Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос. Особенности коррекционного подхода к обучению навыкам чтения, письма и счёта детей с РДА.




Существует ряд приемов, помогающих в формирова­нии у аутичного ребенка основных учебных навыков.
Так, при обучении чтению можно вначале ориентироваться на хорошую непроизвольную память ребенка, на то, что он, играя с магнитной азбукой или с кубиками, на сторонах которых написа­ны буквы, может быстро механически запомнить весь алфавит (так, мы знаем пример, когда один мальчик непроизвольно выучил ал­фавит, так как часто ел печенье в форме букв). Взрослому достаточ­но время от времени называть буквы, не требуя от ребенка постоян­ного повторения, не проверяя его, так как всё, что требует произвольного сосредоточения, тормозит ребенка, может вызвать у него негативизм.
Далее, мы предлагаем педагогам и родителям не учить ребенка побуквенному или послоговому чтению, а сразу обратиться к методике «глобального чтения», т. е. чтения целыми словами. Эта методика представляется нам более адекватной при обучении аутичных детей, чем побуквенное или послоговое чтение. Дело в том, что, научившись складывать буквы или слоги, аутичный ребенок может долгое время читать «механически», не вникая в смысл прочитан­ного. Он увлекается самим процессом соединения букв и слогов, т. е. фактически начинает использовать его для аутостимуляции. При «глобальном чтении» мы можем избежать этой опасности, так как подписываем картинки или предметы целыми словами, слово всегда сочетается в зрительном поле ребенка с предметом который оно обозначает.
Кроме того, научить аутичного ребенка читать целыми словами легче и быстрее, чем по буквам и по слогам, так как он, с одно стороны, с большим трудом воспринимает фрагментированную информацию (поступающую в виде букв, слогов и т.д.), а, с другой стороны, способен моментально запоминать, «фотографировать то, что находится в его зрительном поле.
Удобно также, что методика ориентируется, в основном, на непроизвольное внимание ребенка, на то, что он исходно запоминает слово просто как графическое изображение, как картинку.
Педагоги и родители могут и сами творчески переработать, адаптировать метод «глобального чтения» к интересам и возможностям каждого ребенка. Можно соединить «глобальное чтение» с приемом сюжетного рисования
Подготовка руки ребенка к письму связана с необходимостью отработки произвольных ручных движений, трудных для аутично­го ребенка из-за нарушений в распределении психофизического тонуса. Как было сказано выше, любые моторные навыки лучше начинать отрабатывать, манипулируя руками ребенка. То есть, мы вкладываем кисточку, карандаш или ручку в руку ребенка и водим его рукой, поддерживая ее за кисть. Таким способом мы передаем ему «моторный образ» (двигательный стереотип) написания како­го-либо графического элемента. Постепенно такую физическую по­мощь надо уменьшать: уже не водить рукой ребенка, а лишь слегка придерживать его кисть или локоть и при возможности переходить к письму «по точкам», иначе ребенок привыкнет к постоянной под­держке руки и без нее письмом заниматься не будет.
Конечно, надо обыграть, по возможности, каждую часть заня­тия, ориентируясь при этом на интересы ребенка. Так, одного ма­лыша педагог научила выделять строчку и рисовать в ней (по точ­кам) орнаменты, необходимые для подготовки к письму, пригова­ривая: «Сейчас будем рисовать, как зайка прыгает с горки на горку. А сейчас — как мишка прыгает. А в следующей строчке будем рисо­вать, как они друг друга догоняют». Другого мальчика, которому очень нравилась роль моряка, смелого капитана, учили писать, укладываясь в строчку, не вылезая за ее пределы, так как «моряк ведет свой корабль точно по линии фарватера».Отметим, что многие элементы обучения аутичного ребенка возникают еще в игре, до формирования у него учебного поведения. Мы пересчитываем вагоны игрушечного поезда и делаем таблички с названиями станций; соображаем, сколько пирожков слепить из пластилина, чтобы «угостить всех зверей»; подписываем рисунки, лепим из пластилина буквы или выкладываем их из конструктора, из сушек и т. п. Так, поначалу исподволь, мы провоцируем интерес ребенка к освоению навыков чтения, счета, письма, и это помогает избежать в дальнейшем проявлений негативизма по отношению к обучению.

