, в искаженной форме. Такие же показатель по соотнесенности. Связная речь состоит из отдельных слов, отмечаются эхолалии.

С заданиями направленными на обследование качаственой стороны грамматического строя речи. Все дети с данными заданиями не справляются. Не выполняют задания на слуховую дифференциацию и фонематические представления. Отмечается полная несформированость проессов фонематического анализа и синтеза.

3 уровень.

Неполная речь- 40% детей находится на этом уровне. Экспрессивная речь- отмечается бедность словаря. Называется не более 60% предъявляемых объектов. При предъявлении сюжетных картинок не могут связать свой рассказ. Множество аграмматизмов. Отмечается нарушение звукопроизношения. Недостаточно сформирована слуховая и произносительная дифференциация звуков. Также не сформированы процессы анализа и синтеза и фонематические представления.

2 уровень.

Полная речь. Примерно 36% детей. Активный словарь 90-95 % всех задаваемых слов. Допускается 1-2 ошибки в употреблении обобщенных понятий, в употреблении грамматических категорий. Затруднение в развернутых рассказах. Свойственны нарушения звукопроизношения. Отмечается недостаточная сформированность фонематических и слуховых дифференцировок. Недостаточно сформирован фонематический анализ, но больше страдает фонематический синтез.

1 уровень

Развернутая речь- 15%. Отмечается только единичные нарушения звукопроизношения, что не позволяет рассматривать данный уровень в качестве нормы.

Все 4 уровня у детей нельзя рассматривать как отдельную застывшую структуру. Хоть каждая структура выступает отчетливо, внутри них можно увидеть признаки предыдущего или следующего уровня. Может выступать в перестройке и соотнесении причин обуславливающих речевое нарушение.

В определении речевых уровней нередко возникают трудности, когда имеются сходства проявлений речевых и неречевых процессов.Тогда решающую роль в диагностике играют внешние проявления(нарушение только фонематического анализа и синтеза, значительные фонетико-фонематические нарушения, грубые системные языковые нарушения с основными и сопутствующими причинами,показателями неречевых и психических процессов, возрастные особенности, условиями окружающей среды и условиями воспитания, своеобразие внутри каждого уровня может усиливаться индивидуальными проявлениями)

11 вопрос.Особенности логопедической работы с детьми, имеющими нарушения зрения. Организация коррекции недостатков речи осуществляется по традиционной методике с учётом специфических особенностей процесса обучения и воспитания детей со зрительными аномалиями:- организация профилактических мероприятий;- ранняя диагностика и коррекция нарушений;- комплексная коррекция; - активное включение в работу различных анализаторов. В коррекционной работе огромное значение придается логопедическому воздействию на специально организованных занятиях, которые проводятся дифференцированно, с учетом состояния зрения детей, их речи, способов восприятия и индивидуальных особенностей. Задачи по развитию речевой культуры решаются в игровой, учебной и трудовой деятельности, а также в предметно-практической деятельности, на музыкальных и ритмических занятиях. При организации логопедических занятий со слабовидящими детьми особое внимание обращается на возможность использования имеющегося зрения (дидактический материал необходимой величины, окраски и объемности), используются рельефные картинки, «волшебные мешочки» с набором игрушек, кубики и брусочки для обозначения звуков, построения слогов, слов и предложений. Огромное значение в работе с этими детьми в целях формирования представлений о многообразии предметного мира придается природной наглядности. Обязательным элементом занятий должна быть игра, так как у детей с глубокими дефектами зрения (до обучения) значительно позже, чем у зрячих, формируются предпосылки игровой деятельности. Проводятся упражнения и игры, способствующие развитию слухового внимания. Учитывая, что у детей с нарушением зрения существенно страдает формирование речедвигательных образов по подражанию, применяются приемы механической постановки звуков, доступные сравнения артикуляции звуков с образами предметов, кинестетические ощущения и т. д., используются элементы занимательности. При планировании логопедической работы с детьми, имеющими второй уровень сформированности речи, учитываются и сохраняются все разделы, применяемые для детей первой группы. Но при этом особое внимание обращается на словарную работу, развитие фонематического анализа и синтеза.

При реализации плана по обучению детей с третьим и четвертым уровнями сформированности речи логопеды вводят элементы, направленные на коррекцию предметно-практической, игровой и познавательной деятельности. Неотъемлемым должно быть совершенствование моторных навыков, координации, ориентировки в пространстве и конструктивного праксиса. Учитывая особенности слепых и слабовидящих детей этих групп, основное внимание обращают на расширение их словарного запаса, на правильность соотнесенности слова с образом предмета, формирование обобщающих понятий, грамматического строя и связной речи. Ранние выявления нарушений речи и организация коррекционной работы способствуют предупреждению дальнейших отклонений в речевом развитии детей (в том числе и в формировании письменной речи).

