вопрос.Организация профилактической логопедической работы
⇐ ПредыдущаяСтр 11 из 11 Массовая диспансеризация позволяет направленно проводить широкую программу профилактических мероприятий среди детей с фактором риска речевой патологии и с детьми, страдающими нарушениями речи. Это необходимо для предупреждения и ранней диагностики речевых нарушений. В нашей стране в диспансеризации детей принимают участие врачи-специалисты, которые совместно с педиатром и под его контролем осуществляют профилактический осмотр, начиная с периода новорожденности, и обеспечивают необходимый комплекс лечебно-оздоровительных мероприятий. На первом году жизни, помимо профилактических осмотров педиатром, ребенок должен быть осмотрен психоневрологом, окулистом, ортопедом, оториноларингологом, в возрасте 2 лет — стоматологом, в 3—5 лет — теми же специалистами и логопедом. Такие углубленные осмотры позволяют выявить не только общую патологию, но и возможность развития речевых нарушений у детей в самые ранние сроки и вовремя провести мероприятия по оздоровительной и коррекционной работе. Практика указывает на желательность осмотра логопедом детей до года. Специализированное педагогическое обследование помогает выявить возможные нарушения речи и начать работу по их профилактике. Систематический контроль за психофизическим развитием ребенка, проводимый педиатрической службой, позволяет районному логопеду получать сведения о том, сколько детей имеют фактор риска речевых нарушений, в скольких случаях выявлена патология речи. Логопедическая профилактическая работа с такими детьми проводится в логопедических кабинетах при поликлиниках. В процессе подготовки дошкольников к школе проводятся профилактические осмотры детей педиатром и логопедом с целью выявления отклонений в речевом развитии.
Научно обоснованная система диспансеризации, воспитания и обучения детей общеобразовательных и специальных дошкольных и школьных учреждений для детей с нарушениями речи в нашей стране служит фундаментом для реализации профилактической помощи населению. Профилактическая логопедическая по преодолению отклонений у детей, страдающих дизартрией. Логопедический аспект восстановления предусматривает: - систему упражнений лечебной логопедической физкультуры; - систему психологического воздействия; - систему упражнений по фонематическому анализу слов и формированию воспроизводства фонем; - нормализацию просодики речи; - борьбу со слюнотечением. I. Пропедевтический. 1. Обследование, массаж органов артикуляционного аппарата, коррекция общей и мелкой моторики.
II. Коррекция фонетической стороны речи. 1. Развитие фонематического восприятия, закрепление правильного голосоведения и дыхания. 2. Коррекция звукопроизношения. III. Коррекция лексико-грамматической стороны речи. 1. Активизация и расширение словаря. 2. Коррекция грамматический расстройств. [5] Основное внимание в методике преодоления фонетических нарушений у детей со стертой формой дизартрии Л.В. Лопатиной, Н.В. Серебряковой уделяется формированию кинестетической основы движений рук и артикуляторных движений. Система упражнений по развитию моторной функции предусматривает одновременное воздействие на кинетическую основу движения, на статическую и динамическую координацию движений и постепенное их усложнение. При разработке данной методики использованы некоторые упражнения, описанные в работах А.Р. Лурия, Н.И. Озерецкого, О.С. Бот, Е.Ф. Соботович, Р.И. Лалаевой. В методику входят следующие упражнения по коррекции фонетических нарушений: по развитию кинестетической основы движений руки; по развитию динамической координации рук в процессе выполнения последовательно организованных движений; по развитию динамической коррекции рук в процессе выполнения одновременно организованных движений;по формированию кинестетической основы артикуляторных движений; по определению кончика языка (поднят или опущен); на различение узкого и широкого кончика языка; по развитию статики артикуляторных движений; по развитию динамической координации артикуляторных движений в процессе выполнения последовательно организованных движений; на развитие динамической координации артикуляторных движений в процессе выполнения одновременно организованных движений. Поскольку фонетическая сторона речи представляет собой тесное взаимодействие основных ее компонентов (звукопроизношения и просодики), и поскольку у детей со стертой формой дизартрии имеет место нарушение целого ряда просодических элементов речи, в методике указаны приемы для формирования интонационной выразительности речи, с учетом современных лингвистических представлений об интонации, а также особенностей интонационной структуры предложений в речи исследуемой категории детей.
Работе по формированию интонационной выразительности речи предшествует ритмические упражнения. Они подготавливают к восприятию интонационной выразительности, способствуют ее развитию, создают предпосылки для усвоения логического ударения, правильного чтения фраз. В методику включены комплексы упражнений на развитие восприятия ритма; на формирование представлений об интонационной выразительности в импрессивной речи (формирование общих представлений об интонационной выразительности речи; знакомство с повествовательной интонацией, средствами ее выражения и способами обозначения; знакомство с вопросительной и восклицательной интонацией, средствами их выражения и способами обозначения; дифференциация интонационной структуры предложений в импрессивной речи); на формирование интонационной выразительности в экспрессивной речи (развитие силы голоса, высоты, интонационной выразительности, повествовательного, восклицательного и вопросительного предложений). Логопедическая работа по преодолению фонематических нарушений у детей со стертой формой дизартрии осуществляется с учётом современных представлений о многоуровневой структуре процесса восприятия речи (Н.И. Жинкин, И.А. Зимняя, В.И. Галунов, Л.А. Чистович, Е.Н. Винарская). С учётом соотношения элементарных и высших психических функций в процессе развития ребёнка и научных данных об этапах развития фонематических функций в онтогенезе. При разработке данной методики использованы в адаптированном варианте некоторые приёмы и методы, описанные в работах В.К. Орфинской, Д.Б. Эльконина, Е.Ф. Соботович, Р.И. Лалаевой. Методика включает следующие разделы по коррекции фонематических нарушений: формирование восприятия устной речи на фонетическом уровне; формирование восприятии устной речи на фонологическом уровне. В первый этап входят: формирование восприятия устной речи в процессе имитации слогов; формирование восприятия устной речи в процессе различения правильно и искажённо произнесённого звука. Таким образом, в методике разработаны комплексы упражнений с учетом нарушенных компонентов речи при дизартрии и нарушенных психических процессов, характерных для детей со стертой формой дизартрии
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|