Опыт обучения аутичных детей
начальным школьным навыкам


Для обучении аутичных детей чтению и письму была модифи цирована методика «глобальное чтение». Эта методика была пер воначально разработана для глухих детей (см. Корсунская Б. Д Воспитание глухого дошкольника в семье.— М.: Педагогика, 1971) В нее были введены некоторые традиционные приемы работы по раз витию способности выделять звук и букву в слове, по отработке гра фических навыков и обучению началам письма.

Первый этап

Первый этап работы, во время которого ребенок должен посте­пенно привыкнуть к учебной ситуации, начинается с рассматрива­ния фотографий из семейного альбома. Мама вместе с ребенком перебирают снимки, сделанные летом на даче, на отдыхе, во время памятных событий, праздников,— фотографии членов семьи, само­го ребенка, в том числе сделанные, когда он был совсем маленьким. Мама комментирует снимки, подробно рассказывая ребенку о том, что он видит на фотографии. Вместе они как бы заново пережива­ют приятные моменты, причем важно, чтобы и мама, и ребенок по­лучали от этого удовольствие.
Затем отбираются фотографии самого ребенка и членов его се­мьи. Мама (или вместо нее педагог) готовит для всех фотографий таблички с надписями: «Я», «МАМА», «ПАПА», «БАБУШКА», «ДЕДУШ­КА», «СЕСТРА», «БРАТ». Занятие проводится в удобной для ребенка обстановке—не обя­зательно за столом, можно на диване, на полу. Мама раскладывает перед ребенком фотографии слева, а таблички с надписями — спра­ва (в начале занятий используется не больше пяти снимков и, соот­ветственно, не более пяти подписей. Затем их количество можно увеличить до 7-10). Она берет одну фотографию и кладет ее посере­дине, затем находит для этого снимка табличку с надписью и кла­дет ее под фото, комментируя: «Смотри, это наш папа (показывает на снимок). А здесь написано: "Папа" (показывает на табличку)». То же самое мама проделывает и со всеми остальными снимками.
Позже, когда ребенок привыкает к такой организации занятия, мама выполняет это задание руками ребенка. Она берет его левую руку, выбирает ею нужную фотографию и кладет ее посередине (в центр зрительного поля ребенка). Затем правой рукой ребенка мама берет нужную табличку и кладет ее под фотографию. При этом она объясняет: «Это фотография бабушки. А вот написано: "Бабушка"». После нескольких совместных занятий ребенок усваивает способ действий с фотографиями и табличками, и часть заданий может выполнять самостоятельно.
Во время занятия мама находится рядом с ребенком. Если ему необходима помощь, она может либо взять его рукой нужный сни­мок или подпись, либо просто подсказать ему, что сейчас нужно сде­лать.
На этом этапе обучения мы используем простые слова, произно­шение которых совпадает с их написанием (например, слово «дом»), так как в этом случае ребенку будет легче справиться с заданием.На первом этапе ребенок должен усвоить понятия «карточка» и «надпись-табличка». Для этого мама может специально подписать некоторые предметы домашнего обихода, например сделать этикет­ки для продуктов, наклейки на баночки с крупами. Можно просто отправиться с ребенком на кухню — «проверить запасы», и показы­вать ему пакеты с сахаром, солью, крупами, макаронами, одновре­менно прочитывая надписи на них. Можно «навести порядок» на книжной полке, где хранятся детские книги и журналы, прочиты­вая названия книг; можно также разложить пластинки, диафиль­мы, показывая ребенку этикетки на них и прочитывая надписи. На улице надо обратить внимание ребенка на таблички с названиями улиц, прочитывать названия магазинов. Потом дома мама может нарисовать маршрут прогулки, подписывая в нужных местах: «Ап тека», «Продукты» и т. п.
Второй этап
Второй этап может начаться с оформления альбома, куда мама наклеивает все фотографии и подписи к ним (или просто их подпи­сывает). Затем подбираются 7-10 картинок с изображениями хоро­шо знакомых ребенку предметов (картинки должны быть выполне­ны в одном стиле) и готовятся таблички с надписями: «ЧАШКА», «ЛОЖКА», «МОЛОКО», «СОК», «СТОЛ», «СТУЛ», «МАШИНА», «КУК­ЛА», «СОБАКА», «РУБАШКА» и т. п. Занятия проводятся по той же схеме, что и на первом этапе.
Отметим, что для детей третьей и четвертой групп первый этап необязателен. С ними можно сразу заниматься по картинкам, вклю­чив в набор 2-3 фотографии близких людей и самого ребенка. С эти­ми детьми возможно также обойтись без манипулирования их ру­ками, так как большинство из них смогут выполнить задание сами после того, как педагог несколько раз покажет, как нужно его вы­полнять.
Постепенно набор картинок и табличек нужно увеличивать. Это можно делать двумя способами. Первый—последовательно осваи­вать категории предметов, т. е. предлагать ребенку картинки и над­писи к ним по теме «Транспорт», затем, когда он их освоит, брать тему «Одежда», потом—«Продукты питания» и т. д. Второй способ— предлагать ему несколько картинок из разных тем. При этом важно учитывать интересы и привязанности ребенка, выбирать интерес­ные ему темы.
Работа с альбомом. Одновременно с работой над картинками мама (или вместо нее педагог) начинает работу с альбомом. На каж­дой странице альбома осваивается новая буква. Вначале мама сама пишет эту букву, затем просит написать ее ребенка — краской, фло­мастером, карандашом, ручкой. Потом рисуются предметы: внача­ле те, название которых начинается с данной буквы, затем такие, в середине названия которых есть данная буква, и, наконец, те, на­звание которых заканчивается данной буквой. Если ребенок может,
Итак, наверху слева крупно пишется изучаемая буква, а осталь­ное место занимают картинки с подписями. Для буквы и для каждо­го слова рисуем предварительно линию, на которой они потом бу­дут написаны. Это делается для того, чтобы ребенок постепенно привыкал писать вдоль линии, не вылезая за ее пределы. Однако сами буквы в словах мы можем делать разного размера, разного цвета, чтобы ребенок стереотипно не «застревал» на том изображе­нии буквы, которое ему в первый раз написал педагог. Нам нужно, чтобы ребенок узнавал эту букву в разных книгах, журналах, на вывесках и т. д. Поэтому мы добиваемся того, чтобы он начал пони­мать, что каждую букву можно изобразить по-разному: она может быть и красной, и синей, и пластилиновой, и вырезанной из бума­ги и т. д., а не только такой, какой ее рисует мама.
Если ребенку трудно сразу написать печатную букву, мы либо ста­вим предварительно точки, и ребенок пишет букву, соединяя эти то­чки линиями, либо даем ему палочку и, водя его рукой, «пишем» эту букву в воздухе (так ребенку легче усвоить необходимое движение).
Многим детям очень нравятся такие занятия, когда они прово­дятся в игровой форме вместе с родителями. Например, педагог и мама с ребенком, или мама, папа и ребенок берут палочки, затем по очереди рисуют в воздухе каждый свою букву и придумывают про нее истории (конечно, взрослые рассказывают историю и за ребен­ка или помогают ему в этом). «Моя буква "О" очень любит пончики и всякие сладости,— начинает папа.— Она у меня очень большая, ходит вперевалочку и говорит: "Ох-ох"».— «А моя буква "О",— под­хватывает мама,— совсем не толстая, а худенькая и очень любит петь "О-о-о"» (рисует в воздухе свою букву).— «А у Васи буква "О" еще совсем маленькая»,— продолжает мама и Васиной рукой рису­ет в воздухе «его» букву. Затем ведутся диалоги от имени букв — о том, как они дружат между собой, ходят друг к другу в гости, что они любят делать и т. д.
Освоить написание буквы ребенок может и по трафарету. Тра­фарет кладется на лист бумаги, ребенок обводит его карандашом, а затем проводит пальчиком по нему и по своей букве, усваивая тем самым ее «моторный образ».
В целом, работа в альбоме идет в следующей последовательности:
1) новую букву пишет сначала взрослый, а затем сам ребенок (или взрослый его рукой);