 

 

Нарушения речи представлены обширно как у слепых, так и у слабовидящих детей, причем у большинства из них эти нарушения затрагивают не столько отдельные, сколько все или почти все компоненты речевой структуры как целостной системы. Степень и качество нарушений различных речевых компонентов у разных групп детей с глубокими дефектами зрения представлены по-разному. Это и определяет различные уровни сформированности речи в большей своей части как системного недоразвития, а также структуры речевого дефекта. Нарушения устной речи у слепых и слабовидящих детей следует рассматривать как сложный дефект, по-разному обусловливаемый влиянием ряда факторов, к числу которых относятся зрительный дефект и время его проявления.

Разнообразие уровней сформированности речи, структуры ее нарушения, а также обусловливающих эти нарушения факторов объясняет и разнообразие динамики совершенствования речи слепых и слабовидящих детей в процессе педагогического воздействия.

Логопедическая работа с данной категорией детей специфическая и комплексная, дифференцированная и многосторонняя. В таких условиях возрастает компенсаторная роль речи и обеспечивается более прочная база для подготовки детей к школьному обучению. Ранние выявления нарушений речи и организация коррекционной работы способствуют предупреждению дальнейших отклонений в речевом развитии детей (в том числе и в формировании письменной речи). Совершенствование речи стимулирует высокое личностное развитие слепого и слабовидящего ребенка на самых ранних этапах его воспитания.

Начало формы


12 вопрос.Особенности логопедического обследования слепых и слабовидящих детей. Обследование проводится в течение первых двух недель обучения. На всех детей заполняется речевая карта, где указывается не только речевой, но и зрительный диагноз. После этого комплектуются мобильные группы, в которых не более 3-5 человек. Обследование проводится три раза в год, в конце учебного года пишется заключение с обоснованием. Основу методики изучения слепых и слабовидящих детей.1. Учет анкетных данных ребенка, времени его поступления в организованный коллектив, психолого-педагогической характеристики, данных о родителях и микросомальных условиях в семье.2. Оценка анамнеза («анамнез нормальный, «анамнез отягощенный незначительно», «анамнез отягощенный значительно»), (СНОСКА: Оценивались навыки целенаправленных действий (сформированы полностыо – все задания выполняются; неполностью - задания выполняются неправильно или выполняется только часть заданий); точность, плавность и соразмерность движений (хорошая координация, нарушенная координация - отклонение от нормы одной яз характеристик, грубо нарушенная координация - отклонение от нормы нескольких показателей); самостоятельность (полная, неполная, с помощью взрослых)) состояния соматического и нервно-психического здоровья в период обследования.3. Изучение состояния зрения, физического слуха, строения артикуляционного аппарата.4. Изучение условий речевого общения ребенка до поступления в организованный коллектив. 5. Исследование состояния общей и речевой моторики (моторные навыки, координация движений, статики, мимической и речевой мускулатуры).6. Исследование оптико-пространственного гнозиса и праксиса. Изучалась дифференциация пространственных представлений, ориентировка в замкнутом пространстве и конструктивный праксис. Проверка проводилась в игровых ситуациях, доступных детям с глубокими дефектами зрения. Оценка - «хорошо», «удовлетворительно» - ошибки в выполнении 1-2 заданий, «неудовлетворительно» - в выполнении всех заданий отмечаются ошибки или большая часть заданий но выполняется.7. Исследование речи. Проводилось исследование фонетической стороны речи, слоговою и звукового анализа и синтеза, лексико-грамматической стороны речи. Использовались предметы и игрушки (для слепых), предметы, игрушки, цветные картинки.(для слабовидящих). Основное внимание при исследовании обращалось на состояние экспрессивной речи, которая оценивалась как «хорошо сформированная экспрессивная речь», «удовлетворительно сформированная экспрессивная речь», «неудовлетворительно сформированная экспрессивная речь», «глубоко нарушенная экспрессивная речь». Данные оценки позволили осуществить обработку протокольных материалов по качеству экспрессивной речи. При такой систематизации все исследовательские материалы в последующем распределились по группам, в которых методом статистической обработки было установлено состояние речи и неречевых функций.

 

+ лекция логоп работа с детьми с нар зрения пункт 1 (лучше по лекции в лекции,материал разнится,частично дополняет друг друга)

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...