Работа с буквами магнитной азбуки. Работать с магнитной аз­букой мы начинаем в тот момент, когда ребенок уже понимает, чтс написанное слово можно прочитать вслух, произнести, «озвучить = Педагогу необходимо подготовить сюжетную картинку (лучше все­го выбрать или нарисовать ее, исходя из интересов ребенка) и про­говорить вместе с ребенком ее содержание (рассказывать при это.ч будет сам педагог, а ребенок может вносить дополнения). На следу­ющем занятии педагог кладет перед ребенком картинку и рядом с ней — магнитную азбуку. Педагог начинает рассказ по картинке, например: «Захотелось коту поесть рыбки. Стал он собираться на рыбалку. Достал рюкзак и начал его собирать».
Затем педагог называет предметы, которые нарисованы на кар­тинке, или провоцирует ребенка на их называние: «Сначала кот положил...» (показывает на пакет молока на картинке).— Ребенок: «Молоко».— Педагог: «Давай сложим слово «МО-ЛО-КО». Возьмем букву «М» (берет из магнитной азбуки букву «М»), потом «О» (берет «О»), «М» и «О» — будет «МО». «ЛО» — возьми «Л» и «О» (педагог рукой ребенка или сам ребенок по просьбе взрослого берет эти бук­вы). «КО» — возьмем «К» и «О». Получилось «МОЛО-КО».
Таким образом идет работа над анализом слов.
Педагог: «Что еще положил кот? Он положил...» (показывает на сахар).— Ребенок: «Сахар». Затем он по просьбе педагога склады­вает слово «САХАР» из букв магнитной азбуки. Педагог может по­мочь —положить перед ним буквы слова «сахар», а ребенок сам вы­ложит их в нужной последовательности.На последующих занятиях ребенок должен искать нужные бук­вы самостоятельно, но если у него возникают трудности, то педагог кладет нужную букву его рукой. После того, как слово выложено, педагог просит прочитать его вслух. В случае затруднений нужно прочитать за ребенка: «У тебя получилось слово "сахар"». Так ребе­нок знакомится со «звучащим словом» и учится его анализировать.

Третий этап
На этом этапе происходит обучение ребенка составлению фраз, чтению целых предложений. Работая над фразовой речью, нужно использовать любимые им детские книги, сказки—желательно про­стые, такие, как «Репка», «Колобок», «Теремок» и т. п. Научившись
работать с ними, ребенок переносит свой опыт на другие книги. Но бывает, что ребенку эти сказки стали уже неинтересны — тогда бу­дет легче, если он сам назовет свою любимую книжку.
Работа над фразой ведется одновременно в двух направлениях: 1) по материалам любимой книжки; 2) используя опыт самого ре­бенка.
Остановимся на этих направлениях немного подробнее.
1) Педагог готовит таблички с надписями, отражающими содер­жание текста. В отличие от первых двух этапов, на табличке пишет­ся уже не слово, а целая фраза. На первых порах это пять коротких фраз (из двух или трех слов), затем фразы становятся длиннее и их количество доводится до семи — десяти. Педагог рассказывает ре­бенку сказку, например, «Теремок», потом останавливается, откры­вая подходящую картинку в книжке: «Сейчас мы с тобой расскажем, что делали звери. Вот лягушка»,— при этом он выбирает табличку с фразой «Вот лягушка» и кладет ее около картинки. Далее возможен следующий диалог.
Педагог: «Что у нее?»
Ребенок: «Пироги». (Педагог находит табличку с фразой «У нее пироги» и кладет рядом с предыдущей.)
Педагог: «Пироги для кого? Наверное, для мышки». (Выбирает­ся табличка со словами «Пироги для мышки» и добавляется к пре­дыдущим.)
Педагог: «У мышки есть...»
Ребенок: «...Метла». (Выбирается табличка с фразой «У мышки метла», кладется к предыдущим.)
Педагог: «Мышка подметает...»
Ребенок: «...Пол». (Педагог добавляет табличку «Мышка подме­тает».)
Таким образом, ребенок, зная содержание сказки и видя перед собой картинку-иллюстрацию к ней, одновременно слышит обра­зец фразы и видит, в каком порядке выкладываются таблички с фра­зами. Ребенку будет удобнее, если книга с картинками лежит в вер­хнем углу стола, а таблички располагаются в столбик рядом с книгой (но не в том порядке, в котором их надо выкладывать при переска­зе), а нижняя часть стола прямо перед ним свободна — на ней мы, составляя рассказ, постепенно выкладываем таблички в линию.
реке, играет с кошкой, празднует свой день рождения и т. п. Работу с рисунком и со сказкой полезно чередовать.


«Дочитывание» в книгах и диафильмах. На данном этапе рабо­ты с аутичным ребенком для развития навыка чтения удобно исполь­зовать его склонность завершать незавершенное. Можно устроиться с ним на полу или диване и почитать ему сказку или посмотреть диафильм.
Когда читается сказка, желательно, чтобы шрифт в ней был круп­ным. Взрослый читает начало предложения, делает паузу, и после­днее слово дочитывает ребенок. Чтобы ему легче было найти нуж­ное место в книжке, взрослый при чтении водит по тексту пальцем. Например, педагог читает: «Захотелось волку поесть...», а ребенок дочитывает: «...рыбки». Для «дочитывания» хорошо использовать и стихи (А.Барто, С.Маршака, С.Михалкова, К.Чуковского). Так же идет работа по диафильмам: взрослый прокручивает пленку, читает предложения и делает в конце паузы, а ребенок дочитывает концовку.
Важно, что при «дочитывании» ребенок слышит себя и осозна­ет свою роль в чтении. Весь текст вслух ребенку читать пока еще трудно—этого от него требовать и не нужно. Какие-то слова могут вызывать у него затруднения, сочетание какого-то предлога и сло­ва также может быть ему незнакомо. Взрослый, когда он провоци­рует ребенка на дочитывание двух-трех слов в конце фразы, должен все это учитывать.
Для того, чтобы ребенок перешел к чтению нескольких слов под­ряд, а затем целых фраз, педагог вначале сам водит пальцем по строч­кам текста, а затем просит ребенка «помочь»: «Теперь ты последи, пожалуйста». Так мы переходим к попеременному чтению: напри­мер, два предложения читает педагог (или мама), а следующие два— ребенок. Затем осторожно приучаем его читать самостоятельно, постоянно внося в занятия игровые моменты. Например, говорим ребенку, что «сегодня будем читать для бедного зайца, который лап­ку подвернул» или «сегодня мы плывем на корабле, и ты—капитан, будешь читать капитанским голосом». Можно пофантазировать: «А как бы ты читал, если бы был Карлсоном?» Можно потренироваться в чтении с утра, а вечером удивить папу; или почитать по телефону бабушке — «Какже она обрадуется!»
Бывает, что ребенок читать категорически отказывается. В та­ких случаях его нельзя ругать и заставлять читать насильно, так как можно закрепить стойкий негативизм к занятиям. Нужно на некоторое время отложить чтение, дать по нему «соскучиться». Если педагог чувствует, что отказ ребенка не вполне серьезный, можно попробовать все же организовать его на чтение, предварительно найдя какое-то подходящее объяснение его поведению: «У тебя, на­верное, горлышко пересохло, нужно попить водички, тогда мы сра­зу все прочитаем», или: «И правда, сейчас еще только без пяти ми­нут двенадцать, а мы с тобой всегда начинаем читать ровно в две­надцать часов». Может быть, ребенку надоела книга и для чтения нужно взять другую.
На протяжении всего третьего этапа обучения чтению продол­жается работа с альбомом. Ребенок по просьбе мамы самостоятель­но подписывает альбомные картинки словами и короткими фраза­ми. Продолжается и работа с магнитной азбукой. Ребенок постепен­но может выкладывать фразы из нескольких слов. Можно играть следующим образом: взрослый составляет начало фразы, а ребенок ее заканчивает. Например, педагог выкладывает из магнитной аз­буки: «Колобок был круглый...», а ребенок заканчивает: «...и малень­кий». Или: «Лиса была рыжая...», а ребенок завершает: «...ихитрая». Взрослый при этом всячески помогает ребенку Сможет подсказать букву, поучаствовать в ее поиске).
Мы продолжаем развивать и графические навыки ребенка: ри­суем вместе с ним палочки, овалы, кружочки, линии, подписываем рисунки печатными буквами. Кроме того, мы упражняемся в штри­ховке предметов, складываем из палочек фигурки. Обычно на этом этапе работы ребенок уже лучше владеет своей рукой; линии, кото­рые он проводит, получаются более плавными, «мягкими».
Каждый педагог и родитель может дополнить и творчески развить предложенный вариант освоения с аутичным ребёнком школьных навыков. главное помнить, что для успешного обучения таких детей необходимы учёт их собственных интересов, отсутствие принуждения, соблюдение принципа: от общего – к частному, от целого – к части».

 

Четвертый этап
Данный этап предполагает освоение навыков письма и счета. Ранее полученные ребенком навыки теперь закрепляются. Усложня­ется материал для чтения, выкладывания слов, фраз. Ребенок сам выбирает книгу, может задавать вопросы по содержанию текста. Одновременно появляются два новых вида работы: 1) освоение про­писей; 2) обучение счету.

Рассмотрим их подробней.

1) Начиная работу с прописями, нужно помнить, что писать в них ребенок должен самостоятельно. Это сложно, поэтому предварительная работа ведется на черновике. В черновой тетради могут писать и педагог, и сам ребенок, и педагог его рукой. Необходимо помнить, что ребенок может привыкнуть к тому, что педагог пишет его рукой, и требовать постоянной поддержки. Поэтому мы сразу договариваемся о том, что помогаем его руке только когда тренируемся на черновике, а начисто в прописях пишет только он сам.

Занятия ведутся в обычных прописях для начальной школы. Мы следим за осанкой ребенка, за тем, как он держит ручку, как сидит, в каком положении его ноги, так как сама поза может помогать организации ребенка на занятиях, а может, напротив, расслаблять его, рассеивать внимание.

Мы осваиваем написание букв в последовательности, предложенной в прописи. Когда мы только начинали обучать ребенка чтению, то в первую очередь знакомили его с «наиболее важными» для него буквами, т. е. с такими, с которыми он чаще всего сталкивался (с которых начинается его имя, имена близких людей, названия необходимых предметов, любимых игрушек). Обучая аутичного ребенка письму, этой последовательности можно уже не придерживаться: ведь он уже знает буквы, прочитывает их. Теперь главное для нас – научить его самостоятельно написать прописными буквами слово, прочитанное, услышанное или выдуманное им самим.

Изучая новую прописную букву, педагог вначале показывает ее ребенку в прописях, а затем пишет в черновике: сначала большую, потом маленькую. После этого мы просим ребенка написать буквы сначала в черновике (большую и маленькую), а затем в прописи. Если буква не получается, ее можно сначала прописать в черновике по точкам. Потом ребенок учится писать слоги, слова. В процессе письма педагог помогает ребенку: организует его, подсказывает, что нужно делать, но старается сокращать до минимума поддержку руки. Одна новая буква осваивается на двух-трех занятиях, причем она пишется и в слогах, и в сочетаниях с уже освоенными ребенком буквами, а если возможно, то и в словах. Осваивая письмо, не следует торопиться – нужно закреплять навыки правильного написания букв и правильного их соединения.

Если ребенок совсем не хочет писать в прописи или пишет каракули (из-за усталости, плохого самочувствия), то не стоит заставлять его это делать через силу, формируя, таким образом, негативизм по отношению к письму. Если буквы получаются плохо, и ребенка это раздражает, можно «свалить вину» на то, что ручка, которой мы пишем, «сегодня что-то расшалилась». Мы обещаем ребенку, что в следующий раз будем писать «не этой зеленой ручкой-шалуньей, а красной ручкой-отличницей». Для того, чтобы у ребенка был стимул заниматься письмом, мы обыгрываем его ситуацию, говорим, например, что сегодня будем писать письмо любимой игрушке ребенка, или кому-то из его родственников. В сложившийся стереотип занятия надо постоянно вносить новые детали, создавая разнообразие. Эти, казалось бы, мелочи на самом деле регулируют поведение ребенка.

2) В основе обучения аутичного ребенка счету лежит метод, аналогичный «глобальному чтению». Педагог готовит набор карточек с цифрами: на бумажных квадратах сверху пишутся цифры, а внизу – их названия (словом):

 

Кроме того, нам понадобятся карточки с изображениями предметов в разном количестве (одного яблока, двух вишенок, трех лодочек):

 

Сначала знакомим ребенка с числами в пределах десяти. Педагог раскладывает картинки с изображениями предметов слева от ребенка, а справа от него – цифровой ряд. Затем берет картинку с изображением одного ореха, комментируя: «Это – один орех», – и подкладывает под нее карточку с цифрой. Так же идет ознакомление и с другими цифрами. На последующих занятиях мы отрабатываем эту манипуляцию либо руками ребенка, либо он делает это сам по инструкции педагога.

Далее, мы убираем картинки с изображениями предметов и вместо них используем счетные палочки, фишки, картонные фигурки. Ребенок по просьбе педагога берет нужную цифру и рядом с ней выкладывает такое же количество фишек или палочек. Педагог при этом как бы «озвучивает» действия ребенка: «Я взял цифру три и положил три палочки», – а затем просит ребенка самостоятельно пересчитать количество предметов и назвать соответствующую цифру. Важно, чтобы ребенок понял, что, например, цифра «1» может обозначать и одну палочку, и одну машину, и одну чашку. В тетради в крупную клетку пишутся цифры, а рядом с ними рисуется соответствующее количество предметов.

Детям очень нравится, когда им загадывают загадки типа: «Сколько палочек у меня в руке?» или «Сколько рыбок я нарисовала?» Мы объясняем ребенку, что десять предметов можно назвать десятком («десять палочек – это десяток»).

Затем мы знакомим ребенка с математическими знаками: «+», «-», «=». Это делается с помощью табличек, на которых изображены данные знаки, а внизу приведены их названия. Когда мы объясняем ребенку смысл знаков, то обязательно делаем это на примерах, в связи с конкретной задачей, чтобы математические действия ребенок усвоил не только формально, но и понимал бы их содержание, практический смысл. Поэтому мы, например, говорим ребенку, что если к одному яблоку прибавить еще одно, то получится два яблока (а не «равно два яблока»).

Мы учим считать, используя предметы (игрушки, фишки, фигурки) или картинки с их изображениями. Например, педагог кладет перед ребенком картинку с изображением одного гриба, а рядом – карточку со знаком «+», говоря при этом: «Смотри, у нас с тобой один гриб. Я кладу еще один. Будет …». Если ребенок не отвечает, педагог говорит: «Будет два гриба. Прибавлю еще один гриб. Будет …». Прибавляя по одному грибу, доходим до 10, а затем пробуем освоить вычитание: «Было 10 грибов, один съели. Осталось … Правильно, девять грибов». Существенно при этом, что педагог обучает действию и в предметной, и в знаковой форме и проговаривает все совершаемые действия вместе с ребенком.

Полезны также занятия со счетными палочками. Педагог просит ребенка построить заборчик. Ребенок кладет одну палочку, еще одну, затем следующую и т. д., пересчитывая их при этом. Потом «дует ветер» и заборчик постепенно «ломается»: сначала убирают одну палочку, потом еще одну и т. д. Стоит также сделать вместе с ребенком модель натурального ряда на промежутке от нуля до десяти в виде, например, лесенки с десятью ступенями:

 

Такая лесенка позволяет ребенку уловить порядок построения натурального ряда (то, что каждое число на единицу больше предыдущего).

Затем мы знакомим его с составом числа. Для этого из палочек или конструктора делаем на плоскости стола домик, в окошко которого кладем цифру «2». Около домика выкладываем карточками:

 

Эту ситуацию обыгрываем: «В домике живут два человека – бабушка и дедушка».

Когда повторяем те же действия с цифрой «3», то, чтобы обыграть новую ситуацию, комментируем: «В домике живут ребенок и двое взрослых. Всего трое». При этом рядом с домиком выкладываем карточками:

 

или

 

Так мы проходим состав всех чисел до 10. В тетради в крупную клетку можно попросить ребенка нарисовать следующее:

 

Изучение состава числа очень важно для того, чтобы в дальнейшем ребенок понимал смысл арифметических операций, поэтому, если «с ходу» освоить эту тему не получается, следует разобрать ее подробно, применяя наглядный материал. Можно использовать наборы палочек, деревянных фигурок (елочки, домики, грибки), комплекты геометрических фигур (квадраты, круги, прямоугольники, треугольники).

Педагог просит ребенка разложить определенное количество предметов на две группы. Например, если изучается состав числа «5», ребенок раскладывает пять яблок на две тарелки. Педагог просит ребенка разложить заданное количество предметов разными способами. В словарь ребенка вводятся новые понятия: «разложи», «разложи по-другому». Затем педагог объясняет ребенку, что 5 – это 3 и 2; 5 – это 4 и 1. Ребенок по просьбе педагога выкладывает эти примеры вначале с помощью заранее подготовленных карточек с надписями: «5», «это», «3», «и», «2»; «5», «это», «4», «и», «1». Через несколько занятий табличка со словом «это» заменяется табличкой со знаком «=», а табличка с «и» заменяется на «+». Когда ребенок освоил выкладывание этих примеров, мы учим его записывать их в тетради по математике в крупную клетку. Рядом с примером можно выполнить рисунок:

 

Важно, чтобы ребенок учился раскладыванию на разном материале, так как аутичные дети склонны к выполнению заданий подходить стереотипно, требуя использования одних и тех же предметов (например, только яблок и тарелок) и не выполняя задание на других. Поэтому мы просим ребенка то разложить подарки двум детям, то морковки двум зайцам, то поставить игрушечные машинки в два гаража, то расставить чашки на две полки и т. д. Так мы последовательно осваиваем с ребенком состав всех чисел до десяти.

На следующем этапе работы педагог знакомит ребенка с понятием «добавить до …» и учит добавлять к данному количеству предметов недостающее до заданного числа. Можно разыграть «угощение игрушек»: педагог предлагает раздать игрушкам-«гостям», например, четыре конфеты, а игрушек при этом шесть. Ребенок угощает своих «гостей» и понимает, что конфет не хватает. Педагог объясняет: «Гостей много, а конфет мало, не хватает. Надо добавить. Сколько ты добавишь?» Если ребенок дает верный ответ, педагог может вместе с ним выложить из табличек получившийся пример (для чего готовятся таблички с надписями «НАДО ДОБАВИТЬ …», «ДОБАВИМ ДО …» и таблички с цифрами). Затем в тетради ребенок записывает соответствующие примеры, типа: 6=4+2. Или можно нарисовать пять замко ' в и три ключа и попросить ребенка добавить необходимое количество ключей. В тетради ребенок записывает соответствующие примеры, скажем, так:

 

Если ребенок допускает ошибку, то нужно предложить ему выполнить задание на предметном материале. Например, педагог показывает ребенку два мешочка (конверта, ящика) и говорит, что положил восемь кубиков в два мешочка. Ребенок должен угадать, сколько кубиков в каждом мешочке.

Далее мы переходим к решению примеров и задач в пределах десяти. Для этого используется счетный набор из пластмассовых или деревянных цифр. Мы выкладываем на столе перед ребенком: 1 + 1 – и просим его положить цифру-ответ. Затем кладем: 1 + 2, 2 + 2 и т. д. Если ребенок ошибся, педагог словесно повторяет пример еще раз и ждет ответа ребенка. Если тот не отвечает, нужно его подбодрить: «Ну, конечно, будет четыре, ты забыл немного». Одновременно мы отрабатываем в тетради начертание цифр, а позже учим ребенка правильно записывать примеры и ответы. В тетради можно предлагать такие задания:

 

 

Приведем примеры двух задач.

1) У зайчика четыре морковки:

 

Из них он съел две морковки:

 

Сколько морковок осталось?

2) У каждой елки должно быть по восемь веток. Сколько веток нужно дорисовать?

 

Знакомим ребенка со знаками «=», «>», «<». Учим его сравнивать два числа и узнавать, на сколько одно число больше или меньше другого. Например, пять больше трех на два. Чтобы это установить, нужно из пяти вычесть три. Для того чтобы ребенку было легче усвоить сравнение двух чисел, мы соотносим одно количество предметов с другим (четыре пирамидки и три пирамидки). В тетради записываем примеры на сравнение:

 

Итак, мы научили ребенка оперировать с числами, выполнять простые арифметические действия, решать задачи, т. е. ребенок овладел навыками счета в пределах десяти. Далее мы можем знакомить его со вторым, третьим, четвертым, пятым десятком, используя уже описанные нами приемы работы.

Мы описали наш вариант освоения с аутичным ребенком начальных школьных навыков. Каждый педагог может его дополнить и творчески развить. Свою задачу мы видели прежде всего в том, чтобы выявить сложности, характерные для обучения аутичных детей, и показать способы их преодоления. Так, например, в работе с аутичными детьми мы обычно опираемся на принцип «от общего – к частному, от целого – к части». Кроме того, для успешного обучения таких детей необходимы учет их собственных интересов, обыгрывание заданий, постоянный комментарий всех наших действий, отсутствие принуждения, «давления». Мы уверены в том, что все аутичные дети обучаемы и очень нуждаются в обучении, и, несмотря на то, что со стороны взрослых это часто требует долгого времени и терпения, такие дети могут достичь прекрасных результатов, удивляя и радуя нас.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...